ИЗ АРХИВОВ. Конференция «Казачество как фактор межнациональной стабильности.

Опубликовано 02.01.2018
ИЗ АРХИВОВ. Конференция «Казачество как фактор межнациональной стабильности.

Казачья конференция – это факт…

«Важно найти изъяны в самих себе и в своих действиях,
найти смелость эти изъяны признать и исправить».
В. П. Мелихов.

Заявленное кубанской общиной «Казарла» мероприятие с темой «Казачество как фактор межнациональной стабильности» обещало быть значительным общественным событием. Тем более, что учредителем конференции явился Департамент межрегионального сотрудничества, национальной политики и связи с религиозными организациями города Москвы», а также были высланы личностные приглашения известным людям. Планировались доклады и выступления по следующим направлениям:

- Роль казаков в современной многонациональной России;
- Проблемы и перспективы будущего развития казачьего движения;
- Казаки в сфере межнациональных отношений;
- Форма и порядок построения коммуникаций казаков с окружающими народами;
- Опыт казачьего движения в регионах России;
- Материальная и духовная культура казаков как объект научного изучения;
- Вера – как духовный стержень казачьей культуры;
- Казачество в истории России;
- Казаки – соотечественники за рубежом;
- Педагогика казачества;
- Система казачьего воспитания в общеобразовательных заведениях;
- Проблемы историографии казачества;
- Казаки в обороне Москвы в 1812 и в 1941 году.

Конференция должна была помочь определить тенденции по гармонизации человеческих и межнациональных отношений, консолидации и сплочению различных национальностей, определить наиболее эффективные методы работы в сфере межэтнических отношений на основе исторических и культурных традиций казаков, проживающих в России и странах ближнего зарубежья.
Удалось это или нет, судите сами.

Итак, по-порядку.

Утро 8 декабря. Темно и снежно. В административном здании Правительства Москвы на Новом Арбате собираются приглашённые. Как и предполагалось, кубанцев и терцев пришло большинство, их красивые черкески ярко смотрятся среди приглашённых гостей. Мелькнули жёлтый лампас енисейца и астраханца, и васильковый оренбуржского казака. Алые лампасы донцов более многочисленны, именно по такой справе приехала казачья община Дзюбы из Чехии. Но и уральцы со своим малиновым прибором справы не пропустили это событие. На удивление такой же малиновый, но шелковый лампас оказался у казака с Украины. По его словам, этот лампас введен с созданием казачьего азовского войска.
Среди общей массы казаков особо выделяются «герои», увешанные медалями и орденами чуть ли не до пояса - непонятно за какие заслуги. Незаметно для всех появились Сергей Юрьевич Василенко и Мелихов Владимир Петрович. А ведь слово последнего накалит обстановку конференции, показав, что «всё не так, как надо в нашем королевстве».

Искренне радуются казаки, знакомые друг с другом, задаваясь одним и тем же вопросом: «Так что же ожидается от конференции?» Во время активной регистрации, где списки были несколько иные, чем при входе, всем зарегистрировавшимся раздают предлагаемую программу конференции. Обращают на себя внимание выложенные книги на продажу, мысленно вызывая невольный вопрос: «Что с умом у современных казаков?», если считается нормой, лежащие рядом книги о Сталине и об убиенной большевиками Царской семье.

Звучит приглашение пройти в большой конференц-зал, гости и участники конференции переходят в зал собраний знаменитого правительственного здания, известного как бывший СЭВ.

По стечению обстоятельств, автору этих строк Господь дал встретиться с геологом-пенсионером Владимиром Андреевичем Марковым, который создал теорию насыщения водами обмелевшей реки Урал (нашего Яика-Горыныча). О знаки времени! Неприятная ситуация у входа - нас обоих не пускают, так как наших имен нет в списках, во избежание проникновения террористов. Но проблема быстро разрешается при появлении атамана «Казарлы» Н.Е.Ерёмичева. Забегая вперед, скажу, что В.А.Марков так и не смог сделать свой доклад, видя не научное сообщество, а сход казаков, и подумав, что его не поймут.

Открывает казачью конференцию по национальной стабильности общая молитва и благословение священника о.Анатолия.

Первое приветственное слово берет зам.руководителя Департамента межрегионального сотрудничества Нуждин Юрий Феликсович, вслед за ним выступает атаман ЦКВ Налимов В.И. и Найданов Александр Сергеевич. Все трое блистают партийными оборотами речи (атаман лишь уделил особое внимание православной терминологии) и везде звучат путинские цитаты. Но вот при выступлении Ерёмичева Николая Евгеньевича (атамана казачьей общины «Казарла») звучит особый акцент, что казаки - это народ. И тут же из зала возникает дискуссионный вопрос, - А насколько это исторически и этнографически обосновано? - хотя дискуссии предполагались за круглым столом в секционных докладах. Это дает понять, насколько острый вопрос –происхождение казаков. Не менее острым становится и второй вопрос, высказанный атаманом Н. Еремичевым о прекращении огульного охаивания казаков, принявших участие во Второй мировой войне на стороне Вермахта. Следующий выступающий Лукаш Сергей Николаевич (зам.атамана Лабинского отдела Кубанского Казачьего войска), однозначно заявляет, что казаки – это не только народ-воин, но и народ-пахарь. «Агональность (от греч. состязательность) казачьей культуры способствовала выработке соответствующих качеств личности, дававших возможность выжить на просторах Дикого поля; инициативе, храбрости, честности, здоровой агрессивности, быстрой приспособляемости к окружающей обстановке…»

Представитель Астраханского Казачьего войска Белянин Андрей Олегович, по его выражению, представляет доклад самый несерьёзный из всех представленных. Но это только на первый взгляд, так как тема доклада касается образа казака в кинематографическом искусстве и в современном творчестве, как в таковом. Например, когда снимался фильм «Казачьи сказки», то во всей России не нашлось никого, кто смог бы это сделать - пришлось обратиться к чехам в «Баррандов-фильм». Вывод один: сейчас некоммерческое казачье творчество в России никому не нужно. Так на чём же мы будем воспитывать своих детей?... и тут контрслово из зала от офицера ЦКВ, что хочется услышать не только, что плохо, но и как можно больше хорошего. Что скажешь на это? Сидящие в президиуме экс-атаман Кубанского Казачьего войска Громов Владимир Прокофьевич и терской казак Губенко Олег хранят молчание.

2.
Присутствующих на конференции ни много, ни мало, но человек 400 собралось точно. И к полудню все очень даже проголодались. Для участников был устроен обед, но без очередей не обойтись в России даже на международной(!) конференции. Нигде, за редким исключением, не слышно молитвы о благословении пищи, что говорит о том, что утраты веры и традиций у казаков очень глубоки. Подкрепившись, расходимся на секции круглого стола. И там автор этой статьи удивился, когда председатель Московского землячества уральских (яицких) казаков Алексей Баранов спросил его о предстоящем докладе по культуре уральских казаков. Этот вопрос побудит в дальнейшем меня выступить на секции по истории казаков в России. Сразу предвижу вопрос: «Почему доклад по культуре произносится на исторической секции?» А потому, что участники секции «Вера, культура, язык, традиции казаков» влились в две другие секции: «Настоящее и будущее казаков» и «История казаков в России, отношения с соседними народами». Причем большинство выбрало первую.

Начинается первая секция выступлением Владимира Петровича Мелихова «Есть ли у казаков будущее?» Зал реагирует напряженно, и Мелихову приходится несколько раз повторять основную мысль своего выступления: «У наших предков был хороший опыт построения власти на своей земле. И сегодняшние казаки должны использовать этот опыт. Нельзя опускать уровень казака до охранника. Нужно… найти те принципы системы формирования власти, когда в ней окажутся люди, не только профессиональные и нравственно не ущербные, но и осознающие душой свою ответственность за ту власть, которую им вручил народ с целью защиты их интересов, улучшающих их жизнь и нравственный облик общества…

… Необходимо дать возможность самим казакам, основываясь своими принципами, создать то общественно- политическое движение, которое будет не навязано сверху, с заранее известными вождями, а само, переплавив внутри себя многих, отобрать из них лучших и помочь им придти к власти…»
Эти слова не проходит мимо казаков, и находят отклик среди представителей ближнего зарубежья, особенно среди присутствующих уральских казаков, которые представляют Казахстан, но жизнь выбрали в России. В разных местах звучит: «Любо!»

Председатель совета старейшин ЦКВ реагирует незамедлительно: «А Вы вообще о казачестве что-нибудь знаете?... Он ничего не знает…» В зале шум, гам . В защиту ЦКВ встает профессор Пеньковский Д.Д. Он рассказывает о межнациональных столкновениях , на основе которых может произойти и развал России изнутри. Стабилизирующим фактором могут стать казаки. И что в стране их 11 млн. «А почему не 12миллионов?»- в шутливом тоне спрашивает профессора бывший Атаман Кубанского войска Громов В.П. и приводит реальные цифры переписи 2010 года, по которой казаками записалось 67 тысяч человек. «На Сахалине не хватает людей!»- вторит эксатаману представитель с Дальнего Востока, атаман Сахалинского отдела Уссурийского казачьего войска.- «В Уссурийском крае созданы все условия для возрождения казачества, но нет самих казаков.»

За ним слово берет член правления ЦКВ Юго-Восточного округа. Он миролюбиво пытается рассказать о своей позитивной деятельности, не задумываясь о том, кто за ним стоит.

Следом идет выступление терского казака, депутата Ставропольской краевой Думы Губенко О. В.. Он говорит, что ни в коем случае не надо продолжать движение в никуда, которое мы начали в 90х годах… «Я реалист. Наша главная задача – сохранение традиционной культуры и создание самодостаточных хозяйственных субъектов».

Кубанский писатель Черников В. В. из станицы Белокриницкой поднимает вопрос о том, что именно нам нужно возрождать и пытается дать определения казачьим ценностям: праздники должны быть привязаны к своим героям, атаманы быть лучшими из лучших, дух патриотизма, межнациональные отношения, государственная стратегия, свобода казаков на местах.

Ведущий дает слово протоиерею Анатолию из Свято-Преображенского прихода Волгоградской епархии. Добрым волнующимся голосом он говорит о том, что видит схожесть в том, как казаки Церковь стараются сохранить и свое единство, о том, как современные казаки забыли о Боге, а ведь он составлял основу казачьей жизни. «Ну, возродим мы храмы, а потом как будем загонять туда людей? Кнутом или пряником заманивать? Смысла нет. Надо начинать с самого себя».

Председатель стариков Зимовой станицы говорит о том, чтобы сохранить детский генофонд и восстановить рождаемость, о противозаконности новосоздаваемой казачьей партии, противоречащей казачьим традициям, потому что «создают эту партию неказаки и проходимцы».

«Казаки – силовой каркас, и трудно защищать создаваемое вновь. Поэтому нужно создать свою научную школу – ведь мы разные, но равные». Безуглов В. Н. с Дона стал говорить о необходимости системы образования, так как опыт его экспедиций показал очень низкий уровень образования казачьей вертикали. Кроме того, он задался вопросом обобщения казачьей истории и создания учебника по истории для всех казаков. Следующая проблема – неустойчивость семьи: 40% семей распадается в первые три года, как по России, так и среди казаков.

Сергей Николаевич Лукаш, кубанский казак ст. Сенгилеевской выступил с заявлением о необходимости «мягкой силы»: «…Противника можно победить с помощью мягкой силы – культуры… Политикой заниматься можно, но культура должна быть превыше всего», «создание казачьей партии преждевременно», «казачество – авангард русского народа».

Время подошло к тому, что многие утомились, и решено было сделать перерыв на кофе-чай. Но первый заместитель войскового атамана ЦКВ ворвался со своим выступлением в план Круглого стола и стал доказывать неоспоримость достоинств, как ЦКВ, так и самого реестра. Он привел статистику по кадетским корпусам, поднял с места кадета – вот наша смена. Юношу спросили: «Знает ли он хоть одну молитву?» В зале поднялся шум: «Он не в священники собирается!» Некоторое время Николай Еремичев пытается остановить перепалку, потом казаки просто встают и идут к выходу, на что офицеры ЦКВ, не стесняясь, обзывают их нецензурной бранью, хорошо, не в микрофон.

3.
На перерыве, попивая чай, встречаюсь со своими уральцами из Московского землячества. Политические дебаты продолжаются, но после ухода Мелихова, для меня конференция продолжится на секции «История казаков в России. Отношения с соседними народами», где будут заслушаны два доклада. Один по репрессиям на казачьих землях Кубани, Дона и Терека, другой – по лингвистическому исследованию и анализу кубанской балачки и донского гутара. Но, как в первом, так и во втором докладе полностью исключается все то, что касается Уральского Казачьего Войска, по самой простой причине – «вы там далеко, и никто о вас ничего не знает». Поэтому автору приходится взять слово. Надо представиться, – начетчик посольского Богородского хутора Уральского (Яицкого) Казачьего Войска, представитель войскового атамана У(Я)КВ Иртикеева Сергея Павловича, город Уральск, Милекесов Юрий Михайлович - ответить на вопросы и резюмировать, что никто не берет во внимание сохранившийся уральский говор и память о большевистских репрессиях в Уральской области.

На вопрос : «Есть ли словарь по уральскому говору?» отвечаю, что есть. Это – труд Н.М. Малеча «Словарь говоров уральских (яицких) казаков». И развивая тему живой памяти слова, касаюсь проблем переименования русскоязычных наименований местностей, городов и улиц в городе Уральске и по всему нынешнему Казахстану на казахский язык вопреки государственному закону о двух государственных языках. Представители научного сообщества с интересом слушают доклад о происходящих событиях в Казахстане. Также то, что против большевиков Уральское Казачье Войско выступило почти в полном составе. Именно поэтому советская власть с ненавистью отнеслась к уральским казакам, как ни к кому другому. Но приговоренные к исчезновению не просто выжили, но и сохранили свою автохонную культуру в окружении чужого ныне исламского государства Казахстан. О чем свидетельствуют труды наших современников Е.И. Коротина, А. З. Курлапова и А.П. Ялфимова.
Конференция «Казачество как фактор межнациональной стабильности» завершается единогласным принятием Резолюции, в которой выражены основные направления казачьей деятельности.
P.S. Конференция началась затемно и затемно закончилась, но не нашла никакого отражения в средствах массовой информации.

Верхнеуральский казак Милекесов Ю.М. декабрь 2012 год.

Поделиться в соцсетях
Оценить

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

ЧИТАТЬ ЕЩЕ

ЧИТАТЬ РОМАН
Популярные статьи
Наши друзья
Наверх