Москва уже не Третий Рим? Или Кто в РПЦ умнее святых Отцов Церкви

Опубликовано 28.08.2019
Москва уже не Третий Рим? Или Кто в РПЦ умнее святых Отцов Церкви

В России объявился архиерей, возомнивший себя выше, умнее и авторитетнее древних Отцов Церкви, участников Семи Вселенских Соборов, и великих русских святых. И это не самозванец, а законно рукоположенный во епископы РПЦ, занимающий при Патриархии ответственную должность главы Отдела внешних церковных связей (ОВЦС), митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев). 13 июля сего года в эфире программы «Церковь и мир» он высказался по поводу того факта, что в нашей стране большинство граждан не являются воцерковленными. Исходя из этого наблюдения, Иларион заявил, что концепция «Москва – третий Рим» (т.е. Россия как центр христианства), утратила свою актуальность и обоснованность. Он или совершенно не понимает, что означает богословское понятие «третий Рим», или, наоборот, слишком хорошо понимает, потому столь рьяно и пытается его отвергнуть.

Но для начала давайте хотя бы вкратце познакомимся с деятельностью одного из самых молодых митрополитов Русской Православной церкви (род. в 1966 году) и выясним, как и на чем строилось его религиозное мировоззрение. Чтобы не быть обвиненным в предвзятости, я обращусь к статье известного православного публициста Андрея Рогозянского и приведу их нее небольшую цитату. Читаем:

«Немного предыстории. Нынешний руководитель ОВЦС митрополит Иларион (Алфеев) - человек разноплановых способностей - был известен Церкви первоначально в качестве богослова, переводчика, преподавателя и автора книг. Эти страницы деятельности в 1990-е и начало 2000-х, до епископской хиротонии, дают необходимый объем в видении его современного положения и взглядов. Печатью экстраординарности отмечены вехи биографии о. Илариона. Двадцати шести лет, только освоив заочно программу Московской Духовной Академии, он пишет свой вариант лекций по православному догматическому богословию (вошли в книгу «Таинство веры»). Из Оксфорда (где проходил дальнейшее обучение – прим. Авт.) он везет обещающую прорыв по ряду богословских направлений, неизвестную науке и открытую профессором Себастьяном Броком, книгу сочинений Исаака Сирина. Молниеносно приобретает репутацию маститого сиролога и мастера переводов. Неофициально оспаривает решения Вселенских Соборов и полуофициально призывает перестать считать еретическими некоторые несторианские церкви Востока. В дальнейшем, новооткрытые тексты оказываются несторианским псевдоэпиграфом, лже-Исааком. Восторги – натяжкой и следствием увлеченности ученых оксфордских кафедр богословием экуменизма и всепрощения. Заявленный авторский перевод с сирийского на русский носит признаки двойного перевода: древнесирийский - английский (С. Брок), английский - русский (о. Иларион). Тем не менее, основания положены.

Как сам о себе засвидетельствовал Иларион: «Два года в Оксфорде были для меня очень важным временем... все то время, когда я не спал, не ел и не молился, я проводил либо в библиотеке, либо за компьютером, либо в общении с интересными людьми – такими, например, как мой научный руководитель владыка Каллист (Уэр, ныне митрополит, член Синода Константинопольского патриархата – прим. А.Р.) или профессор сирийского языка Себастиан Брок. Я думаю, что два года в Оксфорде дали мне в научном плане больше, чем вся предыдущая учеба, потому что там я получил не просто какую-то сумму знаний: я овладел, в доступной мне мере, научным методом, методом самостоятельного исследования…». (Конец цитаты).

Думаю, этого достаточно, чтобы понять, где, как и под чьим влиянием формировалось религиозное мировоззрение будущего иерарха РПЦ. Оксфорд – не лучшее место для воспитания православного священнослужителя. К вышесказанному следует добавить лишь следующий факт: митрополит Иларион является одним из многих последователей Никодима Ротова, о которых другой православный публицист, Александр Вознесенский, неоднозначно высказался: «Еще раз о митрополите Иларионе и прочих последователях Никодима Ротова – я уже говорил, что считаю их предателями Православия и предателями России. И если бы спецслужбы РФ нормально занимались своим делом, то Иларион уже давно должен был быть осужден по статье «измена Родине». Этим сказано все.

Не будем здесь обсуждать бесплодные попытки архиерея-революционера «неофициально оспаривать решения Вселенских Соборов». За это ему еще не однажды аукнется здесь на земле, а после смерти придется отвечать перед Богом. Сейчас сосредоточимся на его заявлении, что «концепция «Москва – третий Рим» утратила свою актуальность и обоснованность». Но для начала давайте сами разберемся, почему православное богословие приняло на вооружение название первой христианской столицы, усвоив его и нашей Москве. Что дали миру первый, второй и третий Рим? И почему «четвертому Риму не бывать»?

Первый Рим (собственно, Римская империя) в силу того, что объединил под своей властью множество племен и народностей, и не было между ними внутригосудаственных границ, дал возможность христианской вере практически мгновенно по историческим меркам распространиться и укоренится на огромной территории. Апостолы и последователи Христа могли свободно перемещаться во все концы необъятной державы и беспрепятственно вести проповедь новой религии. Это как при Советском Союзе, когда каждый гражданин СССР ехал в любую республику, входящую в его состав, не спрашивая ни у кого разрешения.

Второй Рим (Константинополь, ромейская империя, Византия) разработал христианскую догматику, то есть заложил крепкий вероучительный фундамент, на котором веками стояло и будет стоять Вселенское Православие. Решения Семи Вселенских Соборов стали теми рельсами, что до сих пор не дают нам отклонится с истинного духовного пути. Но у ромеев, граждан Византии, отсутствовало понятие Родины как территории, которую нужно защищать, чтобы сохранить свою веру. Гражданином империи становился любой, кто принимал крещение. И при этом каждый оставался гражданином своего племени, своего народа. Византия пала, ибо некому ее было защищать. Когда в средине XV века войска османов осадили Константинополь (город с полумиллионным населением), на его мощные крепостные стены вышли всего три тысячи защитников во главе с императором. Их было слишком мало, чтобы обеспечить оборону по всему периметру и отразить штурм многочисленной армии противника. Погибли все до одного, император тоже, и второй Рим прекратил свое тысячелетнее существование.

Третий Рим (Москва, Российская империя, Россия) породил из недр своей соборной народной души понятие священной земли, назвав ее Святой Русью, которую нужно защищать до последней капли крови, чтобы сохранить веру предков – веру Православную. Так совершилась полнота истинного Христианства. Полнота, которая вмещается в три слова: распространение, утверждение, защита. Вот почему «четвертому Риму не бывать». Даже, если его и попытаются создать искусственно, ничего нового христианскому миру он уже не даст. Он станет бессмысленным явлением, а у Бога ничего бессмысленного не бывает. Поэтому «четвертый Рим» может быть только дьявольским образованием.

Второй Рим естественным образов вырастал из первого Рима, когда в начале IV века в Церкви обозначился первый раскол в виде арианской ереси. А когда в 1054 году от тела Вселенской Церкви откололся огромный кусок, превратившись в бесполезную и вредную окалину под названием «ересь папизма», Византия окончательно подхватила факел Православия и понесла его дальше через века. Но когда второй Рим пал под ударами ислама, новоявленной религии, созданной человеческим измышлением по наущению диавола, эстафету Православной веры принял Третий Рим – Россия. Она не только понесла выпавший из рук Византии духовный факел, но и раздула его огонь до жертвенного служения, при этом сохранив все, что было наработано первым и вторым Римом.

Если принять как руководство к действию утверждение митрополита Илариона, что «концепция «Москва – третий Рим» утратила свою актуальность и обоснованность», это значит – разрушить триаду, которая являет собой всю полноту Православия. Подруби одну опору треножника, и рухнет весь треножник со всем, что он держал на себе. Неужели Иларион не понимает (или слишком хорошо понимает!), что следующим шагом отказа от идеи «Москва – третий Рим» будет отказ от понятия «Святая Русь»? А это, в свою очередь, будет означать сдачу врагу последней цитадели, за крепостными стенами которой сохраняется истинная Православная вера во всей ее чистоте. То есть, митрополит Иларион призывает к тому, чтобы Православие, лишенное защиты, растворилось в обезбоженном мире, переболталось с ним и в результате рассеялось, исчезло, как туман. Но пока идея «Москва – третий Рим» срабатывает в России на уровне «коллективного бессознательного», Россия будет стоять, а вместе с ней и вера Православная. И не важно, что подавляющее большинство современных христиан не понимают смысла данной идеи и даже не помышляют о ней. Есть такое понятие, как «историческая плоть народа». Так, вот, именно она все понимает, все помнит и все хранит в глубинах своей соборной души.

Теперь, что касается заявления «нашего» многообразованного архиерея, прошедшего обучение, аж, в самом Оксфорде, по поводу малочисленности воцерковленных христиан в России. То ли Иларион действительно плохо знаком с церковной историей, то ли осознанно «передергивает карты». Неужели он не знает, что воцерковленных людей никогда не было много? Это миф, что наши предки все поголовно были глубоко верующими. Реальная история доказывает совсем иное: иначе не произошла бы в России кровавая смута, возникшая в результате всенародного богоотступничества и клятвопреступления в отношении православного Царя. Неужели Иларион не понимает, что Господь дает народу ровно столько храмов, сколько необходимо, чтобы в них поместились все желающие участвовать в Богослужении и в Таинстве Евхаристии? Пустующие Дома Божьи Богу не нужны.

Всем известно крылатое выражение: «Сорок сороков». Это о храмах Москвы. Да, в конце XIX – в начале XX веков в столице вместе с большими городскими, малыми районными и домовыми храмами насчитывалось порядка 1600 храмов. Одни были рассчитаны на 500 и более молящихся, другие могли принять под свои своды всего два-три десятка прихожан, а иные и того меньше. Если взять, даже с натяжкой, что в среднем на каждый храм приходилось по 100 человек, то мы получим число 160 тысяч воцерковленных христиан. А по данным всероссийской и городской переписи в Москве до революции 1917 года проживало около двух миллионов горожан. И что получается? Лишь десятая часть москвичей (и это в лучшем случае) посещала Богослужения. Остальные, будучи крещенными, оставались за церковной оградой.

Более того. Проезжая по селам Центральной России, я всегда интересовался: а какой была численность населения того или иного села? Зачастую выяснялось: от двух и более тысяч. А в селе до революции, оказывается, был один храм, способный вместить в себя, ну, максимум несколько сот прихожан, и то, если бы они стояли плечом к плечу друг с другом. И это при условии, что храм был построен на деньги какого-нибудь богатого ктитора и в силу этого обстоятельства имел большие размеры. Так, в рабочем поселке Великодворье Владимирской области, где мне довелось быть в командировке, я видел дореволюционный храм (ныне уже действующий), построенный для рабочих стекольного завода хозяином предприятия. Вместимость его была не более 500 человек. А в поселке до революции проживало 6000. То есть, лишь каждый двенадцатый стоял на службе хотя бы на большие праздники. Вот и посчитайте, сколько было ворцерковленных христиан в Царской России. Но это не мешало ей оставаться православной державой и духовным центром христианского мира. А в современной России храмов и монастырей уже на сегодняшний день больше, чем их было до революции. Практически все старые восстановлены, и повсеместно возводятся новые.

Так из-за чего проливает «крокодильи слезы» митрополит Иларион? А, может, как раз из-за того, что третий Рим не только сохранился, но и незримо набирает силу, какой не было у него раньше? Думаю, именно из-за этого. Ведь католический мир уже давно мысленно похоронил Православную церковь России. А она, видите ли, все не хочет умирать. И жестко отвергает все попытки католических «миссионеров» перекрасить ее в цвет «папизма». Поэтому Ватикан изменил тактику. Он стал активно использовать священнослужителей-перебежчиков, под православным облачением скрывающих свою католическую сущность. Особую ценность в этом плане представляют архиереи, занимающие высокие церковные посты. А как же? Ведь не рядовой поп, а митрополит вещает народу. Но, слава Богу, русский народ, в массе своей не разбирающийся в богословских тонкостях, привык слышать не ушами, а сердцем.

Я не буду утверждать, что митрополит Иларион (Алфеев по матери, и Дашевский по отцу) ставит своей целью уничтожение Православия на Руси. Не буду так же утверждать, что его мнение является одновременно мнением нынешнего патриарха и Синода. Хотя публичные заявления церковного чиновника такого уровня невольно наводят на подобные мысли. Но скажу то, что неоднократно слышал и слышу от многих мыслящих и адекватных православных христиан. А именно: тот беспредел, который сейчас творится в РПЦ, способен остановить только Помазанник Божий – православный Царь. Но, если концепция «Москва – третий Рим» будет аннулирована, а вслед за ней из народного сознания будет вытравлена идея Святой Руси, то через поколение Россия станет заурядным придатком Европы, и грядущему Царю некуда будет приходить. А там уж церковные иерархи, пока стыдливо скрывающие свои истинные фамилии, став полновластными хозяевами Церкви, развернуться по полной программе. И мы сами не заметим, как под их руководством превратимся в религиозных «Иванов, не помнящих родства».

Напоследок хочу отметить следующее: из Патриархии просачиваются слухи, что Иларион готовится занять должность предстоятеля РПЦ после патриарха Кирилла. И если сейчас поступки и распоряжения действующего предстоятеля у огромного числа верующих вызывают недоумение и раздражение, то чего нам следует ожидать от человека, который прошел духовную подготовку в Оксфордском университете в Великобритании? Я почему-то не уверен, что в Англии готовят истинных православных пастырей для русского народа.

Поделиться в соцсетях
Оценить

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

ЧИТАТЬ ЕЩЕ

ЧИТАТЬ РОМАН
Популярные статьи
Наши друзья
Наверх