(26 февраля [10 марта] 1845, Аничков дворец, Санкт-Петербург — 20 октября [1 ноября] 1894, Ливадийский дворец, Крым)
Вот, что писал об Александре III Владимир Андреевич Грингмут в своей книге "Учителя России"
ВЕЛИКИЙ УЧИТЕЛЬ РОССИИ
Среди водоворота текущей жизни с ее жгучими вопросами и лихорадочным волнением мрачное число 20 октября
заставляет всю Россию остановиться, опомниться, оглянуться. «Куда мы стремимся? Строго ли держимся намеченного пути? Верно ли решаем осаждающие и волнующие нас вопросы?»
Так спрашивают себя Русские люди, мысленно обращаясь к Тому, Кто ныне из лучшего мира все так же любовно взирает на дорогую Свою Россию, но — увы! — уже не может давать ей советов и наставлений тем простым и живым словом, которым Он некогда решал труднейшие вопросы государственной жизни.
Слово Его умолкло навеки, и, тем не менее, все Русские люди обращают свои взоры к Нему, ждут от Него указаний и
вразумлений и проверяют свои взгляды и действия безошибочным мерилом Его взглядов и Его действий. Для всех нас все более становится ясным, что, по мере того, как величавый образ Царя ПРАВИТЕЛЯ исчезает по неумолимым законам времени, тем определеннее, тем ярче выступает пред нами лучезарный образ великого Царя УЧИТЕЛЯ.
Да, Он был для России великим Учителем при жизни Своей и остался таковым и после Своей безвременной кончины.
Чему же учил Он и как учил Он Россию?
Он прежде всего учил ее дорожить превыше всего Православной верой, которой Россия обязана своим бытием, своим развитием, своим просвещением. Он учил нас ограждать нашу Православную Церковь от какого бы то ни было нарушения ее святыни, не допускать умаления ее достоинства, как Церкви государственной, сохраняя за Ней принадлежащее ей во всех пределах Империи Всероссийской первое место, как Церкви, освящающей своей благодатью великий подвиг Русского Царя и беззаветное служение Ему Русского народа.
Он учил нас видеть в этом Царском подвиге и в этом беззаветном служении драгоценнейшую сущность всего государственного строя России и всей нашей государственной жизни, сохраняющей в Самодержавии Русских Царей великие заветы прошлого и обеспечивающей Русскому народу великое будущее.
Он учил нас любить Русский народ и дорожить его незаменимыми государственными качествами: его смиренной верой в Бога, его безусловной преданностью Царю, его трезвым государственным чутьем, благодаря которому создалась вся идеальная и реальная мощь Империи Всероссийской, собравшей под державой Русского Царя многие племена, проникающиеся основной зиждительной идеей Русского народа.
Он учил нас ясно намечать государственные цели России и идти к ним твердыми шагами по открытому прямому
пути чистой правды и высшей справедливости.
Он учил нас не забывать великих уроков прошлого, со спокойной прозорливостью оценивать явления настоящего и никогда не терять из виду всех возможных последствий в будущем.
Таково было Его учение, имевшее то великое преимущество, что оно для всех было ясно и наглядно и никаких сомнений не вызывало, никаких лжетолкований не допускало. Враги России негодовали на это учение, возродившее богатырские силы Самодержавной России, друзья ее восторгались этим учением, но враги и друзья ни на минуту не расходились в своих суждениях о сущности этого учения: все без исключения ясно знали, чего желает Царь-Самодержец, куда Он ведет Россию, что Он считает для нее вредным и что полезным.
Эта ясность учения Александра III является драгоценнейшим его качеством и для всех будущих времен России; вот почему 20-е октября, день поминовения Великого Царя Самодержца, является для Русских людей днем самоиспытания, днем проверки своей государственной совести, днем сравнения своих действий и помышлений с непреложными наставлениями великого Учителя.
Эти наставления дают на каждый тревожащий нас вопрос такой простой, категорический ответ, что перед ним сразу исчезают все колебания и сомнения. Нельзя себе даже представить случая, чтобы по какому-нибудь из современных нам вопросов мы могли спорить о том, в каком основном смысле решил бы его Александр III.
Точно так же и при жизни Его никто ни на минуту не сомневался в том, что Он все вопросы, касающиеся государственных основ России, решит не иначе как истинно-русским образом.
Александр III не оставил нам теоретического изложения Своего государственного учения. Но мы в этом теоретическом изложении и не нуждаемся; вся Его жизнь, все слова Его и действия являются для нас практическим, наглядным наставлением, как нам жить, как нам говорить и действовать.
Его учение не было отвлеченной гипотезой, которая осталась бы не примененной к действительной жизни и в основательности которой можно было бы поэтому сомневаться. Нет, мы все знаем, что Его учение постоянно и непосредственно применялось к самым жизненным вопросам Русского государства и постоянно давало самые блестящие плоды, вызвавшие в короткое время небывалое доселе мощное развитие национального возрождения России.
В этом именно и заключается неопровержимость и непреложность учения Александра III, которое так радует друзей России и так огорчает ее врагов: успех Его политики у всех на глазах, отрицать его нет возможности, и никто не в силах умалить его значение. Если вы хотите благоденствия, могущества, единства и славы России, — поступайте именно так, как поступал Александр III; если вы хотите противоположных результатов, — поступайте иначе.
Тут не может быть места каким-либо отговоркам, уклонениям или сомнениям со ссылками на то, что мы-де не знаем, как в данном случае поступил бы покойный Император. История всей Его жизни, ясная, прозрачная, как хрусталь, лежит и вечно будет лежать пред нашими взорами открытой для всех книгой, в которой лишь вольные или невольные слепцы читать не могут.
Эта открытая книга будет для России вечно служить мудрым наставлением в мирные дни и спасительным маяком в
бурные времена ее исторической жизни, от которых да предохранит ее всеблагая милость Божия.
http://rusinst.ru/docs/books/Gringmut-Obedin.ludi.rus.pdf
P.S. Владимир Андреевич Грингмут (1851–1907), выдающийся русский общественный деятель, публицист,
филолог, историк, один из главных вождей Черной Сотни – общественного движения, объединявшего лучших людей России. Более 100 лет его произведения находились под запретом, были изъяты из библиотек, за чтение их расстреливали, бросали в тюрьму.
В. А. Грингмут стремился воспрепятствовать тенденции превращения черносотенных организаций в типичные политические партии, занимающиеся главным образом выборами в Государственную Думу. Он считал, что у черносотенного движения есть более высокие и вечные цели — национальное и религиозно-нравственное возрождение русского народа. Удастся достичь этих целей — и тогда никакие враги не одолеют Россию.