Расстрелянный Ярославль: 100 лет Ярославскому восстанию

Опубликовано 21.07.2018
Расстрелянный Ярославль: 100 лет Ярославскому восстанию



6 июля исполняется 100 лет антибольшевицкому восстанию в городе Ярославле, одному из наиболее сильных и организованных восстаний против Советской власти. Сто лет назад прежняя Россия сгорала в пламени жестокой и кровопролитной Гражданской войны, подлинная история которой до сих пор не написана. Одним из ее драматических и трагических эпизодов стало антикоммунистическое восстание в Ярославле, длившееся с 6 по 21 июля 1918 года.



Лето 1918 года – время гибели императорской семьи в Екатеринбурге, начало красного террора и военного коммунизма. Уже создавались первые комбеды, была запрещена частная торговля, а законодательство о «социализации земли» делало «государство рабочих и крестьян» единственным собственником земли. В городах ввели карточки почти на все продукты, была провозглашена массовая национализация предприятий. Ответом на это стали многочисленные восстания, которые прокатились по всей стране, в том числе мощные крестьянские выступления в Поволжье, а чуть позже и знаменитое восстание ижевских и воткинских рабочих, которые после его подавления перешли в армию Колчака и еще год сражались в ней против большевиков под красным знаменем.

Обо всех этих восстаниях очень не любили вспоминать в СССР, поскольку они противоречили большевистскому мифу о триумфальном шествии советской власти. Только об этом триумфальном шествии многого не договаривали. Да, действительно, в конце 1917-го — начале 1918 года с помощью сочувствующих солдат и матросов большевики взяли под свой контроль многие города страны. Но уже через несколько месяцев правления они вызывали повсеместную ненависть, поэтому к лету 1918 года во многих этих городах большевики власть потеряли.

Но в советское время причины этой ненависти к себе большевики объяснять не спешили либо объясняли, как и восстания против их власти, происками и заговорами внешних и внутренних врагов. Савинков действительно контактировал с французами и получал от них помощь, но он не видел в этом ничего криминального. И Савинков, и другие деятели антибольшевистского сопротивления воспринимали Францию и Англию как союзников России по Антанте, поэтому помощь от них не считали предательством интересов страны. Наоборот, в этом они обвиняли большевиков, сотрудничавших с вражеской Германией и заключивших с ней позорный и унизительный Брестский мир.

Многие связывают антибольшевистское восстание в Ярославле с выступлением левых эсеров в Москве только потому, что они произошли в один день — 6 июля 1918 года. Иногда в этот ряд добавляют и так называемый «мятеж Муравьева» в Симбирске, случившийся спустя четыре дня. Правомерно ли это? Нет, это были разные эпизоды Гражданской войны в России, но они происходили в одном временном и событийном пространстве. Ярославское восстание было подготовлено и осуществлено «Союзом защиты Родины и Свободы» под руководством Бориса Савинкова, который к тому времени уже даже не был эсером. Он был исключен из партии социалистов-революционеров еще в сентябре 1917 года за отказ давать показания о своей причастности к так называемому мятежу генерала Корнилова. Вообще, тут не должно быть никакой конспирологии. Не надо считать, что если события происходили одновременно, то они были взаимосвязаны и задумывались по единому плану и из одного центра. Ничего подобного.
Кстати, такая расколотость антибольшевистского движения и несогласованность действий его участников стала одной из причин его поражения. Это в полной мере касается и Ярославского восстания. Если бы Савинков согласовал свои планы с самарским Комучем, а не понадеялся на высадку англо-французского десанта в Архангельске, то у него, возможно, было бы больше шансов на успех.

Ядром восстания изначально было офицерство, но вооруженное выступление против большевиков поддержала некоторая часть рабочих и оставшихся в городе крестьян. Некоторые рабочие (например, из железнодорожных мастерских) поддержали восстание, другие колебались и заняли нейтральную позицию. Что касается крестьян, то после начала восстания в Ярославль их прибыло 800 человек, большинство из которых получили оружие и вернулись в свои деревни. Увы, это вообще было характерным поведением российских крестьян во время Гражданской войны. Они уже ненавидели большевиков, но предпочитали держаться своих деревень. Культурные и политические навыки, необходимые для осознания своих интересов до уровня общенационального дела, у них отсутствовали. Да и усталость от войны и потрясений у них накопилась огромная. Так что как только они сбрасывали большевиков во время своих восстаний, то немедленно возвращались в свою деревню, к земле, желая только одного: чтобы их все оставили в покое. Конечно, если бы крестьяне в 1918 году могли знать, что с ними случится в 1921 году, и тем более в 1929-1933 годах, то они, несомненно, боролись бы с большевиками до конца, а не возвращались бы домой при первых успехах. Хотя это нетрудно было предвидеть, и им говорили, что большевики их в покое не оставят, но глубокое осознание этого пришло тогда, когда стало поздно, увы...

Наиболее горячо встретила восстание городская образованная молодежь — ярославские студенты и гимназисты. Кстати, в то время подобное происходило и в других русских городах. Например, основу Народной армии самарского Комуча тоже составила учащаяся молодежь, юнкера и часть офицерства разночинного происхождения. Вопреки позднейшим утверждениям большевиков, ее никак нельзя считать частью Белого движения. В ней не было погон, и воевали они под красным стягом.

По воспоминаниям Савинкова, восстание в Ярославле, Рыбинске и Муроме было частью более масштабного плана. «Союзом защиты Родины и Свободы» (его численность составляла около трех тысяч человек) собирался охватить восстанием 32 города вокруг Москвы, где были созданы его кадрированные подразделения. В Москве это оказалось невозможным. Там еще в мае 1918 года прошли массовые аресты офицеров, поэтому члены «Союза» были вынуждены оттуда срочно эвакуироваться. Кроме того, как потом вспоминал Савинков, он и его товарищи опасались, что в случае свержения власти большевиков в Москве немцы, заключившие с ними Брестский мир, введут в столицу войска.

В ночь на 6 июля на городском кладбище собрались 102 офицера, имеющие на руках всего лишь 12 револьверов. Однако им удалось легко разоружить охрану оружейного склада возле железнодорожной станции Всполье и завладеть боеприпасами. Почти сразу же на сторону восставших в полном составе перешла городская милиция во главе с начальником. Вообще, та легкость, с которой восставшие овладели городом, была явным свидетельством того, что в Ярославле к большевикам относились неприязненно.

Таким образом, в ночь с 5 на 6 июля город Ярославль был захвачен отрядом полковника Перхурова, начальника штаба «Союзом защиты Родины и Свободы». Власть оккупантов-большевиков была свергнута. Целями восставших являлись ликвидация большевистской диктатуры, восстановление политических и экономических свобод, созыв Учредительного собрания, разрыв Брестского мира и с помощью союзников России по Антанте открытие нового Восточного фронта против Германии и большевиков. Гарантировалось право собственности крестьян на землю на основании закона, однако к этому времени земля была социализирована как «общенародное достояние» и передана крестьянам «на началах уравнительного землепользования» (согласно Декрету о земле, принятому II Всероссийским съездом Советов 26 октября 1917 года, чья правомочность восставшими не признавалась). В ярославской формуле речь шла не об общенародности земельного фонда, а о праве полной собственности крестьянина на землю и о законных гарантиях этой собственности. Поскольку в это время идея частной собственности на землю среди основной массы российских крестьян популярностью не пользовалась, не исключено, что именно эта формулировка лишила восставших поддержки основной массы крестьянства, так как была воспринята в качестве дымовой завесы для попытки пересмотра результата передела земли 1917 года с возвращением помещичьего землевладения. В воззвании говорилось также о водворении «строгого законного порядка» как «самой первой меры».

Героическая защита Перхуровым города в течение 17 дней против безгранично превышающих сил противника общеизвестна. Здесь придется только объяснить, почему Ярославль не получил ни откуда помощи и был предоставлен своей собственной судьбе: весь план восстания был основан на захвате Рыбинска и находившихся в нем огромных артиллерийских запасов. Ярославское и Рыбинское выступление организационно были тесно связаны одно с другим и одно без другого, теряли самостоятельное значение.
Но выступление в Рыбинске потерпело неудачи: один из членов местной организации выдал план восстания большевикам, пришедшие ночью к артиллерийским складам отряды попали в засаду, - часть складов была все-таки захвачена, но воспользоваться ими не удалось. После нескольких часов упорного и ожесточенного боя пришлось отступить. Рыбинск остался в руках большевиков, и тем предрешена была судьба не имевшего ни снарядов, ни артиллерии Ярославля.

Муромское выступление, имевшее по плану характер диверсии, сперва было успешное. Город был захвачен, большевистская ставка арестована. Но в виду того, что в смежном районе благодаря случайности, одновременно выступить не удалось, пришлось покинуть город под давлением превосходящих сил неприятеля. Командовавший мурманской операцией подполковник Сахаров во время отступления принужден был слечь в больницу ввиду повреждения руки, и отряд благополучно был выведен за пределы большевистской досягаемости военным доктором Григорьевым, начальником иногороднего отдела Союза.




Ярославль был взят красными в окружение и подвергнут мощным артиллерийским обстрелам и бомбежкам с воздуха. Центр города очень сильно от них пострадал, пострадали древние ярославские церкви, государственные и общественные учреждения, в том числе больницы. В результате постоянных обстрелов и бомбежек в разных районах города возникли многочисленные пожары, а поскольку водопровод тоже был разрушен, тушить их было невозможно, тем более под непрерывными обстрелами. В итоге значительная часть города просто сгорела. Понятно, что такой безжалостный расстрел целого города был, мягко говоря, избыточным и необоснованным. Погибло много мирных жителей и был варварски уничтожен исторический центр Ярославля. Было уничтожено свыше двух тысяч домов, более 20 фабрик и заводов. Десятки тысяч людей остались без крова. Современники тех событий были в ужасе от действий большевиков.

Здание Демидовского юридического лицея: до и после обстрела красными




После 17 дней ожесточенных боёв восстание было подавлено силами красной армии, латышскими стрелками и наемниками большевиков (китайцами, австро-венграми и т.д.).


Красные палачи

Затем коммунисты устроили массовый геноцид населения. Большевики сразу же расстреляли 420 человек, еще несколько десятков были арестованы и казнены в течение последующих месяцев. Общее число погибших неизвестно, историки называют разные цифры. По мнению историка С. Мельгунова, погибло около 5 тыс чел. Сколько мирных жителей погибло во время восстания и при его подавлении — неизвестно, никто их не считал. Во время боев и пожаров значительная часть мирного населения Ярославля покинула город, расположившись табором на берегу Волги.



Прошло 100 лет. Имена оккупантов – главного большевика Ярославля С. Нахимсона, боевика-террориста, военного комиссара Ярославского округа, погибшего в начале антибольшевицкого восстания, и председателя исполкома Ярославля Давида Закгейма расстрелянного повстанцами до сих пор на картах десятков населенных пунктов РФ. Улицы с их именами имеются и в Ярославле.

Глава восставших полковнику Александр Петрович Перхуров, участник Русско-японской и Первой мировой, Георгиевский кавалер, глубоко религиозный человек, расстрелянный Советами, не только не заслужил – от РФ – никакого памятника или топонимического именования, но и, разумеется, даже не реабилитирован.

Александр Петрович Перхуров во время суда


Как и не реабилитирован ни один осужденный, ни один участник антибольшевицкого сопротивления вообще. Как не реабилитированы расстрелянные в Крыму, на Севере и в иных местах участники Гражданской Войны. Это всё, что нужно знать о «согласии», «примирении», а также о прямо-таки разгуле «антисоветчиков» в РФ...

Стоит также добавить, что нынешними властями города Ярославля столетие самого известного антибольшевицкого восстание не отмечается никак. Законопроект об объявлении 6 июля Днем Памяти погибших в Ярославском Восстании отправлен, как водится, «на доработку». Но русские люди обязаны помнить Героев своего Сопротивления.
Вечная им память.




Источники:
Ган А. Россия и Большевизм, Материалы по истории революции и борьбы с большевизмом, ч. 1, 1914-1920, Шанхай.
Морозов К. «Россия скатывалась в Cредневековье»
Соловьев Е. А. Расстрелянный Ярославль: историческая панорама трагедии города на Волге. Июль 1918 : к 100-летию Ярославского восстания / Соловьев Е. А. — Ярославль : ООО «Академия 76», 2018. — 688 с.



Источник: https://tverdyi-znak.livejournal.com/3572618.html
Поделиться в соцсетях
Оценить

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

ЧИТАТЬ ЕЩЕ

ЧИТАТЬ РОМАН
Популярные статьи
Наши друзья
Авторы
Иван Жук
Москва
Юрий Кравцов
пос. Суземка, Брянская обл.
Наверх