"О Русской Зарубежной Церкви". Ю.М.Милекесов

Опубликовано 17.06.2017

«Русская Зарубежная Церковь есть часть Русской Церкви, находящаяся вне границ Российского государства и в настоящее время возглавляемая Первоиерархом и Архиерейским Синодом, избранным Собором Епископов Русского зарубежья».

Предвидя возможность лишения свободы Высшей власти Русской Церкви и невозможность для отдельных частей Русской Церкви быть вместе с центром, тогда Патриарх Тихон отдал распоряжение, чтобы в частях, отделенных от центрального управления создавались временные Церковные управления под главенством старейшего из Иерархов, находящихся там.

Фактически православная церковь вне Москвы уже структурно была создана и когда последовал Великий исход русских из своего Отечества, после поражения войск, боровшихся с коммунистической властью, тогда оказалось за границей и Высшее Церковное Управление Юга России, возглавляемое митрополитом Антонием (Храповицким).

Получив разрешение на окормление своей русской паствы в Константинополе от местоблюстителя Вселенского престола блаж. Памяти Митрополита Прусского Дорофея, в Сербию переехал Митрополит Антоний и Высшее Управление Русской Церкви Заграницей. Вокруг него объединились тогда все русские архиереи Русской Церкви вне границ Российского Государства.

Церкви, находившиеся в ведении викария Петроградского митрополита, временным Высшим Церковным Управлением были поручены Архиепископу Евлогию. Это назначение было утверждено затем Патриархом Тихоном.

Миссии Китая и Японии, епископы в Манчжурии, назначенный в Америке Митрополит Платон, Духовная Миссия в Иерусалиме и протопресвитер в Аргентине подчинились Высшему Церковному Управлению за границей, которое было братски принято Патриархом Сербским Димитрием.

В ноябре 1921 года в Сремских Карловцах, в Югославии, состоялся Первый Заграничный Собор, в котором, кроме 24 епископов, приняли участие представители клира и мирян. Обращение к Генуэзской конференции с просьбой не поддерживать большевистскую власть и помочь русскому народу освободиться от нее, дало повод заставить Патриарха Тихона подписать указ об упразднении Высшего Церковного Управления, а митрополит Евлогий должен был образовать новое управление. После сего патриарх Тихон был немедленно арестован.

Все русские церкви подчинились Архиерейскому Синоду, как раньше Высшему Церковному Управлению (теперь закрытому) и считали себя неразрывной частью Русской Церкви. За границей во всех русских церквах возносилось за богослужениями имя Патриарха Тихона, а после него имя возглавителя Церкви заграницей – Митрополита Антония, который обращался в своих посланиях к святейшим патриархам и инославным власть имущим. Обращение к Архиепископу Кентерберийскому имело следствием вмешательство английского правительства в судьбу Патриарха Тихона и он был выпущен из заключения тогда, когда уже назначался суд над ним и составлялся обвинительный акт с целью приговора его к смертной казни.

После кончины Патриарха Тихона в 1925 году, Русская заграничная Церковь признала местоблюстителем патриаршего престола Митрополита Крутицкого Петра, однако, за нежелание уступать безбожной власти вскоре он был арестован и сослан советской властью. Заместителем стал Митрополит Сергий, и к нему обратился митрополит Евлогий с просьбой устранить разногласия в среде заграничных русских иерархов. 12 сентября 1926 г. пишет последнее письмо Митрополит Сергий, в котором он внутренне осознавал себя свободным: «… Может ли вообще Московский Патриарх быть руководителем церковной жизни православных эмигрантов…» Тюремное заключение, угрозы в отношении не только его, но и всей Русской Церкви и лживые обещания Советской власти сломили митрополита Сергия. Он издал декларацию, в которой признал советскую власть за подлинно законную русскую власть, одновременно потребовал от заграничного духовенства подписки о лояльности советской власти. Митрополит Евлогий со своими викариями и епископом Севастопольским Вениамином согласились подчиниться указу Митрополита Сергия.

Между тем, в самой России оказались мужественные исповедники заявившие митрополиту Сергию о непризнании соглашения с безбожной властью и даже прервали молитвенное общение с ним, как с «павшим». Безбожная советская власть жестоко преследовала таких стойких иерархов и их последователей, но самое поразительное то, что отвечал митрополит Евлогий тем священникам, кто отвергал Указ: «Если вы не дадите подписки в «лояльности», значит, вы бунтовщик против канонической субординации, и я запрещаю вам служение, пока не придете с повинною, вы больше не священник!»

Декларация Митрополита Сергия не принесла пользы Церкви, и гонения резко усилились. С сими гонимыми духовно была Русская Зарубежная Церковь. Кроме нескольких упомянутых иерархов все остальные во главе с митрополитом Антонием наотрез отказались дать подписку в лояльности советской власти и выступили с ярким обличением.

Митрополит Евлогий принял участие в Англии в молении о страждующей Церкви Русской и в этом было усмотрено выступление против советской власти, и он был митрополитом Сергием запрещен в священнослужении. Не желая подчиняться этому постановлению, но в то же время, не желая признать свою вину перед Заграничным Русским синодом, митрополит Евлогий просил тогда патриарха Константинопольского о временном принятии его и его паствы в ведение Вселенской Патриархии, на что Вселенский Патриарх согласился.

Особое внимание и забота о Русской Церкви уделялась Сербским Патриархом Варнавой, старавшимся вернуть отколовшихся от нее епископов (митрополитов Евлогия и Платона с их викариями), а также он был посредником между русской Зарубежной Церковью и митрополитом Сергием, но убедившись, что он находится в руках врагов Церкви и действия его вредны ей, о чем Патриарх Варнава так прямо и написал об этом митрополиту Сергию.

Любвеобильное отношение к Русской Зарубежной Церкви проявляли также патриархи Антиохийский Григорий, Александрийский и Иерусалимский; в братском единении была с нею и Церковь Болгарская.

В то время Русская Церковь внутри России находилась в состоянии крайнего опустошения. На свободе было только 20 архиереев, большинство церквей было закрыто, уничтожено или использовалось в кощунственных целях. Мощи и чудотворные иконы были взяты в музеи. Большинство оставшегося духовенства находилось в ссылке или проживало, скрывая свой сан.

В 1936 году скончался Первоиерарх русской зарубежной Церкви Митрополит Антоний, Преемником стал Митрополит Анастасий, преднареченный еще прежде и вскоре избранный Собором Русских зарубежных Архиереев.

В то же время Митрополит Сергий продолжал утверждать, что гонений на Церковь в советской России нет…, однако в период 1937-38 годов представители духовенства были уничтожены на 95%.

Русская зарубежная Церковь осталась в прежнем отношении к нему и его Синоду, вознося моления за страждущую Матерь Церковь и за страдающих братьев и сестер.

В 1939 году началась Вторая Мировая война, в которой впоследствии участвовал и Советский Союз. Управляемая Советской властью, которая в сентябре 1943 года допустила выборы Патриарха и видимую свободу Церкви, однако, в сущности, нисколько не облегчила положения Церкви, все было под жестким контролем большевиков.

Страх перед расправою заставил множество русских вновь покинуть Родину во время Второй мировой войны.

В 1964 году, уступая возрасту и болезни, ушел на покой митрополит Анастасий и на его место был избран епископ Филарет, который возглавил зарубежную Церковь, ведя ее по тому же пути, по которому направили церковную жизнь его предшественники.

Русская зарубежная Церковь, возглавляемая Собором епископов, посвященных уже в Зарубежье и архиерейскою присягой обязавшихся повиноваться ее церковной власти, имеет 18 епископов в разных странах. Имеет мужские и женские монастыри, из которых некоторые существуют еще от Царского времени (в Палестине), другие получили начало в дореволюционной России (Лесненский – во Франции, Богородице-Владимирский в Калифорнии и Канаде), а остальные созданы уже в дни наших бедствий, в недрах Зарубежной русской Церкви (каковы Свято-Троицкий в Джорданвилле, прп. Иова Почаевского в Мюнхене, Ново-Дивеево, Новая Коренная Пустынь и др.). Центр Русской Зарубежной Церкви находится в Нью-Йорке, в большом здании. Здесь помещается Собор с Чудотворной Иконой Божьей Матери Курско-Коренной, покои Митрополита, Синодальная канцелярия, возглавляемая секретарем Синода и разные учреждения. Русская Зарубежная Церковь имеет свою семинарию (стоящую в ранге высших учебных заведений по местным законам), свои средние учебные заведения и школы, в которые растущие за границей дети проходят православное вероучение и воспринимают русскую культуру.

Приходы и церковные общины русской зарубежной Церкви разбросаны по всему миру, особенное значение имеет русская духовная Миссия в Иерусалиме с двумя женскими монастырями (Елеонским и Гефсиманским). Она постоянно борется за сохранение своих Святынь – на Елеонской Горе, в Хевроне, у Порога Судных Врат – и способствует устройству паломничеств.

После блаженной кончины в ноябре 1985 года страдальца и молитвенника за Русское Православие – митрополита Филарета, первоиерархом нашей Церкви был избран в 1986 году митрополит Виталий (Устинов).

Синод РПЦЗ откликнулся на мольбы российских верующих и в 1990 году принял решение о легализации своих приходов в России, тех самых катакомбных приходов, после этого к РПЦЗ стали присоединяться священнослужители и многочисленные миряне Московской Патриархии.

С 2000 года архиепископ Лавр – заместитель первоиерарха Виталия, а на соборе РПЦЗ в октябре 2001 года стал первоиерархом митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр. Акт о каноническом общении РПЦЗ и РПЦ был подписан в Москве 17 мая 2007 года, в надежде на духовное сближение ,которое даст молитвенную помощь русскому народу . Митрополит Лавр скончался 16 марта 2008 года.

Сегодня главой РПЦЗ избран митрополит Илларион. Приходы Русской Православной Церкви Заграницей самостоятельны и действуют по церковному уставу еще утвержденному Митрополитом Антонием(Храповицким) ,который сильно отличается от внутрицерковного устава РПЦ Московской Патриархии.

Составил и прокомментировал Милекесов Ю.М.

Наверх