Кто такой от. Александр Мень

Опубликовано 25.09.2018
Кто такой от. Александр  Мень

Митр. Иларион выступил на международной конференции «Протоиерей Александр Мень: послание XXI веку», заявив:«Протоиерей Александр Мень был одним из выдающихся пастырей Русской Православной Церкви XX века, обладавший многими дарованиями и все их направивший на служение Церкви. Послушать его проповеди в скромный сельский приход в Подмосковье съезжались тысячи людей. В числе тех, кого отец Александр привел в Церковь и кто духовно окормлялся у него, был цвет российской интеллигенции..."

Когда так активно кого-то хвалят самые ярые экуменисты и модернисты, то невольно возникают законные опасения. Может это напрасные сомнения? Давайте ознакомимся с материалом, раскрывающим кем же был о.Александр Мень, чем жил и о чем учил народ Божий.

(1935-1990) один из крупнейших модернистов в Русской Православной Церкви XX в., экуменист, основатель религиозного синдиката, носящего его имя.

Во время учебы в школе занимался в детском биологическом кружке при ВООП (Всероссийское общество охраны природы). По воспоминаниям соученицы А.М., из кружка, кто послабее, шел в Московский пушно-меховой институт (МПМИ) на охотоведческий факультет. В 1953 г. А.М. пытался поступить в МПМИ, но и здесь нужное количество очков набрать не удалось, и он пошел на заочное отделение. В 1955 г. институт расформировали и студентов перевели в Иркутский сельскохозяйственный институт. В мае 1958 г. А.М. отчислен с последнего курса.

В 1950 г. познакомился с инспектором МДА А.В. Ведерниковым, который стал его покровителем. В 1958-60 гг. учился на заочном отделении ЛДС. В 1965 г. закончил заочно МДА. В 1969 г. защитил в МДА кандидатскую диссертацию «Элементы монотеизма в дохристианской религии и философии».

В 1958 г. был представлен А.В. Ведерниковым митр. Николаю (Ярушевичу). В том же году посвящен в дьяконы и направлен в приход села Акулово. Рукоположен в сан священника; направлен вторым священником (с 1961 г. — настоятель) в храм Покрова Пресвятой Богородицы в подмосковном селе Алабино. В 1964-70 гг. служил вторым священником в Тарасовке Московской области. В 1970-89 гг. — второй священник в храме Сретения Господня в селе Новая Деревня близ Пушкино Московской области, с 1989 г. — настоятель.

О.А. М. утверждал, что на него оказали большое влияние представители «русской религиозной мысли» и богословского модернизма. Он называл В.С. Соловьева своим учителем, не разделяя основных положений учения Соловьева: учение о Софии, о всеединстве, о теократии. Наиболее чужды мне его апокалиптические мотивы. Среди прочих авторитетов о.А.М. указывал на Н.А. Бердяева, Н.О. Лосского, о.П. Флоренского, о.С. Булгаковаи С.Л. Франка. Очень ценил С.Н. Трубецкого. Из западных считал наиболее важными для себя Гарнака, Честертона, Любака, Л. Буйе, советника по литургической реформе Второго Ватиканского Собора. Очень дорожу духом Второго Ватиканского Собора,- говорил о. А.М. в одном из последних интервью.

В 1961 г. познакомился с трудами Тейяра де Шардена, которого высоко ценил за оккультный эволюционизм и вообще за разрушительные для Христианской веры выводы. Из новых философов наиболее близки А. Бергсон, У. Джеймс.

С 1959 г. его статьи начали появляться в «Журнале Московской Патриархии», ответственным секретарем редакции был в то время А.В. Ведерников. При нем о. А. М. опубликовал более 20 статей.

Обложка одной из книг о. Александра Меня. Издательство "Жизнь с Богом"

Обложка одной из книг о. Александра Меня. Издательство «Жизнь с Богом»

О. А.М. публикуется в католическом издательстве «Жизнь с Богом», которое использует его книги как орудие католического прозелитизма в России. Участвовал в переводе и издании Франциска Сальского. В 70-х гг. приглашен принять участие в издании «брюссельской» Библии; составил комментарии к Пятикнижию Моисея и книгам Пророков.

Образец герменевтики о. А.М. Он говорит о вечности загробных мучений буквально следующее: Слово «вечность» не должно пониматься как бесконечность во времени. Ведь сказано, что времени уже не будет. И сказано, что «Бог будет всем во всех»… Слова Христовы о «вечных» муках следует скорее понимать как слова о муках «потусторонних». Ибо вечное в данном случае синоним неземного, так же как и «жизнь вечная» есть не просто существование без конца (такое ведь может быть и в аду), а с истинной Жизнью в ином бытии. Средневековое же понятие о бесконечных муках ада было, вероятно, скорее педагогическим приемом. То есть вечность мук будет конечной, «потому что» в вечности нет времени! Иными словами, о. А.М. не постигает, что время есть мера, а вечность – отсутствие всякой меры и всякого предела. Именно из этого Св. Отцы делали вывод о том, что за гробом мучения будут продолжаться бесконечно.

С сер. 60-х гг. статьи о. А.М. печатаются в «православных» модернистских и католических изданиях: «Вестник РХД» (Париж), «Голос Православия»(«Stimme der Ortodoxie») (Берлин), «Логос» (Брюссель), «Посев» (Франкфурт-на-Майне).

В 1975 г. дал интервью самиздатскому журналу «Евреи в СССР» под заголовком «Евреи и христианство», перепечатанное через год в «Вестнике РХД». В нем о. А.М. называет «ошибочным» прославление Церковью св. мучч. Гавриила Белостокского и Евстратия Печерского. Полагая недостоверным подвиг этих святых (принятие мученической кончины от иудеев), признавал возможность их деканонизации. Позднее, в 1989 г. в интервью С.С. Бычкову в газете «Московский комсомолец» объявил политической акцией карловчан канонизацию Новомучеников Российских. На вопрос о наличии в православных богослужебных текстах резких выпадов против евреев, о. А.М. ответил, что они являются пережитком средневековых нравов и, возможно, вскоре будут изъяты из богослужения. Речь шла о текстах из «Последования 12 Евангелий Страстей Господних» и Утрени Великой Субботы: «За благая, яже сотворил еси роду еврейскому, распяти Тя осудиша, оцта и желчи напоивше Тя.»; «О предательстве не довольни быша, Христе, роди еврейстии, но покиваху главами своими, хулу и ругание приносяще;, «Богоубийц собор, иудейский язык беззаконный, к Пилату неистовне зовый, и глаголаше: распни Христа неповиннаго». Такова оценка о. А.М. Святоотеческих текстов: св. Мелитона Сардийского «О Пасхе», текст которой лег в основу антифонов Утрени Великого Пятка, трипеснца св. Космы Маиумскогои тропарей крестовоскресных канонов Октоиха «Христоубийца и пророкоубийца бысть еврейское множество…» автором которых является св. Иоанн Дамаскин.

Еще в студенческие годы целиком перешел на экуменические позиции. На этой почве сблизился с Н.Е. Пестовым, который, по воспоминаниям близких, открыл ему западное христианство. Причинами отпадения западных христиан от Православной Церкви о.А.М. парадоксально считал различия в душевном складе разных людей и народов, и политические распри, и культурные расхождения. В результате возникли и отличия в обрядах и в вероучительных формулировках. Это, разумеется, несправедливо по отношению к католическому Западу, который отличался догматическими нововведениями, но отнюдь не по душевному складу от греков, болгар и славян. Различие же в обрядах относится к эпохе первых веков Христианства и никак не может считаться результатом расовых различий римлян от сирийцев, греков и евреев.

В духе марксистского эволюционизма о.А. М. утверждал, что в развитии Церкви есть общая закономерность: сначала нерасчлененное единство, потом разделение и, наконец, единение на высшей ступени. Эта последняя стадия уже близка к осуществлению, как пророчествовал о.А.М. Содействуя этой эволюции религии, поощрял молитвенное общение своих прихожан с инославными, вместе с ними встречался с либеральным католическим ксендзом Станиславом Добровольскисом, участвовал в библейских семинарах, которые организовывал в Москве католический священник из Швейцарии Жак Лёв. В семидесятые годы члены экуменической общины в Тезе, основанной протестантским пастором Роже Шютцем, познакомились с последователями о. А.М., который лично проявил внимание к деятельности этой общины в области пропаганды религиозного индифферентизма.

В круг последователей и почитателей о.А.М. входили многие модернисты и экуменисты, в частности, С.И. Фудель, о. Сергий Желудков, католическая монахиня в миру Н.Л. Трауберг, Владимир Никифоров, ставший отступником от Православия и перешедший в католицизм, Сергей Маркус, отрекшийся от Христа и ставший магометанином, о. М. Аксенов-Меерсон, Е.В. Барабанов, С.С. Бычков, В.К. Зелинский, Г.П. Чистяков, Я. Кротов, Е.Ю. Гениева, А.И. Борисов, В.Н. Лапшин, Л.И. Василенко, В.И. Илюшенко, С.С. Аверинцев и др.

о. А. Мень и о. Сергий Желудков

Известен отзыв о. А.М. об одном из самых известных его последователей С.С. Бычкове. Согласно свидетельству А.И. Огородникова, он в феврале 1974 г. был в гостях у Александра Меня, я еще у него никого не знал, мы обсуждали идею создания подпольной семинарии и он сказал, что у него есть Бычков С.С., он очень активный, но он стукач и агент КГБ и чтоб я это имел ввиду. Он сказал, что от него сложно избавиться, тем более что он прихожанин. Это и впоследствии не помешало о. А.М. поддерживать отношения и пользоваться информационной поддержкой со стороны С.С. Бычкова.

С началом перестройки связан выход о. А. М. к широкой аудитории. С 1988 г. он активно сотрудничает в средствах массовой информации, занимается широкой преподавательской и лекционной деятельностью. Провел серию религиозных передач по радио, подготовил несколько телевизионных программ. В 1989 — 1990 гг. напечатал около 30 статей. Прочел более двухсот лекций на самые различные темы — «История религий», «Жизнь и смерть», «Библия в литературе», «Обряды и таинства», «Культура и христианство» и многие другие — в учебных и научно-исследовательских институтах Москвы, а также в различных клубах. Среди них циклы лекций в д.к. Дукат, д.к. им. Горького, д.к. Завода автоматических линий, д.к. завода «Серп и Молот», д.к. им. Серафимовича, д.к. «На Красной Пресне», в Государственной библиотеке иностранной литературы (директор Е.Ю. Гениева) и других.

В 1989 г. в конференц-зале ВГБИЛ о. А.М. организовал дружескую встречу под девизом «Ислам – Христианство: конфронтация или диалог?» На ней присутствовал мулла из Дагестана Магумаев Магомет Расул (см. публ. Анастасии Андреевой в журнале «Наука и Религия» №3, 1994).

Один из инициаторов создания Российского Библейского общества (основано в 1990 г.); в том же году основал журнал «Мир Библии», учредил общество «Культурное возрождение».

Убит неизвестным преступником 9 сентября 1990 г.

В целях распространения наследия о. А.М. еще при его жизни был создан религиозный синдикат, в который на настоящий момент входят приход храма свв. Космы и Дамиана в Шубине (настоятель о. Александр Борисов, руководитель книготорговлей — брат о.А.М. Павел Мень), приход храма Сретения Господня в пос. Новая Деревня (о. Иоанн Пеньтковский, о. Владимир Архипов) и ряд других, Общедоступный Православный Университет, Российское Библейское общество, Гуманитарно-благотворительный фонд им. о. А. Меня в России, Международный благотворительный фонд им. А. Меня в Латвии и другие организации.

В Культурно-просветительском центре «Дубрава» им. протоиерея Александра Меняежегодно проходит научно-богословская конференция — «Меневские чтения«.

Премия имени о. Александра Меня с девизом «За экумену культуры» была учреждена в 1995 году Академией католической епархии Роттенбург-Штутгарт, ВГБИЛ (директор Е.Ю. Гениева), Европейской Академией «Гражданское общество», журналом «Иностранная литература» и Институтом восточноевропейской истории и страноведения Тюбингенского университета (Германия). Среди лауреатов – М.С. Горбачев, писатели Л. Копелев, Ч. Айтматов А. Приставкин Д. Гранин, Л. Улицкая, немецкие политики, журналисты.

В Большом зале ВГБИЛ ежегодно проводятся Международные межрелигиозные тематические конференции памяти протоиерея Александра Меня.

В 2000 г. «канонизирован» в самочинной «Православной церкви возрождения» (иначе — «Апостольской православной церкви»).

О НЕМ:

Протоиерей Александр Мень, как комментатор Священного Писания

Р. Вершилло. Мироздание и мифосознание

Призван ли кто необрезанным, не обрезывайся

11.09.2014 Меневские чтения соединили несоединимое

11.09.2013 Прошли ежегодные Меневские чтения

16.04.2012 “Живой голос о. Александра Меня”

16.02.2012 Тони Блэр как почитатель о. Александра Меня

27.09.2011 Сочинения о. Александра Меня одобрены, не одобрены, и никто за это не отвечает

07.07.2011 О. Александра Меня могли убить из-за коммерческих интересов

14.05.2011 Чтения памяти о. Александра Меня в Москве

11.09.2010 Представители Ватикана приняли участие в памятных мероприятиях в честь о. Александра Меня

Цитаты:

Следуя по пути, проложенному созерцанием, индийские брахманы приходят к тому же, к чему приходили все мистики, в какое бы время и в каком бы народе они ни жили. Яджнявалкья и Будда, Плотин и Ареопагит, Мейстер Экхарт и Григорий Палама, каббалисты и Николай Кузанский, Яков Беме, Рейсбрук и множество других ясновидцев Востока и Запада с единодушием, которое невольно приводит в трепет, возвещают о том, что они познали, дойдя до самых пределов бытия. Все они как один свидетельствуют, что там исчезает все мыслимое и представимое, что там нет ничего и в то же время — неизречённая Полнота. Там невозможно найти ни одного из свойств мира, природы и духа; там нет ни добра, ни зла, ни света, ни тьмы, ни движения, ни покоя. Там царит нечто, превосходящее самую глубокую мысль человека, превосходящее само бытие. В священном мраке, скрывающем основу основ, они ощутили реальность Сущего, Абсолюта. Страшная, непереносимая тайна!..

Сказать, что 700 млн католиков и 350 млн протестантов находятся в заблуждении, а только мы одни истинная церковь — значит пребывать в безумной гордыне, ничем не оправданной.

(Мое) усвоение русской религиозной мысли нового времени столкнулось неожиданно с определенной трудностью. Протоиерей Г.Флоровский, труд которого я прочел в конце студенческого периода, называл все это течение «декадентским». Он предлагал ориентироваться на митрополита Филарета (Дроздова), считал его чуть ли ни новым отцом Церкви. Но его аргументы в конце концов меня не убедили.

Если выразиться кратко, для меня вера, которую я исповедую, есть Христианство как динамическая сила, объемлющая все стороны жизни, открытая ко всему, что создал Бог в природе и человеке. Я воспринимаю его не столько как религию, которая существовала в течение двадцати столетий минувшего, а как Путь в грядущее.

Еврея-христианина и еврея-иудаиста связывает не только общность национального происхождения, но и вера в Единого Бога, вера в Священное Писание, общая религиозная этика.

Христианство и ислам имеют общие корни. Я думаю, не всем это ясно, не все это отчетливо понимают… Я думаю, что в итоге некоторого цикла таких обсуждений, конференций, встреч общественности возможно объединение усилий наиболее авторитетных сил ислама нашей страны и христианства нашей страны, чтобы они совместно могли противостоять тому злу разрушения и распадения, той ржавчине, которая разъедает наше общество. Во имя веры! Во имя духовных ценностей! Во имя вечных нравственных заповедей, данных Богом нашему праотцу Аврааму, от которого ведут свое происхождение монотеистические религии, в частности, христианство, ислам и иудаизм.

Прав был Владимир Сергеевич Соловьев, автор одной из лучших работ XIX века по мусульманству, который подчеркивал, что христиане должны помнить о том, что Мухаммед проповедовал веру в единого истинного Бога…

Основные труды:

Истоки религии (1970) издательство «Жизнь с Богом»

Магизм и единобожие: Религиозный путь человечества до эпохи великих Учителей (1971) издательство «Жизнь с Богом»

У врат молчания: Духовная жизнь Китая и Индии в середине 1. тысячелетия до н.э. (1971) издательство «Жизнь с Богом»

Вестники Царства Божия: Библейские пророки от Амоса до Реставрации (VIII–IV вв. до н.э.) (1972) издательство «Жизнь с Богом»

Дионис. Логос. Судьба: Греческая религия и философия от эпохи колонизации до Александра (1972) издательство «Жизнь с Богом»

Сын Человеческий (1976) издательство «Жизнь с Богом»

Евреи и христианство (интервью, данное сотруднику самиздатского журнала «Евреи в СССР» (N 11, 1975) А. Шойхет) // Вестник РХД. 1976. № 117

Таинство, слово и образ: Богослужение Восточной Церкви (1980) издательство «Жизнь с Богом». Предисловие архиеп. Иоанна Шаховского

Как читать Библию: Руководство к чтению книг Ветхого Завета (1981) издательство «Жизнь с Богом»

На пороге Нового Завета (1983) издательство «Жизнь с Богом»

Рождество Христово (интервью с С.С. Бычковым) // Московский комсомолец. 1990. 3 января

Сын Человеческий (интервью с С.С. Бычковым) // Московский комсомолец. 1990. 16 сентября

Дело Церкви – дело Божие (интервью с С.С. Бычковым) // Московский комсомолец. 1990. 18 октября

Сын Человеческий (1991) 4-е изд., перераб. и доп. Послесловие С.С. Аверинцева

История религии: В поисках Пути, Истины и Жизни. Т. 1: Истоки религии (1991) Предисловие С.С. Аверинцева

Практическое руководство к молитве (1995) издано Фондом им. Александра Меня

Первые апостолы (1998) издано Фондом им. Александра Меня

Читая Апокалипсис. Беседы об Откровении святого Иоанна Богослова (2002)

Отец Александр Мень отвечает на вопросы (2008) издательство «Жизнь с Богом»

Источники:

AEQUINOX. Сборник памяти о.А. Меня (1991) Среди авторов: Игнатий (Крекшин), Л.И. Василенко

И было утро… Воспоминания об отце Александре Мене (1992) Предисловие Игнатия (Крекшина), ред. Н.Ф. Григоренко-Мень

Зорин А. Ангел-чернорабочий (1993)

Бибикова В. Александр Мень. Студенческие годы // Природа и охота. 1993. № 5-6

Ив Аман. Александр Мень. Свидетель своего времени (1994) Предисловие о.Г. Чистякова

Масленикова З. Жизнь отца Александра Меня (1995)

Бычков С. Хроника нераскрытого убийства (1996)

Три праведника рассказывают об основных Таинствах Православия: К 2000-летию Рождества Христова (1998) Сост., вступ. ст. С.С.Бычкова

Норман Кон. Благословение на геноцид: Миф о всемирном заговоре евреев и «Протоколах сионских мудрецов» (2000) Перевод С.С. Бычкова; Пред. о.А. Мень

Илюшенко В. Отец Александр Мень (2000)

Еремин А. Отец Александр Мень. Пастырь на рубеже веков (2001)

К истории одного процесса. сайт ООД «За права человека»

Источник: https://antimodern.wordpress.com/2009/12/09/men-2/
Поделиться в соцсетях
Оценить

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

ЧИТАТЬ ЕЩЕ

ЧИТАТЬ РОМАН
Популярные статьи
Наши друзья
Авторы
Иван Жук
Москва
Юрий Кравцов
пос. Суземка, Брянская обл.
Павел Рыков
г.Оренбург
Наверх