« И был Он там в пустыне
сорок дней, искушаемый
сатаною, и был со зверями;
И Ангелы служили Ему.»
( «Евангелие от Марка. 1: 13» )
1.
Времена года имеют свои сезонные периоды. Так и Великий пост ставит вехи на всём своём протяжении. Неделя Торжества православия и последующие исихии (памяти свт. Григория Паламы), Крестопоклонная соединяемая с последующей памяти св. Иоанна Лествичника, потом Св. Марии Египетской, и Цветоносная. Страстная уже является отдельной от Великого поста и предваряет Праздник всех Праздников. Вот те ориентиры, которые помогают лично мне не сбиться с трудного великопостного пути. Но сие открытие является личностным, а не каноническим, поэтому мой опыт может и не подойти какому-либо другому восприятию Великого поста.
ХХ век подвёл итог того, что сохранено в духовной жизни человечества. И важным аспектом памяти духовной жизни это Великий пост среди христиан современного мира, ведь его сохранили в основном только в Православии. Да и то в России о нём знают понаслышке, другие соотносят его с диетой, а некоторые считают пост даже вредным для физического самочувствия...И потому как проводится Великий пост можно сказать о религиозном сознании человека, семьи или общества, то есть о вертикали высоких категорий духовного мировосприятия и нравственных взаимоотношений – горизонталь человеческой морали.
Вновь стоит вспомнить, что в современном мире не только знание о Великом посте, но и подвижническое делание сохранено лишь в лоне Православия. И это есть свобода от греховности ( смертельной ошибочности) телесного восприятия жизни. Следствием этого для современных людей психофизиологиче
Душа наша в период поста становится более чуткой и укрепляется в молитве к Источнику Жизни, и тогда сердце человеческое чувствует пульс Спасения или погибели в обличениях своей совести. Слава, Господу Иисусу Христу, что Православная Церковь не утеряла этот дар, этот Великий дар от Господа – Великий пост и в сохранении его важен каждый опыт православного христианина, ведь и на нашей родной земле идут процессы превращения Великого поста в омертвелый символ церковной традиции, как это произошло в католицизме.
В Священном писании открыто и ясно говорится о силе времени поста: « Сей род изгоняется только молитвой и постом. ( Мк:9-29)» И это есть духовное оружие наше! Человек постом не унижен, а защищён. Поэтому не изживает самого себя, а от выживания идёт к полноте жизни.
2.
Торжествует строгость в первой недели Торжества Православия, в которой идёт настрой на иное время, на иной жизненный ритм и сердцем направляем мысль ради чего мы держим сей строгий пост – ради Спасения во Христе Господа нашего. Этому помогает покаянный канон Св. Андрея Критского. В «пятое время года» изменяются акценты жизнедеятельност
3.
Современность изменила наш облик, наполнив инородным ритмом жизнь и эта чуждость нашей природы взламывает нас изнутри, увеличивая шум и деструктивность, не давая услышать тихий голос Вечности. И вторая неделя – слава памяти свт. Григория Паламы, посвящается исихии – тишине души, успокоения многоглаголания ( идеально вообще молчанию), когда можно ощутить в затишье или в бережливости слова ( хотя бы помня об этом) неоставленность нас Господом и Высшую Премудрость Божию в личной жизни каждого человека. Здесь специально оставлен термин – неделя, на церковно-славянс
Личный опыт многих показывает,что пост без молитвы – диета без благодати, и посему ненадёжная. А когда великопостные дни проводятся со всецерковной молитвенной поддержкой, то особенно в этот период нашей жизни благодать дарится нам помимо нашего ума, достоинств или недостатков, и преумножается, если мы сотрудничаем с этим даром. Пожиная плоды душевной тишины и стойкости к искушениям, мы духовно возрастаем!
С третьей на четвёртую неделю приходит Крестопоклонная, которая встречается со славою « Лествицы Небесной» свт. Иоанна Лествичника (Синайского). В эти недели православные христиане, переживая горечь разлитого в мире зла, яко народ Божий, понимают драгоценность Святого Креста – древа Господня, коим услащается (успокаивается) боль в нашей жизни. И есть возможность жить и радоваться, как возрадовались Ветхозаветные люди, когда пророк Моисей вложил древо, данное ему от Бога, в горький источник. И они пили в пустыне и радовались. Итак ступень за ступенью возводит нас Творец Всевышний в нашу истинную Отчизну – Царствие Небесное.
4.
Пятая неделя – памятование о святой Марии Египетской, дни которые укрепляют наше целомудрие ( целостность мудрости), где великопостная молитва св. Ефрема Сирина насыщает душу ( или должна насытить) постящегося православного христианина: « Господи, владыка живота моего, духа праздности и уныния не даждь мне, духа же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве подаждь ми, рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен во веки. Аминь!»
Любой пост, а Великий пост особо – таинственное и реальное оружие против падших духов, терзающих греховную природу человека. Одновременно пост взрыхляет почву души, на которой произрастут добрыми всходами честные труды. А искренняя молитва даст нам слёзы раскаяния, как передала нам св. Мария Египетская, омывающие наше сердце перед ликом Божием.
Воистину Великий пост – возвращение домой, где не требуется «валить гигантские кедры и таскать огромные камни», и быть монахом, коли к этому быть не способен. « Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, что бы не искушал вас сатана невоздержанием вашим.» (1Кор.7:5) Вот думается так и жить бы всегда.
5.
Шестая неделя сорокодневного поста – цветоносная (вайя), даже по названию явствует о мягкости и послаблении в суровости великопостных недель, по благословению духовного отца или приходского священника. Всё же телесно уже бодрит близость праздника и весны.
На «Благовещение» и «Вход Господень в Иерусалим», и в единственную субботу – которая есть воскресение Лазаря, рождается иное чувство и переживание происходящей истории, генетически, ставшей нашей духовной биографией. Соответственно всё подчёркнуто празднично...
Народное же понимание поста, как ни рассуждай а всё слышится что можно вкушать, а что нельзя. А самое важное в это время – пища духовная. Чем человек в «пятое время года» душу питает – что мы читаем, что мы слушаем, к чему стремимся очами своими и ходим ли праздно по гостям, этим мы и будем жить впоследствии, сохраняя равновесие между агрессивной материальностью и сакральностью духовного благоприобретени
А прекращение информационных атак на сознание, для этого просто нужно отключить телевидение, радиовещание и компьютерную сеть ( или использовать её лишь как рабочий инструмент), отказ от чтения газет, журналов и книг светского характера( кроме естественно учебного материала) – позволяет усвоить уже имеющие знания и отбросить лишнее и вредное. Не менее важно изменение внешнего облика нашего дома, где убирается всё украшательство, и развлекательные элементы интерьера жилья, что даёт лучший настрой на внутренним духовном мировосприятии. Церковная и классическая музыка позволяет таинственное прикосновение с миром творческого делания в Вечности Источника Жизни. И за это время происходит отдохновение души...
В «пятое время года» проживается целая жизнь, с испытаниями и борьбой против страстей, где мелькают в нашей памяти эпизоды прожитых лет. И Господом нам вдруг показываются те ошибки, которые впоследствии негативно отразились на нашем будущем. Великий пост, как приуготовление к Пресветлому празднику снимает серую пелену нашего быта, показывая драгоценность всех радостей, что дарует в нашей жизни нам Бог.
И ликование, и тревога перед грядущей Страстной неделей,где не должно думать о себе, терновым венцом её становится боль и страх наши в бесконечной, как кажется, темени при свете дня – Страстной пятницы... Да святится победа жизни в Господе Иисусе Христе над греховной смертностью человека! И вот он – Праздник Всех Праздников – Пресветлая Пасха Христова в колокольном перезвоне Пресветлого Воскресенья!!!
Верхнеуральский казак Милекесов Ю. М.