НИКОЛАЙ КАЗМИН. "О БОРЬБЕ С БЮРОКРАТИЗАЦИЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ".

Опубликовано 02.05.2018
НИКОЛАЙ КАЗМИН. "О БОРЬБЕ С БЮРОКРАТИЗАЦИЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ".

На сегодняшний день в нашей системе образования сложилась совершенно невыносимая ситуация: педагоги вынуждены заниматься огромным количеством бумажной работы, смысл которой и пользу подавляющее большинство из них считают нулевыми. Мы производим не только необходимые для работы программы, методические материалы и пособия, но и аналитические планы, КТП, УМК, РПД, ФОСы, СМК, аннотации, кадровые справки, справки МТО, общие характеристики ОПОП, рецензии на ОПОП, рецензии на ФОС, макеты, шаблоны и другие бумаги, которые абсолютно бессмысленны для реального учебного процесса. Из контролирующих инстанций на педагогов постоянно спускаются изменения, нововведения, отмена изменений, и новые изменения. Мы жонглируем на бумаге дидактическими единицами, модулями, компетенциями, ФГОСами, выдумываем несуществующие в природе названия. Количество документов, которые вынужден сегодня оформлять педагог - от двух десятков до полусотни. Бюрократическая нагрузка на педагогов, поток документов, количество форм отчетности и их объем непрерывно растут с каждым годом, при этом не оказывая никакого положительного влияния на результат работы - передачу знаний и подготовку специалистов.

Предложение

С целями:

1. Устранения парализовавшей педагогическую деятельность системы бюрократической отчетности и контроля

2. Приведения длительности рабочего времени преподавателей к нормальной продолжительности

​ – НА ЗАКОНОДАТЕЛЬНОМ УРОВНЕ ПЕРЕСМОТРЕТЬ СИСТЕМУ ПЛАНИРОВАНИЯ, ОТЧЕТНОСТИ И КОНТРОЛЯ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ.

Обоснование

По мнению подавляющего числа педагогов, вся эта бюрократически-канцелярская деятельность, которой они вынуждены заниматься:

- ЛЖИВА,

- БЕСПОЛЕЗНА,

- ВРЕДОНОСНА,

- УНИЗИТЕЛЬНА.

ЛЖИВОСТЬ ее объясняется тем, что шаблоны, по которым мы должны работать, методики составления планировочных и отчетных документов, которые мы обязаны принимать как руководство к действию, зачастую не только не совпадают с реалиями, но и прямо противоречат им. Только абсолютно далекому от практической педагогики человеку могла прийти в голову идея, что можно создать некие унифицированные шаблоны, в которые можно втиснуть обучение и инженеров, и врачей, и актеров, и всех прочих специалистов. Поэтому, подгоняя под невыполнимые министерские требования часы, темы, цифры, преподаватели зачастую вынуждены писать в планах и отчетах откровенную неправду, не имеющую ничего общего с реальностью (многочисленные конкретные факты приведены в открытом письме, опубликованном в интернете, текст которого прилагается, и в комментариях к нему https://vk.com/@nvkazmin-nenavizhu

БЕСПОЛЕЗНОСТЬ этой работы заключается в том, что большая часть названной отчетности не имеет никакого отношения к реальному учебному процессу и его результатам. Каждое учебное заведение производит несметное количество отчетной документации, но изучение ее вышестоящими инстанциями не предполагает прочтения. Даже в небольшом учебном заведении преподаются десятки различных дисциплин, так что ни один методист, ни один работник учебной части не в состоянии разобраться в конкретных дисциплинах, которые проверяет. Они сверяют цифры, пересчитывают количество справок, проверяют размер шрифта и то, выделены ли жирным курсивом заголовки, но суть их не волнует. То же касается и внешних проверок. Все документы, в том числе и фонды оценочных средств (ФОСы), приводятся к единообразным формальным показателям только ради того, чтобы обеспечить министерским чиновникам возможность «проверки» результатов работы учебного заведения простым сопоставлением цифр. Но ни от одного контролера вы не получите вразумительного ответа на вопрос – что дальше происходит со всеми этими бумагами?

ВРЕДОНОСНОСТЬ в том, что мы вынуждены работать на основе образовательных и профессиональных стандартов, многие из которых подвергаются критике со стороны профессионалов. В том, что в условиях, когда мир стремительно меняется, беспрерывно появляются новые профессии, а высшая школа должна оперативно реагировать на вызовы времени, организация новых специальностей крайне затрудняется необходимостью сооружения очередных бумажных пирамид. В том, что время, усилия, энергия, которые могли бы быть потрачены на учеников, тратятся на заполнение никому не нужных бумаг.

Самое главное – нерегламентируемая нагрузка ведет к прямому нарушению Статьи 91 Трудового кодекса РФ, согласно которой продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. А ведь даже формальное выполнение министерских требований по образовательным программам не оставляет времени на выполнение других многочисленных обязанностей преподавателя – реальное повышение квалификации, реальную научную работу и т.д. Точно так же, как не оставляет времени на отдых, на который каждый гражданин РФ имеет конституционное право. И эта тенденция усиливается! Это наносит прямой вред как качеству образовательного процесса, так и возможностям вузов развивать научные исследования. Физическая невозможность выполнить все требования оборачивается эмоциональным выгоранием и ростом заболеваемости.

В итоге – из системы образования уходят лучшие представители профессии. Так, система, призванная создавать человеческий капитал, занимается его уничтожением.

Кроме того, государство тратит огромные бюджетные средства на содержание бюрократического аппарата, фактически не приносящего конкретной пользы.

УНИЗИТЕЛЬНОСТЬ в том, что нами руководят некомпетентные люди, во власти которых находятся оценка нашего труда, наша зарплата, вся наша карьера, наше свободное время и наше здоровье. Унизительно, когда мы знаем, что все, что мы пишем сегодня, завтра придется переделывать лишь для того, чтобы какой-то бюрократ из министерства получил очередную премию за разработку очередного, никому не нужного стандарта. Унизительно, когда качество работы педагога оценивается не тем, чему он научил учеников, а толщиной стопки бумажек о якобы совершенной работе. Причем в этих бумажках может быть любая ахинея. Унизительно, когда начальство относится к специалистам высокой квалификации, как к покорной бессловесной толпе, которой можно помыкать как угодно. Но еще более унизительно то, что система, ставящая преподавателя в рабское положение, в положение нищеброда и неудачника, уничтожает его авторитет в глазах учащихся. Студенты впитывают «правила игры» и получают хороший урок беспринципности.

И самое отвратительное - это то, что бессмысленность, бесполезность и лживость этого бюрократического действа прекрасно понимают не только педагоги, но и многие чиновники от образования. От того, хорошо ли мы пишем бумажки или плохо, или вообще не пишем, не зависит ни то, что мы преподаем, ни то, как мы это делаем. Но об этом не говорят вслух. Педагоги молчат, потому что запуганы. А чиновники – потому, что их рабочее место существует только благодаря нескончаемому документообороту, который они же сами и инициируют. Потому что если поднять этот вопрос, то, естественно, встанет следующий - а по чьей вине, по чьей задумке все это происходит. И кому это выгодно?

КОМУ ЭТО ВЫГОДНО

На сегодняшний день в системе образования сформировалась структура, которая занята только управлением и контролем. Эта структура пронизала всю систему образования от самого верха до низа. И состоит она из чиновников, которые ничего не преподают, не участвуют в образовательном процессе, но полностью его контролируют. Они только мешают, отнимают время, общение с ними приводит к стрессам и скандалам. Зарплата, карьера, свободное время и здоровье педагогов находятся в их руках. Они занимают важные кабинеты и получают неплохую зарплату. Само существование этой структуры глубоко деструктивно. Общеизвестно, что если какие-то люди выполняют работу, а какие-то их контролируют, то зарплаты у них отличаются. Так что ответ на вопрос, кому это выгодно - очевиден.

При этом нельзя сказать, что они ничего не делают. Они производят массу работы, но результаты этой работы нулевые, ими никто не пользуется, они никому не нужны. То есть происходит подмена принципа "оплачиваться должны результаты труда" подходом "оплачиваться должен всякий труд, даже если он абсолютно бесполезный и бессмысленный". Причем значительную часть работы, за которую они получают свои зарплаты, выполняют не они сами, а подконтрольные им педагоги.

Мы им нужны. Потому что это мы им делаем зарплату. А вот они нам не только не нужны, но и мешают. Если завтра по какой-то причине вся эта структура исчезнет, то в нашей работе, работе практикующих педагогов, не изменится ничего, мы только вздохнем с облегчением. От того, хорошо ли мы пишем бумажки, или плохо, или вообще не пишем, не зависит ни то, что мы преподаем, ни то, как мы это делаем. Маскируясь, они утверждают, что педагоги, которые занимаются непосредственно обучением, и они, осуществляющие контроль, заняты одним общим делом, и поэтому должны сосуществовать в симбиозе. Но симбиоз предполагает обоюдную выгоду. А когда одни существуют за счет других - это не симбиоз, а паразитизм.

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ СЕГОДНЯ ТАКОВА, ЧТО ВНУТРИ НЕЕ СУЩЕСТВУЕТ СТРУКТУРА, ПАРАЗИТИРУЮЩАЯ НА УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ!

Эта структура не просто бесполезна, она приносит вред!

Ее ликвидация приведет:

- к экономии денежных ресурсов, которые государство тратит на ее содержание;

- к высвобождению огромных ресурсов времени у педагогов, которые могут быть использованы на их непосредственную педагогическую деятельность;

- снимет напряженность и запутанность в системе образования, которая сегодня существует;

- улучшит в системе образования моральную и психологическую атмосферу.

Конечно, деятельность государства невозможна без структур управления. Но на сегодняшний день уровень управления образованием таков, что поневоле появляются предположения, что мы являемся жертвами специальной программы, направленной на разрушение российского образования.

Я не призываю вообще отказаться от планирования и контроля. Но осуществляться они должны не по единому шаблону, порожденному больным воображением отдельных министерских бюрократов, а с учетом конкретных условий непосредственно на местах обучения. И разрабатываться формы и объем этой документации должны там же. То есть на уровне кафедры или факультета, если говорить о ВУЗах. Любой заведующий кафедрой, сам или со своими подчиненными, может разработать компактный, учитывающий особенности специальности план работы и прозрачные, эффективные способы контроля. И включены туда будут только те данные, которые необходимы. Ни один заведующий кафедрой не станет усложнять жизнь себе и своим подчиненным, заставляя их писать то, что не имеет реального отношения к реальному учебному процессу. Ни один декан или ректор ВУЗа не захочет отягощать себя чтением огромного числа документов, несущих в себе сведения, бесполезные для принятия решений.

Сегодня же ситуация такова, что инструкции каждому педагогу формируются на самом высоком уровне, и оттуда же осуществляется контроль за каждым педагогом, что приводит ко всем отрицательным последствиям, о которых написано выше (не говоря уже об огромных возможностях коррупции). А цель этого одна-единственная: уютное существование чиновников всех уровней, от школы до университета, не приносящих никакой конкретной пользы. Это огромная кормушка, в существовании которой они кровно заинтересованы. И они будут бороться за дальнейшее существование этой кормушки любыми способами. Решение этой проблемы ни в коем случае нельзя отдавать в руки Министерства образования и науки, потому что это приведет только к косметическим изменениям, не затрагивающим сути проблемы. Бюрократическая система обладает огромной способностью к мимикрии, адаптации к изменяющимся условиям и высочайшей выживаемостью. Не помогут никакие изменения системы, никакие усовершенствования или оптимизации, не поможет никакая борьба с чиновниками. Поможет только одно - эта структура, эта кормушка, должна быть ликвидирована. Потому что до тех пор, пока она существует в той или иной форме, всегда найдутся те, кто захочет кормиться от нее.

Подытоживая, предлагаю следующее:

1. Принять на законодательном уровне решение о том, что, с целью приведения нагрузки педагогов в соответствие с трудовым кодексом РФ, все планирование педагогической деятельности и контроль за ее реализацией должны осуществляться непосредственно на местах преподавания - в учебных заведениях, объем и форма документации должны разрабатываться там же. Категорически запретить министерству образования и науки вмешиваться в этот процесс и оставить в его ведении только разработку общих вопросов.

2. Обеспечить не только внешний финансовый аудит, но и постоянный внешний точечный мониторинг реальных условий труда преподавателей, непосредственно осуществляющих учебный процесс в российских образовательных учреждениях, на соответствие положениям Конституции РФ и Трудового кодекса.

Николай Казмин

Приложение: Открытое письмо Н.В. Казмина – https://vk.com/@nvkazmin-nenavizhu

Чтоб подписать петицию Н.В.Казмина, нужно пройти на ссылку внизу.

Источник: https://www.change.org/p/о-борьбе-с-бюрократизацией-образования?recruiter=658380308&utm_source=share_petition&utm_medium=vk&utm_campaign=share_petiti
Поделиться в соцсетях
Оценить

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

ЧИТАТЬ ЕЩЕ

ЧИТАТЬ РОМАН
Популярные статьи
Наши друзья
Наверх