ОН СЛУЖИЛ ДО КОНЦА…

Опубликовано 08.08.2018
ОН СЛУЖИЛ ДО КОНЦА…

Весной 2010 г. мы проводили под Дмитровом III Пасхальные молодежные сборы. По тем временам масштабы казались нам впечатляющими. Участников прибыло около 80 человек, 6 команд. Одна из них - из Бывалинского храма св. великомученика Никиты. Мы уже третий год работали с воспитанниками приюта при этом храме, с детьми прихожан, проводили с ними летние лагеря, и команда набралась большая, человек 15. А руководить ею настоятель, игумен Амвросий (Шевчук) благословил Павла Филиппенко. Раньше он служил в МЧС спасателем, сперва срочную, потом контрактником. Служил образцово, удостоился медали «За отличие в военной службе», ряда других наград. Соответственно, имел и воинские навыки.

Он и на сборах проявил себя с самой лучшей стороны. Строгостью не выделялся, но свою команду, разношерстную (и совсем не блиставшую дисциплиной), держал четко, в полном порядке. Сам возглавлял ее на учениях, когда отрабатывался марш с засадами «противника», условным «минированием» дороги. Бегал и ползал с автоматом, рыл окопы. Вскоре после сборов, на День Победы, Павел представлял сформировавшуюся команду бывалинских «казачат» на большом праздничном казачьем кругу. И здесь у нас обнаружилось совпадение взглядов еще по одному вопросу. Когда круг по «обычаю», внедрившемуся у современных казаков, перетек к обильной «горячительной» части, мы и взвод «Народного Собора» засобирались прочь. Выяснилось, что и Павел воспринял начавшуюся гульбу с отвращением. Мы ушли вместе.

Но вскоре он перешел на другое служение, духовное. Впрочем, в душе Павла оно было, наверное, заложено изначально. Младший брат священника, о. Андрея Филиппенко (нынешнего настоятеля Бывалинского храма) и монахини Капитолины. Да и сам он с детских лет был глубоко верующим, помогал о. Амвросию восстанавливать храм св. вмч. Никиты из развалин. Активно трудился и на восстановлении Покровско-Васильевского монастыря в Павловском Посаде. А теперь игумен Амвросий благословил его служить алтарником, помогать в обширном храмовом хозяйстве.

Однако и военно-патриотическую работу Павел не забывал. Много делал для организации и проведения «Ночей памяти и скорби» на 22 июня – в Бывалино эти красочные и торжественные мероприятия были традиционными, собирали множество народа. Он деятельно участвовал в молодежных лагерях, играх, которые мы проводили при храме св. Никиты. А потом закончил духовную семинарию и стал уже отцом Павлом, был рукоположен в сан диакона, через некоторое время – священника. Стал окормлять наши сборы. Служил молебны при их открытии и закрытии, благословлял ребят, съехавшихся в Бывалино из разных городов и областей.

Он был вторым священником, помощником настоятеля. Но здоровье игумена Амвросия стало ухудшаться – и о. Павел брал на себя все большую нагрузку. А приход большой, да и храм св. Никиты очень известный, популярный. Сюда ездят многие люди из других поселков, городов. Молебны, панихиды, обряды Святого Крещения, Венчания, отпевания, Соборования, другие требы. А о. Павел еще и исполнял должность миссионера-катехизатора, окормлял две больницы (в том числе, психиатрическую).

Загружен он был до предела. Но не отказывал никогда и никому. И чем он наверняка запомнился прихожанам, да и вообще всем, кто имел с ним дело, так это как раз своей отзывчивостью, чуткостью, доброжелательностью. Я знал его 8 лет, и ни разу не видел, чтобы он злился, на кого-то сердился, раздражался. А вот помочь – откликался всегда. Даже если вопрос совсем не входил в круг его обязанностей. Мало того, с ним как-то внутренне чувствовалось – он действительно рад тебе помочь. Не формально, не равнодушно. Всегда не ленился самому проверить и убедиться, что вопрос в самом деле решен, сам был рад сообщить тебе об этом. И когда он о чем-нибудь тебя расспрашивал, тоже чувствовалось – это не пустословие, не дань вежливости и светским приличиям. Он был очень искренним человеком, и когда чем-то интересовался – всегда искренне. Было ясно, что он и впрямь сочувствует, сопереживает.

Хотя у самого о. Павла обнаружилась тяжелая болезнь. И обостряться она стала в позапрошлом году, после кончины его давнего духовного наставника, игумена Амвросия. О. Павел лежал по больницам, перенес операцию. Но служить продолжал так же самоотверженно, с полной самоотдачей, как раньше. И даже еще больше, потому что обязанностей значительно прибавилось. Он стал ответственным за социальную работу и благотворительность в Павлово-Посадском благочинии. Когда требовалось, служил и в другом храме, в Аверкиево.

А сил оставалось все меньше. О. Павел исхудал, осунулся. Те, кто раньше не знал его, принимали за старика – хотя ему было всего 43 года. Он очень уставал. Помнится, зашел после службы в трапезную, присел на диване и заснул. И все насельники старались не шуметь, проходили мимо на цыпочках. Шептали друг другу: «Батюшке надо отдохнуть…» Ему советовали поберечь себя. Но вот этого он не умел. Отдыхал урывками - только для того, чтобы идти на новую службу. Добросовестно, безотказно, твердо. Наверное, так же, как служил в МЧС. Ведь действительно, в этом есть что-то общее. Тогда он был спасателем, напрягал все силы и рисковал собой ради жизней других людей. Сейчас - ради их душ. Спасти их из массовой катастрофы, из общего бедствия нынешнего гибельного мира. Сколько сможешь. Сколько получится. Сколько Бог даст. Задачу ему поставил еще о. Амвросий, и о. Павел ее исполнял. Не думая о себе. Как на фронте – или как в чрезвычайной ситуации. До последнего… А последнюю Литургию он отслужил 29 июля. Ему было в тот день уже совсем худо, вечером увезли в больницу…

О болезни о. Павла я узнал, приехав в Бывалино 2 августа: региональная общественная организация «Единый народные общинные товарищества» (РОО «Е.N.O.T») проводила там с молодежью традиционную летнюю военно-тактическую игру «Территория». И так уж Господь устроил наш земной мир, что в нем светлое соседствует и перемежается с темным, сладость с горечью, радость с печалью. 5 августа наша игра успешно завершилась. Прошло заключительное построение, награждение. Все команды остались довольны. Самые младшие участники – в полном восторге. И у нас, конечно же, на душе был праздник. Прощались, договаривались о новых встречах и мероприятиях… Я пошел в храм, искал настоятеля, и там вдруг узнал от девочки-певчей, что всех насельников собирают на панихиду. Только что стало известно – о. Павел преставился. Вот так, на панихиде, мы и попрощались с ним. И он как будто все же проводил нас, благословил напоследок: так же, как делал на прошлых наших играх и сборах.

7 августа состоялось погребение. Возле алтаря храма, который он помогал восстанавливать. Рядом с игуменом Амвросием. Как служили вместе, так и в русскую землю легли вместе. Упокой, Господи, души усопших раб Твоих, игумена Амвросия и новопреставленного иерея Павла, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное!

Валерий Шамбаров, член Союза писателей России.

Поделиться в соцсетях
Оценить

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

ЧИТАТЬ ЕЩЕ

ЧИТАТЬ РОМАН
Популярные статьи
Наши друзья
Авторы
Юрий Кравцов
пос. Суземка, Брянская обл.
Наверх