«Мы намного ближе, чем кажется». Часть вторая.

Опубликовано 29.07.2016

(заметки участницы Славянского хода: Чехия-Словакия)

Продолжение

Прага – один из красивейших городов Европы и, как отметил руководитель Славянского хода О.А. Платонов, - центр славянства в Европе. Именно здесь в 19-м веке было решено развивать международное славянское движение.

Утром были на Литургии в храме свв. Кирилла и Мефодия. Людей было много, довольно большой храм был заполнен. Общая исповедь, после чего почти все молящиеся причастились. Нашего священника (участника Славянского хода) настоятель сразу же пригласил в алтарь и дал возможность после службы произнести проповедь. О. Кирилл в своем слове, в частности, сказал о цели нашего приезда, Славянском ходе, славянском единстве, после чего подвергся нападкам со стороны нескольких человек – в довольно агрессивной форме ему с явно украинским акцентом высказали следующее: «Не нужно нам тут никакого славянского единства, приехали тут, сидите в своей России со своим единством». Вот так.


Настоятель пригласил нас в соседнее кафе «У парашютистов». В 1942 году парашютисты Чехословацкого Сопротивления совершили нападение на рейхспротектора, после чего в городе начались облавы. Парашютистов укрывали местные жители в подвалах собора. В результате предательства гитлеровцы узнали место их нахождения. Когда в перестрелке у парашютистов закончились патроны, последние они оставили для себя. Рядом с храмом памятная стела укрывавшим солдат жителям, впоследствии замученным фашистами в концлагерях.


Недолго посидели, нас угостили бутербродами. Постного меню в кафе не было, но никого кроме нас это не смутило – видимо, пост не очень популярен. Оказалось, что настоятель здесь совсем недавно – всего три дня. И начал свое служение он с того, что решил хоть в краткой форме, но вычитывать перед Литургией утреню – до него эта служба здесь полностью игнорировалась. Кстати, на днях обнаружила, зайдя в один из недавно возведенных московских храмов, что в расписании нет вечером богослужения, а только с утра указаны утреня и Литургия. В моем понимании (а я уже более четверти века в Церкви – сознательно, не «захожанкой»), перед Литургией накануне должна быть вечерняя служба. Ну, допустим, по чьей-то немощи несколько подсокращенная – но должна быть...


У иконы святителя Горазда (ученика св. Мефодия) о. Кирилл отслужил молебен.


По Праге нас возило русскоговорящее «Веселое такси». Молодой таксист Артем, родом из Хмельницкого – это запад Украины, говорит на чистом русском языке без акцента, даже не «шокая» и не «хэкая». Но чувствовалось, что он нас, «москалей», «терпит». Учиться здесь Артем на маркетолога, возвращаться на Украину не собирается. Приехал в Прагу за 2 года до Майдана. Домой наведывается ежегодно, на наш вопрос, не боится ли, что его заберут в армию, несколько раздраженно ответил, что «у нас такого нет, чтобы на улицах хватали и забирали силой» (мы промолчали, но вопрос был не случаен – известны такие прецеденты на Украине).


Любое общение обязательно «спровоцирует» какие-либо размышления, заставит оглянуться, задуматься. К примеру, Артем в нашем разговоре с ним сказал, что Президенту Чехии пора освобождать место молодым, что у него нет достаточных амбиций для того чтобы быть Президентом. Стало неприятно от его безаппеляционности. А как же опыт? До́лжно ли делать ставку на амбиции молодых людей, которым невтерпеж взять власть в свои руки?

Вспомните Библию - царствование Ровоама, сына Соломона. При нем произошел первый раскол, который привел к разрушению Земли Обетованной. Вместо того чтобы советоваться со старцами, Ровоам стал советоваться с молодыми людьми. В Священном Писании множество раз говориться - горе вам, если молодые будут господствовать, превозноситься над людьми более зрелыми! Когда руководитель (любого уровня, будь то Президент страны или настоятель сельского прихода) делает своими советниками молодых людей – это грозит расколом, это грозит катастрофой. Такая форма правления, когда молодых выдвигают на ответственные посты, делая на них ставку, обличает, прежде всего, незрелость руководителя и грозит распадом любого предприятия.

Кстати, президент Чехии очень лоялен к России, он, вопреки давлению, поддерживает нашу страну во многих вопросах (Осетия, Сирия и др.). Как раз в дни нашего пребывания в Чехии (так совпало) он поддержал сторонников референдума в своей стране по поводу членства в Евросоюзе и НАТО. И нужен ли нам под боком молодой амбициозный Президент?

Отрадно, что такую точку зрения о необходимости перемен разделяют не все. Когда мы, разговорившись с одним русским пражанином (а русскоговорящих в Праге оказалось довольно много) Афанасием, заметили, что, мол, слышали о недовольстве Президентом, он отреагировал так: «Чехи очень спокойные, терпеливые, на провокации неподатливые, растормошить их на какой-либо переворот непросто».

Афанасий сам олицетворяет собой невозмутимость, основательность, этакий «русский мишка» со старообрядческими корнями, родом из Екатеринбурга. В Чехию вся его семья переехала из-за младшего сына, который очень любим родителями. Его отправляли в чешский лагерь на лето. Ребенку понравилось в Праге, и он убедил родителей, чтобы они оставили его здесь. Затем и вся семья перебралась в Прагу, купили здесь домик. О России вспоминают с теплом, любовью, тоскуют по Родине. Конечно, пути Господни неисповедимы, не нам судить, но жаль, что такие вот достойные люди оставляют свою страну.


На Ольшанское пражское кладбище приехали уже во второй половине дня. Из-за сжатости нашего графика его посещение вообще было под вопросом. Некрополь огромен, по статистике, на нем похоронено больше, чем сейчас живет в Праге. Много знаменитостей - выходцев из России: писатели Аркадий Аверченко и Василий Немирович-Данченко, композитор Сергей Траилин, оперный певец Василий Левицкий, мать и сестра Владимира Набокова, графиня София Толстая и другие деятели культуры, науки и политики. Для русских эмигрантов с 1905 года выделялись отдельные секторы некрополя и даже был возведен православный Успенский храм. Храму нет еще и ста лет, построен он был в 1924 году, но и внешний его вид (строгий, в новгородском стиле, с прекрасными каноническими мозаичными изображениями Божией Матери Оранты и Михаила Архангела) и внутреннее убранство (иконы и роспись в каноническом стиле) оставляют ощущение древности, намоленности, тишины и умиротворения. Богослужения в храме совершаются на церковнославянском языке по старому стилю. При храме несут послушания русины, которые безмерно были рады нашему приезду.

На Ольшанском кладбище находится большое захоронение военных разных национальностей. В этой земле рядом лежат представители четырех армий России, от рядовых до генералов, - императорской, Белой, Красной и Освободительной. Есть могилы жертв наполеоновских сражений и Почетные могилы павших в боевых действиях во время мировых войн.

У воинского мемориала также была отслужена заупокойная лития.

Вне всякого сомнения, было бы упущением, если бы мы, будучи в Праге, не побывали бы здесь.


На вечере в Российском центре науки и культуры, куда мы отправились дальше, состоялась встреча нашей делегации с пражскими активистами славянского движения и нашими соотечественниками, живущими здесь. Говорили о ситуации в мире, об освещении ее местными СМИ, о нагнетании ими негатива относительно России. Но и в этой ситуации остаются люди, трезво оценивающие происходящее. Один из лидеров славянского движения Зденек Опатршил напомнил о роли Советской армии в освобождении Европы от коричневой чумы. Русские солдаты освобождали Прагу, вычищая кварталы от фашистов, ценой своей жизни, американцы же, пролетая над чешской столицей, сбросили три бомбы. Также на встрече много говорилось о нравах, обычаях и различиях славян, проживающих в Европе, о том, как важна идея их объединения, - миссия, с которой и прошел по Европе наш Славянский ход.

Встреча завершилась выступлением наших артистов, участников хода. Минута молчания в честь героев-освободителей, объявленная после исполнения Кириллом Хмелевским песни «Журавли»; казачьи песни, сопровождавшиеся рассказами Кирилла Бутрова об их происхождении, об обычаях казаков, их традициях, о специфических музыкальных инструментах. Ирина Леонова завершила музыкальную часть песней-гимном «За Веру, Царя и Отечество».

Во время концерта в зале привлекла к себе внимание девочка лет двух-трех. Она радостно захлопала в ладоши и стала подпевать, услышав знакомые ей казацкие песни. Оказалось, что ее родители – донские казаки, волею судеб заброшенные сюда, в Прагу. Они пришли на встречу в национальных костюмах и, не скрывая эмоций, со слезами на глазах также хлопали и приветствовали наших артистов. Вообще, надо отметить, наш Славянский ход на всем его долгом многотысячном пути (если не считать некоторое отчуждение официальных представителей лужицких сербов в Баутцене) сопровождали теплые встречи, доброжелательные улыбки, взаимопонимание и надежда на общее славянское будущее.

В этот же день по программе российской и белорусской делегациям Славянского хода предстояло посетить пражский Славянский остров, во дворце которого, собственно и проходил исторический съезд 1848 года, давший начало славянскому движению. На острове собрались несколько славянских организаций, в т.ч. из Германии и Италии. В своих выступлениях они испросили прощение за преступления режимов своих стран, унесшие жизни более 45 миллионов славян.

О.А. Платонов говорил об ущемлении славян в правах, этноциде, о многовековой борьбе против славянских народов (а именно так можно рассматривать все последние мировые войны), культура которых несет только добро и справедливость. Это наша сила, но и в этом наша слабость, т.к. славяне более уязвимы перед безпринципным противником.

Тут я позволю себе привести цитату из «Русских тезисов» нашего писателя В. Крупина, немного ее перефразируя: «Мы - славяне, безхитростны, от того нас любит Господь». А значит, Он с нами и победа будет на нашей стороне, если же мы не отступимся от своих традиционных нравственных принципов и установок.

На вечере звучали призывы к дружбе и консолидации, а также благодарность русским за освобождение от фашизма.

Дальнейший наш путь лежал в Словакию, на Славянский фестиваль в Нитру. Местность пошла более холмистая. Зденек, мораванин, сопровождавший нас по Чехии и Словакии, обратил наше внимание на холм, который резко меняет климат на более теплый. После этого холма уже растет миндаль и другие теплолюбивые культуры. Аккуратные домики, также, как и по всей Европе, покрытые черепицей. Желтые поля подсолнуха - золотые моря.

По пути из окна автобуса издалека наблюдали место сражения под Аустерлицем - «битвы трех императоров». Здесь произошло первое поражение Русской армии со времен Петра I. Нам рассказали, что на этом месте в 1911 году в память о погибших был возведен монумент «Мавзолей Мира», он, фактически, стал первым памятником в Европе, посвященным миру. По четырем углам монумента - воины со щитами, символизирующие Россию. Над входом в часовню на латыни выбиты слова пророка Исайи «Мертвые восстанут». Этот исторический памятник мы увидели только мельком, с трудом угадывая на большом расстоянии лишь его очертания. Зато прямо у трассы перед нами вдруг выросла игрушечная пушка гигантских размеров в окружении таких же огромных игрушечных артиллеристов – довольно впечатляющий своеобразный памятник - напоминание о тех событиях.


Остановились в селе Микульчицы – бывшем центре Великой Моравии (сейчас в селе проживает около 2-х тысяч человек). Здесь, образно говоря, пересекаются пути чехов, словаков, лужицких сербов и мораван. В селе есть костел, мораване – католики. Службы совершаются три раза в неделю. На воскресную мессу все приходят нарядные, в национальных костюмах. Православный храм есть только в городе Брно.

На руинах древнего городища, у памятника свв. Кириллу и Мефодию, состоялся сбор славянских движений, направляющихся на фестиваль в Нитру. Нас встретили представители администрации, староста села, мужской моравский хор (их в селе два) в национальных белых вышитых костюмах с плетеными туесками через плечо. В них оказалось довольно вкусные белое сухое вино и сливянка собственного приготовления – радушные хозяева угощали всех желающих.

Платонов в своем выступлении отметил стремление мораван во все периоды истории отстаивать и сохранять свою национальную самобытность, сложившуюся много веков назад. Староста Микульчиц поведал, как в сражении на Белой горе в 1620-м году чешская армия потерпела поражение, в результате которого попала в подчинение империи Габсбургов. Чехи бежали тогда с поля боя, но мораване в этой битве сражались с австрийцами до последнего. И впоследствии они противостояли любым попыткам их ассимиляции.

Главы делегаций обменялись подарками, а в заключении состоялся совместный концерт местных и наших артистов.


Пока шли выступления, я разговорилась с местной жительницей, бывшей учительницей русского языка. Для учительницы русского язык знает не очень, говорит, подбирая слова, но все же мне повезло, т.к. языковой барьер, как не крути, напрягает и оставляет ощущение недопонимания. Она рассказала, что раньше (при коммунистах) в селе был колхоз, сейчас его выкупил частный предприниматель, держит скотину. Раньше в колхозе работало, образно говоря, 10 человек, сейчас на этой частной ферме – один. Все механизировано. Люди ездят работать в город, до которого 7 км. Но жить, по ее словам, стало гораздо лучше, чем при коммунистах, - «они под себя все гребли». Да, к сожалению, этот проект (т.н. социалистический лагерь), по сути, имевший цель взаимного славянского сотрудничества и сосуществования, закончился неудачей. Также как и у нас, здесь был дефицит продуктов, товаров, были очереди. В парикмахерскую, как посетовала моя собеседница, надо было записываться за несколько дней (как в рейхстаг), а сейчас несколько мастеров в селе – иди к любому и в удобное для тебя время. Живут хорошо, квартиры и дома есть практически у всех. Только тем, кто набрали легких кредитов, а потом оказалось, что нечем расплачиваться, пришлось расстаться с жилплощадью.

Сказала, что раньше русский язык был обязательным, теперь же в основном изучают английский и немецкий, а на русский идут только слабые ученики, т.к. он для них ближе, учить русский язык легче. О России в официальных СМИ (телевидении, прессе) в основном информация негативная. Но надо понимать, что словацкие СМИ выполняют заказ Брюсселя, они не выражают позиции и мнения собственно словацкого народа, а отношение простых людей, по ее словам, к русским хорошее и сердечное.


На прощание сделали общее фото, словацкие артисты, узнав мое имя, пропели мне старинную русскую песенку (но на словацком) «Анэчка, душэчка». Попрощавшись с радушными мораванами, мы отправились дальше.


Нитра - старинный словацкий город, первое упоминание о нем в летописях 828 г. 4 и 5 июля здесь состоялся 8-й Международный фольклорный фестиваль «Славица». 5 июля – государственный праздник Словакии, посвященный свв. Кириллу и Мефодию, именно из Нитры в 9-м веке началась их просветительская миссия.

Городок порадовал своим уютом, чистотой, гостеприимством. Мы остановились в гостинице с видом на Нитранский замок, возвышающийся над городом. Утром нас неизменно будил звон колокола. В связи с праздником в городе проходило множество мероприятий, начало которым положила торжественная месса (в Словакии 74 % составляют католики), отслуженная епископом. У стен замка была развернута историческая реконструкция: был представлен быт мораван, боевые турниры (соперники бились настолько правдоподобно, что некоторые действительно получали травмы от ударов мечами). При входе в сам замок – памятник святым Кириллу и Мефодию. Кафедральный замковый собор был построен в 14-м веке, он объединяет три церкви. Внутри собор поражает своим великолепием, интерьер его считается одним из самых красивых и значительных в Словакии. В Нижней церкви собора в алтарной ее части скульптура «Снятие с Креста». В самой старой части собора, в церкви св. Эмерама, построенной в 11 веке, покоятся мощи святых Андрея, Бенедикта и Кирилла – брата св. Мефодия. Один раз в год в этот день в замке открываются епископские покои, с балкончика которых можно наблюдать великолепный вид на город. Сама комната епископа довольно скромных размеров, в ней устроен алтарь. Привлекла внимание китайская икона, на которой образ Спасителя (как можно догадаться) имеет определенные национальные черты китайского народа.


Несколько тысяч гостей и жителей славянского города приняли участие в празднике. На своих мотоциклах, тремя разными маршрутами, охватывая практически все европейские страны (Россию, Белоруссию, Украину, Польшу, Чехию, Словакию, Словению, Черногорию, Македонию, Косово, Боснию и Герцеговину, Сербию, Болгарию, Германию), на фестиваль в Нитру в день свв. Кирилла и Мефодия приехали более сотни байкеров из России, Германии, Болгарии и Словакии. Их мирная акция имела название «Дороги славянской дружбы». Звучала музыка, много добрых слов, пожеланий и призывов к единству Славянского мира. Выступали фольклорные ансамбли из России, Сербии, Белоруссии, Словакии. Песни, которые они исполняли, подхватывали зрители; зажигательные народные танцы невольно заставляли в такт прихлопывать и притопывать. Чувствовалось, что, несмотря на языковое отличие, несмотря на то, что славяне разбросаны по всему миру, - нас объединяет общая история, общие традиции, общая культура – общие ценности Славянского мира и есть общее горячее стремление сохранить их.

В городском парке совместными усилиями представителей всех славянских движений было посажено деревце – «Липа славянской дружбы». Каждому хотелось быть причастным к этому действу, хоть прикоснуться к стволу этой липы, символически придержать ее. Это было как бы олицетворением общего славянского братства, желания славян к объединению, стремления к единству Славянского мира.

Под эту памятную липку были высыпаны горстки родной земли, бережно привезенные с собой славянами из своих стран, в т.ч. и нами из Москвы.

Праздник продолжался до глубокой ночи, уже в неформальной обстановке. Байкеры организовали вечер, куда были приглашены все желающие. Пришли, надо сказать, все. Царила удивительно теплая дружеская атмосфера. Здесь ярко проявилась и славянская щедрость, и гостеприимство, и умение радоваться жизни.

Думаю, ни для одного человека этот праздник не прошел безследно. Каждый из нас стал духовно богаче и сильнее и каждый увез с собой на Родину частичку тепла. Мы обрели новых друзей, открыли для себя новый круг общения, увидели, почувствовали, «пощупали», что мы нужны друг другу, что мы сильны нашей сплоченностью, мирным устроением. И это вопреки тому, что внешние и внутренние враги славянства довольно успешно саботируют любые стремления к сотрудничеству и сосуществованию славянских народов.


На обратном пути ненадолго задержались в Братиславе, столице Словакии. По городу нас сопровождала Марина, родом из Чечни, похоже, армянка. Но, заграницей, как понимаете, кто говорит на русском, тот, конечно же, русский. Живет в Братиславе уже 36 лет. Погуляли по огромному городскому природному парку. Тишина, скворцы из-под ног выпархивают, ежики фыркают, дорогу перебегают, фонтаны, клумбы, лавочки повсюду. Гуляют мамы и папы (!) с малышами, располагаются на отдых прямо на травке. Везде чисто, ухожено. Клены, рододендроны, цветущие деревья акации (у нас они вырастают только до состояния кустарника), дубы, ягодные тисы, какие-то неизвестные деревья, сосны, можжевельники. Чего-то вроде не хватает, точно - комаров. Недалеко от парка огромный выставочный зал – принадлежит москвичу. Проезжали мимо Президентского дворца – двухэтажное, довольно скромное здание с небольшой площадью перед входом. Марина поведала, что раньше трамвайчиком можно было добраться до Вены, потом, при коммунистах, была граница, а когда границу снова открыли, то этот трамвайный маршрут уже не стали восстанавливать. Где-то в Братиславе, по словам Марины, есть русский магазин, в котором для русских все продают гораздо дешевле.

Побывали в Братиславском граде (замке). В 19 веке град сгорел и более 140 лет простоял в руинах. Отреставрировали его только в середине 20-го века. В крепости короновали монархов. Очень хорошее впечатление оставил парк Марии Терезы внутри града. Он открылся прямо перед нашим приездом – 10 дней назад. Зрелище впечатляющее – сочетание белого (стены, песок) с зеленым (самшитовые лабиринты, цветочные клумбы).

После осмотра крепости отправились в мемориальный комплекс Слави́н. В конце 1944 — начале 1945 года Советская армия вела бои на территории Словакии. Мемориальный комплекс Славин — память о погибших в тех боях советских солдатах. 40-метровая стела со скульптурой воина со знаменем в руках виден отовсюду. Вокруг обелиска располагаются бронзовые статуи. На мраморных стенах зала барельефы с датами освобождения городов, на главных воротах отлитые в бронзе сюжеты тягостей и лишений военных лет. Рядом с мемориалом расположено военное кладбище, на котором похоронены 6845 советских солдат. Славин вызывает очень сильные эмоции. В 2007 году здесь был установлен православный крест и освящен епископом Словацкой Православной Церкви Тихоном. Кстати, из всех мемориалов и памятников, посвященных жертвам войны, которые у нас были на пути, это единственное место, где помимо звезд на обелисках, возвышался еще и крест. На церемонии открытия креста была отмечена решающая роль Советской армии в победе над фашизмом и то, что словацкий народ испытывает огромное уважение к своим освободителям, и перечеркивает попытки тех, кто стремится подвергнуть ревизии итоги Второй мировой войны. Крест как бы парит над Братиславой, освящая ее. Внизу город живёт своей жизнью. Здесь же тишина. Каждый год 4 апреля, в годовщину освобождения Братиславы, в Славине проводится памятная церемония во главе с Президентом страны.

В Братиславе в Российском культурно-научном центре состоялась встреча нашей делегации с теми, кто ратует за славянское единство. После общения, в т.ч. и за чашкой чая, для всех желающих наши артисты исполнили несколько концертных номеров. На одной из стен Центра привлекла внимание картина, на которой промелькнуло что-то до боли знакомое. Подошла поближе – точно, церковь святителя Николы на Берсеневке. Представьте наше радостное удивление увидеть в далекой Братиславе свой родной храм! Все же мы намного ближе, чем кажется.


В оставшееся до отправления автобуса время прогулялись по Старому городу. Это небольшой исторический район Братиславы с узкими средневековыми улочками, ратушей, фонтанчиками и цветами. Очень тихое и комфортное место.

Вдруг у себя под ногами обнаружили точку отсчета расстояний. Есть и Москва, до нее 1632 км, но еще рано думать о доме - на обратном пути в нашу столицу нам предстояло посетить еще два города – столицу Австрии Вену и белорусский Кобрин.


Выполнив свою культурно-просветительскую миссию и попрощавшись с радушной и гостеприимной Братиславой, Славянский ход отправился в обратный путь.


(Продолжение следует)

Наверх