Отзыв писателя И.И.Жука на проповедь о.Андрея Ткачёва. "О людях, травмированных "православием".

Опубликовано 09.11.2019
Отзыв  писателя И.И.Жука на проповедь о.Андрея Ткачёва. "О людях, травмированных "православием".

"У Ветхого Рима был наследник в Православии Второй Рим - Константинополь; преемником Нового Рима в благочестии сделалась Москва, которая уже не будет иметь по себе наследников, так как четвертому Риму не быть, значит, если погибнет Москва, то Православие погибнет тогда в целом мире, и русские будут одни виноваты в этой гибели. Понятна отсюда "дрожь великая", которая забирала русского при виде всякой попытки что-либо изменить или переделать в его священных книгах; понятно, почему у русских явилось убеждение, "что православным нужно умирать за едину букву аз", - неминуемая гибель русского царства, а вместе и гибель всего Православия постоянно виделась им во всякой перемене, во всяком изменении наследованного от предков. И чем сильнее эта мысль овладевала умами русских, тем строже и бдительнее они становились к охране того сокровища, которое служило залогом крепости, силы и процветания их царства; тем всё с большою подозрительностью они стали относиться ко всякой попытке что-либо изменить из своей старины, упрямо не хотели допускать у себя никаких нововведений, особенно исходивших из сторонних, не русских влияний и производимых не русскими людьми, а пришельцами.

Таким образом, источник боязни русских перед всякими переменами и исправлениями в их богослужебных книгах заключался не в невежестве их, как некоторые думают, а в сложившемся у них после падения Константинополя убеждении, что они сделались единственными хранителями Православия и что историческая задача русского народа состоит в том, чтобы неизменно и со всей полноте сохранять у себя правую веру, которая или вполне, или отчасти уже утрачена всеми другими народами. Этим объясняется и то обстоятельство, почему указанное направление проявилось не ранее 15 века, а развилось вполне только в 16 и в начале 17 века. Но если русское невежество не было источником указанного явления, зато оно очень сильно влияло на самый характер его проявления, сообщив ему узкообрядовое и формальное направление. Если бы русские были научно образованы и развиты и в силу этого обстоятельства обладали высшим кругом знаний, то они сумели бы понять и отличить вероучение от обряда, существенное и главное в самом обряде от несущественного и неважного или безразличного для веры и благочестия, сумели бы понять, что "истинное и совершенное благочестие" выражается в степени теоретического усвоения христианских истин и в степени ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ их в жизни и деятельности; что изменение того или иного церковного обряда не есть изменение самой веры. Но русские, которым недоступны были наука и образование, а вместе с этим и возможность теоретического усвоения системы христианского вероучения вне обряда, по необходимости сосредоточили всё свое внимание на внешней, обрядовой стороне христианства, которая , как наглядное выражение отвлеченных истин, была ближе и понятнее для простого, необразованного народа, малоспособного к отвлеченному мышлению. Обряд, таким образом, естественно выступал на первый план в христианской жизни русских: НЕ ОТ ВЕРОУЧЕНИЯ ПЕРЕХОДИЛИ ОНИ К ОБРЯДУ, а совершенно наоборот - они начинали прежде всего с обряда и уже через обряд и при его посредстве переходили к усвоению и пониманию самого учения, так что русских воспитывал и учил христианству прежде всего обряд, вне которого они не могли ни представить, ни мыслить христианства...

Изменить обряд, по их мнению, значило то же, что изменить вероучение... так что русский не учением проверял обряд, но обрядом учение... А так как система христианского вероучения вне обряда была им малодоступна, то вся их забота - сохранить у себя в чистом, неизменном виде Православие - сосредоточилась главным образом на сохранении в неизменном виде известного обряда, т. е. приняла всем хорошо известное чисто внешнее и узкообрядовое направление, которое, потом развиваясь, из-за обряда и обрядовых мелочей окончательно упустило из внимания самую СУЩНОСТЬ Православия и породило в Русской Церкви раскол. ( Н.Ф. Каптеров, Собрание сочинений, том. 1, Характерное отношение России к православному Востоку. Введение, С.38-40).

С тех пор характер русского верующего человека остался практически неизменным. И цепляние за букву, за обряд, за непонимание и даже за не желание понимать сути Православия, считание себя чуть ли не святым при жизни только на основании того, что человек не взял карточку или паспорт с тремя шестерками, становится среди православных ревнителей явлением повальным. Христос, как мы помним, пришел не упразднить, но подтвердить закон. И, ПОДТВЕРДИВ ЕГО ВСЕЙ СВОЕЙ ЖИЗНЬЮ, преодолеть закон любовью. Мы же, не исполняя элементарных заповедей Христовых, - о любви к Богу и к ближнему, давным давно позабыв о милосердии, о сострадании и о нужности единения в любви, что в принципе невозможно без толики смирения и кротости, только за одно формальное "неприятие ереси экуменизма" сами себя венчаем спасителями человечества. То есть фактически повторяем путь, пройденный еврейским богоизбранным народом, от пророков до фарисеев-книжников, только еврейский народ все-таки Бог взращивал из семени Авраамова, и у них "крыша" могла поехать; а мы сами себя признали единственным богоизбранным народом, и совершенно не пытаясь БЫТЬ ТАКИМ НАРОДОМ, на всех углах кричим о своей богоизбранности. Стыдно и весьма прискорбно.

О. Андрей говорит, конечно, очень зло и резко, а иногда так и формально по-хамски, но боль его речи все же благая боль: он хочет повернуть наши глаза на самих себя и начать, наконец-то, каяться, не в грехах наших отцов и дедов, не в преступлениях Патриарха и в трусости иерархии, а в своих собственных грехах. Потому что какие мы, верующие, церковные люди, таким в конечном итоге будет и наш Предстоятель, в такой социум сложится в результате и наша жизнь. Когда многие и многие "ревнители Православия" публично утверждают, что "русский соборный человек выше личного спасения души", и призывают "спасать себя самим! ("спаси себя сам", то есть без Божьей помощи), они во всеуслышанье подтверждают все тезисы, высказанные о. Андреем. У нас, к сожалению, нет ни глубокого знания святоотеческого учения, ни желания исправляться и жить по-евангельски. Ни даже СТРАХА потерять связь с Богом! В лозунге: "Мы русские, значит... с нами Бог!" - сокрыто чисто фарисейское, талмудическое восприятие действительности!! Может быть, именно потому, при всех своих интернет-борьбах с жидами, мы все сильнее и сильнее попадаем под их пяту? Нет, дорогие мои: Бог с теми, кто с Ним заодно в молитве и ежесекундно старается жить по Заповедям Христовым. Чуть ли не главная из которых: не осуждай! И чуть ли не единственное правильное умонастроение, которое из личного опыта подтверждают практически все Святые Отцы: будешь жить по Евангелию, ОБЯЗАТЕЛЬНО почувствуешь себя ХУЖЕ всех. Даже католика. И - буддиста! И опять получается, что по тону, по букве - о. Андрей - хам и еретик; но по сути-то он повторяет истинное святоотеческое учение и предание.

Посмотреть вышеупомянутую проповедь о.Андрея Ткачева и переписку о ней можно по ссылке, расположенной ниже:

Источник: https://likorg.ru/post/o-andrey-tkachev-o-lyudyah-travmirovannyh-pravoslaviem-video
Поделиться в соцсетях
Оценить

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

ЧИТАТЬ ЕЩЕ

ЧИТАТЬ РОМАН
Популярные статьи
Наши друзья
Авторы
Юрий Кравцов
пос. Суземка, Брянская обл.
Иван Жук
Москва
Наверх