Казаки-"турки"

Опубликовано 19.08.2018
Казаки-"турки"
Красоты Ставропольской земли

За последнее десятилетие генетики серьезно продвинулись в дело изучения генофонда русского казачества. Были исследованы популяции донских, кубанских и терских казаков, потомки запорожцев, живущие на Украине. Среди этих групп особняком стоят казаки-некрасовцы, удивительная судьба которых прекрасно отражает всю сложность истории Восточной Европы и русского народа. Откуда же взялась эта своеобразная группа казаков, и в чем интерес ее изучения?

Конец XVII- начало XVIII веков выдались для донских казаков непростым временем. Наплыв беглых крепостных крестьян и старообрядцев сделали обстановку в казачьих станицах взрывоопасной, спровоцировав восстания Степана Разина и Кондратия Булавина. Разгром последнего привел к окончательному подчинению донцов Российскому государству и превращению казаков в служилых людей. Не желая мириться с этим, группа казаков-старообрядцев под руководством Игната Некрасова покинула Дон и отправилась на Кубань, во владения крымского хана. Отсюда казаки, прозванные в честь своего атамана некрасовцами, совместно с черкесами совершали набеги на русские земли. Под давлением русских войск некрасовцы переселяются на Дунай, во владения османского султана.

казаки-некрасовцы (1895г)

казаки-некрасовцы (1895г)

Однако и сюда приходят русские войска, в результате чего часть казаков бежит на территорию Малой Азии, где селится у берегов озера Майнос. Здесь некрасовцам предстоит прожить следующие полтора столетия, сначала в качестве подданных турецкого султана, а затем граждан Турецкой Республики, в рядах армии которой служили и мужчины-некрасовцы. Несмотря на это, казаки сохранили своей традиционный образ жизни, духовную культуру, верность старообрядчеству, язык. Но сохранили ли они своеобразие своего генофонда, то есть генофонда донских казаков времен Азовского сидения, Степана Разина и Кондратия Булавина?

  традиционный платок некрасовских казачек

традиционный платок некрасовских казачек

К счастью, чтобы ответить на этот вопрос, нет нужды ехать в Турцию, ведь в XX веке некрасовцы вернулись на историческую родину. Произошло это осенью 1962 года, когда после переговоров с советским правительством из Турции в СССР прибыл корабль, на котором находилось почти тысяча казаков, включая мальчика родившегося прямо во время этого путешествия. Стоит отметить, что с ним, уже пятидесятилетним мужчиной, нам удалось пообщаться и взять у него образец ДНК. К сожалению, казакам не разрешили вернуться на их исторические земли – Дон или Кубань, а поселили в Левокумском районе Ставропольского края, где местное руководство отводило некрасовцам важную роль в развитии виноградарства и виноделия.

последний атаман Саничев

последний атаман Саничев

А.Штрунов анкетирует казака

А.Штрунов анкетирует казака

Туда мы(Александр Штрунов,Павел и Юлия Реутовы и Дараган Денис) и отправились летом 2011 года. Путь лежал в Левокумский район, находящийся на востоке Ставропольского края и граничащий с Дагестаном и Калмыкией. Уже это говорит о непростой истории края, земли которого помнят и набеги горцев в годы Кавказской войны и трагедию Буденовска. Под стать и население - потомки русских и украинских переселенцев из Таврической губернии, молокане, даргинцы. И конечно, казаки-некрасовцы. В ходе этой экспедиции мы посетили два населенных пункта, в которых в большом количестве проживают казаки-некрасовцы – села Левокумское и Кумская долина. Здесь нам удалось собрать 46 образцов, однако если не учитывать родственников тех, у кого мы взяли образцы, то фактически мы охватили почти всех мужчин-некрасовцев проживающих в районе.

Говоря о самих казаках, стоит, конечно, сказать об их быте. Молодежь мало чем отличается от русских соседей, большинство замужем или женато на русских. Большинство уезжает в Буденовск, Ставрополь или еще дальше, теряя связь с некрасовской общиной. Старики же по-прежнему сохраняют свою казачью идентичность, отличая себя и от русских, и от живущих рядом молокан. Бабушки носят на праздники яркие платки, старики знают старообрядческие церковные песнопения, что регулярно демонстрируют на фестивалях народной песни.

фото с традиционного праздника казаков некрасовцев. Обратите внимание на одежду

фото с традиционного праздника казаков некрасовцев. Обратите внимание на одежду

К сожалению, в ближайшие десятилетия некрасовцы вероятно растворятся среди окрестного русского населения. Тем ценнее то, что нам удалось успеть увидеть и пообщаться со стариками, помнящими исход из Турции в СССР и продолжающие чтить «заветы Игната».

Дараган Денис и казак Елесютиков

Дараган Денис и казак Елесютиков

И, конечно, собрать материал, который позволит пролить свет на тайны генофонда самих некрасовцев и сравнить его с генофондом донского казачества в целом.

p.s. А "турками" казаков называют их русские соседи, из-за того что старое поколение спокойно торгуется на рынке с азербайджанцами на турецком языке.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/genopoisk/kazakiturki-5b0b97814826770fdadec6b1?from=channel
Поделиться в соцсетях
Оценить

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

ЧИТАТЬ ЕЩЕ

ЧИТАТЬ РОМАН
Популярные статьи
Наши друзья
Авторы
Павел Турухин
Сергиев Посад
Роман Котов
Санкт-Петербург
Евгений Шевцов
Севастополь
Наверх