После двухэтапного духовно-мировозр
Однако и в клане думающих и остро чувствующих людей, к сожалению, не все так радужно. Одни, увлекшись соблазном мысли о былом и возможном в будущем всемирном могуществе России, готовы, слегка приспособив Православие к нуждам сегодняшнего дня, встать на широкий путь всероссийской модернизации, проводя ее, если это понадобится, пусть даже трижды Сталинскими методами. Другие же, резко сменив марксистско-лени
Приведу пару конкретных примеров.
Всеми нами глубокоуважаемый публицист, историк, литературный критик, долгое время бессменно возглавлявший, так называемое, патриотическое крыло советской литературы, - Вадим Валерьянович Кожинов. Невозможно перечислить всех исторических и литературоведчес
Так, скажем, в статье «Соборность лирики Ф.И. Тютчева», книга «Победы и беды России», он вроде бы абсолютно справедливо отмечает: «… соборность рождается только при совершено свободном, ничем не связанном и не ограниченном самораскрытии личности. Такова соборность общей молитвы, (выделено самим В.К.), в которой отдельные люди сливаются воедино отнюдь не потому, что подчиняют себя каким-либо лежащим все их личности стремлениям; каждый обращается к Богу как раз из самой глубины своей личности, и полнота слияния, единство молящихся определяется вовсе не их подчинением «общему», но, напротив, полнотой их всецело личного самораскрытия перед высшим (а не «общим») началом»3.
Все вроде бы очевидно. Во всяком случае, подобное определение соборности легко и свободно ложится на душу истосковавшегося по всевозможным свободам интеллигента-нео
Как мы видим, непонимание сути Вселенского Православия, минутное забытье роли тысячелетнего воспитательного процесса народа в духе Христовой истины, поневоле приводит автора внешне прекраснодушных мыслей к соломоновым столпам оправдания любой всеобщности, лишь бы она проистекала свободно и исходила как бы изнутри самой автономно самоопределяющей
И примеры подобных кульбитов мысли, встречающихся в сочинениях маститого литератора, можно множить и множить.
Так, в статье ««Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского» из книги «Победы и беды России» В. В. Кожинов ставит в заслугу великому писателю-гуманис
Как известно, все новозаветные, а так же ветхозаветные праведники, начиная от Адама и до наших дней, всю свою жизнь (ходили) перед лицом Божиим, но не общечеловеческим
Выходит, вся общечеловеческая значительность Ф.М. Достоевского (если она и впрямь всецело определяется дифирамбами маститого литературного критика-атеиста) весьма и весьма сомнительная с Библейской точки зрения. Боюсь, что вообще подобная внутренняя установка любого писателя-гуманис
Вот почему, естественно, многие молодые писатели-неофиты
Приведу конкретный пример.
В 2006 году в Москве вышел трехтомник Н.П. Ставрова «Вторая Мировая – Великая Отечественная». С первой страницы своего довольно объемистого труда автор открыто позиционирует себя православным христианином. Уже в эпиграфе к трехтомнику стоят цитаты их Апокалипсиса Иоанна Богослова и Евангелия от Матфея. Дальше – больше: обладая поистине огромным объемом знаний, уверенно оперируя уже хорошо известной или только впервые просачивающейся сквозь сито всевозможных спецслужб информацией, Николай Ставров пытается нарисовать объемную панораму многовековой борьбы «мировой закулисы» против России как носительницы Вселенского Православия. Книга написана живо, неравнодушным сердцем, автор по-настоящему болеет за свой народ и истово пытается заразить тревогой и болью за будущее России и всякого, не равнодушного к судьбам страны читателя.
Я не стану анализировать весь трехтомник, потому что это дело довольно хлопотное, да и не входит в задачу моей короткой статьи; скажу только, что книга, действительно, заражает: во многих местах заставляет сжимать кулаки и трепетать сердце. Один мой сочувствующий православию знакомый, прочитав трехтомник, решительно заявил при встрече:
- Льва Толстого я тут же вынес на помойку. «Тихий Дон» собираюсь. Да и вообще, все чаще поглядываю на книжные полки, кого бы еще мне вынести?
И при этом, что самое любопытное, он даже не заикнулся пусть бы о самых скромных, но положительных религиозных намерениях, возникших-де у него по прочтении более чем 1700-страничного фолианта Н.П. Ставрова. Не появилось у него ни желания причаститься, ни - воцерковиться, ни - хотя бы уж лишний раз лоб свой высокоумный перекрестить.
Не знаю, как Вас, дорогой читатель, но лично меня подобная реакция на прочитанный трехтомник(!) православно позиционирующего себя писателя несколько настораживает.
Автор, пишущий о великой брани, постоянно ведущейся христианами против «начал, властей, мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных»6, ничего другого кроме, как революционной чистки всех твоих книжных полок вдумчивому читателю не предлагает. В интересующем же нас вопросе, - я имею ввиду отношение Н.П. Ставрова к творчеству В.В. Кожинова, - с чисто большевистской удалью выносит в сноски: «…Пришвин заносит в тот же дневник: «Я стараюсь разглядеть путь Коммунизма и, где только возможно, указать на творчество, потому что если даже Коммунизм есть организация зла, то есть же где-то, наверное, в этом зле поток и к добру: непременно же в процессе творчества зло переходит в добро». – Пришвин, действительно, «нашел путь»: пришвинские рассказы «ребятам о зверятах» печатались в СССР многомиллионными тиражами. Эта диалектическая формула о «переходе зла в добро» - кратчайшее выражение масонской философии так впечатлила историка В. Кожинова, что он посвятил доказательству тезиса о достижении добра через зло целый трактат – «Россия. Век XX»»7.
Начну с дневниковой записи М.М. Пришвина.
Лично я с этой фразой Михаила Михайловича не знаком, только думается мне, что для домашнего пользования, в дневниковых записях, человек, считающий, что «коммунизм – есть организаций зла», писать это слово с прописной буквы вряд ли станет. Но если даже допустить, что он, под тем или иным предлогом, написал так, как это воспроизведено в сноске Н.П Ставрова, то дальнейшая, выделенная петитом фраза русского писателя-затворн
Источником всякого творчества на земле, как это считает ортодоксальное христианство, является Сам Господь. Сатана может лишь искривлять, пародировать, с нашей, людской, естественно, помощью всякий раз извращая Добро во зло. Но через нас же, пока мы люди, а не оголтелые служители преисподни, Господь постоянно творчески и преобразует злобные начинания «князя мира» сего в Добро. Поэтому фраза М.М. Пришвина: « … есть же где-то, наверное, в этом зле поток и к добру: непременно же в процессе творчества зло переходит в добро», - абсолютно православна по своему духу. В этой фразе заключена пусть и не явно выраженная христианская надежда атеистически мыслящего писателя на должное непременно быть в процессе Божьего творчества преображения зла в Добро. Единственная ошибка М.М. Пришвина заключается в том, что это Божье преображение зла в Добро происходит не где-то там, на невидимом, скажем, «астральном» плане, но непосредственно здесь и сейчас, в наших земных зачумленных исковерканных злом живых человеческих душах. И вот, исходя из этого, возможно, только интуитивного прочувствованног
Только что же в этом дурного, спрашивается?
Воспитывать малышей в духе любви к природе, научить их видеть красоту Божьего мира вокруг и внутри себя, - это ли ни задача для православно позиционирующего себя писателя? Именно так, постепенно и незаметно, усилиями М.М. Пришвина и других, столь презираемых Н.П. Ставровым писателей, Добро и входит в наш грешный мир, преображая его изнутри сердечной, прорываясь сквозь железобетонный панцирь любой мертвящей идеологии.
Напомню, что Пришвину, когда он всерьез засел за свой всенародно-любим
Вот и спрашивается: так зачем же тогда и по какому праву в этой короткой сноске, вылито столько яда и мимоходом, с брезгливой небрежностью, высказано столько высокомерно полупрезрительно
Боюсь, что подобный тон в разговоре вообще о людях, а уж, тем более, о твоих литературных предшественниках
Что же касается В.В. Кожинова, пленившегося фразой М.М. Пришвина, то тут разговор особый.
Безусловно, подобный дуализм в сознании писателя-патриот
И, тем не менее, пусть и неудавшаяся попытка В.В. Кожинова разглядеть в семидесяти пяти годах становления коммунизма размывающие его изнутри потоки добра и света, - вполне православная по духу своему задача. А вот огульное и, зачастую, малоубедительное
И тут мы подходим к главному нерву моей статьи.
Для того, чтобы до конца понять всю глубину ответственности, ложащуюся на плечи писателей, заявляющих себя православно мылящими людьми, особенно, в наше время, попробую опереться на Библейскую традицию.
Все, безусловно, прекрасно помнят ветхозаветную историю избрания Богом Авраама. Отец всех верующих, как ветхозаветных праведников, так и евангельских христиан, родился в семье потомков Ноя уже после того, как «соборное человечество» в который уж раз позабыло единого Бога и начало поклоняться стихиям мира, то есть низринулось в магию и язычество. Единственное, что отличало будущего Божьего избранника от тысяч и тысяч верующих неправедно, - было его рождение в традиционно патриархальной семье, в которой не позабыли еще о почитании старших и о четкой иерархичности мира, плюс удивительная кротость самого Аврама, его абсолютная доверчивость гласу Божьему. Многобожник и идолопоклонник Фарра, отец избранника, выйдя из Ура Халдейского, где родился Аврам, поселился с семьею в Харране, городе жрецов-астролого
И пошел Аврам, как сказал ему Господь…»8
Ни о каком споре Аврама с его кровным отцом, идолослужителем и многобожником Фаррой, в Библии не сказано ни полслова. Напротив, в истории с будущим «отцом всех верующих» вначале рассказывается о том, когда и в каком возрасте умер Фарра, кровный родитель избранника Божьего, и только уже потом повествуется о призвании непосредственно самого Аврама. Одним словом, Аврам тихо-мирно похоронил отца своего в Харране, и только уже потом пошел за призвавшим его Господом в «землю обетованную». Скорее всего, именно в силу своего мирного незлобивого кроткого отношения к своему земному, отнюдь не праведному родителю, Аврам и стал тем самым Авраамом, которого представители трех мировых монотеистических религий, иудаизма, мусульманства и христианства, всегда почитали и до скончания мира будут почитать своим отцом духовным.
Целью моей статьи отнюдь не является разобраться в вопросе, представители какой их трех мировых религий более полно и глубоко наследуют Аврааму. Важно, что все они, - и иудеи, и мусульмане, и христиане, - внутренне признают отношение Божьего избранника к своему неправедно верующему отцу, Фарре, как абсолютно правильное. А вот «правдивое» обнажение плоти отца своего, допущенное на пол- библейской страницы ранее третьим сыном праведного Ноя, Хамом, представители всех трех мировых монотеистических религий признают как душевно вредное, греховное. Поэтому нам, пусть внутренне и незрелым еще писателям, зато истово жаждущим послужить делу духовно-мировозр
Можно только себе представить, куда и в какие низины духа качнется маятник русской цивилизации после ее сегодняшней, демократически-л
Тогда Россия в очередной раз перевернется….
И в том, уже самом последнем броске в «свободу», - в после атеистический, прямо-таки антихристианский антитеизм будем виноваты и мы с вами, дорогие друзья писатели. Потому что открытые богоборцы (витии душевно-духовног
Да не будет так.
Январь-февраль, 2011 г.
1 С легкой руки либерально мыслящих историков религии, Г.П. Федотова и И.М. Концевича, св. Иосиф Волоцкий до сих пор в учебниках для духовных школ России преподносится чуть ли не как могильщик всей нашей средневековой русской святости. Поставив ему в вину слишком близкие отношения с царской властью, найдя корень всех бед монашества тех и последующих времен в симфоническом единстве светской и духовной властей в России, либеральные историки церкви договорились до того, что сделали св. Иосифа Волоцкого «непримиримейшим
2 Наряду с исторически точным взглядом на роль, так называемых, «черносотенцев» в предреволюционны
3 Кожинов В.В. Победы и беды России. М. 2006. С. 167.
4 Кожинов В.В. Там же. С. 167.
5 Кожинов В.В.Там же. С. 264.
6 Еф. 6, 12.
7 Ставров Н.П. Вторая мировая - Великая отечественная. М. 2006. Т.З. С. 524.
8 Бытие, 12-1 – 12-4.