Игумен Кирилл (Сахаров)
Москва

Игумен Кирилл (Сахаров). В Великом Новгороде у великих святынь. Часть 2

Опубликовано 30.08.2015

Церковь св. пророка Илии на Славне. На этом месте было одно из древнейших славянских поселений. На месте деревянной церкви в конце 12 века была построена каменная. Храму исполнилось 560 лет. Колокольня была разрушена в 30-е годы. В войну от удара снаряда была разрушена кладка в основании купола, но он устоял. Так как не было ремонта, в 1950-м году купол рухнул. После войны город был в руинах, людям негде было жить. Поэтому храм перестроили в жилой дом. Люди здесь жили до 2011 года. Отопление было печным, удобства – на улице.

Игумен Кирилл (Сахаров). В Великом Новгороде у великих святынь. Часть 1

Опубликовано 30.08.2015

Наименование «Великий» было усвоено Новгороду в 14 веке (по европейским меркам здесь было крупное поселение) и возвращено указом Ельцина в 1999 году, когда городу исполнилось 1140 лет. Вообще, в начале 90-х годов Новгороду были возвращены старые названия многих площадей и улиц. Восстановили даже должность посадника, но тот, кого на эту должность избрали, был на ней первым и последним.

Первое, что я с участниками поездки услышал, был рассказ о реке Волхов – главной водной артерии, которая проходит через весь город. Только одна эта река вытекает из озера Ильмень (47 км длиной и 38 км шириной, самая большая глубина озера – 57 метров). Впадает она в Ладожское озеро. Длина реки 254 км. 

Игумен Кирилл (Сахаров). Читая святых отцов. Часть 2 (окончание)

Опубликовано 01.08.2015

Св. Григорий Богослов получил прекрасное образование. Был сначала епископом в городе Сосиме, а потом в Константинополе, где возродил Православие. Неоднократно спасался от гонений бегством в пустыню. Важнейший его труд – «Пять слов о богословии». Здесь содержится глубокое и высокое учение о Боге Едином, в Троице Славимом. О равночестности Лиц Святой Троицы: «Один не прежде, и Другой не после: Они и хотением не отделяются, и по силе не делятся, и все то не имеет места, что только бывает в вещах делимых. Напротив, если выразиться короче, Божество в Разделенных неделимо, как в трех солнцах, которые заключены, одно в другом, одно растворение света. Поэтому когда имеем в мысли Божество, первопричину и единоначалие, тогда представляемое нами — одно. А когда имеем в мысли Тех, в Которых Божество, Сущих от первой Причины, и Сущих от Нее довременно и равночестно, тогда Поклоняемых — три».

Игумен Кирилл (Сахаров). Читая святых отцов. Часть 1

Опубликовано 01.08.2015

​Возникла потребность кратко систематизировать все, что довелось прочитать в творениях святых отцов Церкви. Забавно слышать от приходящих в храм, насмотревшихся западных сериалов, обращение к себе «святой отец». Целая наука – патрология – изучает их творения, являющиеся свидетельством силы и величия христианства. Несмотря на наличие частных мнений у некоторых отцов, по основным предметам нашей веры они едины, мы видим их согласие - consensus patrum. Блаженный Августин предупреждает: «Кто отступает от единодушного согласия отцов, тот отступает от всей Церкви».

О диспутах со старообрядцами (интервью игумена Кирилла (Сахарова) порталу «Русская вера»)

Опубликовано 20.07.2015

Корр.: Отец Кирилл, известно, что во второй половине XIX - начале XX века большую роль в апологии староверия сыграли старообрядческие начетчики. Их главной задачей, с одной стороны, было объяснить обществу истины Старой Веры, а с другой – защитить её от многочисленных, идеологических, исторических и богословских обвинений со стороны официальной Церкви. Что Вам известно о начетчиках, какие сочинениях из них Вы читали?

Иг. Кирилл: Диспуты - это давно используемый инструмент в арсенале защиты своих взглядов. Убежден, что они должны иметь место и в настоящее время. Естественно, по возможности в спокойном тоне, без экзальтированного полемического задора – стремления, во что бы то ни стало «пригвоздить к позорному столбу», «загнать в угол» оппонента...

Игумен Кирилл (Сахаров). Особенности сербского благочестия

Опубликовано 20.07.2015

​К сожалению, процесс обмирщения в Сербии зашел еще более далеко, чем у нас в России. Мы сохранили гораздо больше. Когда посещаешь сербские храмы, то утраты видишь на каждом шагу. Помню реплику моего однокурсника по академии о. Луки Новаковича: «Народ южный, темпераментный, несколько веков был под турками, отвык от долгих стояний в храме». Услышав однажды, как в начале утрени запели «Слава в вышних Богу» подумал: «Вот подвижники! Все шестопсалмие будут петь на распев», но ничего подобного не произошло, шестопсалмие было полностью опущено, дьякон начал произносить великую ектенью. Бывает, что опускают канон, Литургию вообще служат без часов.

Игумен Кирилл (Сахаров). Русская Церковь в синодальный период. Часть 4 (окончание)

Опубликовано 27.06.2015

Часть 4 (окончание)

В.С. Соловьев. На лекциях в аспирантуре (1989 г.) М.Г. Гаврюшин назвал его «ключевым звеном в истории русской религиозной мысли, от которого берут свое начало большинство философских построений русских религиозных мыслителей 20-го века». В. Соловьев был сыном знаменитого историка С.М. Соловьева. Его брат Всеволод писал исторические романы, в одном из которых обличал Блаватскую – виднейшего теософа. Сестра была поэтессой. Племянник – униатским священником (он увлекался дядей – написал о нем на Западе книгу). Соловьев претерпел серьезную творческую эволюцию. В ранний период он был очень религиозным, даже экзальтированным

Игумен Кирилл (Сахаров). Русская Церковь в синодальный период. Часть 3

Опубликовано 27.06.2015

Часть 3

Продолжаю публиковать цитаты, выписанные мной из множества книг, прочитанных как в годы обучения в духовных школах, так и за годы самообразования. Привожу, конечно, и свои размышления.

В этой части заметок хотел бы всмотреться в портреты некоторых наших мыслителей, писателей и богословов, живших в синодальную эпоху. В первую очередь надо говорить о славянофилах. Бердяев писал, что они впервые ясно сформулировали, что центр русской духовной жизни – религиозный, что русская тревога и русское искание в существе своем религиозны. И до наших дней все, что было и есть оригинального, творческого, значительного в нашей культуре, в нашей литературе и философии, в нашем самосознании, все это – религиозное по теме, по устремлениям.

Игумен Кирилл (Сахаров). Русская Церковь в Синодальный период. Часть 2

Опубликовано 27.06.2015

Часть 2

Очень тяжелым было положение Церкви при Анне Иоанновне (1730-1740 гг). Свидетельство о годах ее правления: «Ни одно русское правительство не обращалось с духовенством с таким недоверием и с такой бессмысленной жестокостью, как при ней. Отношение к православным обрядам было как к суеверию, и управляли люди, не имевшие совершенно никакого представления о Православии». За спиной императрицы дела империи вершил ее фаворит Бирон. Искоренялось все национальное. 

Игумен Кирилл (Сахаров). Русская Церковь в Синодальный период. Часть 1

Опубликовано 27.06.2015

Часть 1

Тема эта очень обширна. Мне хотелось как-то систематизировать, актуализировать, озвучить те наработки, а точнее большой массив выписок из разных прочитанных книг по этой теме. Приступаю к этой работе с двойственным чувством. С одной стороны, критичность - из-за несомненного понижения планки духовного уровня в этот период. Главный критерий, по которому оценивают уровень духовности общества – это количество канонизированных святых. Как известно, в Синодальный период случаи канонизаций были немногочисленны. 

Наверх