Легализация насилия в нашей стране

Опубликовано 04.11.2018
Легализация насилия в нашей стране


Школьный учитель истории Дмитрий Лучкин об истоках жестокости школьников …

Трагедия, произошедшая в школах Перми и Улан-Удэ, как лакмусовая бумажка, обнажает катастрофическое положение в системе образования и общества в целом.

Для меня как учителя истории, профессионала, отца двух дочерей, трезво оценивающего настоящее положение в школе, это событие, как бы страшно в этом ни признаться, не стало открытием. Я тот самый учитель по призванию, о новой категории которых говорил наш премьер-министр. Правда, я и не бизнесмен… Поэтому преподавание в школе не моя основная деятельность, я работаю в школе по совместительству, но по профессии я действительно учитель истории и обществознания, и проблему вижу, что называется, изнутри. Я очень люблю свой предмет, могу с радостью заявить, что среди моих выпускников есть дети, в дальнейшем профессионально посвятившие себя исторической науке, о чем мне всегда приятно говорить. Но дело не в этом…

Совсем недавно, перед новогодними каникулами, в учительской, я разговорился с коллегами по вопросу успеваемости и школьной дисциплины. Конечно, учителя, как правило, это специалисты уже предпенсионного или пенсионного возраста, сравнивали положение дел тогда и сейчас. Положение аховое… Причин тому множество, но главная, на наш взгляд, сводится к тому, что профессию учитель растоптали и унизили окончательно. Статус учителя чрезвычайно низок. Учитель абсолютно бесправен у себя на уроке. Если в классе хулиган, грубиян, то сделать с ним педагог ничего не может. Удалить его из класса нельзя, контакты с родителями, как правило, не приносят результата, выгнать такого хулигана из школы невозможно. Одна учительница показывала мне синяки на запястьях – следы борьбы с шестиклассником…

Говорили и о ненавистном ЕГЭ, о том, что ученики совершенно не умеют излагать свои мысли, не читают книг, общению на переменах предпочитают гаджеты, словом, о том, о чем всякому современному родителю известно. Кто-то может парировать: Но ведь научить излагать мысли – задача как раз учителя. Согласен. Но современная система итоговой аттестации сводит на нет эту задачу. Как раз это не самое главное в образовательном процессе. В настоящий момент главная цель – натаскать, именно натаскать, ученика к ОГЭ и ЕГЭ. Кстати говоря, в школы совсем недавно вернулось сочинение. То есть уже выросло поколение учеников и учителей, которые сочинения в школе не писало. Кроме того, как можно справедливо оценить знания ученика, если у нас в стране фактически трёхбалльная система школьной оценки! Ставить двойки в четверти, а уж тем более в году, мягко говоря, не приветствуется ни школьной администрацией, ни Отделом образования района. Любому учителю это все известно. Но, уверяю вас, дорогие читатели, что у каждого учителя, особенно старшего поколения, имеющего профессиональный и жизненный опыт, буквально болит душа от того, до какого состояния опустилось наше образование. Я убежден, в нашей стране превосходные учителя, со всеми, с кем я знаком – это профессионалы с большой буквы. Только это люди уже уходящей эпохи, те, кому была посвящена, в свое время нашумевшая работа американского исследователя Артура С. Трейси – младшего 1961 года «Что знает Иван, а Джонни – нет», где он сравнивает положение образования в 50 – 60 –х годах в СССР и США. Тогда наше образование по праву считалось лучшим в мире, а статус педагога, в том числе и правовой, на высоком уровне.

В современном российском обществе данностью стало убийства и покушения на убийства школьниками одноклассников и учителей. Можно проследить хронологию всех эпизодов, начиная с 2017 года. С начала 2017 года зафиксировано 12 таких инцидентов (без учета ЧП 19 января 2018 года).

11 февраля 2017 года на уроке в школе №1 Нижнекамска 14-летний ученик выстрелил из пневматического пистолета в глаз соседа по парте. Пострадавший подросток обратился в медпункт, где ему отказались вызвать скорую помощь. В итоге директор довез пострадавшего в больницу на личном автомобиле. 17 февраля ребенок скончался в одной из больниц Казани от полученного ранения. Против стрелявшего было возбуждено уголовное дело по статье 111 («Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть человека»), против сотрудников школы - по части 2 статьи 293 УК РФ («Халатность, повлекшая по неосторожности смерть человека»).

12 мая 2017 года в Усинске (Республика Коми) во дворе школы №2 один из учеников 2001 года рождения открыл огонь из пневматического пистолета по другим детям. Травму глаза получила девочка 2003 года рождения. В отношении подростка возбуждено дело по статье 213 УК РФ («Хулиганство»). Директор школы получила выговор.

5 сентября 2017 года в городе Ивантеевке (Московская область) в школе №1 15-летний старшеклассник открыл стрельбу в классе и напал на учительницу с кухонным топориком. В результате возникшей паники три учащихся выпрыгнули из окна, один из них получил перелом. Открытую черепно-мозговую травму получила учительница. Стрелявший находится под арестом. В отношении него возбуждено и расследуется уголовное дело по двум статьям УК РФ – «Хулиганство» и «Покушение на убийство».

19 октября 2017 года в Сыктывкаре (Республика Коми) 13-летний подросток пронес на занятия в школу №12 пневматический пистолет. Во время игры с оружием произошел непроизвольный выстрел, в результате чего другой ученик 2004 года рождения был ранен в область века и скулы. О результатах проведенной следственной проверки СМИ не сообщали.

25 октября 2017 года в туалете школы №85 Дзержинского района Волгограда было обнаружено тело 14-летнего ученика с ножевым ранением в области сердца. Нож со следами крови был найден на улице около здания школы. СК возбудил уголовное дело по статье «Убийство». 26 октября был задержан 15-летний одноклассник погибшего, который написал явку с повинной. В СК рассказали, что, со слов подозреваемого, на перемене в коридоре школы он демонстрировал приятелям свой нож. В тот момент, когда опасный предмет находился в руках у потерпевшего, владелец ножа нечаянно толкнул его, в результате чего мальчик получил смертельное ранение в сердце. Испугавшись, подозреваемый выкинул нож на улицу. 30 октября 2017 года в СК сообщили, что признавшийся в убийстве школьник отпущен домой. Меру пресечения ему не избрали из-за возраста, положительной характеристики и обстоятельств преступления.

17 ноября 2017 года на уроке географии в одной из школ Приокского района Нижнего Новгорода ученик поставил на стул одноклассника перочинный нож, направив острие вверх. Сев на него, 14-летний школьник получил ранение бедра и с сильным кровотечением был госпитализирован в состоянии средней тяжести. По факту ЧП правоохранительные органы инициировали проверку, о результатах которой не сообщалось.

28 ноября 2017 года в средней школе №1 города Высоковска (Клинский район Московской области) подросток в ходе ссоры со сверстником достал принесенный с собой нож и ранил им одноклассника в область шеи. На следующий день следователи задержали подозреваемого, в его отношении было возбуждено уголовное дело по части 3 статьи 30 и части 1 статьи 105 УК РФ («Покушение на убийство»).

18 декабря 2017 года на спортивной площадке одной из школ в микрорайоне Юбилейный Иркутска между несовершеннолетними произошла ссора, в ходе которой один из них ударил оппонента ножом. Пострадавший 15-летний подросток, воспитанник социально-реабилитационного центра, от полученного ранения скончался. 19 декабря по подозрению в убийстве был задержан 16-летний юноша, ранее привлекавшийся к уголовной ответственности. И подозреваемый, и жертва состояли на учете правоохранительных органов.

22 декабря 2017 года в Комсомольске-на-Амуре (Хабаровский край) ученик девятого класса устроил стрельбу на территории школы. По данным краевого УМВД, подросток вышел на крыльцо учебного заведения и выстрелил по газонам из пистолета, внешне схожего с пневматическим. Несколько пуль рикошетом попали в трех семиклассников, один из потерпевших получил гематомы.

15 января 2018 года в школе №127 Мотовилихинского района Перми произошел инцидент с применением холодного оружия. По версии следствия, учащийся 10-го класса и его несовершеннолетний знакомый (бывший ученик этой же школы) вошли в одну из аудиторий, где проходил урок для учащихся 4-го класса, и умышленно нанесли ножевые ранения девяти ученикам и учительнице. Нападавшие также ранили друг друга, были госпитализированы, после выписки их отправят в СИЗО. 17 января 2018 года следствие предъявило им обвинение по части 3 статьи 30, части 2 статьи 105 УК РФ («Покушение на убийство двух и более лиц, в том числе малолетних, совершенное группой лиц по предварительному сговору»).

17 января 2018 года в школе в деревне Смольное (Сосновский район Челябинской области) в ходе драки на перемене 17-летний учащийся 9-го класса ранил ножом 16-летнего одноклассника. Пострадавший был госпитализирован, угрозы для жизни не было. В областной прокуратуре сообщили, что оба подростка имеют задержку развития. Уполномоченный по правам ребенка в Челябинской области Ирина Буторина охарактеризовала семьи обоих детей как благополучные.

18 января 2018 года в гимназии №1 им. К.Д.Ушинского в Симферополе (Республика Крым) ученик седьмого класса ранил в ногу из пневматического пистолета пятиклассника. Стрельба произошла в туалете перед уроком физкультуры. После оказания медицинской помощи пострадавший был отпущен домой. Начата служебная и следственная проверка инцидента. К сожалению, этот список пополняется каждый день.

Среди причин жестокости среди детей, на мой взгляд, первоочередной является легализация насилия в нашей стране. Достаточно посмотреть фильмы и передачи по телевидению, прочитать анонсы многих компьютерных игр, чтобы убедиться в этом. У нас также легализован мат как форма бытового общения, активно пропагандирующийся на телевидении и в интернет – пространстве. Мат, как будто ретушируется в момент произнесения бранного слова, но при этом он остается совершенно понятным для зрителей. В интернет-каналах мат вообще не маскируется. Мат стал спутником нашей бытовой культуры настолько, что его негативная семантика просто не замечается, и он уже не является оскорбительным для собеседника. Так, например, на некоторых передачах ведущий и гость обращаются друг к другу строго на Вы, но при этом в диалоге могут спокойно материться. В нашей стране борются с курящими гражданами, засоряющими своими «выхлопами» и окурками окружающую среду, а с людьми, засоряющими бранными словами себя и свое окружение – нет! Парадокс!

Государству необходимо определится, кого оно хочет видеть в лице своих граждан: электорат или наследников Великой страны, чьи достижения в области науки, культуры и искусства не имеют равных. Государству необходима идеология, необходимо указать вектор нашего исторического развития. И эти вопросом в первую очередь должно заниматься министерство образования. Напомню, что именно в стенах министерства народного просвещения министром графом С.С.Уваровым была выработана идеология официальной народности, выраженная в триединой формуле: «Православие, Самодержавие, Народность».

Вопросом воспитания поданных государства должно заниматься государство. Проблема террора, насилия – это проблема, появившаяся не вдруг и не сразу. Наша страна подобное испытывала задолго до революции. Один из ярких примеров - это период правления императора Александра Второго. Появляются революционные организации, а после его мученической гибели страна оказалась в политическом и духовном кризисе. О кризисе духовном не случайно сказано в Высочайшем Манифесте Александра Третьего 1881 года, известном как «Манифест о незыблемости самодержавия»: «Мы призываем всех верных подданных Наших служить Нам и Государству верой и правдой, к искоренению гнусной крамолы, позорящей землю Русскую, — к утверждению веры и нравственности, — к доброму воспитанию детей (выделено мной – Д. Л.), — к истреблению неправды и хищения, — к водворению порядка и правды в действии учреждений, дарованных России Благодетелем ее, Возлюбленным Нашим Родителем».

«Доброе воспитание детей» тогда, в 1881 году, стало первоочередной задачей для правительства императора Александра Третьего. Дай Бог, чтобы нынешнее правительство оценило опасность грядущей духовной катастрофы и озаботилось тем же. Пока еще есть время…

Дмитрий Лучкин, учитель истории

Источник: http://ruskline.ru/news_rl/2018/01/23/legalizaciya_nasiliya_v_nashej_strane/
Поделиться в соцсетях
Оценить

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

ЧИТАТЬ ЕЩЕ

ЧИТАТЬ РОМАН
Популярные статьи
Наши друзья
Авторы
Юрий Кравцов
пос. Суземка, Брянская обл.
Станислав Воробьев
Санкт-Петербург
Наверх