Пару слов об отроке Вячеславе из Чеберкуля. И не только…

Опубликовано 14.10.2017

Лично я против отрока Вячеслава ничего не имею. Ибо мало о нём, что знаю. Из тех же бесчисленных публикаций, которые выходили и продолжают выходить о нём до сих пор, НИКАКОГО ОПРЕДЕЛЕННОГО МНЕНИЯ СОСТАВИТЬ ПОПРОСТУ НЕВОЗМОЖНО. Масса странных, уже НЕ ИСПОЛНИВШИХСЯ ПРОРОЧЕСТВ, да куча-мала ОБЩЕРАСПРОСТРАНЕННЫХ, уже и до отрока Вячеслава высказывавшихся видений известных русских старцев и святых. Если бы не реальная несчастная мать ребенка, готовая, естественно, боготворить своего слишком рано умершего сына, да не рисунки динозавриков, которые, кстати сказать, рисуют практически все мальчики в возрасте от двух с половиной до пяти лет, - я бы вообще мог подумать, что "отрок Вячеслав" собирательный, выдуманный персонаж. Как, к примеру, те же "Отец Арсений" или "Старец Антоний", духовные наставления и пророчества которых мы можем прочитать в соответствующих книгах.

Кто писал эти книги и ради чего они писаны инкогнито, - я не знаю. Могу только догадываться. Время придет, узнаем. Но вот, пока все эти темноты прояснятся, боюсь, что очень многие из моих слишком падких на всякие чудеса и знамения соотечественников могут просто сойти с ума.

Поэтому выскажу пару слов по поводу этого умершего подростка.

Если Вы помните, многочисленные публикации об отроке Вячеславе каким-то престранным образом совпали с невиданной до тех пор раскруткой по телевизору неких супер-способных детей - "индиго", которые, яко бы, могут нам, в конец заплутавшим взрослым, всерьез рассказать о том, как нам жить и в какого Бога верить.

Мои встречи с подобными "супер-гениями"-детьми лишь подтвердили мои тревоги. Ибо львиная доля детей-индиго, - в лучшем случае, просто издерганные, невоспитанные, заласканные несчастными родителями пацаны и девочки с некими выше средними математическими, лингвистическими или прочая, прочая, прочая врожденными способностями. Но случаются среди них и настоящие одержимые, - «экстрасенсы» и прорицатели, о лавиноподобном появлении которых в последние времена нас не единожды предупреждали, как Сам Спаситель в «Четвероевангелии», так и любимый Его ученик, Иоанн Богослов в небезызвестном «Апокалипсисе».

Отличить прельщенного бесноватого от святого нам, простым смертным, в принципе, не дано. В этих вопросах могут разобраться только высоко духовные подвижники благочестия или специально для этой цели составленные богословские комиссии, которые на основании двухтысячелетнего опыта Церкви могут составить о том или ином уже умершем человеке более-менее адекватное представление.

Но порассуждать на эту темы, обложившись книгами святых Отцов, можем и мы с Вами.

Итак, из писаний всеобще-признанных подвижников благочестия, таких, скажем, как св. Феофан (Затворник), св. Игнатий (Брянчанинов), св. Никон (Воробьев) и пр., пр., пр., - мы с Вами прекрасно знаем, что для того, чтобы взойти по лествице духовного восхождения к святости, а уж, тем более, к тому уровню благочестия, когда Господь наделяет человека пророческим даром, нужно проделать огромную внутреннюю работу. И самое важное ещё на предварительном уровне очищения души перед тем, как Господь наделит её тем или иным духовным даром, справиться с такими коварными и феноменально плохо поддающимися искоренению грехами, как тщеславие и гордыня. Из истории Церкви мы помним, что даже взрослые благочестивейшие мужи, такие, скажем, как Царь Иудейский Езекия, «муж совершенной праведности во всем, одной стрелой возношения был низложен, и – кто одною молитвою мог испросить избиение 185 тысяч Ассирийского войска, тот побежден суетным славолюбием, - кто, после определением Божиим назначенного предела жизни и дня смерти, по своей молитве удостоен продления жизни ещё на 15 лет, с удостоверением в том чрез возвращение солнца на 10 степеней, тот, после такого свидетельства о своей добродетели и такого знамения Божия к нему благоволения, за одно превозношение и возмечтание о себе, всё потерял, и не только себя, но и весь народ свой подвергнул гневу Божию, и такому гневу, что, когда смирившись стал умолять Бога со всем народом своими, то мог испросить только то, чтобы гнев тот не пришел на дни его (4 Цар. Гл. 20. 2 Парал. Гл. 32)» (Добротолюбие, том. 2, С. 77, Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1992 г.)

Может быть, поэтому даже такие от утробы матери избранные святые, как св. Иоанн Креститель, св. Сергий (Радонежский) и св. Серафим (Саровский), до СОВЕРШЕННОЛЕТИЯ и даже НАМНОГО ДОЛЬШЕ оставались простыми грешными, никакими особыми талантами не выдающимися людьми. Больше того, отрок Варфоломей - будущий величайший святой земли русского Сергий (Радонежский), так тот вообще долгое время отставал от сверстников в схватывании простых книжных знаний. И всё это делалось Богом для того только, чтобы сломить в зародыше тщеславие и гордыню в своем избранце и воспитать в нем настоящее, непритворное смирение перед Богом и полное, целожизненное упование на Господа.

А тут, вдруг, от младых ногтей… - и врачевание всевозможных бесчисленных болезней, и дар пророчества! Как раз всё то, что, как я уже сказал, дается любому настоящему подвижнику благочестия только в самом конце его тяжелейшего жизненного пути.


И это, прошу заметить, в наше-то время! Когда, по словам, как св. Игнатия (Брянчанинова) (Том 5), так и последнего Оптинского старца Игумена Никона (Воробьева): «люди СТАЛИ НАСТОЛЬКО ГОРДЫ И ТЩЕСЛАВНЫ, что никаких подвигов понести не могут. А будут спасаться исключительно терпением скорбей и болезней». (Никон (Воробьев) «О начала жизни», М.2016 г.С. 299.)

Конечно, Господь, вопреки всему, может дать человеку любой дар, который Он посчитает нужным. Но должна же быть веская причина к подобному нарушению общепризнанного течения жизни!

Вон, даже во времена Авраама, когда на земле было совсем потеряно понятие о Единобожии(!), Господь избрал ЕДИНСТВЕННОГО готового воспринять истинную веру в Него человека... в довольно зрелом возрасте. Да и потом, скорбями и всё более трудными духовными заданиями, особо не торопясь, растил Аврама в Авраама много десятков лет! А тут, вдруг, при обилии духовной литературы и при ещё живых духоносных старцах (тот же Кирилл (Павлов), например, - такой тяжеленный, почти неподъемный крест... ребёнку!

Не понимаю….

Думаю, было бы, действительно, неплохо собрать серьезную богословскую комиссию из людей, пользующихся всеобщим церковным и "маргинальным" уважением с тем, чтобы она рассмотрела весь ворох материалов об отроке Вячеславе, отделила бы зерна от плевел и вынесла бы вердикт, кто он на самом деле: действительно ли святой или….

И тут вольно или невольно всплывает другой, не менее важный для нас вопрос: а имеем ли мы вообще право рассуждать и составлять богословские мнения или, как говорит та же Наталья Владимировна Поклонская, - "прикасаться к помазанникам Моим"? Да и что сия фраза значит? Неужто же мы должны разучиться думать и сопоставлять факты априори? Но тогда, чем же мы, православные ортодоксы, в принципе отличаемся от упырей из Мирового правительства? Ведь они тоже как раз хотят ввести поголовную чипизацию населения всей Земли с тем, чтобы все мы дружными колоннами шли туда, куда нам укажет Старший Брат. Неужто же и Богу нужны бездумные, послушливые болванчики, напрочь отрекшиеся от дара рассуждения и анализа?

Боюсь, что это совсем не так.

Господь уважает человеческую свободу, и ему нужны стойкие мудрые, как змии, и кроткие, как голуби, - сознательно избравшие узкий прискорбный путь к Нему дети, а не болванчики. Да и апостол Павел, насколько мне известно, призывал к глубоким всесторонне взвешенным раздумьям о путях к Истине, чтобы выявить искуснейших. Значит, за фразой "не прикасайтесь к помазанникам моим", - стоит нечто иное, а не просто огульное отрицание всякой критической и аналитической мысли в принципе? Иначе становится невозможным ни историческое, ни духовное, да и никакое другое развитие Личности, а там и Человечества целокупно.

Думаю, "прикасаться мыслью" не возбраняется. Советовать, помогать, благожелательно содействовать, критически изучать, чтобы не повторять прошлых ошибок и заблуждений в будущем, - только приветствуется и поощряется. Но вот прикасаться (пытаться разрушить и ниспровергнуть) сам ПРИНЦИП МОНАРХИЧЕСКОГО ПРАВЛЕНИЯ и ликвидировать любого КОНКРЕТНОГО МОНАРХА В ЧАСТНОСТИ, - мы, действительно, не имеем права. Потому что, как писал ещё Лев Тихомиров, даже умалишенный монарх или не очень умный государь на престоле - всё же лучше наспех избранного мировой закулисой и денежным мешком демократа-президента. За сошедшего с ума или не очень умного государя может какое-то время поправить и воспитанная веками, национально-религиозная элита нации, крепко-накрепко, религиозно-культурными корнями связанная со своим народом и со своей страной. А вот избранник денежного мешка и мировой закулисы - всегда будет работать на деньгодателя. А тот, как известно, - всегда служитель князя мира сего или сатаны. Вот почему при демократическом правлении ЛЮБАЯ страна и ЛЮБОЙ НАРОД разрушается значительно быстрее и безальтернативней, чем при ЛЮБОМ сумасшедшем самодержце на престоле. Осуждать, конечно, никого нельзя, - весь суд предоставим Господу. Но вот ЧЕСТНО и ВЗВЕШЕННО рассуждать о конкретных проявлениях конкретных исторических личностей с тем, чтобы не повторять их ошибок в будущем, - мы просто ОБЯЗАНЫ и ПРИЗВАНЫ.

7 октября, 2017 г.

Наверх