(заметки участницы Славянского хода: Чехия-Словакия)
Продолжение
Прага – один из красивейших городов Европы и, как отметил руководитель Славянского хода О.А. Платонов, - центр славянства в Европе. Именно здесь в 19-м веке было решено развивать международное славянское движение.
Утром были на Литургии в храме свв. Кирилла и Мефодия. Людей было много, довольно большой храм был заполнен. Общая исповедь, после чего почти все молящиеся причастились. Нашего священника (участника Славянского хода) настоятель сразу же пригласил в алтарь и дал возможность после службы произнести проповедь. О. Кирилл в своем слове, в частности, сказал о цели нашего приезда, Славянском ходе, славянском единстве, после чего подвергся нападкам со стороны нескольких человек – в довольно агрессивной форме ему с явно украинским акцентом высказали следующее: «Не нужно нам тут никакого славянского единства, приехали тут, сидите в своей России со своим единством». Вот так.
Настоятель пригласил нас в соседнее кафе «У парашютистов». В 1942 году парашютисты Чехословацкого Сопротивления совершили нападение на рейхспротектора, после чего в городе начались облавы. Парашютистов укрывали местные жители в подвалах собора. В результате предательства гитлеровцы узнали место их нахождения. Когда в перестрелке у парашютистов закончились патроны, последние они оставили для себя. Рядом с храмом памятная стела укрывавшим солдат жителям, впоследствии замученным фашистами в концлагерях.
Недолго посидели, нас угостили бутербродами. Постного меню в кафе не было, но никого кроме нас это не смутило – видимо, пост не очень популярен. Оказалось, что настоятель здесь совсем недавно – всего три дня. И начал свое служение он с того, что решил хоть в краткой форме, но вычитывать перед Литургией утреню – до него эта служба здесь полностью игнорировалась. Кстати, на днях обнаружила, зайдя в один из недавно возведенных московских храмов, что в расписании нет вечером богослужения, а только с утра указаны утреня и Литургия. В моем понимании (а я уже более четверти века в Церкви – сознательно, не «захожанкой»), перед Литургией накануне должна быть вечерняя служба. Ну, допустим, по чьей-то немощи несколько подсокращенная – но должна быть...
У иконы святителя Горазда (ученика св. Мефодия) о. Кирилл отслужил молебен.
По Праге нас возило русскоговорящее «Веселое такси». Молодой таксист Артем, родом из Хмельницкого – это запад Украины, говорит на чистом русском языке без акцента, даже не «шокая» и не «хэкая». Но чувствовалось, что он нас, «москалей», «терпит». Учиться здесь Артем на маркетолога, возвращаться на Украину не собирается. Приехал в Прагу за 2 года до Майдана. Домой наведывается ежегодно, на наш вопрос, не боится ли, что его заберут в армию, несколько раздраженно ответил, что «у нас такого нет, чтобы на улицах хватали и забирали силой» (мы промолчали, но вопрос был не случаен – известны такие прецеденты на Украине).
Любое общение обязательно «спровоцирует» какие-либо размышления, заставит оглянуться, задуматься. К примеру, Артем в нашем разговоре с ним сказал, что Президенту Чехии пора освобождать место молодым, что у него нет достаточных амбиций для того чтобы быть Президентом. Стало неприятно от его безаппеляционнос
Вспомните Библию - царствование Ровоама, сына Соломона. При нем произошел первый раскол, который привел к разрушению Земли Обетованной. Вместо того чтобы советоваться со старцами, Ровоам стал советоваться с молодыми людьми. В Священном Писании множество раз говориться - горе вам, если молодые будут господствовать, превозноситься над людьми более зрелыми! Когда руководитель (любого уровня, будь то Президент страны или настоятель сельского прихода) делает своими советниками молодых людей – это грозит расколом, это грозит катастрофой. Такая форма правления, когда молодых выдвигают на ответственные посты, делая на них ставку, обличает, прежде всего, незрелость руководителя и грозит распадом любого предприятия.
Кстати, президент Чехии очень лоялен к России, он, вопреки давлению, поддерживает нашу страну во многих вопросах (Осетия, Сирия и др.). Как раз в дни нашего пребывания в Чехии (так совпало) он поддержал сторонников референдума в своей стране по поводу членства в Евросоюзе и НАТО. И нужен ли нам под боком молодой амбициозный Президент?
Отрадно, что такую точку зрения о необходимости перемен разделяют не все. Когда мы, разговорившись с одним русским пражанином (а русскоговорящих в Праге оказалось довольно много) Афанасием, заметили, что, мол, слышали о недовольстве Президентом, он отреагировал так: «Чехи очень спокойные, терпеливые, на провокации неподатливые, растормошить их на какой-либо переворот непросто».
Афанасий сам олицетворяет собой невозмутимость, основательность, этакий «русский мишка» со старообрядческим
На Ольшанское пражское кладбище приехали уже во второй половине дня. Из-за сжатости нашего графика его посещение вообще было под вопросом. Некрополь огромен, по статистике, на нем похоронено больше, чем сейчас живет в Праге. Много знаменитостей - выходцев из России: писатели Аркадий Аверченко и Василий Немирович-Данчен
На Ольшанском кладбище находится большое захоронение военных разных национальностей. В этой земле рядом лежат представители четырех армий России, от рядовых до генералов, - императорской, Белой, Красной и Освободительной. Есть могилы жертв наполеоновских сражений и Почетные могилы павших в боевых действиях во время мировых войн.
У воинского мемориала также была отслужена заупокойная лития.
Вне всякого сомнения, было бы упущением, если бы мы, будучи в Праге, не побывали бы здесь.
На вечере в Российском центре науки и культуры, куда мы отправились дальше, состоялась встреча нашей делегации с пражскими активистами славянского движения и нашими соотечественника
Встреча завершилась выступлением наших артистов, участников хода. Минута молчания в честь героев-освободит
Во время концерта в зале привлекла к себе внимание девочка лет двух-трех. Она радостно захлопала в ладоши и стала подпевать, услышав знакомые ей казацкие песни. Оказалось, что ее родители – донские казаки, волею судеб заброшенные сюда, в Прагу. Они пришли на встречу в национальных костюмах и, не скрывая эмоций, со слезами на глазах также хлопали и приветствовали наших артистов. Вообще, надо отметить, наш Славянский ход на всем его долгом многотысячном пути (если не считать некоторое отчуждение официальных представителей лужицких сербов в Баутцене) сопровождали теплые встречи, доброжелательные улыбки, взаимопонимание и надежда на общее славянское будущее.
В этот же день по программе российской и белорусской делегациям Славянского хода предстояло посетить пражский Славянский остров, во дворце которого, собственно и проходил исторический съезд 1848 года, давший начало славянскому движению. На острове собрались несколько славянских организаций, в т.ч. из Германии и Италии. В своих выступлениях они испросили прощение за преступления режимов своих стран, унесшие жизни более 45 миллионов славян.
О.А. Платонов говорил об ущемлении славян в правах, этноциде, о многовековой борьбе против славянских народов (а именно так можно рассматривать все последние мировые войны), культура которых несет только добро и справедливость. Это наша сила, но и в этом наша слабость, т.к. славяне более уязвимы перед безпринципным противником.
Тут я позволю себе привести цитату из «Русских тезисов» нашего писателя В. Крупина, немного ее перефразируя: «Мы - славяне, безхитростны, от того нас любит Господь». А значит, Он с нами и победа будет на нашей стороне, если же мы не отступимся от своих традиционных нравственных принципов и установок.
На вечере звучали призывы к дружбе и консолидации, а также благодарность русским за освобождение от фашизма.
Дальнейший наш путь лежал в Словакию, на Славянский фестиваль в Нитру. Местность пошла более холмистая. Зденек, мораванин, сопровождавший нас по Чехии и Словакии, обратил наше внимание на холм, который резко меняет климат на более теплый. После этого холма уже растет миндаль и другие теплолюбивые культуры. Аккуратные домики, также, как и по всей Европе, покрытые черепицей. Желтые поля подсолнуха - золотые моря.
По пути из окна автобуса издалека наблюдали место сражения под Аустерлицем - «битвы трех императоров». Здесь произошло первое поражение Русской армии со времен Петра I. Нам рассказали, что на этом месте в 1911 году в память о погибших был возведен монумент «Мавзолей Мира», он, фактически, стал первым памятником в Европе, посвященным миру. По четырем углам монумента - воины со щитами, символизирующие Россию. Над входом в часовню на латыни выбиты слова пророка Исайи «Мертвые восстанут». Этот исторический памятник мы увидели только мельком, с трудом угадывая на большом расстоянии лишь его очертания. Зато прямо у трассы перед нами вдруг выросла игрушечная пушка гигантских размеров в окружении таких же огромных игрушечных артиллеристов – довольно впечатляющий своеобразный памятник - напоминание о тех событиях.
Остановились в селе Микульчицы – бывшем центре Великой Моравии (сейчас в селе проживает около 2-х тысяч человек). Здесь, образно говоря, пересекаются пути чехов, словаков, лужицких сербов и мораван. В селе есть костел, мораване – католики. Службы совершаются три раза в неделю. На воскресную мессу все приходят нарядные, в национальных костюмах. Православный храм есть только в городе Брно.
На руинах древнего городища, у памятника свв. Кириллу и Мефодию, состоялся сбор славянских движений, направляющихся на фестиваль в Нитру. Нас встретили представители администрации, староста села, мужской моравский хор (их в селе два) в национальных белых вышитых костюмах с плетеными туесками через плечо. В них оказалось довольно вкусные белое сухое вино и сливянка собственного приготовления – радушные хозяева угощали всех желающих.
Платонов в своем выступлении отметил стремление мораван во все периоды истории отстаивать и сохранять свою национальную самобытность, сложившуюся много веков назад. Староста Микульчиц поведал, как в сражении на Белой горе в 1620-м году чешская армия потерпела поражение, в результате которого попала в подчинение империи Габсбургов. Чехи бежали тогда с поля боя, но мораване в этой битве сражались с австрийцами до последнего. И впоследствии они противостояли любым попыткам их ассимиляции.
Главы делегаций обменялись подарками, а в заключении состоялся совместный концерт местных и наших артистов.
Пока шли выступления, я разговорилась с местной жительницей, бывшей учительницей русского языка. Для учительницы русского язык знает не очень, говорит, подбирая слова, но все же мне повезло, т.к. языковой барьер, как не крути, напрягает и оставляет ощущение недопонимания. Она рассказала, что раньше (при коммунистах) в селе был колхоз, сейчас его выкупил частный предприниматель, держит скотину. Раньше в колхозе работало, образно говоря, 10 человек, сейчас на этой частной ферме – один. Все механизировано. Люди ездят работать в город, до которого 7 км. Но жить, по ее словам, стало гораздо лучше, чем при коммунистах, - «они под себя все гребли». Да, к сожалению, этот проект (т.н. социалистический лагерь), по сути, имевший цель взаимного славянского сотрудничества и сосуществования, закончился неудачей. Также как и у нас, здесь был дефицит продуктов, товаров, были очереди. В парикмахерскую, как посетовала моя собеседница, надо было записываться за несколько дней (как в рейхстаг), а сейчас несколько мастеров в селе – иди к любому и в удобное для тебя время. Живут хорошо, квартиры и дома есть практически у всех. Только тем, кто набрали легких кредитов, а потом оказалось, что нечем расплачиваться, пришлось расстаться с жилплощадью.
Сказала, что раньше русский язык был обязательным, теперь же в основном изучают английский и немецкий, а на русский идут только слабые ученики, т.к. он для них ближе, учить русский язык легче. О России в официальных СМИ (телевидении, прессе) в основном информация негативная. Но надо понимать, что словацкие СМИ выполняют заказ Брюсселя, они не выражают позиции и мнения собственно словацкого народа, а отношение простых людей, по ее словам, к русским хорошее и сердечное.
На прощание сделали общее фото, словацкие артисты, узнав мое имя, пропели мне старинную русскую песенку (но на словацком) «Анэчка, душэчка». Попрощавшись с радушными мораванами, мы отправились дальше.
Нитра - старинный словацкий город, первое упоминание о нем в летописях 828 г. 4 и 5 июля здесь состоялся 8-й Международный фольклорный фестиваль «Славица». 5 июля – государственный праздник Словакии, посвященный свв. Кириллу и Мефодию, именно из Нитры в 9-м веке началась их просветительская миссия.
Городок порадовал своим уютом, чистотой, гостеприимством. Мы остановились в гостинице с видом на Нитранский замок, возвышающийся над городом. Утром нас неизменно будил звон колокола. В связи с праздником в городе проходило множество мероприятий, начало которым положила торжественная месса (в Словакии 74 % составляют католики), отслуженная епископом. У стен замка была развернута историческая реконструкция: был представлен быт мораван, боевые турниры (соперники бились настолько правдоподобно, что некоторые действительно получали травмы от ударов мечами). При входе в сам замок – памятник святым Кириллу и Мефодию. Кафедральный замковый собор был построен в 14-м веке, он объединяет три церкви. Внутри собор поражает своим великолепием, интерьер его считается одним из самых красивых и значительных в Словакии. В Нижней церкви собора в алтарной ее части скульптура «Снятие с Креста». В самой старой части собора, в церкви св. Эмерама, построенной в 11 веке, покоятся мощи святых Андрея, Бенедикта и Кирилла – брата св. Мефодия. Один раз в год в этот день в замке открываются епископские покои, с балкончика которых можно наблюдать великолепный вид на город. Сама комната епископа довольно скромных размеров, в ней устроен алтарь. Привлекла внимание китайская икона, на которой образ Спасителя (как можно догадаться) имеет определенные национальные черты китайского народа.
Несколько тысяч гостей и жителей славянского города приняли участие в празднике. На своих мотоциклах, тремя разными маршрутами, охватывая практически все европейские страны (Россию, Белоруссию, Украину, Польшу, Чехию, Словакию, Словению, Черногорию, Македонию, Косово, Боснию и Герцеговину, Сербию, Болгарию, Германию), на фестиваль в Нитру в день свв. Кирилла и Мефодия приехали более сотни байкеров из России, Германии, Болгарии и Словакии. Их мирная акция имела название «Дороги славянской дружбы». Звучала музыка, много добрых слов, пожеланий и призывов к единству Славянского мира. Выступали фольклорные ансамбли из России, Сербии, Белоруссии, Словакии. Песни, которые они исполняли, подхватывали зрители; зажигательные народные танцы невольно заставляли в такт прихлопывать и притопывать. Чувствовалось, что, несмотря на языковое отличие, несмотря на то, что славяне разбросаны по всему миру, - нас объединяет общая история, общие традиции, общая культура – общие ценности Славянского мира и есть общее горячее стремление сохранить их.
В городском парке совместными усилиями представителей всех славянских движений было посажено деревце – «Липа славянской дружбы». Каждому хотелось быть причастным к этому действу, хоть прикоснуться к стволу этой липы, символически придержать ее. Это было как бы олицетворением общего славянского братства, желания славян к объединению, стремления к единству Славянского мира.
Под эту памятную липку были высыпаны горстки родной земли, бережно привезенные с собой славянами из своих стран, в т.ч. и нами из Москвы.
Праздник продолжался до глубокой ночи, уже в неформальной обстановке. Байкеры организовали вечер, куда были приглашены все желающие. Пришли, надо сказать, все. Царила удивительно теплая дружеская атмосфера. Здесь ярко проявилась и славянская щедрость, и гостеприимство, и умение радоваться жизни.
Думаю, ни для одного человека этот праздник не прошел безследно. Каждый из нас стал духовно богаче и сильнее и каждый увез с собой на Родину частичку тепла. Мы обрели новых друзей, открыли для себя новый круг общения, увидели, почувствовали, «пощупали», что мы нужны друг другу, что мы сильны нашей сплоченностью, мирным устроением. И это вопреки тому, что внешние и внутренние враги славянства довольно успешно саботируют любые стремления к сотрудничеству и сосуществованию славянских народов.
На обратном пути ненадолго задержались в Братиславе, столице Словакии. По городу нас сопровождала Марина, родом из Чечни, похоже, армянка. Но, заграницей, как понимаете, кто говорит на русском, тот, конечно же, русский. Живет в Братиславе уже 36 лет. Погуляли по огромному городскому природному парку. Тишина, скворцы из-под ног выпархивают, ежики фыркают, дорогу перебегают, фонтаны, клумбы, лавочки повсюду. Гуляют мамы и папы (!) с малышами, располагаются на отдых прямо на травке. Везде чисто, ухожено. Клены, рододендроны, цветущие деревья акации (у нас они вырастают только до состояния кустарника), дубы, ягодные тисы, какие-то неизвестные деревья, сосны, можжевельники. Чего-то вроде не хватает, точно - комаров. Недалеко от парка огромный выставочный зал – принадлежит москвичу. Проезжали мимо Президентского дворца – двухэтажное, довольно скромное здание с небольшой площадью перед входом. Марина поведала, что раньше трамвайчиком можно было добраться до Вены, потом, при коммунистах, была граница, а когда границу снова открыли, то этот трамвайный маршрут уже не стали восстанавливать. Где-то в Братиславе, по словам Марины, есть русский магазин, в котором для русских все продают гораздо дешевле.
Побывали в Братиславском граде (замке). В 19 веке град сгорел и более 140 лет простоял в руинах. Отреставрировали его только в середине 20-го века. В крепости короновали монархов. Очень хорошее впечатление оставил парк Марии Терезы внутри града. Он открылся прямо перед нашим приездом – 10 дней назад. Зрелище впечатляющее – сочетание белого (стены, песок) с зеленым (самшитовые лабиринты, цветочные клумбы).
После осмотра крепости отправились в мемориальный комплекс Слави́н. В конце 1944 — начале 1945 года Советская армия вела бои на территории Словакии. Мемориальный комплекс Славин — память о погибших в тех боях советских солдатах. 40-метровая стела со скульптурой воина со знаменем в руках виден отовсюду. Вокруг обелиска располагаются бронзовые статуи. На мраморных стенах зала барельефы с датами освобождения городов, на главных воротах отлитые в бронзе сюжеты тягостей и лишений военных лет. Рядом с мемориалом расположено военное кладбище, на котором похоронены 6845 советских солдат. Славин вызывает очень сильные эмоции. В 2007 году здесь был установлен православный крест и освящен епископом Словацкой Православной Церкви Тихоном. Кстати, из всех мемориалов и памятников, посвященных жертвам войны, которые у нас были на пути, это единственное место, где помимо звезд на обелисках, возвышался еще и крест. На церемонии открытия креста была отмечена решающая роль Советской армии в победе над фашизмом и то, что словацкий народ испытывает огромное уважение к своим освободителям, и перечеркивает попытки тех, кто стремится подвергнуть ревизии итоги Второй мировой войны. Крест как бы парит над Братиславой, освящая ее. Внизу город живёт своей жизнью. Здесь же тишина. Каждый год 4 апреля, в годовщину освобождения Братиславы, в Славине проводится памятная церемония во главе с Президентом страны.
В Братиславе в Российском культурно-научно
В оставшееся до отправления автобуса время прогулялись по Старому городу. Это небольшой исторический район Братиславы с узкими средневековыми улочками, ратушей, фонтанчиками и цветами. Очень тихое и комфортное место.
Вдруг у себя под ногами обнаружили точку отсчета расстояний. Есть и Москва, до нее 1632 км, но еще рано думать о доме - на обратном пути в нашу столицу нам предстояло посетить еще два города – столицу Австрии Вену и белорусский Кобрин.
Выполнив свою культурно-просве
(Продолжение следует)