ЕСТЬ ТАКОЕ МНЕНИЕ. Почему наши дети не читают: ещё раз и на пальцах

Опубликовано 12.08.2017

Если родители массово не жалуются на детей, значит, что-то идёт не так. Дети раздражают, но разные поколения мам и пап недовольны разным.

Одна из самых частых жалоб интернет-эпохи: «Почему они не хотят читать книг?!». Произносится в трёх семейных ситуациях:

- родители и сами в детстве читали не очень много, но то, что дети не читают вообще, их расстраивает; они боятся, что дети вырастут некультурными и с клиповым мышлением;

- мама или папа читали в детстве запоем, а ребёнок как чужой, совсем не интересуется теми книгами, которым родителям так хочется поделиться, читает время от времени и, кстати, растёт с клиповым мышлением;

- ребёнок обожает читать, но читает сериями книги современных, чаще всего иностранных авторов – Роулинг, Геймана, Кинга; совсем не интересуется старыми добрыми Носовым, Драгунским, Губаревым и Беляевым – в общем, отрывается от своей культуры и учится неизвестно чему.

Почему дети не читают вообще?

А вспомните, запойно читающие мамы и папы, куда девались книжки, когда по телевизору показывали сериалы про Глеба Жеглова или Алису Селезнёву. Как только находилось что-то интереснее, зрелищнее книги, почти все книгочеи её откладывали.

Примерно то же происходит с современными детьми. Они видят нечто более зрелищное и делают выбор в пользу конфетки для глаз (или информационно питательного, но красиво поданного блюда вроде развлекательно-образовательных передач).

Хуже того, многие дети вообще избегают информации, которую вроде как надо запоминать. Они предпочтут информационную жвачку, которую выплюнут, а не усвоят. Страшно?

А вы оглянитесь вокруг. Ребёнок приходит в мир, переполненный навязчивой информацией. Зрительный информационный шум везде. Он на улице, где тексты, картинки и видео лезут из каждой витрины, с каждого гигантского рекламного баннера, с бортов автобусов, с рекламных буклетов. Он в телевизоре, планшете с игрой, в детской комнате (где поставленные рядами десятки игрушек спорят друг с другом пестротой). Дети купаются в информационном шуме, их организм стремится спастись от пресыщения, отталкивая столько информации, сколько не сможет зацепиться за чувства.

В то время как у нас вырабатывался механизм добычи интересной информации, у них формируется необходимый для выживания механизм отбрасывания информации от их еще не созревшей высшей нервной системы.

И тут мы говорим: а впихни-ка в себя большой кусок явно не актуальной для тебя информации потому, что этот кусок нравился когда-то мне.

При том, что я радовалась, когда моя дочь прочитала сагу о Форкосиганах, которую я обожаю, и «Грозовой перевал», который я так рада с ней разделить, не могу не признать, что тактика, описанная абзацем выше, так себе. Она, говоря откровенно, выглядит немного издевательски.

Вопрос о переизбытке информации, к слову, пытаются решить сейчас в Финляндии, побуждая детей самим отыскивать её, добывать, словно руду, знания прошлого и настоящего, которые приведут к ответам на актуальные вопросы.

Вероятно, подход к предложению книг тоже должен строиться на схожих принципах. Чем хороша книга для подрастающего поколения? Тем, что она, в отличие от фильма, не несёт излишка информационного шума. Все спецэффекты, которые кажутся необходимыми, ты добавляешь по вкусу уже в своём воображении. Ещё книга говорит с тобой на той скорости, на которой нужно тебе. С фильмом, как ни ставь на паузы, это не прокатывает. Эпизоды уже сняты в определённом темпе, в нём ты и должен их проглотить. Книга гораздо лучше подстраивается под пользователя.

Третье достоинство книги: она даёт ответ на вопрос. У тебя есть глобальный вопрос? Всегда есть книга, из которой тебе можно будет добыть ответ. Фильм тоже способен дать ответ, но речь ведь о том, зачем может быть ребёнку нужна книга, а не чем она лучше.

А ещё совместное чтение книги — совершенно особенный вид совместного времяпрепровождения. Родители часто не знают, как общаться со своими детьми, а детям общение нужно. Просто ради него многие соглашаются послушать о приключениях рыжей девочки, с которой никому не разрешали водиться, или об отрезанной профессорской голове... А там и в сам сюжет втягиваются, получая двойное удовольствие. А как насчёт того, чтобы обсудить прочитанное? Во многих местах сюжета дети сами начинают рассуждать или задавать вопросы. Вот уже и третья радость!

Очевидно, большинство из «не читающих» детей не знакомы с этими достоинствами книг или не распробовали их.

Что касается родителей, которые сокрушаются над детьми, читающими не запойно. Вспомните про количество информации, которое плавает вокруг ребёнка каждый день. И вспомните, почему вы сами читали так много. Потому что вам негде больше было получить столько интересных историй. А нынешним детям — есть. Даже многие планшетные игры включают в себя историю.

Наконец, тем, кто обеспокоен выбором книг для чтения: возьмите те же книги и прочтите. А потом ещё раз, уже пережив тот факт, что они незнакомые, и реалии там чужие. Вы увидите, как в Гарри Поттере воспеваются дружба и семейная любовь, что Кинг — те же страшилки, которыми мы пугали друг друга в лагерях. И, кстати, как насчёт знаменитой книги Успенского о красной руке и чёрной простыне? Может быть, она позабавит и ваше чадо: интересно, каких странных вещей боялись пионеры.

А клиповое мышление – это мышление нового поколения. А ещё мириадов поколений японцев, которые традиционно утомляются, читая длинные тексты, не разбавленные картинками, и потому иллюстрируют всё. Японцы, кажется, не стали от своего типа мышления идиотами. Я верю, что и наши дети не станут. По крайней мере не от него.

Источник: https://storia.me/ru/@anastasia.moth/kultura-i-iskusstvo-p4rgh/sebe-prisvoit-um-chuzhoi-khvatit-delitsya-tsitatami-i-kartinkami-v-sotssetyakh-4kjdsp
Наверх