Варлам Шаламов
писатель

Варлам Шаламов

Об авторе

Варлам Тихонович Шаламов, создатель литературных циклов о советских лагерях, родился (5) 18 июня 1907 года в Вологде, в семье священника, человека прогрессивных взглядов. Мать Варлама Шаламова была учительницей.

После окончания школы приехал в Москву, работал дубильщиком на кожевенном заводе в Кунцеве. Учился на факультете советского права МГУ. Тогда же Варлам начал писать стихи, участвовал в работе литературных кружков, посещал различные поэтические вечера и диспуты. Потом работал журналистом в различных изданиях.

Был несколько раз арестован и осужден «за контрреволюционную троцкистскую деятельность» и «антисоветскую агитацию» на ряд сроков. В 1936 году состоялась его первая публикация – рассказ «Три смерти доктора Аустино» был напечатан в журнале «Октябрь».

В 1949 году, еще отбывая срок на Колыме, Шаламов начал писать стихи, составившие сборник «Колымские тетради» (1937–1956). Исследователи творчества Шаламова отмечали его стремление показать в стихах духовную силу человека, способного даже в условиях лагеря думать о любви и верности, о добре и зле, об истории и искусстве.

В 1951 году Шаламов был освобожден из лагеря после очередного срока, но еще в течение двух лет ему было запрещено покидать Колыму. Уехал он только в 1953 году. В 1954 году начал работу над рассказами, составившими сборник «Колымские рассказы» (1954–1973).

Все рассказы сборника имеют документальную основу, однако не сводятся к лагерным мемуарам. Внутренний мир героев создавался им не документальными, а художественными средствами. Шаламов отрицал необходимость страдания. Он убедился в том, что в пучине страдания происходит не очищение, а растление человеческих душ.

В 1956 году Шаламов был реабилитирован и переехал в Москву. В 1957 году стал внештатным корреспондентом журнала «Москва», продолжая заниматься литературным творчеством. И в прозе, и в стихах Варлама Тихоновича (сборник «Огниво», 1961, «Шелест листьев», 1964, «Дорога и судьба», 1967, и др.), отразивших тяжелый опыт сталинских лагерей, звучит и тема Москвы (книга стихов «Московские облака», 1972). В 1972 году он был принят в Союз писателей СССР.

В 1979 году в тяжелом состоянии был помещен в пансионат для инвалидов и престарелых. Потерял зрение и слух, с трудом двигался. Последние три года жизни провел в Доме инвалидов и престарелых. Там он продолжал писать стихи. Книги стихов и рассказов Шаламова к тому времени были изданы в Лондоне, Париже, Нью-Йорке. После их публикации к нему пришла мировая известность. В 1981 году французское отделение Пен-клуба наградило Шаламова премией Свободы.

Скончался Варлам Тихонович Шаламов 17 января 1982 года в Москве от пневмонии.

За письмом (рассказ). Варлам Шаламов

Опубликовано 08.03.2024

Полупьяный радист распахнул мои двери.

– Тебе ксива из управления, зайди в мою хавиру. – И исчез в снегу во мгле.

Заклинатель змей (рассказ). Варлам Шаламов

Опубликовано 26.01.2022

Мы сидели на поваленной бурей огромной лиственнице. Деревья в краю вечной мерзлоты едва держатся за неуютную землю, и буря легко вырывает их с корнями и валит на землю.

Мне грустно тебе называть имена. Варлам Шаламов

Опубликовано 30.12.2021

Мне грустно тебе называть имена

Российского мартиролога.

От Пушкина тянется, вьётся она -

Кровавая эта дорога.

Ягоды (рассказ). Варлам Шаламов

Опубликовано 14.09.2021

Фадеев сказал:

– Подожди-ка, я с ним сам поговорю, – подошел ко мне и поставил приклад винтовки около моей головы.

Говорят, мы мелко пашем. Варлам Шаламов

Опубликовано 13.02.2021

Говорят, мы мелко пашем,

Оступаясь и скользя.

На природной почве нашей

Глубже и пахать нельзя.

Славянская клятва. Варлам Шаламов

Опубликовано 05.01.2021

Клянусь до самой смерти
мстить этим подлым сукам,
Чью гнусную науку я до конца постиг.
Я вражескою кровью свои омою руки,
Когда наступит этот благословенный миг.

ПЛОТНИКИ (рассказ). Варлам Шаламов

Опубликовано 30.12.2020

Круглыми сутками стоял белый туман такой густоты, что в двух шагах не было видно человека. Впрочем, ходить далеко в одиночку не приходилось. Немногие направления – столовая, больница, вахта – угадывались неведомо как приобретенным инстинктом, сродни тому чувству направления, которым в полной мере обладают животные и которое в подходящих условиях просыпается и в человеке.

"Апостол Павел" (рассказ). Варлам Шаламов

Опубликовано 02.10.2020

Когда я вывихнул ступню, сорвавшись в шурфе со скользкой лестницы из жердей, начальству стало ясно, что я прохромаю долго, и так как без дела сидеть было нельзя, меня перевели помощником к нашему столяру Адаму Фризоргеру, чему мы оба – и Фризоргер и я – были очень рады.

Сухим пайком (рассказ). Варлам Шаламов

Опубликовано 06.09.2020

Когда мы, все четверо, пришли на ключ Дусканья, мы так радовались, что почти не говорили друг с другом. Мы боялись, что наше путешествие сюда чья-то ошибка или чья-то шутка, что нас вернут назад в зловещие, залитые холодной водой – растаявшим льдом – каменные забои прииска. Казенные резиновые галоши, чуни, не спасали от холода наши многократно отмороженные ноги.

Заговор юристов (рассказ). Варлам Шаламов.

Опубликовано 16.10.2019

В бригаду Шмелева сгребали человеческий шлак – людские отходы золотого забоя. Из разреза, где добывают пески и снимают торф, было три пути: «под сопку» – в братские безымянные могилы, в больницу и в бригаду Шмелева, три пути доходяг.

Варлам Шаламов. ОЧЕРКИ ПРЕСТУПНОГО МИРА. 8. Как "тискают романы".

Опубликовано 08.04.2019

Тюремное время – длинное время. Тюремные часы бесконечны, потому что они однообразны, бессюжетны. Жизнь, смещенная в промежуток времени от подъема до отбоя, регламентирована строгим регламентом, в этом регламенте скрыто некое музыкальное начало, некий ровный ритм тюремной жизни, вносящий организующую струю в тот поток индивидуальных душевных потрясений, личных драм, внесенных извне, из шумного и разнообразного мира за стенами тюрьмы.

Варлам Шаламов. ОЧЕРКИ ПРЕСТУПНОГО МИРА. 7. Сергей Есенин и воровской мир.

Опубликовано 04.04.2019

Этап, который шел на север по уральским деревням, был этапом из книжек – так все было похоже на читанное раньше у Короленко, у Толстого, у Фигнер, у Морозова... Была весна двадцать девятого года.

Варлам Шаламов. ОЧЕРКИ ПРЕСТУПНОГО МИРА. 6.Аполлон среди блатных.

Опубликовано 02.04.2019

Блатари не любят стихов. Стихам нечего делать в этом чересчур реальном мире. Каким сокровенным потребностям, эстетическим запросам воровской души должна отвечать поэзия? Какие требования блатарей должна поэзия удовлетворять? Кое-что об этом знал Есенин, многое угадал. Однако даже самые грамотные блатари чуждаются стихов – чтение рифмованных строк кажется им стыдной забавой, дурачеством, которое обидно своей непонятностью.

Варлам Шаламов. ОЧЕРКИ ПРЕСТУПНОГО МИРА. 4.Тюремная пайка. 5."Сучья" война.

Опубликовано 28.03.2019

Одна из самых популярных и самых жестоких легенд блатного мира – это легенда о «тюремной пайке».

Наравне со сказкой о «воре-джентльмене», это – рекламная легенда, фасад блатной морали.

Варлам Шаламов. ОЧЕРКИ ПРЕСТУПНОГО МИРА. 3. Женщина блатного мира.

Опубликовано 25.03.2019

Аглаю Демидову привезли в больницу с фальшивыми документами. Не то что было подделано ее личное дело, ее арестантский паспорт. Нет, с этой стороны было все в порядке – только у личного дела была новая желтая обложка – свидетельство того, что срок наказания Аглаи Демидовой был начат снова и недавно.

Варлам Шаламов. ОЧЕРКИ ПРЕСТУПНОГО МИРА. 1. Об одной ошибке художественной литературы. 2. Жульническая кровь.

Опубликовано 23.03.2019

Художественная литература всегда изображала мир преступников сочувственно, подчас с подобострастием. Художественная литература окружила мир воров романтическим ореолом, соблазнившись дешевой мишурой. Художники не сумели разглядеть подлинного отвратительного лица этого мира. Это – педагогический грех, ошибка, за которую так дорого платит наша юность. Мальчику 14 – 15 лет простительно увлечься «героическими» фигурами этого мира; художнику это непростительно.

"Ночью" (рассказ). Варлам Шаламов.

Опубликовано 16.11.2018

Ужин кончился. Глебов неторопливо вылизал миску, тщательно сгреб со стола хлебные крошки в левую ладонь и, поднеся ее ко рту, бережно слизал крошки с ладони. Не глотая, он ощущал, как слюна во рту густо и жадно обволакивает крошечный комочек хлеба. Глебов не мог бы сказать, было ли это вкусно.

"Шерри-бренди". Варлам Шаламов

Опубликовано 21.09.2017

Поэт умирал. Большие, вздутые голодом кисти рук с белыми бескровными пальцами и грязными, отросшими трубочкой ногтями лежали на груди, не прячась от холода. Раньше он совал их за пазуху, на голое тело, но теперь там было слишком мало тепла. Рукавицы давно украли; для краж нужна была только наглость – воровали среди бела дня.

"Выходной день" (рассказ). Варлам Шаламов

Опубликовано 12.08.2017

Две белки небесного цвета, черномордые, чернохвостые, увлеченно вглядывались в то, что творилось за серебряными лиственницами. Я подошел к дереву, на ветвях которого они сидели, почти вплотную, и только тогда белки заметили меня. Беличьи когти зашуршали по коре дерева, синие тела зверьков метнулись вверх и где-то высоко-высоко затихли. Крошки коры перестали сыпаться на снег. Я увидел то, что разглядывали белки.

"Сука Тамара" (рассказ) Варлам Шаламов

Опубликовано 05.07.2017

Суку Тамару привел из тайги наш кузнец – Моисей Моисеевич Кузнецов. Судя по фамилии, профессия у него была родовой. Моисей Моисеевич был уроженцем Минска. Был Кузнецов сиротой, как, впрочем, можно было судить по его имени и отчеству – у евреев сына называют именем отца только и обязательно, если отец умирает до рождения сына. Работе он учился с мальчиков – у дяди, такого же кузнеца, каким был отец Моисея.

ЧИТАТЬ РОМАН
Популярные статьи
Наши друзья
Наверх