Палехская миниатюра

Опубликовано 24.02.2017
Палехская миниатюра

С XVI века в селе Палех Ивановской области местные мастера занимались изготовлением дорогих икон, расписывали фресками церкви во многих русских городах и занимались их реставрацией. Резкое падение интереса к их работе после октябрьской революции, заставило палешан искать новое применение своему мастерству. Во время своего визита в Москву, один из палехских художников – Иван Голиков увидел в Кустарном музее (в настоящее время Музей народного искусства) примеры работ лукутинских художников: шкатулки с масляной росписью по черному фону. Вдохновившись увиденным, он создал «Адама в раю» и «Охоту на медведя» с использованием золота. Некоторое время спустя, его родственник – А.А.Глазунов открыл мастерскую, в которой кроме Голикова работали и другие мастера из Палеха: И.П.Вакуров, И.В.Маркичев и А.В.Котухин. В 1923 году во время Всероссийской сельскохозяйственной выставки талант художников был отмечен дипломом 1-й степени. А через год была организована «Артель древней живописи», в составе которой, кроме названных мастеров, трудились: Г.М.Баканов, И.М.Баканов, А.И.Зубков, И.И.Зубков, Д.Н.Буторин и А.И.Ватагин. Международная слава не заставила себя долго ждать – Всемирная выставка в Париже в 1925 году принесла артели золотую медаль. В 1929 году в Палехе была открыта специализированная художественная школа, в 1934 году она получила статус училища. Искусствовед А.В.Бакушинский оказал значительный вклад в развитие артели, написав в 1934 году первую работу о Палехе. Год спустя был организован музей.

Для каждого миниатюриста характерны свои темы сюжетов, но в целом для палехской миниатюры сложился особый узнаваемый стиль, который нельзя спутать с работами других мастеров. Условные цвета и архитектурные формы, вытянутые утонченные пропорции фигур, ярко выделяющиеся золотом на черном фоне, являются характерными отличительными особенностями миниатюр Палеха. Самым главным отличием Палехской, Холуйской и Мстерской техники от Федоскинской – использование желтковой темперы. Еще в древнем Египте, Греции и Риме яичная эмульсия применялась в качестве связующего вещества. Основная техника письмом темперой сходна с акварельной - жидкие слои (плави) наносятся так же, как при работе с акварелью. При этом темпера допускает использование штрихов, как в пастели, и мазков, как при масляной живописи. Мастера художественной росписи Палеха используют протоки чистого лакового фона, при этом они часто вместо грунта используют белильную заливку силуэта изображения на черной поверхности, прочищенной для живописи. Перенесение рисунка на поверхность изделия в Палехе, Холуе и Мстере осуществляется не так как в Федоскине. Изнанку рисунка натирают порошковой краской, после чего прикладывают его к поверхности изделия и обводят тупым шилом. Краску растворяют в водной эмульсии желтка с небольшим количеством уксуса. Роскрышь – первый этап работы, на котором выписывают основные контуры и силуэты. Прописка – следующая стадия, на которой уточняются цвета и контуры. Плави – третий этап, на котором наносятся жирные мазки жидкой лессировочной краской, объединяющие всю роспись в единое целое. На конечном этапе производят бликовку (или насечку), которая в Палехе выполняется твореным золотом. Готовая роспись украшается обрамлением из золотого орнамента. Твореное золото (золотая краска) изготовляется из листков сусального золота, которые пальцем растирают на гуммиарабике. После этого орнамент полируют косточкой. Готовую работу покрывают светлым лаком в шесть слоев, после чего оно шлифуется и полируется.

Произведения палехских мастеров отличаются гармоничным единством художественной формы и глубоким содержанием с национальными мотивами. Заложенные основателями палехской школы декоративной росписи традиции, продолжаются их потомками и учениками: Н.Голиковым, Т.Зубковой, А.Котухиной, П. Чалуниным, Г.Мельниковым, Б.Ермолаевым и многими другими. О таланте и традициях палехских мастеров можно слагать легенды, но лучше воочию увидеть их работы.

Поделиться в соцсетях
Оценить

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

ЧИТАТЬ ЕЩЕ

ЧИТАТЬ РОМАН
Популярные статьи
Наши друзья
Наверх