«ПО ВЕРЕ ВАШЕЙ ДА БУДЕТ ВАМ»!

Опубликовано 27.06.2017

Проповедь, сказанная протоиереем Василием Ермаковым в храме преподобного Серафима Саровского на Серафимовском кладбище 3 августа 2003 года. Санкт-Петербург

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Как бы ты, человек, не стремился уйти, убежать, скрыться от горя, которое тебя посещает, и посетило, и будет посещать в твоей греховной, разгульной жизни – ты от Бога никуда не спрячешься. Никакие парапсихологи, психологи, колдуны, нетрадиционные лечения болячек духовных и телесных (они лезут и в духовное) – никогда вам не помогут. Хотя вы и тратите свои последние копеечки, последние сбережения, забывая, уходя, убегая от Бога, думая своей затемненной головой, что люди мне помогут. Кто к ним обращался? Мне хотелось бы их видеть, спросить: «А помогли тебе те рекламных духовные помощники в вашей скорбной жизни? Помогли ли?». Была у нас тут бабка Нюра, один себя именовал - протоиерей Степанов, и прочие нечисти. Да и сейчас их очень много. Очень много рекламных трюков, обманщиков. И глядишь, и смотришь, понимаешь и думаешь: куда вы двигаетесь? Что у вас нет других целителей? Что нет иных наставников? Что нет у вас иных помощников? А помощь-то - вечная, безмерная стоит рядом с нами, и с каждым из нас. Это – БОГ, которому мы молимся в Храмах Божьих, Бог - Спаситель Мира, который жил вместе с нами, нам оставил свои вечные Словеса Божественной Правды, к кому мы обязаны, должны бегом прибегать за помощью. Так пришли к нему те двое слепцов, которые услышали о Христе Спасителе. Наверное, знали, что Он помогает. И вот, когда Он находился в их городе, они пришли к Нему, прося помощи об исцелении. Он к ним обратился: «Верите ли вы, что Я вам смогу помочь?» Они ответили: «Ей, Господи. Да, Господи». Он сказал: «По вере вашей да будет вам». Также Он исцелил страдающего немого, беснующегося - так явно проявляя, показывая, как в прошлом, так и сегодня нашему миру человеческому зла, скорбей, печали: вот к кому надо обращаться, вот где надо искать благодатный промысл, вот к кому надо прибегать – к БОГУ. А не искать грешному человеку, ушедшему от Бога и случайно, формально приходящему в Церковь, (формально – подчеркиваю) и думая, что Бог поможет. А слова: «Верите ли вы, что вам Бог поможет?».

Возьмите, спросите на улице – вам ответят: «Не знаю». Спросите в нашем Храме Божьем на сегодня, я вас прекрасно вижу, три четверти скажут мне и вам: «Не знаю, наверно, нет». А вот пришла, формально отметилась, формально постояла, но и - пошла. Почему я вам об этом говорю? Я, поймите меня правильно, я - старик, я много пережил, много выстрадал, и с вами молясь полсотни лет, я кое-чего в ваших взглядах, в ваших словах – разбираю. И я вас останавливаю, чтобы вы, самое главное, не совершали формальный подход. Что проявляется в исповеди? «Я хочу причаститься». Глянешь чуть-чуть, немного, взором в сердце души человека - Бог? Как там Он далеко. Там нет того места, где бы поселился Христос, живущий в наших сердцах. «Нет, я хочу». И каждая исповедь нами совершаемая, она так и происходит: «Я хочу, это мне надо». И мы превратили Святое Святых в таблетку. Что дать таблетку - то и здесь. Форма. Нет ни Страха Божия, нет веры, нет веры: «Господи, исповедую, яко Ты воистину Христос, Сын Бога Живаго». Нет. Это ФОРМА! Вот почему, страшно сказать, мы не получаем той помощи земной (в большинстве, конечно). Как Господь спросил у слепых: «вы верите»?

Как мы далеки в это время зла от Бога, далеки и не желаем быть с Богом. Мы только требуем одно - пришла: «Ты мне, Бог, давай, а то я Тебе молиться не буду. Ты мне не помогаешь, Ты мне ничего не даешь, что я хочу своим словом греховным человеческим». А сердце? Ведь Бог спрашивает у нас в нашем сердце. А сердце – оно далеко от Бога, сердце - оно закрыто для Бога, сердце – куда мы сами не пускаем Благодать Божию за свое неверие, за свое равнодушие, за свое нежелание быть с Богом. Мы слышим призыв Христа Спасителя. На сегодня Бог нас не оставил без своей Божественной, Небесной помощи. Она есть. Он указал нам дорогу, путь, как ее получить – легкодоступно, легковозможно каждому человеку, если он пожелает проникнуться благодатью нашей веры, Бог поможет. Но, к сожалению, все мы - умом разболтанные, а сердцем - далеки от Бога. Нас совесть зовет ко Христу, а нам некогда, нам не прийти, мы все ищем оправдания - как получится и что произойдет. А почему? Ведь вас никто не учит грязной, телоубийственной, душеубийственной жизни. Не пить пива, не курить, не ругаться матерщиной, не воровать, не убивать, не завидовать. Все приставка «НЕ». А мы ее отбросили и царствует - «Я хочу», «Это мне надо», «Я так считаю». Я, своим гордым «я» - к Богу не надо подходить.

Мы в этом мире – ничтожества. Мы - маленькие люди, но нам, людям дано право иметь веру, обратиться к Богу, идти за Христом. Нам это ярко открывает наша тысячелетняя история веры и Православия. Мы предали Бога в 1920-м году, мы разрушили Россию-Мать, мы отдали себя на растерзание. Послушали немецкого богоубийцу, что он по книге «Капитал» научит жить Россию. И мы по всей программе получили. Отчего мы даже сегодня не можем подняться. Хотя время нам напоминает об этом, природа напоминает, трагедии нашей жизни. Моздок – он должен нас, россиян, поднять. Наша разболтанность российская: «Ладно, пройдет, ладно сойдет», рот поразевали – и получили. А где голова была? А чего вы смотрели? Куда должны были смотреть вышепоставленные? Всё, солнце пригрело - и позабыто, позаброшено. Нет, россияне, дело так не пойдет. Нам надо гайки завинчивать. И крепко завинчивать, чтобы мы одумались, оглянулись, подумали о наших собратьях и спустя рукава не шли.. Время, нам говорят, очень злое, время очень нехорошее… Пора подниматься - от пьянки, пора - от дедовщины отходить, пора - от наркомании отходить, пора - от лозунгов отходить, пора – ото всего, что мы видим. И подумать. Вложить в свое сердце - «я русский, я Православный. Где бы, я не находился, я обязан защищать Отчизну».

Я не знаю, послужит ли это уроком нашего нравственного пробуждения или еще ожидать вразумления через руки террористов, или еще мы будем: «Ладно, обойдется». Или еще мы будем помогать им, чтобы нас убивали, над нами смеялись, над нами издевались, или мы будем держаться опять за нашу халатность: « ладно, сойдет». Уже пора подумать. Уже ваше поколение – подумайте. И все, что говорится - нужно к исполнению! Наблюдательность, внимание личное, не пьяный разгул, как вчера мерзость ВДВ ходила, яко всё ей дозволено в ее полосатой тельняшке. А что они сделали доброго для России? А ничего. Водку хлестать научились? Показывать свой героизм? Это - не героизм. А когда бы один на поле брани – это другое дело...

И пора нам подумать - что в нашем сердце, когда мы верим, когда к нам обращается Евангелие? И услышав Слово Христа Спасителя: «Веруете ли вы, что Я могу сотворить?» - мы должны в порыве своего верующего православного сердца сказать: «Да, мы веруем!». Тогда, вы меня поймите правильно, трагедий не будет. Тогда Господь нас защитит, тогда Господь помилует. Этих ненужных жертв у нас не будет, потому что Бог - с нами. И мы веруем, что Бог нас сохранит. Мы веруем - Бог нас защитит. Мы веруем, что Бог нас помилует. Так давайте же, идя за Христом, быть не на словах, а в деле - верующими, православными, русскими, христианами. У нас нет тайн - как верить, как молиться, как обращаться к Богу. Но не допустим, не позволим, в частности я, идти «шаляй-валяй» к Богу, смотря на таинства, как на форму, на таблетку, когда в вашей душе не горит яркий огонь веры. Подумайте, подумайте. Постойте, помолитесь, оглянитесь. Если есть еще в голове сознание, совесть и понятие долга пред Родиной и пред Богом. И надо нам чаще вспоминать о том, что мы не Иваны, не знающие своего родства, а мы могучие, умные, но беспутные, безвольные, не хотящие идти за Богом и долбят нас те, кто далеко от Храма, те, кто далеко от Бога, те, кто над нами смеются, те кто, бросая Отчизну, нас продают сектантам. Они не научились у трагедии наших дней. Что Бог- то у нас, Бог-то с нами. И Бог жестоко вразумит тех, кто поднял свою руку и мысль на наше унижение. Россия была, есть, она будет - вот только надо верить, только надо молиться, не быть формалистами, бездумными, бездушными людьми. Подальше от греха! И на страницах святого Евангельского Благовестия - слепые страдальцы подошли к Богу, и Господь их исцелил, спросив «Веруете ли вы»? И вот каждый из нас, русский человек, он обязан всегда, где бы он не находился это помнить.

Верую, Господи, и помоги, Господи в нашей многотрудной жизни на сегодня. Аминь!

Протоиерей Василий Ермаков. 3 августа 2003 года

Наверх