Обращение иеросхим. Даниила Филиппова(Россия) ко всей церковной полноте и к будущему Всеправославному (антиКритскому) Собору. (Редакция от 25.07.2017.)

Опубликовано 01.08.2017
Обращение иеросхим. Даниила Филиппова(Россия) ко всей церковной полноте и к будущему Всеправославному (антиКритскому) Собору. (Редакция от 25.07.2017.)

Благодарю Преосвященнейших владык, отцов священников, монашествующих и православных мирян, имеющих терпение к моему недостоинству в прочтении этого труда. Моя немощь обращается к Вам, а также будущему Всеправославному Собору, созванным, верую, будущим Императором Всероссийским, сакральным Помазанником Божиим (Его же св. молитвами Господи Иисусе Христе помилуй мя) и Главой института Православной Российской Церкви, состоящему, полагаю, из людей Божиих, [имеющему быть] во времена мне неизвестные, ибо их Господь наш Иисус Христос положил в своей власти. Возможно, это будет уже после моей кончины. Тем не менее, актуальность описываемых в этом скромном труде жизненно важных для всей церковной организации и будущности России, а также и для каждого из нас назревших проблем, а также просьба со стороны православных, побудили меня привнести свою малую лепту в подготовку будущего Великого Собора, который, верю, восстановит чистоту православия в институте Церкви. Если окажусь в чем-то неправым, смиренно прошу не судить меня строго, ввиду того, что моя греховность склонна к прелести и ошибкам. И я заранее прошу прощения у освященного Собора за те неправильности, которые могли оказаться в моих рассуждениях.

Суть этой работы – попытка дать ответ на волнующий многих из нас кризисный вопрос, как уврачевать нашу современную церковно-общественную жизнь, дабы корабль, имя которому Россия и Русская Православная Церковь, привел православный верующий народ в гавань спасения.

Для того чтобы нам дать правильную оценку сложившейся ситуации, необходимо сориентироваться в современном бушующем житейском море человеческих страстей, влияющих на религиозную, политическую, общественную и культурную жизнь людей – в сфере духовной, душевной и телесной, ибо человек состоит из духа, души и тела. А также провести исследование, каким образом Россия и Русская Церковь, а вслед за ней, пожалуй, и другие народы, страны и поместные Церкви, и весь мiр в целом, потеряли спасительный курс на небесный Иерусалим, погрузившись внешне и внутренне в некое безпорядочное плавание против наставлений Святых Отцов. В этой работе не ставилось целью бросить тень на ныне покойных цековных деятелей, чьи труды здесь анализируются, в надежде исправить их ошибки. Надеюсь, что это даст упокоение их душам.

О потере христианских ориентиров писали ещё в ХIХ-м, а также в начале и середине ХХ века такие праведники, как святитель Игнатий Брянчанинов, святитель Феофан Затворник, святой праведный Иоанн Кронштадский, святой мученик Михаил (еп. Марк) Новоселов, преподобный Анатолий Оптинский (Потапов), преподобный Лаврентий Черниговский, С.А. Нилус и другие. За этим изменением курса нашей Церкви и общества стоит диавол и служащие ему гордыня человеческая, ереси и их носители, желание антихристианского образа жизни, свободы от Бога и от богоустановленного порядка на земле с заменой его порядком человеческим.

Апостол Павел учит нас, что в немощи человеческой сила Божия совершается. Богу угодно, чтобы человек осознавал себя немощным. И Божественность слов Господа нашего Иисуса Христа: «Без меня не можете творити ничесоже», подтверждает мысль апостола. Это относится не только к отдельным людям, но и к малым и большим человеческим обществам, народам, странам и человечеству в целом. Когда творение Божие начинает превозноситься над своим Творцом, то оно из ангелов света превращается в ангелов тьмы. И даже если оно только мыслит о себе более, чем ему приличествует в божественном иерархическом строе, то перестает выполнять данное ему Богом предназначение. Так Каин убил Авеля из-за зависти и превозношения. Так, неугодно Богу было превозношение людей, строивших вавилонскую башню, что привело к их рассеянию по лицу земли и образованию множества разобщенных народов. Так Христос отверг книжников и фарисеев как лицемеров, превозносящихся своей ложной правильностью и надмевающихся своими знаниями. Они говорили Христу, что являются детьми Авраама, а Бог отвечал им, что они дети диавола (Ин. гл.8). Вместо них Господь поставил неграмотных простецов-рыбаков во вселенских учителей и апостолов, просветивших всю вселенную. Господь избирает немощных века сего, чтобы посрамить премудрых, Господь избирает слабых, чтобы поразить сильных, как Давид Голиафа. Господь низводит и возводит. Господь очищает от нечистых, мерзких, праздных и вредных помышлений, ограждает святыми ангелами и отставляет от всех своих рабов, молящихся Ему, дух гордыни, тщеславия, зависти, неверия и хулы, и «да постыдятся гонящии нас и да погибнут погубить нас тщащиеся», как учит в своей молитве св. Амвросий Медиоланский. Надмевающиеся в своей гордыне общества человеческие, особливо те, задача которых быть светом на всю вселенную и солью земли, как древний Израиль, Рим, Византия и, конечно же, Россия, как Третий Рим, постепенно, теряя веру в Истинного Бога, уклонились от Божественного своего предназначения, возлюбив земное паче небесного, временное с его славою паче вечного, выстраивая великую земную государственность с её земными благами, как жена, сидящая на звере багряном 22 (Откр. гл.17). Так Россия перед своим закономерным крушением в большей части своего населения не распознала времени посещения своего, не увидела в последнем своём Государе образа евангельского Христа, обращенного к ней: «приидите, возлюбленнии Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от сложения мiра». Она, увидевши антихриста ВИЛа (В.И. Ленин), за немногим исключением поклонилась ему. Увы, несчастная Россия уподобилась отпавшему Израилю, и применимы к ней слова: «на реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом…» (пс.136.). Так соль, потерявшую свою силу, выбрасывают вон на попрание людям.

Этот апостасийный новый человеческий порядок, как выражение совокупной воли людей, целых народов и даже всего человечества, не ревнующих о воле Божией, проявляется в виде тех или иных религиозных, политических и общественно-культурных форм деятельности людей. К ним относятся такие антихристианские плоды как толстовство, атеизм, оккультизм, спиритизм, марксизм-ленинизм, коммунизм, экуменизм, сионизм, все виды демократии и другие, во многом взращённые на основе иудейского каббалистического религиозного мiровоззрения. Все они враги Христа и не ведут в небесный Иерусалим. Устраивая житейский шторм мiровых событий по попущению Божию за наши грехи, ко всему вышеперечисленному враг рода человеческого присовокупил ещё и систему электронной идентификации с присвоением каждому человеку, животному и любому объекту некоего своего клейма – числа зверя в виде современных нам штрих-кодов, чипов и других изобретений, чтобы никому нельзя было ни купить, ни продать, кроме тех, кто имеет это звериное начертание или число зверя или число имени его, что есть число человеческое – 666 (см. Откровение Иоанна Богослова, 13 глава).

На сегодня мы имеем практически уже реализованное господство вышеописанной идентификационной системы. Она проявляется в виде тотальной слежки во всех странах за общественной и личной жизнью людей с помощью видеокамер, фиксирующих не только картину происходящего, но и считывающих электронные метки с людей, с документов, удостоверяющих личность и практически, с любого объекта, несущего на себе печать зверя (начертание).

В своих творениях Святые Отцы такие, как святой апостол Иоанн Богослов, святой Андрей Кесарийский, Ипполит Римский, Нил Мvроточивый, Зиновий Мних, описывавшие эпоху лжепророка и последующего ему антихриста и особенности явления звериного начертания в мiре в последние времена его существования, указывали и на сопутствующие изменения духовно-нравственной жизни человечества: оскудение любви, гордое и надменное состояние людей, склонных к крайней степени разврата, проявляющейся в господствующем содомском образе жизни. Об этом же писал и святой апостол Павел, что люди будут сребролюбивы, горды, злоречивы, родителям непокорны, силы Божией отвергшиеся и т.д.

Налицо все эти проявления в современном мiре. Массовые содомские браки в Европе, гей-парады в мiре с пропагандой по телевидению и другим средствам массовой информации подобного образа жизни. Массовые аборты, регулированное уменьшение рождаемости в мiре через разного рода шенгенские соглашения, подписанные почти всеми странами, искусственный голод, а также множество войн в третьих странах, организованная новым мiровым порядком миграция населения по всей земле, приводящая к утрате национальных традиций и нравственных начал, господство лжи, обмана, массовая наркомания и алкоголизм до 10-20% населения, включая детское, развал института семьи, когда количество разводов начинает превышать количество браков, массовые самоубийства, в культурной сфере – непотребное творчество в виде диких плясок современных иродиад и саломий, пытающихся уничтожить христианскую нравственность в людях, ищущих блудных и извращенных наслаждений в музыке, живописи, литературе, кинематографе и др.

В религиозной жизни мы видим господство всеереси экуменизма, проявляющейся в виде собирания всех религий в Единую мiировую религиозную общину с единым «всевышним» и с единой системой нравственных ценностей – в некий мiровой Содом – общечеловеческую семью. (См. «Итоговый документ Всемирного Саммита мiровых религиозных лидеров», Москва 2006 год, а также пресс-конференцию митрополита (нынешнего патриарха Московского) Кирилла). Мы видим, что официальные представители современного «православия» в лице патриархов, архиереев и духовенства, за исключением малого остатка, участвуют в подобных саммитах и другие сборищах и даже руководят их деятельностью. Например, такие патриархи как Алексий Ридигер, Кирилл Гундяев, Варфоломей Константинопольский, Феофил Иерусалимский, Ириней Сербский, Илия Грузинский и другие церковные деятели.

В 2016 году было положено начало проведению так называемого Критского Собора под названием «Всеправославный, Великий и Святой», а по словам имяславца преподобного Кукши Одесского – экуменический собор безбожных. Вот его пророчества: «Последние времена наступают. Скоро будет экуменический Собор под названием "святой”. Но это будет тот самый "восьмой собор, который будет сборищем безбожных”. На нем все веры соединятся в одну. Затем будут упразднены все посты, 33 монашество будет полностью уничтожено, епископы будут женаты. Новостильный календарь будет введен во Вселенской Церкви. Будьте бдительны. Старайтесь посещать Божии храмы, пока они ещё наши. Скоро нельзя будет ходить туда, всё изменится. Только избранные увидят это. Людей будут заставлять ходить в церковь, но мы не должны будем ходить туда ни в коем случае. Молю вас, стойте в Православной вере до конца ваших дней и спасайтесь!»

На Критском масонско-экуменическом сборище присутствовали иерархи 10-ти из 14-ти поместных православных церквей, соединив там всеересь экуменизма со святоотеческим преданием, провозгласив курс на создание Единой христианской Церкви. Сближение с Православием происходило не как результат покаяния отпавших от Единой Святой Православной Церкви различных псевдоцерковных сообществ, начиная с римо- католической ереси и других, но, к сожалению, как преступное соединение всех христианских конфессий, имя которым ереси и расколы, а также, по словам преп. Иустина Поповича – «духовная смерть». Четыре не явившиеся на собор поместные церкви, однако, не разорвали церковного общения с критскими отступниками- еретиками и составляют с ними, по сути, единое «евхаристическое» сборище. РПЦ МП отказалась осудить итоговый экуменический документ Собора, в подготовке которого имела деятельное участие в лице Архиерейского Собора 2016 г. и кубинской «встречи тысячелетия» патриарха РПЦ Кирилла с папой римским Франциском.

Эту же цель религиозного синкретизма преследует учреждённый масонами Всемiрный Совет Церквей (ВСЦ), где Русская Православная Церковь и многие другие Православные церкви являются полноправными членами. Согласно Торонтской декларации 1950 года, все члены ВСЦ являются единым мистическим телом, независимо от их согласия с этим заключением. Но мы знаем из учения Церкви, что только Святая Православная Церковь является Единой Святой Соборной и Апостольской. Остальные так называемые церкви находятся вне Её Тела. И нет никакого смысла в создании единой христианской церкви, потому как она уже создана Христом в день Святой Пятидесятницы. И те, кто не содержит православное и спасительное исповедание Веры, по слову преподобного Максима Исповедника, не являются Её членами. Все так называемые церкви не имеют никакого отношения к Церкви Христовой. И находятся за её оградой – под анафемой, и в той или иной степени удалены от Христа. Поэтому ВСЦ было бы правильнее называть Всемирный Совет Ересей и Расколов, имя которым легион, составляющий антихристианское мистическое тело, возглавляемое диаволом и его служителями.

Итак, по слову святителя Феофана Затворника, мы имеем в современности в официальном Православии господство ереси с её открытой всенародной проповедью. А также множество расколов, не сообщающихся между собой, в лице осколков РПЦЗ, катакомбной церкви, старостильной Греческой церкви, а также множество «Истинно-Православных церквей» по всему мiру. При этом следует заметить, что практически все представители современного православия, включая вышеперечисленные юрисдикции, лояльно относятся к электронной идентификации. И по факту легко принимают любые удостоверения личности, включая биометрические, а также электронные карточки с персональными штрих-кодами – звериными цифровыми именами, дающими при считывании число 666.

Из рассмотрения этого очень важного признака складывается весьма драматический вывод о вероятном отпадении таких якобы представителей Православия от Христа и Его Святой Церкви (организма) - Пречистого тела Господня.

Давайте теперь вернемся к истории и попробуем проследить с Божией помощью при нашей человеческой немощи историю развития – некий анамнез сей тяжкой духовной болезни с именем апостасия (отход от Бога) современного общества. Часто в исторических фильмах мы видим некоторую тоску по хорошим, добрым, светлым временам. Православные под светлыми добрыми временами понимают, вне всякого сомнения, благословенные царские времена, желая соприкоснуться с ними хотя бы мысленно, напитаться ароматом их животворного дыхания, как неким благоуханием луговых цветов.

Тогда, с Божией помощью, давайте остановимся кратко на временах правления Святого царя Николая II Александровича. Просматривая хронику жизни Императора и России того времени, видишь в образе Государя образ Христа. И душа утешается, укрепляется увиденным. И одновременно печалится и скорбит об утрате той великой и святой России. И образ этой Святой и Великой России есть светлый образ умученного, вольно взошедшего на свою Голгофу и добровольно принесшего себя в искупительную жертву пред Богом за грех русского народа, - светлая личность Царя Николая II Александровича и Его августейшей Семьи.

Ему рукоплескали в начале его царствования, кричали: «Осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне!», а закончил он жизненный путь на своей царской Голгофе в терновом венце и, уподобившись Христу, в изнеможении нёс свой царский крест в то тяжелое время, когда лишь немногие его не предали. А 44 многие, включая большинство великих князей, архиереев, аристократии, духовенства и народа, кричали: «Распни, распни его!» И русский Царь на своём кресте, подобно Христу царствовал над грехом и над всеми, кто кричал ему «распни», в своем христианском царском великодушии, прощая своих врагов. И вместе с Ним страдали верные ему слуги – малый остаток, князья, дворяне, архиереи, духовенство, монашество и миряне по всей России. Но, по слову преподобного Авеля Прорицателя, народ русский не до конца истребится от земли, потому как довлеет ему молитва умученного царя.

Так что же за грех совершил русский народ? Какой грех совершили национальная элита, архиереи, духовенство? – Они предали своего царя, как иудеи Христа на смерть. Но что этому предшествовало? А предшествовало этому то состояние, которое описывал еще святитель Игнатий Брянчанинов в своих трудах о состоянии Церкви в его время, в середине ХIХ века, сравнивая русскую церковь (организацию, институт Церкви) с огромным зеленым деревом, красивым снаружи, но, увы, сгнившим внутри, которое при первой буре рухнет. Вспомним евангельскую притчу, о не устоявшем царстве, разделившемся в самом себе. Молчаливо-враждебное противостояние Синода государевым повелениям – прославлению преп. Серафима Саровского, св. Иоанна Тобольского, синодальный саботаж распоряжения Николая Второго об отмене суда над имяславцами, в деле созыва Поместного Собора и в выборе кандидатуры и полномочий Патриарха и др., во многом предопределили революционную развязку.

Также вспомним пророчество преподобного Серафима Саровского о том, что архиереи церкви Божией отступят от чистоты православия и что вслед за ними пойдут русские архиереи и что Господь тяжко их накажет. Вы можете возразить, что это сказано о будущих архиереях последних времен. Не буду спорить. Но, может быть, последние времена, это последние 100 лет? И если наказанию должны подвергнуться эти архиереи, то как мы должны отнестись к тем событиям после февральско-октябрьской революции 17 года, когда к 1941 году на свободе в России были только 4 епископа, около 20 епископов были в тюрьмах, остальные из почти 400 русских архиереев, половина из которых рукоположенных в императорской России, были репрессированы или уничтожены. Небольшая часть оказалась заграницей в результате поражения Белого движения в гражданской войне. Разве это не наказание? Зарубежные архиереи остались без своих вдовствующих кафедр, в разлуке со своей паствой вдали от родины, которую они любили, в ностальгии до конца своих дней. Зарубежный синод, Всезарубежный Карловацкий собор подпал под прещение Патриарха Тихона с последующим драматическим изолированием от собственного народа, скитаниями на чужбине. А драматическая по своим последствиям поддержка архиереями зарубежной церкви деятельности немецко-фашистских войск против СССР – по факту, против России и её народа? И поныне само воспоминание о зарубежной церкви, в связи с поддержкой немцев и братоубийственной гражданской войны, рождает в русском народе внутри России недоверие к представителям Зарубежной Церкви. Да и почти все генералы Белого движения были предателями Святого Царя. А то и прямыми зачинщиками измены. Исключение – генерал Каппель, деятельность которого была большей частью самостоятельной и подвиг которого во многом подобен христианскому подвигу Императора Николая. Немногих можно назвать в числе верных Царю и монархии: барон Унгерн, Дитерихс, Кутепов... Сейчас многие ратуют за возрождение Белого движения. Но разве вливают вино молодое в мехи ветхие? Полагаем, что освобождение России от сионистского ига произойдет вследствие покаяния института Русской Церкви, русского народа и его национальной элиты, пусть даже в малом остатке, как сказано преподобным Авелем и в пророчестве преп. Серафима Саровского, где говорится, что Господь даст победу над бунтовщиками стороне, ставшей за Государя. И в Сибирь уже никого не пошлют, а всех бунтовщиков и изменников казнят.

Вот другая часть пророчества, попробуем её прокомментировать:

«Пройдёт более чем полвека (около 1880г. – прим. сост.) Тогда злодеи поднимут высоко свою голову (убийство императора Александра Второго и др. – прим. сост.). Будет это непременно. Господь, видя нераскаянную злобу сердец их, попустит их начинаниям на малое время, но болезнь их обратится на главу их, и наверх их снидет неправда пагубных замыслов их (подавление революционного движения царем Александром Третьим – прим. сост). Будет некогда Царь, который меня прославит (Николай Второй, 1903 г – прим. Сост.), после чего будет великая смута на Руси, много крови потечет за то, что восстанут против этого Царя и Самодержавия (революция 1905 г – прим. сост.), но Бог Царя возвеличит... На земле Русской будут великие бедствия. Православная вера будет попрана, архиереи Церкви Божией (Вселенский и Российский Синоды – прим. сост.), другие духовные лица отступят от чистоты Православия (похуление Имени Божиего 1913 г. – Первый этап апостасии Церковной иерархии – прим. сост.), и за это Господь тяжко их накажет (репрессии 1917-40-х гг – прим. сост). Всякое желание внести изменения в правила и учения Святой Церкви есть ересь... хула на Духа Святого, которая не простится вовек. Я, убогий Серафим, три дня и три ночи молил Господа, чтобы он 55 лучше меня лишил Царствия Небесного, а их помиловал. Но Господь ответил "Не помилую их: ибо они учат учениям человеческим, и языком чтут Меня, а сердце их далеко отстоит от Меня".

До рождения антихриста произойдет великая продолжительная война и страшная революция в России, превышающая всякое воображение человеческое, ибо кровопролитие будет ужаснейшее: бунты Разинский, Пугачёвский, Французская революция — ничто в сравнении с тем, что будет с Россией (февраль, октябрь 1917 г – прим. сост.). Произойдет гибель множества верных отечеству людей, разграбление церковного имущества и монастырей (изъятие церковных ценностей 1922 г – прим. сост.); осквернение церквей Господних; уничтожение и разграбление богатства добрых людей, реки крови русской прольются.

Потом настанет время, когда под предлогом церковного и христианского прогресса, в угоду требованиям мiра сего, будут изменять и извращать догматы (учение) и уставы Святой Церкви (второй этап отступления: февральская измена Государю, «свобода» Церкви как достижение революции, прекращение поминания Императора с поминанием временного правительства, полный разрыв со старой монархической традицией – прекращение богослужебного заздравного и заупокойного помина монархов, и в связи с этим изменение проскомидии и др., отмена анафематизма в день Торжества Православия против цареборцев; Поместный Собор 1917-18гг, одобривший вышеназванные отступления; энциклика Константинопольского патриархата «К Христовым Церквам всего мiра» 1920 г. и «Всеправославный конгресс» в Константинополе 1923 г1 , вводящие во Вселенскую Церковь всеересь экуменизма, к которой присоединилась РПЦ МП с 1961 г. через членство во Всемирном Совете Церквей – прим.сост.), забывая, что они имеют начало от Самого Господа Иисуса Христа, научившего и давшего указания Своим ученикам, Св. Апостолам, о создании Церкви Христовой и её правил, и заповедавшего им: «Шедше научите все народы тому, что Я заповедал вам» (Мф. 28, 19).

Отсюда доныне сохранились дошедшие до нас правила и предания Св. Апостолов, которые разъяснены и утверждены окончательно раз навсегда их Св. Преемниками — Св. Отцами, руководимыми духом Святым на семи Вселенских Соборах. Горе тому, кто одно слово убавит или прибавит; наша Церковь не имеет никакого порока; горе тому, кто дерзнет внести какие-нибудь изменения в Богослужение и уставы той Церкви, которая есть «Столп и утверждение Истины» и о которой Сам Спаситель сказал, что даже врата ада не одолеют ее; т. е., что она пребудет неизменно до конца — до второго пришествия».

Всякое желание внести якобы усовершенствование, изменения в правила и учение Св. Церкви, есть ересь, желание создать свою особую Церковь по измышлению разума человеческого, отступление от постановления духа Святаго и есть хула на Духа Святаго, которая не простится во век. Так поступали и будут поступать все отпавшие от единения со Святой Апостольской Церковию, о чем Апостол Павел говорит: «Такие апостолы – лукавые делатели принимают вид апостолов Христовых и не удивительно, ибо и сам сатана принимает вид Ангела Света, поэтому не великое дело, что и служители его принимают вид служителей правды, но конец их по делам их». (2 Кор. 11, 13-14). По этому пути пойдут архиереи Русской земли и духовенство последних времён и гнев Божий поразит их…

Но не до конца прогневается Господь и не попустит разрушиться до конца Земле Русской, потому что в ней одной преимущественно сохраняется ещё Православие (в беседе с Мотовиловым преподобный Серафим указывает на 7 000 верных Богу при Илие пророке, а далее умножает это количество на 20 соразмерно с величиной населения России. Таким образом, получается 140 000 верных Богу в России – прим. сост.) и остатки благочестия христианского... У нас вера Православная, Церковь, не имеющая никакого порока. Ради сих добродетелей Россия всегда будет славна и врагам страшна и непреоборима, имущая веру и благочестие – сих врата адовы не одолеют. Господь помилует Россию и приведет её путем страданий к великой славе...

Мне, убогому Серафиму, от Господа Бога положено жить гораздо более ста лет. Но так как к тому времени архиереи русские так онечестивятся (современные митрополиты содомские и гоморрские, их симфония с сионистско-масонской демократической властью в России с 1991 г – прим. сост.), что нечестием своим превзойдут архиереев греческих во времена Феодосия Юнейшего, так что даже и важнейшему догмату Христовой Веры – Воскресению Христову и всеобщему воскресению веровать не будут (откровенное сближение патриархов и др. архиереев с иудеями-каббалистами, хабадом – «Речь патриарха Алексия перед раввинами в Нью-Йорке в 1991 г» и саддукеями: например, с главными раввинами Берл Лазаром (Хабад) и Шаевичем, неверующими в догматы Воскресения Христова и всеобщего Воскресения. А также санкция со стороны церковных иерархов на вскрытие гроба Господня в 2016 г – 1 http://ruskline.ru/analitika/2013/06/11/vsepravoslavnyj_kongress_1923_goda_v_konstantinopole_i_ego_posledstviya/. 66 прим. сост.), то посему Господу Богу угодно до времени меня, убогого Серафима, от сея преждевременной жизни взять и затем во утверждение догмата Воскресения воскресить, и воскрешение мое будет яко воскрешение седми отроков в пещере Охлонской во времена Феодосия Юнейшего (проспавших около 182 лет – прим. сост.). По воскрешении же моем я перейду из Сарова в Дивеево, где буду проповедовать всемирное покаяние.

Теперь обсудим ситуацию в катакомбной церкви. Она появилась после печально известной декларации митрополита Сергия Страгородского. Печально известной, прежде всего, антимонархическим содержанием, а также лояльностью к Советской власти. Впрочем, не только им, митрополитом Сергием, проявляемой. Приведем примеры из книги «Акты Патриарха Тихона» под редакцией Губонина: «Обращение заместителя патриаршего местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия Страгородского к народному комиссару внутренних дел от 19.05.(01.06.)1926». Цитата: «Нижеподписавшийся с 14 декабря 1925 года (н.ст.) исполняет должность местоблюстителя Московского патриаршего престола, то есть, временно состоит во главе иерархии русской Православной Церкви, или Московского Патриархата, пределы у которого совпадают с территорией Союза СР... . Между тем иерархи нашей Православной Церкви, так называемой «Тихоновской», т.е. патриаршеской, до сих пор не имеют регистрации. …Все эти соображения,…, побуждают меня просить о регистрации иерархии русской православной церкви…, и тем дать нам возможность совершенно легально и открыто осуществлять возлагаемые на нас… обязанности духовного руководства нашей паствой. …Мы можем потом приступить к делу поместного собора во всесоюзном масштабе для выбора патриарха, организации при нем священного Синода…» . В воззвании от 18.06(01.07)1923 г. ко всероссийской пастве патриарха Тихона мы видим: «…сознавая свою провинность перед советской властью, выразившуюся в ряде Наших пассивных и активных антисоветских действий…, то есть в сопротивлении декрету об изъятии церковных ценностей…, анафематствовании Советской власти, воззваний против Брестского мира и т.д., Мы, по долгу христианина и архипастыря – в сем каемся и скорбим… . Исходя из этих соображений, Мы в апреле месяце 1922 года… уже осудили заграничный церковный Собор Карловацкий за попытку восстановить в России монархию из дома Романовых… . Пусть хотя теперь они осознают это – смирятся и покаются, а иначе придется звать преосвященных владык в Москву для ответа перед церковным судом…».

Из обращения от 11(24).01.1924 г. святейшего патриарха Тихона и Синода к советской прессе в связи со смертью Ленина: «Прошу через Вашу газету выразить Мое соболезнование правительству СССР по поводу тяжкой утраты, понесенной им в лице неожиданно скончавшегося Председателя СНК В.И.Ульянова (Ленина)». Подписано: патриарх Тихон, митрополит Петр Полянский и другие. В другом послании (первом по освобождении из заключения) патриарх Тихон обращается к пастве: «Более года прошло, как вы, отцы и братья, не слышали слова моего… если Я в первые годы существования Советской власти допускал иногда резкие выпады против неё, то делал это вследствие своего воспитания и господствовавшей на бывшем тогда соборе ориентации. Но со временем многое у нас стало изменяться… Я, впрочем, еще в начале 1919 года старался отмежевать церковь от царизма и интервенции … Я решительно осуждаю всякое посягательство на Советскую Власть, откуда бы оно ни исходило».

Разве не эти мысли были высказаны в печально известной Декларации митр. Сергия 1927 г. , и не они ли являются её печальным основанием?! Так может быть честнее называть это не «сергианством», а «тихоно- сергианством», как плод февральской революции?! Вспомним притчу о блудном сыне, ушедшем на страну далече, где он, вкусив глада, пас свиней? Может пора прийти в себя и вернуться к Отцу?

Из той же книги: «Письмо архиепископа Иллариона Троицкого из заключения о событиях текущей жизни» от 13(26).02.1927.: «Последние два года слишком я не участвую в церковной жизни… Вопрос о местоблюстительстве, поскольку мне известно, тоже сильно запутан, церковное управление в полном расстройстве. Не знаю, есть ли среди нашей иерархии и вообще среди сознательных членов церкви такие наивные и близорукие люди, которые имели бы нелепые иллюзии о реставрации (царской власти – прим. сост.) и свержении Советской власти».

Как видно из приведенных материалов, деятельность митрополита Сергия, за которую его осуждают представители РПЦЗ и катакомбной церкви, есть продолжение официальной церковной политики патриарха Тихона, митрополита Петра Полянского (до лета 1927 года), а также господствующего на послереволюционный период свободно-демократического настроения иерархов и духовенства Русской Православной Церкви. Да и чем, собственно, Советская Власть, в сущности своей, хуже власти Временного правительства, состоявшего из бывших предателей гражданских и военных министерств, поддерживаемых революционным Синодом?!!

В дальнейшем представители РПЦЗ и катакомбной церкви (которых вполне можно назвать Движением непоминающих 20-х, 30-х и далее годов) полностью отмежевались от Советской Власти и Московской Патриархии, однако, сохранив при этом ориентиры на деятельность патриарха Тихона, считая её почти безупречной, возложив всю вину на митрополита Сергия, как на некоего козла отпущения. Полагаю, что понятие «сергианство» в равной степени относится к деятельности большинства членов Святейшего Правительственного Синода и к иерархам и духовенству Российской Православной Церкви, изменившим присяге верности Государю Императору Николаю Второму и поддержавшим «завоевания» Февральской революции в виде свободы Церкви от монархии. Из вышесказанного можно сделать вывод, что положительная риторика официальных церковных представителей в сторону Временного правительства есть не меньший грех, а, может быть, даже и больший, чем обращения обновленцев 1922-24 гг., а также иерархов Московской Патриархии в сторону Советской власти. Что же касается русской эмиграции в результате поражения Белой Армии, то следует заметить, что хотя она ко времени Дальневосточного земского Собора, чьи деяния отразились на Карловацком архиерейском Соборе РПЦЗ, и осознала необходимость восстановления монархии из династии Романовых в России, но, тем не менее, не осознала весь ужас и последствия своего предательства в феврале 17-го по отношению к Государю и, по сути, тех же действий по отношению к Николаю II в период гражданской войны, выражающихся в отсутствии каких-либо действенных попыток к его освобождению и восстановлению на Русском престоле. Естественно, что их епитимья от Бога, как представителей национальной элиты, за подобные отступления значительно больше, чем епитимья самого народа. Есть основания полагать, что это не осознано и поныне. И те дробления в РПЦЗ после 2001 года на множество осколков, а также то, что руководство и сама паства РПЦЗ начиная с 1980-90-х годов, в отличие от паствы РПЦ МП, первые без сопротивления приняли антихристовую штрих-кодовую идентификацию, только подтверждают этот вывод.

Итак, разделенность РПЦЗ и катакомбной церкви, ИПЦ, других поместных церквей на множество осколков, а также еретичество официальных представителей Московского Патриархата, с теми же процессами во Вселенской Церкви, с принятием подавляющего большинства их пастырей и паствы антихристовой идентификации, указывает нам на то положение дел, что по слову псалмопевца Давида, вси уклонишася, все до единого, все непотребни быша.

Существует еще, как минимум, одна проблема с заявлением Священного Правительственного Синода от 18.05.13 по отношению к имяславному спору на Афоне. Синод, пытаясь урегулировать скандальный спор вокруг Имени Божиего, к сожалению, в своем вышеназванном постановлении, в первом из пяти пунктов выводов о православном Учении об Именах Божиих, допустил категорическое суждение, о том, что Имена Божии не есть ни свойства Божии, ни энергия Божия, ни Бог, ни Божество, а также, что Имена Божии мыслятся неотделимо от Бога только в молитве и в сердце, но не на самом деле и не в Богословии. То есть, такие Имена Божии, как Любовь, Вездесущий, Троица, Спаситель, Помазанник, Истина, Вседержитель и другие, не есть ни свойства Божии, ни энергия Божия. Но мы знаем из учения Церкви о нетварной энергии – Фаворском Свете, что она есть Бог в действии, или, можно сказать, действие Божие.

Архиепископ Серафим Соболев, противник имяславцев, в книге «Новое учение о Софии Премудрости Божией» в главах, посвященных имяславию, тем не менее пишет: ««...ибо Бог, как говорит Святой Григорий, «получает наименования от действий, которые, как мы верим, касаются нашей жизни»… или, кратко говоря, Имена Божии означают действия Божии. Указывая на слова пророка Давида: Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив как на доказательство появления означенных имен Божиих после происхождения человека и после познания им на себе милосердных действий Господа, св. отец говорит: «Никто не скажет, что они (то есть, указанные имена) означают что-либо иное кроме действия». …Имя Божие – «Бог», Св. Григорий Нисский на основании Св. Писания свидетельствует, что оно означает зрительную деятельность Божию»». Далее архиеп. Серафим продолжает: ««Но, как видим из приведенных святоотеческих слов, касательно производства имени – Бог, св. отцы, хотя и допускают различные, в данном случае, толкования, тем не менее, согласны в одном, что Имена Божии означают ту или другую деятельность Бога, его Божественные действия. … Вот почему св. Григорий Нисский говорит: «Итак, поелику, примечая разнообразные деятельности превысшей Силы, от которой из известных нам деятельностей применяем Ей приличные названия; то одну, и именно ту деятельность (т.е. Имена Божии – прим. сост.), которая есть надзирающая и наблюдающая, … зрительная… положили мы от зрения именовать Божеством…»». – Глава 19, часть 3.

В 4 части архиеп. Серафим продолжает: «…говоря о познании Бога, мы имеем ввиду не Божественное существо,…, а различные действия Божии,… или Божественные свойства, в них проявляемые, которые познаются в тех или иных именах Божиих. Итак, не имея возможности обладать познанием о существе Божием, мы можем иметь через те же Имена Божии познание о Божественных свойствах. …хотя мы и можем иметь познания о Боге со стороны его Божественных свойств, однако, это познание является несовершенным, поскольку эти свойства безконечны и даже выше всякого имени и понятия».

Правда, в другом месте в этих же главах архиеп. Серафим делает вывод, что имена Божии помимо Божественных действий обозначают и действия человеческие. Но эта странность и некая неуместность вывода определяется, вероятно, причиной происхождения словесной природы тех или иных имён, изобретенных людьми. Впрочем, Божественные свойства Христа никоим образом не умаляются его человеческими свойствами. Мы знаем из учения Церкви, что две воли у Христа (Божественная и человеческая) неслитны, нераздельны, неразлучны, неизменны. Неслитность и нераздельность Божественного и человеческого естества во Христе проявляется и в Его Имени – Его свойствах.

Подтверждение этому мы находим у св. Дионисия Ареопагита: «…И ты найдёшь, что всякое, можно сказать, священное песнословие богословов, изъясняя и воспевая благодетельные выступления Богоначалия (т.е. Его божественные действия со свойствами – прим. сост.), приуготовляет божественные имена… . Премудрое и Прекрасное – как сохраняющее всё сущее, … в особенности же как Человеколюбивое, поскольку Оно поистине и полностью одной из Своих ипостасей приобщилось нашей природы, тем самым призвав к Себе и возвысив человеческую удалённость, из которой и был неизреченно составлен единый Иисус, и тем самым протяженность времени воспринял Вечный, и внутри нашей природы оказался сверхсущественно Превзошедший всякий порядок всякой природы, сохраняя пребывалище Своих свойств неизменным и неслиянным. И остальные, сколько их есть, божественно воздействующие светы изъяснительно даровало нам тайное предание наших боговдохновенных руководителей…»

«Все приличествующие Богу Имена всегда воспеваются писаниями как относящиеся не к какой-то части, но ко всей Божественности во всей её целостности, всеобщности, полноте, и все они нераздельно, абсолютно, безусловно и всецело применены ко всей цельности всецельной и полной Божественности».

Блаженный Феофилат Болгарский в толковании на Послание апостола Павла к Римлянам (Рим.1,5) говорит: «Ибо чудеса творило Имя Христово, и Оно само требует веры, потому что и Его нельзя постигнуть разумом».

Толковая Псалтирь. Евфимий Зигабен. Псалом 134, ст. 1: Хвалите имя Господне, хвалите, раби Господа: «Все говорит, рабы Господа, и, как творения Его и как верные и свои Ему, славьте имя Господа: потому что оно освящает и благословляет благословляющих оное. Но о сем мы сказали и в 102м псалме, ст. 1: Благослови, душе моя, Господа и вся внутренняя моя имя святое Его: «…Давид возбуждает всего себя к прославлению Бога и святого имени Его, которое освящает славословящих Его».

Св. Василий Великий в толковании на 32 пс. 21 стих: «Имя Божие называется святым, конечно не потому, что в самих слогах имеет некоторую освящающую силу, но потому, что свято и чисто всякое свойство Божие».*

Подтверждает мысль святителя Василия Великого русский святитель Тихон Задонский в своем трактате «Об истинном христианстве»: «Имя Божие само в себе как свято, так славно и препрославлено есть; того ради от нас не требует прославления нашего. И якоже солнце, хвалится ли, или хулится, всегда светло в себе пребывает, и лучи света своего на всю поднебесную испущает, тако и имя Божие, славился ли, или хулится от человек, равно всегда, всегда славно, свято и страшно пребывает, и лучи славы своея издает [...] И потому как от хуления человеческого не умаляется, так и от прославления не умножается слава имени Его. Слава бо имени Божия вечна, безконечна и непременяема есть, как и Сам Бог [...] Великое имя Божие заключает в себе божественные Его свойства, никакой твари не сообщаемые (как могут тогда Имена Божии быть действиями человеческими, т.е. тварными?! – прим. сост.), но Ему единому собственные, как то: единосущие, всемогущество, благость, премудрость, вездесущие, всеведение, правду, святость, истину, духовное существо, и прочая. Сии собственные свойства открывает нам Дух Святый (а не тварное арианствующее человеческое действие – прим. сост.) в слове Своем и различно изображает их к просвещению нашему и прославлению имени Божия»*.

2 https://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Velikij/simfonija-po-tvorenijam-svjatitelja-vasilija-velikogo/87. http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/vasil_velik/tom_1/ch_1/txt17.html.

3 http://www.omolenko.com/imyaslavie/tradition.htm?p=. 99

Здесь мы видим опровержение мысли проф. Троицкого, что Имена Божии – есть только действия человеческие. Несмотря на значительный его авторитет, такое утверждение в определенной степени сравнимо с утверждениями Ария, отрицающего Божественную природу Христа. Так, отрицающие, что Имена Божии не есть свойства, ни энергия (т.е. действия) Божии, а также дерзнувшие отделить Имена Божии от Бога – Святейший Правительствующий Синод и апологеты его резолюции от 18 мая 1913 года – вступают в противостояние с Богом и с учением об Именах Божиих Святых Отцов Православной Церкви. При всеобщем молчаливом согласии, приводящем к соучастию, по сути, в ереси хулы на Имена Божии, современный церковный институт (церковь-организация) подвергается опасности вызвать на себя и на человечество гнев Божий.

Св. Иоанн Кронштадский: «В Имени Иисус Христос весь Христос, душа и тело Его, соединенные с Божеством». «Слово Бога все равно, что Сам Бог…». «В каждом слове – Бог-Слово, простое Существо. Как же осторожно надобно выговаривать слова, с каким смирением, осмотрительностью, чтобы не прогневать Бога- Слова со Отцем и Духом?» (С. 144. Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. Изд. 2-е. В 4-х тт. Т. 2. СПб., 1893. С. 363. Далее номера тома и соответствующих страниц указываются в скобках после цитаты.). «Речет: и будет, и повелит: и создастся» (Пс. 32,9). Вспомни Моисеевы чудеса, вспомни, как этот человек Божий стал богом для фараона, и как мгновенно по его слову, или по движению руки, или жезла его, все претворялось или появлялось» (Т. 2. С. 251).

Впрочем, в некоторых случаях, слово человеческое является необходимым условием для того, чтобы Бог совершил то или иное действие. Так например, в таинстве Евхаристии преложение хлеба и вина силою Божией происходит благодаря словам, произносимым священником; само преложение, таким образом, становится плодом синергии между Богом и человеком (т.е. не человеческим, а непременно Бого-человеческим действием по благодати – прим. сост.): «…Например, претворение хлеба и вина в Тело и Кровь Христову совершается тот час по произнесении слов: «Сотвори убо хлеб сей честное Тело Христа Твоего; а еже в чаши сей — честную Кровь Христа Твоего, преложив Духом Твоим Святым». После этих последних слов и благословения крестообразно рукою, во мгновение хлеб и вино прелагаются в Тело и Кровь Христову, но не прежде, ибо божественное всемогущество ожидает содействующего Ему слова священника. Богу бо есть споспешник (1 Кор. 3,9). Крестное при этом благословение именем Господним означает то, что тайна совершается Духом Святым о имени Иисуса Христа и ради Иисуса Христа, ради Его ходатайства, благоволением Бога Отца» (Т. 4. С. 58.).

«Имя Божие есть Сам Бог. Потому говорится: «не приемли имени Господа Бога твоего всуе» (Исх. 20,7; Втор. 5,11). Или – «защитит тя имя Бога Иаковля» (Пс. 19,2); или: «изведи из темницы душу мою, исповедатися имени Твоему» (Пс. 141,8). Как Господь есть препростое Существо, препростый Дух, то Он в одном слове, в одной мысли – весь всецело и в то же время везде – во всей твари. Посему призови только имя Господне: ты призовешь Господа – Спасителя верующих и спасешься. «Всяк, иже призовет имя Господне, спасется» (Деян. 2,21). «Призови Мя – имя Мое – в день скорби твоея, и изму тя, и прославиши Мя» (Ср.: Пс. 49,15) (Т. 2. С. 309– 310).

«Молящийся! Имя Господа, или Богоматери, или Ангела, или святого, да будет тебе вместо Самого Господа, Богоматери, Ангела или святого; близость слова твоего к твоему сердцу да будет залогом и показанием близости к твоему сердцу Самого Господа, Пречистой Девы, Ангела или святого. – Имя Господа есть Сам Господь – Дух везде сый и все исполняющий; имя Богоматери есть Сама Богоматерь, имя Ангела – Ангел, святого – святой. Как это? Не понимаешь? Вот как: тебя, положим, зовут Иван Ильич. Если тебя назовут этими именами, ведь ты признаешь себя всего в них, и отзовешься на них, значит, согласишься, что имя твое – ты сам с душою и телом; – так и святые: призови их имя — ты призовешь их самих. Но у них, скажешь, нет тела. Что же из этого? Тело только вещественная оболочка души, дом ее, – а сам человек, сущность человека, или внутренний человек – его душа. Когда и тебя зовут по имени, не тело твое отзывается, а душа твоя, посредством телесного органа. И так имя Бога и святого есть Сам Бог и святой Его» (С. 238).*

Св. Кирилл Иерусалимский о Имени Божием: «Имя Иисус Христос, как истина о Божественном спасении человечества, является нетварным и вечным. То есть, оно искони находилось в тайнике всепредвидения Божия, вплоть до вочеловечения Слова. Иисусом же не люди наименовали Его, но явственно наименовал Ангел, который пришел не по своей власти, но послан был Божией силой».

«Анафема тем, кто думает, что только одному Существу Божию свойственно Имя Бога, а не энергии» (5-я анафема против Варлаама).

4 http://www.omolenko.com/imyaslavie/tradition.htm?p=8

Вернемся к св. Дионисию Ареопагиту и его труду «О божественных именах»:

«Но, как мы сказали в «Богословских очерках», о Едином, Непознаваемом, Сверхсущественном, Самом-по-себе- добре, какое Оно только может быть, – я имею в виду троичную, равную в божестве и в добре Единицу, – ни сказать, ни помыслить невозможно. Но и ангелоподобные соединения святых сил, каковые следует назвать либо явлениями, либо передачами сверхнепознаваемой и пресветлой Благости, ни речи, ни познанию не подлежат и бывают ведомы лишь ангелам, удостоенным того, что выше их ангельского знания.

С таковым соединяющиеся, подражая по возможности ангелам, боговидные умы – поскольку по прекращении всяческой умственной деятельности происходит соединение обожаемых умов со сверхбожественным светом – воспевают это самым подходящим образом путем отрицания всего сущего, – до такой степени будучи поистине и сверхъестественно просвещены блаженнейшим соединением с тем, что является Причиной всего сущего, Само же – Ничем, как всему сверхсущественное запредельное.

Богоначальная сверхсущественность, каково бы ни было сверхбытие сверхблагости, не должна воспеваться никем, кто любит Истину, превышающую всякую истину, ни как слово или сила, ни как ум, или жизнь, или сущность, но – как всякому свойству, движению, жизни, воображению, мнению, имени, слову, мысли, размышлению, сущности, состоянию, пребыванию, единству, пределу, безпредельности, всему тому, что существует, превосходительно запредельная. Поскольку же, будучи бытием Благости, самим фактом своего бытия Она является причиной всего сущего, благоначальный промысел Богоначалия следует воспевать, исходя из всего причиненного Им, потому что в Нем – всё и Его ради, и Он существует прежде всего, и всё в Нем состоялось, и Его бытие есть причина появления и пребывания всего, и Его всё желает: умные и разумные – разумно, низшие их – чувственно, а остальные либо в соответствии с движением живого, либо как вещества, соответствующим образом приспособленные к существованию.

Зная это, богословы и воспевают Его и как Безымянного, и как сообразного всякому имени. Он безымянен, говорят, потому что Богоначалие сказало в одном символическом богоявлении из разряда таинственных видений, упрекая спросившего «Каково имя Твое?» и как бы отводя его от всякого знания Божиего имя, которое «выше всякого имени» (Флп. 2:9), – неназываемое, пребывающее «превыше всякого имени, именуемого и в этом веке и в будущем»? (ср. Ефес. 1:21)имени: «Почему ты спрашиваешь имя Мое? Оно чудесно» (Быт. 32:29)…

Многоименен же Он потому что при этом Его представляют говорящим: «Я есмь Сущий» (Исх. 3: 14), «Жизнь» (Ин. 14:6), «Свет» (Ин. 8:12), «Бог» (Быт. 28:13), «Истина» (Ин. 14:6), и в то же время те же самые богомудры воспевают Причину всего, заимствуя имена из всего причиненного Ею, как то: «Благой» (Мф. 19:17), «Прекрасный» (Пс. 26:4), «Мудрый», «Возлюбленный» (Ис. 5:1), «Бог богов» (Пс. 49:1), «Господь господ» (Пс. 135:3), «Святая Святых», «Вечный» (Втор. 33:27), «Сущий» (Исх. 3:14), и «Причина веков», «Податель Жизни», «Премудрость» (Притч. 9:1; 1Кор.1:30), «Ум» (1 Кор. 2:16), «Слово» (Ин. 1:1), «Сведущий», «Обладающий заранее всеми сокровищами всякого знания» (ср. Кол. 2:3), «Сила», «Властелин», «Царь царствующих», «Ветхий денми» (Дан. 7:9), «Нестареющий и Неизменный», «Спасение», «Справедливо» (ср. Иер. 23:6, – оправдание5 ), «Освящение» (1Кор. 1:30), «Избавление» (1Кор. 1:30), «Превосходящий всех величием» и сущий «В дыхании тонком». Говорят также, что Она в умах, в душах, в телах, в небе и на земле, вместе с тем Сама в Себе, в мiре, вокруг мiра, над мiром, над небом, над сущим; Её называют солнцем, звездой, «огнем», «водой», «духом», росой, облаком, самоцветом, камнем, всем сущим и ничем из сущего.

Таким образом, ко всеобщей всё превышающей Причине подходит и анонимность, и все имена сущего как к настоящей Царице всего, от Которой всё зависит и Которой всё принадлежит как Причине, как Началу, как Завершению. В соответствии с Речением, Она является «всем во всём», и Она по праву воспевается как Основа всего, всё начинающая, доводящая до совершенства и сохраняющая, защита всего и очаг, к Себе всё привлекающая и делающая это объединение, неудержимо и запредельно. Ибо Она – Причина не только связи, жизни, или совершенства, чтобы всего лишь от одного или другого из этих попечении называться Сверхименной благостью: всё сущее Она заранее просто и неограниченно содержала в Себе всё приводящими в исполнение благостями единого Своего Безпричинного промысла, и всеми существами по праву и воспевается и называется.

Таким образом, богословы заимствуют имена для Неё не только от всеобщих или частных промыслов, или предметов предпопечения, но и из некоторых божественных видений, озаривших посвященных или пророков в священных храмах или в других местах. Превосходящую и всякое имя Благость они называют именами то одной, то другой причины и силы, придавая Ей то человеческие, то огненные, то янтарные формы и вид... и другими полными таинственного смысла вещами, о которых мы скажем, по мере сил, в «Символическом богословии».

А теперь, собрав из Речений то, что имеет отношение к настоящему сочинению, и, пользуясь сказанным, как неким правилом, взирая на него, перейдем к раскрытию умопостигаемых Божиих имен. И, как того требует иерархический устав, всякий раз, когда мы богословствуем, мы должны зрящей Бога мыслью созерцать в полном смысле слова являющие Бога видения и созерцание и священные уши подставлять разъяснениям священных Божиих имен, на святом святое, согласно божественному преданию, основывая, ограждая его от насмешек и глумления непосвященных, главное же, если только вообще найдутся такие люди, избавляя их тем самым от богоборства.

И тебе, о добрый Тимофей, надо оберегать себя от таких вещей, следуя священнейшему правилу не говорить и не показывать непосвященным ничего божественного. Мне же да даст Бог боголепно воспеть добродейственную многоименность неназываемой и неименуемой божественности и да не отнимет «слово Истины» от уст моих». *

Вот воистину великое богословие, великое учение Церкви в лице св. Дионисия Ареопагита о Божественных Именах!

Несмотря на то, что сущность Божия ни человеческим, ни ангельским умами познаваема быть не может, и поэтому, по сути, не именуема так же и в своих свойствах, но, тем не менее, сам Бог использует изобретённые человечеством имена, именует Свои действия и Свои свойства в той мере, какая возможна для нашего ограниченного восприятия. И по мысли Святителя Василия Великого и Григория Нисского, и других приведенных и неназванных здесь свв. Отцов, непременно Имена Божии есть свойства и действия Божии. И что и в Своих Божиих Именах сам Бог действует во всей полноте своих свойств.

Приведём письмо к протоиерею Павлу Флоренскому святого мученика Михаила Новоселова.*

Дорогой NN! Мир Вам и радость о Господе.

Вас, вероятно, удивит, а м. б. и огорчит это письмо, но я не могу не сказать Вам того, чем полна душа моя… В последнем, на котором я был, заседании Мисс. Совета одним из его членов (чуть ли не вами) предложено было собранию высказаться по вопросу о необходимости теперь же подготовить апологетическую литературу (листки, книжки и даже большие сочинения) с тем, чтобы широко распространить ее в народе, среди которого расходятся в неисчислимом количестве вредные антирелигиозные сочинения. По поводу этого предложения я высказал мысль, что, если бы можно было всю Россию буквально засыпать апологетическими листками и книжками, это мало принесло бы пользы Церкви, т.к. главный недуг церковной жизни слишком глубоко коренится в недрах Церкви, чтобы быть исцеленным таким внешним средством, как апологетика. Недуг этот заключается в утрате православного самосознания и самочувствия и отступлении от святоотеческих основ религиозной мысли и жизни. Этим недугом, указывал я тогда, поражены и представители иерархии (я приводил примеры и называл лица, если Вы помните), и представители академической науки, и пастыри, наипаче ученые. Естественно, духовная болезнь эта с вершин распространяется вширь и глубь церковного общества и народа…

Глубочайшее отступление от православного мудрования я вижу в так называемом имяборчестве, т. е. в том мiровоззрении, которое проведено было в известном послании Свят. Синода "всечестным братиям, во иночестве подвизающимся", опубликованном в мае 1913 года, и в приложенных к нему докладах…

Достойно внимания, что новые имяборческие документы, вышедшие уже из Патриаршего Синода, скреплены подписями не только старых имяборствующих иерархов, но и новых, причем относительно некоторых из них я имею основание утверждать, что сие рукоприкладство учинено ими без личного рассмотрения великого вопроса о Имени Божием и без сознательного убеждения в истинности того решения, которое они скрепили своими именами. Я с большим огорчением отмечаю этот более чем грустный, по своему преступному легкомыслию, факт.

Еще больше огорчения и изумления вызывает отношение к данному вопросу Всероссийского Церковного Собора. Как известно, Собор не доверился тому решению, которое изнес прежний Синод, и постановил подвергнуть вопрос о Имени Божием рассмотрению по существу. Чем руководился Собор, поступая так? Сознанием его значительности, не позволившим ему положиться на решение, данное Свят. Синодом? В таком случае, как же Собор, заседавший не один месяц и занимавшийся иногда самыми второстепенными вопросами,* не нашел времени

5 https://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Areopagit/o-bozhestvennykh-imenakh/#4.

6 http://internetsobor.org/stati/stati/pismo-novomuchenika-mikhaila-novoselova-k-nn-konets-1918-nachalo-1919-g.

7 Княгиня Н.В. Урусова «Материнский Плач Святой Руси» (гл.15,16): «Я писала, что муж мой был членом Церковного Собора от Ярославской губернии. Я не берусь рассматривать деятельность Собора в подробностях — это дело будущей истории, а только скажу в нескольких словах о своем личном впечатлении… . К сожалению, в собрании всех высших сил православного русского духовенства (в большинстве высших не в силе Духа, а только в чинах иерархии, к великому горю и гибели России) царил все тот страх: страх перед надвигающейся страшной катастрофой, немногими исключениями, боялись открыто исповедовать свое мнение по тем вопросам, нужно было громить, предупреждать и открывать глаза в то время еще в большинстве своём верующему в Бога и любившему своего земного царя, — народу. Собор этого не сделал. Воззвание Патриарха написано богословом, князем Евгением Трубецким, если и было напечатано, то раздавалось тайно, из-под полы, опять-таки из-за того земного страха… . На Соборе постановлено было не говорить о политике. Все вопросы, по которым подолгу говорили церковные ораторы, сводились только к образованию будущей Церкви, могущественной своими капиталами, для чего должны были быть куплены два громадных имения: одно виноградное в Крыму, для монополии церковного вина, а другое на Кавказе, с посевами пшеницы для монополии муки на просфоры и надобности Церкви, причем от продажи излишков предвиделись неисчерпаемые богатства… . Первое, куда провел меня муж, это поразивший меня богатый буфет, где можно было иметь что угодно, когда общей массе народа было очень трудно с питанием. В то время много было разговоров о том, что на Собор из Зосимовой Пустыни приехал иеросхимонах Алексий, много лет проведший в затворе и теперь покинувший его… . Может, этот старец-отшельник, худой, высокий аскет в облачении схимника, скажет свое святое, могучее слово, которое сокрушит силу дьявола, дерзко надеющегося овладеть Россией с ееправославной верой. Так думали многие, но он ни разу до закрытия Собора не проронил ни слова… . Трепет пошел по телу, когда на сцену вышел Патриарх Тихон… , и за ним митрополиты, епископы, почтенные старцы, монахи, и иеросхимонах Алексий. Хотелось плакать и закричать: «Спасите Россию и Церковь нашу…». Чем дальше, тем больше моей душей овладели страх и тревога… . Ни единого слова в защиту Веры, в защиту Православия,… не было сказано!... И вот объявляют: сейчас будет говорить профессор из Белоруссии. Вышел маленького роста, … человек и… сказал немного, но сильных и больших слов… Со сцены поднялось шиканье и его заставили сойти с кафедры. Сказал он, обращаясь к Патриарху и всему правящему духовенству: «Не этими вопросами должны мы сейчас заниматься! Россия гибнет, трон поруган. Без помазанника Божия Православного Царя она скоро подпадет под власть тьмы» … С Патриархом я была лично очень хорошо знакома, это был добрый, умный, но не сильного духа Глава Церкви… . »

посвятить свои силы вопросу, выходившему, по его же мнению, за пределы компетенции Синода? Вернее, Собор, в подавляющем большинстве своих членов, был так далек от существа вопроса, так мало заинтересован в нем, что просто "сдал его в комиссию", чтобы спихнуть со своих плеч эту все же неприятную мелочь, из-за которой кто-то ссорится и безпокоит членов Собора своими заявлениями и обращениями. Ибо, конечно, если бы члены Собора разумели хоть сколько-нибудь внутреннюю значительность афонского спора, они не отнеслись бы к нему с таким постылым равнодушием, которое является величайшим testimonium paupertatis Собора (признанием несостоятельности в этом вопросе – прим. сост): и если Свят. Синод обнаружил в свое время не соответствующие серьезности дела спешность и легкомыслие, то Собор погрешил непозволительной медлительностью, вытекающей из недомыслия. Кратко сказать, и Св. Синод, и Всероссийский Церк. Собор оказались не на высоте вопроса, который выдвинут был Промыслом Божиим на Святой горе Афонской…

Имяборческая стихия отравила нашу богословскую школу, нашу иерархию, наше пастырство, и, естественно, отравляет все церковное общество. Плоды отравления у всех на глазах. Чтобы не ходить далеко вглубь России, достаточно посмотреть, что делается в ее "сердце", Москве. Ведь только слепой, или зрячий, у которого лежит покрывало на очах, не видит того растления, которое проникло в нашу церковную жизнь и которое является плодом давнишнего практического имяборчества, в последнее время Святейшим и Патриаршим Синодами закрепленного теоретически, в учении. Протестантский (в конечном счете, повторяю, человекобожнический) принцип религиозного субъективизма предлагается нам официально, как норма духовной жизни. Это рукописание теоретически скрепляет и завершает то, что так пышно расцвело в наши дни. Нет ничего общеобязательного, ничего объективно достоверного, ибо нет общего для всех христианского самосознания, нет единства веры. Уже нет "Стражей Израилевых", которые направляли бы жизнь по общецерковному руслу. Никто деятельно не озабочен сохранением единства веры, ибо сознание этого единства утрачено кормчими Церкви, которые сами плывут вне церковного русла, куда несет их волна религиозной анархии. И какой бутафорией является в наши дни "Торжество Православия", это помпезное провозглашение единства исповедуемой будто бы нами веры "Апостольской, отеческой, кафолической, яже всю вселенную утверди"! Когда я присутствовал на этом величественном церковном празднике в текущем году и слушал громогласную анафему патриаршего архидиакона, мне казалось, что всею силою она обрушивается не на отсутствующих еретиков и большевиков, а на присутствующих иерархов-имяборцев. И я с полной серьезностью отношу к ним же страшное пророчество преп. Серафима, изреченное им сто лет тому назад: "Господь открыл мне, что будет время, когда архиереи земли русской и прочие духовные лица уклонятся от сохранения православия во всей его чистоте, и за то гнев Божий поразит их. Три дня стоял я, просил Господа помиловать их и просил лучше лишить меня, убогого Серафима, царствия небесного, нежели наказать их. Но Господь не преклонился на просьбу убогого Серафима и сказал, что не помилует их, ибо будут "учить учениям и заповедям человеческим, сердца же их будут стоять далеко от Меня"" (Душепол. чтение, 1912 г., стр. 242–243). Не пришел ли уже этот предсказанный Преподобным гнев Божий на нашу иерархию, а вместе с нею на всю нашу Русскую Церковь за "уклонение от чистоты православия"!? Не за хулу ли на страшное Имя Божие иерархия наша несет тяжелые удары, начиная с первых дней революции? Не эта ли хула является причиной того безсилия, того как бы параличного состояния, в котором находятся наши правящие иерархи, сами сознающиеся в этой параличности, хотя и не сознающие, кажется, причины ее? Словесное стадо разбредается и разбегается в разные стороны, увлекаемое "в научения различна и странна", а кормчие Церкви, словно богаделенские старички, только поглядывают из окон своей богадельни на словесных овец, которым вместо единой, строгой, вековечной, живой и животворящей Истины Православия предлагаются многообразные суррогаты гуманистической морали, мелодраматической проповеди, богослужебной лжеэстетики, а в последнее время "социалистическое христианство". Я сказал: "поглядывают". Нет, не только поглядывают, но и принимают иногда прямое или косвенное участие в культивировании этих суррогатов. А если так, то зачем им богодейственное, непобедимое и страшное Имя Божие, которое нужно и близко, и дорого и опытно понятно лишь тем, для кого христианство есть "великая тайна" претворения ветхого человека в новую тварь, обожение человека через боговселение, подаваемое чудотворящим Именем Иисусовым, таинственно вселяющимся в сердце человеческое? Дорогой NN!

Говорю Вам, как другу и брату о Господе: вникните в этот великий спор о Имени Божием, который Вы до сих пор обходили, словно боясь обжечься. Вы должны это сделать, если не как христианин, то, по крайней мере, как миссионер. Но, конечно, Вы ничего не увидите, если будете подходить к вопросу с общемиссионерскими приемами, а не со страхом Божиим, этим началом премудрости. Поверьте, что этот вопрос несоизмеримо важнее всех, поднятых на Всерос. Церк. Соборе и поднимаемых на теперешнем Высшем Церковном Управлении. В правильном решении его сокрыто наше религиозное будущее.

Странно и, пожалуй, страшно сказать, что спасают нашу Церковь, святыню нашего сердца, не Собор, не Высшее Церковное Управление, а сильный социалистический пресс, выжимающий, говоря языком Апокалипсиса, из теперешней умирающей (Апок. 3:1) церкви Сардийской верную ("сохраняющую слово Христово и не отрекающуюся от Имени Христова", 3:8) Филадельфийскую и отжимающий на сторону "теплохладную, нищую, слепую и нагую" Лаодикийскую ("народоправческую" — христианско-социалистическую) 3:15,17.( Не подобное ли лаодикийской состояние испытывает нынешняя РПЦ с ее золоченными куполами и финансовыми богатствами, а по слову преп. Лаврентия Чениговского – купола золотящая, а душу чернящая.Прим.ред.)

Да сохранит нас Господь от сообщения с Лаодикией и да вселит в шатры Филадельфийские ("братолюбивые"), не многолюдные, но "хранящие слово Господне и не отрекающиеся от Имени Его" (Апок. 3:8).

Я бегло, спешно набросал для Вас те мысли, скрыть которых в себе не находил возможным. Какое употребление Вы сделаете из моих слов, я не знаю. О себе скажу Вам вот что. Сознание исключительной важности вопроса о боголепном почитании Имени Божия, от чего зависит наше настоящее и будущее, простирающееся в вечность, и признание имяборчества, этого плода и причины религиозного безверия и безстрашия, опаснейшим врагом Православия, поражающим основной нерв нашей веры, побуждают меня отдать все свои силы на обличение этого душепагубного заблуждения и на уяснение противоположной истины — имяславия. Но зная всю недостаточность собственных единоличных сил для удовлетворительного решения этой трудной задачи, я привлекаю к этой работе других, более меня способных лиц.

Если Вы пожелаете ознакомиться с существующей уже имяславческой литературой, то почти все издания ее можете получить у меня на квартире. А пока прошу внимательно и без предубеждения прочитать два прилагаемых разбора Синодального послания: один В. Ф. Эрна, другой — анонимного мирянина.

Все это пишу Вам, но ничего не имею против, и даже желал бы, чтобы Вы поделились моими набросками с Вашими коллегами, особенно теми, кои, уподобляясь иерусалимским первосвященникам, "утвердиша гроб, знаменавше (увы, тщетно!) камень с кустодиею".

Обнимаю Вас.

Господь да укрепит Вас во всяком деле.

Любящий Вас Михаил Новоселов

Существуют две неправославные точки зрения:

1. Что Имена Божии не именуемые и не познаваемые, как не именуема и не познаваема сущность Божия, а потому Имена Божии не являются ни свойствами, ни действиями Божиими и отделены от Бога в богословии и на самом деле. (Позиция Св. Синода, в целом господствующая в церковном обществе и поныне).

2. Имена Божии абсолютно выражают сущность, свойства и действия Божии, при этом отрицается неименуемость и непознаваемость сущности Божией, а также свойств и действий Божиих.

«И как Святая Троица Единосущна и Нераздельна, и как Божественное и человеческое в естествах и волях Христа нераздельны и неслитны, как в литургической молитве: «Раздробляется и разделяется Агнец Божий, раздробляемый и неразделяемый…», так и Бог, Божество, Его действия и свойства именуемы и неименуемы, святы, страшны, вечны, описуемы и неописуемы, им же слава подобает во веки веков. Аминь».

Поэтому предлагаю высокому собранию еще раз обратить внимание на несоответствие заключения Священного Правительствующего Синода от 18.05.1913 года учению Святых Отцов.

В связи с совокупностью вышеизложенных выводов выход из сложившейся ситуации видится в покаянии всех поместных церковных институтов, включая организации ИПЦ, в вышеупомянутых отступлениях с горячим слёзным вопрошанием Бога о помиловании и о явлении Его Святой Воли в этих вопросах. Для чего необходимо собрать Великий Собор по типу Шестого Вселенского для восстановления чистоты Православия.

Напомним, что Шестой Вселенский Собор начинал свою деятельность, состояв исключительно из епископов монофелитского еретического исповедания, в итоге анафематствовавших на Соборе это зловерие и, тем самым возвратившихся в лоно Церкви, восстановив, по определению преп. Максима Исповедника, правильное и спасительное исповедание Веры, имя которому Чистота Православия. Также полагаю угодным Богу принять такое положение, как следствие правил Святых Отцов, касающихся канонических требований чистоты жизни священнослужителей, в нынешних обстоятельствах ввести обязательный отказ для священнослужителей от участия в антихристовой штрих-кодовой глобализации в виде непринятия всех документов, удостоверяющих личность, содержащих электронные идентификаторы, которые являют собой число зверя. Естественно, осудив и для всех православных участие в глобальной антихристовой глобализации, после чего применить к медлящим в отказе от личных кодов учение Киприана Карфагенского «О падших». Таким образом, священнослужители, не отказавшиеся по тем или иным причинам от таких документов, не могут совершать священнодействия, дабы не подвергнуться им осуждению в очах Божиих и не являться соблазнительным примером для паствы Христовой.

Возможно, что тот гнилостный миазм, подтачивающий красивое древо вселенского и русского Православия, о котором писал свят. Игнатий Брянчанинов, проявил себя через афонскую драму с участием русских монахов, Вселенской Патриархии и Синода Российской Церкви в споре об отношении к Именам Божиим. Является ли случайным, что после этого произошли: Первая Мiровая война, свержение и ритуальное убийство удерживающего старый мiровой порядок православного Всероссийского Монарха, братоубийственная гражданская война, политические репрессии в Советской России, Вторая Мiровая война, передел Мiра, создание государства Израиль с постепенным его доминированием и весь кровопролитный ХХ век (и ХХI-й тоже), и нынешняя угроза Третьей Мiровой войны с нарастающими природными катаклизмами.

«Вселенское православие» и его представители, уклонившиеся от чистоты веры, как это ни прискорбно, похоже, были выброшены на попрание людям как мало на что пригодная соль, потерявшая силу. И это по слову преп. Серафима Саровского, что архиереи Церкви Божией, а также архиереи земли русской уклонятся от чистоты православия и за это Господь тяжко их накажет. Что мы и наблюдаем сегодня в истории.

Исследование трудов «Акты Патриарха Тихона» под ред. М.Е. Губонина и «Священство и Царство» (Россия, начало 20 в. – 1918 г.), а также «Российское духовенство и свержение монархии в 1917 г.» (материалы и архивные документы по истории РПЦ) под ред. М.А. Бабкина вызывает гнетущее чувство тяжелой скорби за состояние церковного общества и русского народа того времени. Их печальные плоды и скорбный опыт, да послужат нам во исправление нашего окаянного жития через правильное осознание не только последствий падения православной монархии в России для всего человечества, но и причин его [падение] вызвавших. Поэтому требуется, по крайней мере, не только восстановление православной монархии в России, как удерживающей силы против тайны беззакония, но и, в первую очередь, восстановление чистоты Православия как главного жизненного и сакрального условия существования самодержавной монархии в лице Помазанника Божиего. Для этого нам необходимо как минимум: святоотеческое понимание сакрального смысла в служении Помазаннника Божиего, как особого архиерея Божия, главы Церкви-организации, исполняющий волю Христа - Главы Церкви-организма, святоотеческое понимание значений Имён Божиих; анафематствование всеереси экуменизма, ереси «сергианства», выражающихся в соединении Христа и велиара, верных с неверными, света с тьмою, а также запрещение участия православным в глобальной идентификации. И да сохранит нас Господь от начертаний злохитрого антихриста и да управит церковный ковчег правильным курсом в небесный Иерусалим к берегам спасения.

Да поможет всем нам Бог в исполнении Его Святой Воли. Благодарю за внимание. Простите.

21 июля 2017 г. (память Казанской иконы Божией Матери) Иеросхимонах Даниил (Филиппов)

Поделиться в соцсетях
Оценить

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

ЧИТАТЬ ЕЩЕ

ЧИТАТЬ РОМАН
Популярные статьи
Наши друзья
Наверх