"Что читают на Руси". Игорь Гревцев.

Опубликовано 08.08.2018

Человеку, чтобы функционировать как живому существу, необходимо питание. Причем, любое. Если нет в наличии качественной пищи, он потребляет некачественную, вредную, вплоть до помоев и отходов. Конечно, тело его начнет хиреть и болеть, но жить кое-как будет. То же и с душой. Когда отсутствует здоровый духовный продукт, душа человеческая набрасывается на любую информационную жратву, какая подвернется, лишь бы только выжить. И поначалу выживает. Оскотинивается, развращается, постепенно разлагается – но выживает. И на какое-то время даже создает видимость благополучной жизни. Всё потому, что духовные помои убивают душу не так явно, как физические помои травят тело.

К чему здесь приведено столь отвлеченное вступление? Да к тому, что оно имеет непосредственное отношение к теме данной статьи. В ней мы будем говорить о литературе, о том, что читают наши современники, какую духовную пищу они потребляют через печатное слово.

Когда-то мы назывались «самой читающей страной в мире». Наверное, таковой мы остаемся и по сей день. Во всяком случае, не так уж много наших соотечественников, получив аттестат зрелости, читают по слогам. Хотя таковых с каждым годом становится все больше, и скоро мы можем приблизиться к показателям Америки и Запада. Но в России книги и сейчас продолжают расходиться немалыми тиражами. Слава Богу, мы еще не разучились из букв составлять слова. Мы пока продолжаем читать. Вопрос только в том: что читает большинство россиян сегодня?

Чтобы выяснить ситуацию на книжном рынке, не обязательно проводить социологический опрос. Достаточно войти в интернет. Сервис сайта Pro-Books.ru (Рейтинг книг) автоматизировано обрабатывает данные о книжных бестселлерах в 11 крупных книготорговых точках и выдает полученные результаты в виде сводного рейтинга. Этот книжный рейтинг постоянно обновляется.

Начнем с художественной литературы. Что сразу же бросается в глаза? То, что русская классика 19-20 веков не входит даже в первую сотню раскупаемых книг. Т.е. те, кто делал и сохранял наш «великий и могучий» язык, от Пушкина до Шукшина, сейчас не востребованы. (Кстати, так же не востребованы и зарубежные классики). Но давайте пока не станем за это осуждать сегодняшних российских читателей. Давайте сначала посмотрим, какую художественную литературу они предпочитают. Может быть, современные писатели не хуже, а то и лучше своих предшественников?

Из сводного рейтинга книжных продаж видно, что наибольшей популярностью пользуются хорошо разрекламированные наши и зарубежные писатели, в основном работающие в жанре мелодрамы. В книжной рекламе нет ничего предосудительного. Талантливых авторов всегда доносили до народа критики, авторитетные представители общественности, средства массовой информации, государственные органы и т.д. Одним словом – заинтересованные стороны. И это правильно. Ведь писатель всегда является выразителем какой-либо идеи, за которой стоят определенные социальные силы. Они-то писателя и продвигают в народ.

В свое время демократ Белинский, непререкаемый авторитет 19-го века, в произведениях лучших писателей той эпохи нашел столько революционных идеалов (о которых сами авторы зачастую не догадывались), и так блестяще разрекламировал в своих статьях этих поэтов и прозаиков, что уже при жизни они стали известными по всей России, а после смерти – классиками. Революционные идеалы растворились во времени, а великие русские писатели остались. За то и благодарны мы Белинскому. Да и другим известным критикам. Они не дали русскому народу заблудиться в книжных дебрях, а помогли выбраться на цветущие поляны высокой литературы.

Кстати, за это же следует поблагодарить и компартию во главе со Сталиным-Хрущевым-Брежневым. Она тоже дала путевку в жизнь многим великим русским писателям. (И даже тем, кого она репрессировала и гнала, ибо любят на Руси гонимых).

В общем, в самой книжной рекламе нет ничего предосудительного, если с ее помощью народ начинает приобщаться к качественной литературе. Но что нам предлагают нынешние производители печатной продукции, какого качества и какой духовной направленности? Что за идеологические силы стоят за их спиной, контролируя их и понуждая продвигать те или иные произведения? Давайте рассмотрим поближе

На момент написания данной статьи в сводном рейтинге книжных продаж первые строчки занимали авторы мелодрам, такие как Татьяна Устинова, Людмила Улицкая, Сергей Минаев, Виктория Токарева, Дина Рубина, Борис Акунин (осознанно перечисляем только наших писателей, опуская зарубежных).

Этого списка достаточно, чтобы провести предварительный анализ самых читаемых в России художественных произведений, ибо остальные, входящие в первую сотню бестселлеров, находятся приблизительно на одном творческом, информационном и духовном уровне.

Итак, что можно сказать о вышеперечисленных книгах? Формально к ним претензий нет. Сделаны они профессионально. Живой, легкий язык (даже в переводных изданиях); увлекательные, закрученные сюжеты, удерживающие внимание читателя от первой до последней строчки; есть даже претензия на христианскую духовность. Кажется, в этих произведениях есть все, чтобы причислить их к разряду настоящей литературы. Но что-то каждый раз после прочтения подобного бестселлера вызывает настороженность. Что?

Несоответствие между художественными реалиями и сюжетными линиями.

Попробуем пояснить. Практически все романы-мелодрамы (как российские, так и зарубежные) дают описание сегодняшней действительности, и герои их живут в ныне существующей реальности. Но вот то, что с ними (с героями) происходит – это недопустимый вымысел. «Почему не допустимый? – спросит читатель. – Ведь все художественные произведения строятся на авторском вымысле. Разве не так?» Так, да не так!

Мы знаем, что такое «реализм» в литературе – сначала критический (19 – начало 20 века), потом социалистический (20 век). На его культурном поле вымышленные герои не только живут в реальных условиях окружающей их действительности, но и действуют сообразно законам этой действительности. Мы знаем, что такое сказка и фэнтэзи. Их персонажи совершают все свои поступки, подчиняясь правилам нереального бытия, или, вернее сказать, мистической реальности.

Если выражаться обычным языком, то в вышеобозначенных произведениях невозможны такие сюжеты, когда один человек (причем, зачастую обычный человек), один, без посторонней или потусторонней помощи, сам, в одиночку расправляется с мощной мафией, выводит «на чистую воду» правительственных коррупционеров, сажает на скамью подсудимых богатейших олигархов, и т.п. А еще он, этот обычный человек преодолевает такие неимоверные препятствия, что диву даешься: откуда они на него сваливаются? И он всегда добивается (опять же самостоятельно, без какой-либо помощи) личного счастья, которое заключается в материальном благополучии, в высоком социальном положении, в красивой женщине. Короче, во всем том, чему изначально герой противостоял.

Но в жизни так не бывает! А в сказках бывает не так!

Ну, и что же это за произведения такие, которые ни к реализму, ни к фэнтэзи не имеют отношения? В чем их духовная опасность? Кажется, наоборот, они показывают, что добро неизменно побеждает зло, что свет торжествует над тьмой. Но так ли это на самом деле? К сожалению, не так.

Эти книги создают виртуальную реальность, подобно компьютерным играм. Они в привлекательной и весьма заманчивой форме воспитывают в человеке крайний эгоцентризм и необоснованную самоуверенность, т.е. комплекс супергероя, в реальной жизни неспособного к геройскому поступку. Такие книги расслабляют волю и усыпляют душу, делая ее беззащитной перед суровыми реалиями жизни.

Короче, ту аудиторию, которая не охвачена компьютерной игроманией и виртуальным существованием в сети, не менее эффективно обрабатывают прекрасно написанные, заманчиво оформленные, грамотно разрекламированные современные бестселлеры. С их подачи наши еще читающие соотечественники отходят от реализма, но не приходят к реальности. Зависают где-то между мирами видимым и невидимым, подобно душам неприкаянных мертвецов, что стали приведениями.

А ведь практически по всем этим книгам сняты фильмы и сериалы. Зачем, спрашивается, их нужно дублировать в двух ипостасях? Достаточно экранного варианта. Не настолько они глубоки, чтобы их одновременно прочитывать и просматривать. А вот, именно, за тем, что бы не оставить вне тлетворного влияния ни одну из категорий россиян. Не хотите через интернет и телевидение развращаться? Считаете себя интеллектуалами? Ну, вот вам книги – развращайтесь культурно.

Мы рассмотрели ситуацию на книжном рынке художественной литературы. А что происходит с литературой не художественной, так называемой, документальной? Как обстоят дела на этом поприще?

Выявленный мною ряд наименований, если не считать книг, затрагивающих тему здоровья и воспитания детей, представлен подобной по качеству литературой. Ну, что можно сказать теперь и о ней? Книги написаны так же увлекательно, как и художественные. Язык простой и правильный. Видно, что работали профессионалы. Но опять возникает некое смущение. Нет ни одной книги, которая заставила бы читателя задуматься над какой-либо серьезной проблемой. Опять все какая-то «развлекуха». Чаще всего, политического характера. Но об этих окололитературных однодневках говорить не будем: они умирают до того, как о них критики успевают что-то дельное сказать.

Но есть другой вид документальной литературы: о приватной жизни знаменитостей всех социальных уровней. Любит простой обыватель покопаться в «грязном белье» великих или значимых людей, особенно людей, оставивших светлый след в истории России. При этом его не смущает, что это их «грязное белье» зачастую намного чище обывательского. Но дело даже не в этом. Каким бы великим и святым человек не был в своем социальном служении, в его бытовой жизни всегда можно «нарыть» что-то неприглядное, что-то курьезное, что-то приземленное или вовсе серо-обыденное. Вроде бы, ну, что тут такого? Все мы по природе своей одинаковы. Все мы подвержены одним и тем же страстям. Другое дело, что кто-то их преодолевает и поднимается к духовным высотам. Почему бы нам не смотреть, задрав головы, на эти высоты, в своем желании хотя бы попытаться достичь их?

Но так устроен обычный человек: вместо того, чтобы дотягиваться до тех, кто выше его, он пытается опустить их до своего уровня. Все его тянет заглянуть за кулисы бытия великих людей или великих событий. Все ему хочется найти в них подобие себе. Плохо это или хорошо? Для читателя, воспитанного на серьезной исторической и исследовательской литературе, это может быть и хорошо, ибо только усилит его объективные знания субъективным мнением того или иного автора. А вот для читателя, который даже и не пытался войти через парадный вход в прекрасное здание нашей истории, культуры и религии, проникновение в него через черный ход однозначно будет губительным для души.

Все-таки задача светской литературы (как художественной так и не художественной) – воспитывать народ, а не только развлекать его. Ведь недаром она пришла на смену святоотеческой и житийной литературе, которую к 19-му веку в России уже практически мало кто понимал и читал. Тогда поэты и писатели были призваны Богом в доступной для людей форме проповедовать Евангельские ценности. Даже в развлекательных стихах, повестях и романах этот принцип должен сохраняться. А в нехудожественных произведениях – вдвойне, потому что отношение к ним иное. Если же этот принцип будет повсеместно нарушаться, существование светской литературы потеряет всякий смысл.

Кто-то возразит: «Но ведь в таких книгах изображена правда жизни». Нет, не сама правда, а то, как ее видит автор. И вообще, воспитывают не на правде, а на Истине. Правда – у каждого своя, а Истина одна для всех. Даже для тех, кто ее не принимает. А сегодня в подобных произведениях субъективизм автора является главной составляющей, т.к. он ориентируется на субъективизм массового читателя, оторванного от исторического и государственного мироощущения. А вне этого глобального мироощущения невозможна объективная оценка ни личности, ни события, какими бы значительными они ни были.

Кстати. Пусть не смущает авторов «бульварных романов» (художественных и не художественных) это название: «бульварные романы». Оно условно, и ни в коей мере не унижает писателя. Просто название это свидетельствует о том, что данное произведение можно читать во время отдыха и прогулки по бульвару в качестве панацеи от повседневных мыслей и забот. А отдых необходим каждому, и каждый вправе проводить его по своему усмотрению.

Собственно, в «бульварной литературе» нет ничего плохого при определенных условиях. «Бульварная литература» была всегда. Но раньше она функционировала в тени высокохудожественных произведений и не претендовала на первенство в нашей письменной культуре. Теперь же она занимает там доминирующее положение. И душой массового читателя теперь правит только она. А это уже страшно, ибо чревато духовной деградацией общества. Ведь Господь говорил ученикам Своим, что слуга не может быть выше господина своего.

А нынче второстепенная литература стала главенствовать над первостепенной. И это при всем при том, что на полках книжных магазинов есть все: и классика (как наша, так и мировая), и глубокие труды исторических и политических исследователей. Почему же столь важная литература так ничтожно востребована? Ведь только она есть основа культурного развития нации.

Может, современные читатели от рождения туповаты и не способны к высокому полету мысли? Да нет! Мы, живущие ныне, ничуть не изменились по отношению к тем, кто жил на земле до нас. По восприимчивости идей и мыслей мы такие же, как и они. Только учителя у нас разные. И вожди другие. И ведут они нас совсем к другой цели, чем та, что указал нам Господь. А народ как ребенок – за чью руку ухватился, за тем и идет.

Наши люди в большинстве своем не читают серьезную литературу не потому, что не восприимчивы к ней, а потому, что не знают о ее существовании; потому, что не приучены к ней с детства; потому, что уверены: то, что им предлагают – это и есть настоящая письменная культура.

А ведь культура не сама по себе рождается. Ее делают люди. И люди же ее разрушают. Чем? Антикультурой. Стало быть, эту антикультуру кто-то создает и продвигает. Кто? Кому нужно развращать народ? Кто, вкладывая огромные средства, рекламирует книги только определенного жанра? Кто вынуждает владельцев книжных магазинов выставлять на первые полки только эту, разрекламированную, литературу? Кто следит за тем, чтобы умные и правильные книги задвигались на самые дальние стеллажи, где найти их может лишь тот, кто ищет их осознанно?

Фактически от читателя прячут здоровую и качественную духовную пищу. Но душа не может жить без нее, вот и набрасывается она на предложенные суррогаты, и потребляет их с жадностью, как дети вредные для их здоровья чипсы и кока-колу, не понимая, что это – яд.

Кто травит великий Русский народ, некогда вскармливаемый высокой словесностью Пушкина, Достоевского, Ильина, Флоренского, и других глубинных русских писателей и философов, гигантов мысли? Кто так упорно стремится превратить нас в обезличенный планктон?

Только те, кто страстно ненавидит Россию и ее народ. К сожалению, они-то сейчас и управляют нашей культурой, а значит, нашими душами.

Люди русские, проснитесь! Будущее ваших детей в ваших руках. Возьмите же в руки правильные книги! И тогда никакая «развлекуха» вам не навредит. Даже, если на досуге вы будете почитывать и ее.

Поймите: чтобы жить и развиваться, нация должна быть здоровой. Тем более, духовно. Нельзя питаться одними сладостями. Это смертельно опасно!

Поделиться в соцсетях
Оценить

ПОДДЕРЖИТЕ РУССКИЙ ПРОЕКТ

Последние комментарии
Загрузка...
Популярные статьи
Наши друзья
Наверх