Княжество Феодоро – фильм «Крым». «Любовь сильнее ненависти».

Опубликовано 06.10.2017

«Любовь сильнее ненависти»

28 сентября в прокат вышел новый фильм «Крым» Алексея Пиманова, рассказывающий о событиях 2014 года в Крыму и в Киеве, через призму любовных отношений двух главных героев – киевлянки Алены (Евгения Лапова) и севастопольца Саши (Роман Курцын). Фильм буквально с первых же дней показа подвергся нападкам в СМИ, а так же – хакерской атаке в интернете. Казалось бы – пора уже привыкнуть ко всему, в наше время, но, тем не менее, хочется задать несколько вопросов и постараться найти ответы на них, а так же поразмышлять об этой картине.

Почему фильм одного режиссера – еврея Алексея Учителя, откровенно русофобский и порнографический, тщательно пиарят и защищают на каждом углу, а фильм другого режиссера русского Алексея Пименова, патриотический и добрый, ругают и чернят безнаказанно? Почему в одном случае превозносят откровенную пошлятину и бездарность (а тех, кто против – прессуют, увольняют или выгоняют взашей) а в другом – обливают грязью и режиссера, и фильм, даже не обсуждая о чем он? Может быть, потому что один фильм («Матильда») своей анти-историчностью и пошлостью разрушает основы Русского Мира, поливая грязью наших святых и нашу историю, а другой фильм («Крым») призывает к миру и любви русских и украинцев, напоминая о том, что у нас есть общие корни и общий дом?

На фоне происходящего сегодня, во времена явного разделения нашего общества фильм «Крым» о событиях 2014 года оказался как никогда актуален. Поэтому полезно вспомнить через кинокартину, как эти события начинались четыре года назад у нас всех на глазах.

О чем этот фильм?

О любви двух молодых людей. О жизни в Крыму накануне и во время событий майдана и воссоединения Крыма с Россией. О войне и мире, об отношениях между людьми на фоне растущей ненависти вчерашних братьев и сестер, матерей и отцов, детей и внуков, друг к другу. У скольких из нас прекратилась связь с друзьями и родственниками по ту сторону?

О ком рассказывает картина?

Два главных героя – Алена (Евгения Лапова) и Саша (Роман Курицин). Она – киевская журналистка, приехавшая снимать в Крым кино о «древних украинских землях», он – отставной морпех, житель Севастополя, сын украинского офицера-крымчанина. Оба главных героя – молодые, современные, не особо православные (не носят крестов), в целом это современные русский и украинка, в общем положительные, но не знающие закона своих предков. Собирательные образы так знакомые нам из жизни (не обидим никого, но множество россиян и украинцев сегодня таковы). Встретившись летом 2013 года в районе расположения столицы средневекового княжества Феодоро (Мангуп-Кале) они влюбляются друг в друга и начинают бурный роман, в который вклиниваются протесты на майдане. Тут то и разворачиваются главные события фильма.

Можно было бы пересказывать весь сюжет фильма, но это излишне – интересней его самому увидеть. Картина смотрится на одном дыхании, динамично, интересно, заставляет переживать за главных героев и то, что с ними происходит. Тем более что помогают этому сами актеры. Роман Курцын, запомнившийся зрителям по одной из главных ролей в сериале «Меч» смотрится замечательно – этакий простой парень, вчерашний солдат, любящий свою девушку, город, родителей. Евгения Лапова – красавица-актриса из Новосибирска, играющая сторонницу майдана, киевлянку Алену, составляет ему хорошую партию. На экране оба они молодые, полные жизни люди, переживающие серьезные события, в эпицентре которых они оказались. А события эти ставят на грань их любовные отношения, перспективы создания семьи, да и вообще – перспективы нормальной мирной жизни. Конечно, есть здесь и свои художественные перегибы (перестрелки и погони в февральском Крыму прямо на улицах), но большинство материалов фильма взяты из жизни, основаны на реальных фактах. Тем более что часть актеров – крымчане, и фильм снимался там, где и происходили события 2014 года.

К чему призывает «Крым»?

Главная идея фильма – нам с украинцами не за что воевать, мы один народ, и любовь между нами сильнее слепой саморазрушающей ненависти. Поэтому так нелепо смотрятся главные антигерои – сотник Микола и его «побратимы», люди, чья цель – война, и чья ненависть толкает их на убийство своих вчерашних сограждан. Надо сказать, что в фильме эпизоды насилия сильно смягчены, так кадры избиения и убийства сторонников антимайдана ехавших домой в Крым из Киева 20 февраля 2014 года, в реальности намного жестче (видео можно найти в интернете). Можно сказать, что во всем, в чем было можно, авторы постарались обойти крайности, и в этом плане фильм вовсе не стремится нести «антиукраинскую пропаганду» как это пытаются представить украинские чиновники, запретившие его показ. В целом, можно сказать, что здесь происходит то редкое ныне смешение кино и реальной жизни, когда события на экране становятся продолжением того что пережили недавно миллионы людей, не подменяя событий но рассказывая о них.

Автор как бы обращается к русским и украинским офицерам, более того – к русским и украинцам в целом, с призывом – ребята, не надо друг в друга стрелять, у нас общая история, общие корни, у нас может быть общее будущее (эпизод, когда Сашу и Алену спрашивают на майдане – у вас будут внуки?). Ценный призыв оглянуться на прошедшие недавно события и задуматься, на фоне зазеркалья в котором живут миллионы русских и украинцев – мира СМИ, в которых реальность состоит из теленовостей, а не из событий в жизни… Впрочем, несмотря на всю сложность ситуации, фильм «Крым» внушает оптимизм.

Для кого этот фильм?

Общий дух картины, снятой при поддержке Министерства обороны – армия должна спасать народ, а не сидеть на месте когда предают правители! Ведь если бы украинская армия в феврале-марте 2014 года не сидела бы по казармам, а навела бы порядок, крови было бы намного меньше… Но у истории нет сослагательного наклонения. Как известно в Крыму крови удалось избежать, стороны мирно договорились, однако на Донбассе вышло все совсем иначе. Впрочем, последние кадры фильма делают намек на то, что нынешняя война не безконечна и неизбежно закончится нашим новый общим домом…

На этом фоне не удивляет шельмование в интернете фильма вполне объединительного, доброго – смотрящего в как бы проступающее из прошлого православное княжество будущего… И опять приходят на ум сравнения. «Матильда» – это плевок (если не сказать более грубо) в историю России, жирный плевок в православие. «Крым» – это попытка к нашей истории вернуться (знакомство двух героев, развитие их отношений и воспоминания относятся к одному месту – столице православного княжества Феодоро, бывшего сотни лет назад на юге Крыма). Может быть в промысле Божьем, через фильм напомнить нам – потомкам православных предков, о том, что может быть какое-то другое пространство для жизни – православное княжество как во времена князя Владимира, Русское Царство или Российская Империя. Просто не таковы пока мы – русские и украинцы, забывшие Бога и то, как жили наши деды и прадеды, за что они умирали…

Мораль «Крыма»?

В фильме нет плакатных призывов, политических баталий, споров о вере и об истории. Но эпизод, где люди со свечами вечером стоят у храма, возник не на пустом месте, вспомним крестные хода в Новороссии и в Киеве, попытку остановить войну. К сожалению, пассивное молчание большинства священства проблемы не решило (заметим, что в фильме нет, ни одного священника, но и в жизни они в большинстве своем прошли как-то «мимо» событий 2014 года). Впрочем, кино оставляет в целом светлое впечатление.

Пожалуй, во всем фильме есть только одна лишняя сцена – постельная, в принципе можно было не делать ее столь откровенной, но опять же, для не православных это понятно. Мало кто задумывается о том, что всего, то поколение-два назад, никто бы и не подумал о таких съемках, более того – постыдился бы их. Впрочем, это эпизод из жизни современных молодых людей, далеких от православия… и только начавших свое пробуждение от долгого летаргического сна, как спящая красавица-Русь весной 2014 года.

Финал кинофильма – с телефонными звонками по разные стороны от границ, заставляет задуматься о том, что нас разделяет и что объединяет. Ведь мы все простые люди по обе стороны, которым совершенно не нужно убивать друг-друга! И враг у нас один, но это не мы сами, а те, кто сеет ненависть! Идея фильма – «любовь сильнее ненависти» стоит того что бы воплощать ее в жизни. Вопрос только в том, что многие, к сожалению сознательно не хотят этой любви, и хотят жить не по Божьим законам, а по звериным… Фильм же оставляет надежду и оптимизм, несмотря на все непростые события последних лет.

А судьи кто? Критика.

Забавная вещь – художественных достоинств фильма, его сюжета, содержания, даже отдельных эпизодов никто, по сути, не обсуждает. «Критики» подвергают шквалу ненависти фильм, толком о нем самом ничего не говоря. Почему? Да потому что сказать то особо и нечего. Да, можно отметить, что в фильме не показаны события крымского референдума о присоединении к России (хотя этот всем известный факт к сюжетной линии особого отношения не имеет – невозможно в одном полуторачасовом фильме показать всё сразу). Фильм не про голосование и празднования «крым-наша», он про войну, которая началась и идет вот уже четвертый год, но милостью Божией обошла стороной полуостров Крым. Картина откровенно говорит о том, что могли бы мы жить и без войны, найдись, и другие офицеры ВСУ которые не стали бы стрелять на Донбассе…

Главная претензия «критиков» - патриотичность фильма, дескать, он «пропагандистский». Полноте! Так смягчить все острые углы ещё надо постараться. Сцена на майдане – люди слушают музыку, у них простые, чаще добрые лица (с цепями в руках и «коктейлями Молотова» рядом). Они нормальные, эти лица, а не такие озверелые как в жизни. Кто видел их в живую, говорят о другой картине – мирные киевляне, показанные в кадре, в самом активном противостоянии не участвовали, работали больше профессионалы и любители поубивать, а не простые обыватели и бабушки в кастрюлях. Так по-доброму, без зверств показать майдан ещё надо суметь! И сцена с избиением и убийством людей под Корсунь-Шевченковским в феврале 2014 года тоже очень смягчена. В жизни всё было намного жестче и циничней (людей не просто убивали, над ними долго измывались).

По-сути все претензии к фильму – это претензии тех, кто живет в альтернативной реальности и события в мире воспринимает посредством телевизора. Для участников тех весенних дней 2014 года здесь мало что незнакомого. Если же сравнивать «Крым» с «творениями» современных украинских режиссеров, то можно долго смеяться или плакать, но в художественном плане говорить не о чем – ничего действительно стоящего в Киеве в последние годы не снимают. И как раз здесь слово пропаганда более чем уместно. Иначе не запрещали бы они показ «Крыма» на фоне своих «шедевров». Самое интересное, однако, не в том, что фильм не принимают сторонники майдана. А в том какая мощная и спланированная критика обрушилась на него в России. Видимо кому-то не хочется, что бы люди задумывались о прошедшем и проводили параллели. Властителям мира сего не нужна сильная православная Россия будущего, им нужна управляемая война всех против всех. Почему и не выгоден им объединяющий «Крым», но выгодна провоцирующая на гражданское противостояние в канун октября 1917 года «Матильда»…

А из недоработок картины можно назвать, пожалуй, единственную – почти полное отсутствие украинизмов в кадре (например, в речи «сотника Миколы»). Впрочем, факт остается фактом – русскоязычных ненавистников России, не меньше чем говорящих на украинском. И, несмотря на все запреты русского языка, он по-прежнему основной для миллионов. Впрочем, фильм не о русоненавистниках, фильм о тех, кто не хочет войны и хочет преодоления ненависти и мира!

Подводя итоги, как на уровне чувств, так и на уровне логики скажем – после этого фильма ХОЧЕТСЯ БЫТЬ РУССКИМ, и не просто обывателем – но РУССКИМ ВОИНОМ, не ради денег, не ради славы, не ради наград. А ради того что бы закончился этот кошмар братоубийственной войны и наступил Русский Мир и порядок так как это было в нашем общем далеком прошлом со времен князя Владимира Царстве-Государстве.

Последние комментарии
Загрузка...
Популярные статьи
Книга "НА ЧАШЕ ВЕСОВ"
Заказать книгу
Подробнее >>
Наши друзья
Наверх