Нищие духом
Как из зерна вырастает колос, несущий в себе множество новых зерен, так и пресловутый .доклад академика Яковлева о пакте Молотова - Риббентропа, поставивший на одну доску социализм и фашизм и ставший идеологическим обоснованием ликвидации Советского Союза, дал начало пересмотру истории Второй мировой войны, увенчавшемуся в Прибалтике и Галиции реабилитацией коллаборационизма.
Разумеется, нехорошо было Молотову жать руку фашисту Риббентропу и ставить вместе с ним закорючки на секретных протоколах. Но политика, в особенности внешняя, есть искусство реальных возможностей. Политик, не видящий реальности, продержится недолго и потерпит неудачу.
А реальность состояла в том, что Германия была сильнейшим государством Европы, Гитлер - его демократически избранным главой, а его цели мало чем отличались от целей некоторых сегодняшних лидеров исламского мира. Еще не было мировой войны, Бухенвальда и холокоста, Германию старались умиротворить на Западе и на Востоке; шла большая игра, в которой каждый преследовал собственные интересы и надеялся перехитрить противную сторону, то есть занимался обычной дипломатией.
Сталин и Молотов были прагматиками и делали то, что было возможно, для предотвращения войны и безопасности руководимого ими государства. И если Гитлер не дошел до Москвы несколько километров, а до Волги – сотни метров, то каков бы был исход войны, начнись она на старых границах, на двести километров восточней?..
И если Германия оккупировала Польшу, то Советский Союз воссоединил украинский и белорусский народы и возвратил им земли, в 1920 году захваченные Польшей; а, кроме того, заодно были спасены от истребления миллионы проживавших там евреев.
Но все это не интересовало прорабов перестройки. В соответствии с политическим моментом нужно было сочинить обвинительный вердикт сталинизму, в осуждении которого все были единодушны. В годы перестройки политические движения Балтии находились вне критики. Идейное родство, ненависть к советскому строю объединяли ниспровергателей прошлого. Но были посеяны зубы дракона. Духовным братьям в новом зарубежъе милее социализма оказался фашизм. Наши национальные увлечения – ниспровержение памятников и перенос могил - аукнулись тем, что на окраинах СССР стали сносить памятники советским воинам и ставить их новым героям – эсесовцам, "лесным братьям", Бандере и Мазепе.
Новая идеология и ее деятели в России оказались в неудобном положении. Чем хуже идут дела, тем больше у них клеветы на прошлое; они закатали его под асфальт, но правда он нем, как трава, все равно прорастает. Они дошли до черты, которую не посмели преступить – Великой Отечественной воины. Конечно, это не их победа, и они бы ее не добились, хотя они вовсю эксплуатируют память о ней, и в конце концов ее девальвируют от чрезмерного употребления. Одержимые геноцидом истории, скудные умом и нищие духом эпигоны Запада, они не имеют ничего иного, что помогло бы им сплотить разделенную несправедливым социальным неравенством страну. Их не тревожит судьба русскоязычного населения в Прибалтике, но апартеид осужден мировым сообществом, а кроме того, это население теперь должно служить в армиях НАТО и быть готовым воевать против соотечественников.
Так ложные предпосылки, одностороннее толкование и искажение событий в угоду сиюминутной политической выгоде завели их в тупик.
Можно повлиять на будущее, но ничего нельзя изменить в уже состоявшемся прошлом, --ни плохого, ни хорошего, и более того – содеянное в прошлом определяет настоящее.
Прошлое – построенный нашими предками дом, и не годится его крушить без ума и разбора: мы в нем живем и обязаны передать его потомкам. Оно не бывает дискретным: с нами живут дела тех, кто давно умер. Отрекаясь от них, мы обворовываем себя. Князь Владимир Киевский выбрал для нас когда-то веру, Дмитрий Донской научил единству и победе, Петр Великий приучал к труду, ремеслам и наукам; а в двадцатом веке мы попытались осуществить общечеловеческую мечту о социальной справедливости, заплатив за нее неслыханную цену, - и не было другого народа - богатыря, способного подняться на такое дело.
Народам сказали "нет"
1.
Тем, кто приложил к этому руку, все ясно: Советский Союз, как и царская Россия, был империей и должен был распасться.
Но после краха царизма страна была восстановлена большевиками, а следовательно, имелись основы для ее единства. В мире множество многонациональных государств, из чего не следует, что они обязаны распадаться: этому может способствовать ослабление государствообразующей нации, что произошло в СССР в результате политики развития национальных окраин в ущерб его центра.
Государство переживало кризис; экономические трудности подогревали сепаратизм. В каждой республике экономисты с цифрами в руках убеждали людей, что это они кормят страну, а потому надо разбегаться. Когда позднее ВНП всех республик догадались по этим цифрам сложить, то получили результат, в несколько раз превышавший ВНП всей страны.
Вспоминались старые обиды, потревоженное прошлое вставало из могил: потомки "лесных братьев" доставали оружие из уцелевших схронов, азербайджанцы и армяне сражались за Карабах.
И тем не менее, когда народы спросили, желают ли они сохранения единого государства, - они ответили: "Да".
Но им сказали "Нет".
2.
Из национальных проблем в СССР имелись проблемы Нагорного Карабаха, крымских татар и упорно мечтавшей о независимости Прибалтики, но они были локальными и не влекли ликвидации целого государства, глобальной была и осталась, и с распадом СССР только усугубилась, проблема разделенности русского народа; но не ради же нее затевалась перестройка национальных отношений...
Когда человек болеет, его можно вылечить, а можно погубить, что намного легче; Советский Союз решили погубить. Идея вызрела в годы застоя в недрах партийной элиты: «что же нам, с узбеками, что ли, перестройку делать?..». Ее материальной почвой было предвкушение большого дележа, причем тон задавали прогрессивные деятели России; в соответствии с меморандумом Бурбулиса ее стремились избавить от союзных пут, тогда как в Средней Азии, например, всего лишь воспользовались внезапно свалившейся на голову возможностью независимости. Уповая на существующую в их воображении капиталистическую солидарность /"Запад нам поможет"/, эти деятели предполагали добытую кесаревым сечением республику поместить в родильные ясли Запада и вскормить ее чужими соками, в простоте своей не предполагая, что там имеют несколько иные планы относительно ее будущности.
Записав в Конституции 1922 года право на выход из СССР, большевики не позаботились о правовом механизме такого выхода; может быть, они опасались касаться этого вопроса. Пребывая в убеждении незыблемости советского строя и отличаясь правовым нигилизмом, они все семьдесят лет относились к этому праву как к анахронизму, уступке, сделанной смертельно больному Ленину; изменения границ и расселения народов считали внутренним делом, а распад СССР – невозможным.
3.
Когда такая возможность стала реальностью, Анатолием Собчаком был предложен закон, по которому каждая в отдельности республика, решившая реализовать свое право на выход, начинала бы с Союзом подобный бракоразводному процесс, в котором решались бы все необходимые вопросы – раздела собственности, границ, прав национальных меньшинств - и многое другое.
Этот закон должен был восполнить имевшийся законодательный пробел. Будучи реализован, он мог бы замедлить катастрофически быстрый распад СССР, удержать в нем часть республик и защитить права и интересы России и русскоязычного населения. В договорах о выходе можно было бы предусмотреть дальнейшее сотрудничество в экономике, обороне, борьбе с преступностью, невхождение в военные блоки: в Прибалтике на первых порах соглашались на присутствие советских военных баз и не собирались в НАТО.
Совокупность таких соглашений могла бы создать основу для нового, в отличие от СНГ, не формального, а действующего содружества, которому при сегодняшних ценах на нефть и общем экономическом пространстве были бы не страшны кризисы долларовой зоны.
Но, находясь между двух огней, Горбачев дал карты в руки недееспособному ГКЧП, а до проекта Собчака у него, как до многого другого, не дошли руки: он предпочитал, сидя на горе, смотреть, как дерутся тигры в долине.
Пока он там сидел, три мясника в глухом лесу разрубили по живому. Это были три славянина: они встретились тайком у границы, чтобы можно было удрать к врагам, если схватят за шиворот. Для смелости они распили бутылку водки, но все равно у самого совестливого из них, у белоруса, дрожали руки.
Поставив точку в холодной войне, они позвонили за океан и сообщили покровителям долгожданную новость о том, что Советского Союза больше не существует. Они боялись возмездия, и судя потому, что с их головы не упал ни один волос, помощь им была оказана.
Было предано тысячелетнее дело – не царей, нет, всех народов России - их государственных деятелей, солдат и крестьян, казаков, землепроходцев, инженеров, рабочих, ученых, - по собиранию и обустройству седьмой части суши, политой их потом и кровью и ставшей их ойкуменой.
Были насильно разделены три славянских народа, а десятки миллионов соотечественников отданы в плен местному национализму. Старинные русские земли и города, выходы к морю и в космос, дороги в Сибирь достались другим государствам. Четыре адмирала во Владимирском соборе, завещавшие защищать Севастополь, перевернутся в гробу, когда по его мостовым пройдут американские матросы, как всегда, прибывшие на готовое туда, куда их не звали.
4.
Безумные Беловежские соглашения поставили под вопрос существование России. Ее границы стратегически неполноценны и вдвое длиннее бывших союзных, ее системы ПВО остались за границей, ее соседи стремятся в НАТО.
Что теперь можно сделать?
Прежде всего, нужно осознание того, что территория бывшего СССР, по причине ее географического расположения, общности ее истории, культуры и населения есть сфера наших жизненных интересов.
Русский народ должен наконец получить выстраданный им статус разделенного народа. Нужны программы поддержки его соотечественников в ближнем зарубежье, их партий и объединений, русского языка, культурных связей с ними.
Компактно проживающее русское население в бывших республиках СССР имеет право на создание своих автономных образований, - подобных тем, что имеют иные народы в России.
Надо способствовать переселению русскоязычного населения из Средней Азии в более близкий Казахстан.
Нужен новый, северный, Транссиб от Урала в Приобье, Приангарье, бассейн Лены, Якутск и Магадан, с освоением прилегающих территорий.
Внешняя политика России должна быть направлена на то, чтобы на территории соседних государств не было чужих военных баз, - а в перспективе надо стремиться к союзу с ними.
Четвертый поход Антанты
1.
«Ни один народ не может сравниться со славянами по части гостеприимства. Когда им приходится принимать гостей, у них, как по заказу, становится веселое лицо, и их не надо ни о чем просить. Все, что они имеют от сельского хозяйства, охоты и рыбной ловли, они предложат со щедростью».
«История многих столетий объясняет нам природу славян. Мы узнаем из нее, что они расширяли места обитания там, где не встречали больших преград, и не за счет других народов. История не знает процессов принудительной славянизации: они только отражали чужие нападения, чтобы сохранить свое государство.
Можно было бы посчитать, что малая энергия и мирный характер не должны были помешать славянам создать великое государство. Но здесь мы встречаемся с их другой чертой, которая, к несчастью, до сих пор не пропала: в отношении к чужеземцам они оказывают достаточно мягкости и уступчивости, но зато между собою сварливы и нетерпимы».
Это не про нас с вами, хотя очень похоже. Это полабские славяне-ободриты, лужицкие сербы, лютичи, венеты, некогда жившие на территории современной Германии между Одером и Эльбой. Они жили там в десятом веке, а в двенадцатом их не стало: к тому времени их ассимилировали и истребили начавшие натиск на Восток германцы. Город Любица стал Любеком, Бранибор – Брандербургом, Колобрег (Круглый Берег) – Кольбергом, и лишь некоторые красивые, понятные без перевода названия поселений и мест – Броды, Стрелице, Немиров, Тетерев, Свиноуйсьце – говорят нам о том, что на этих низких берегах с темными рощами, зелеными лугами и чистыми, глубокими, налитыми до краев озерами и прудами под опалово-желтыми, седыми, чернильно-синими, всегда готовыми пролиться дождем небесами жили другие племена, исчезнувшие по той причине, что, как было сказано о них, отличались они миролюбием по отношению к чужим и враждой и нетерпимостью к своим.
2.
Две утопических идеи - о единстве славянского мира и преклонение перед Западом – владеют издавна умами политически мыслящей части российского общества.
Никакого единого славянского мира нет. Славян много, но они все разные, а в национальных характерах русских и украинцев вообще мало общего. Россия ослабела, и нас развели полюсы притяжения и не смогли объединить ни единая история, ни единая вера.
Славяне занимают две трети Европы, но доминируют в ней англосаксы, которые, собственно, там не проживают. Как и прежде, у нас лишь два союзника – наши армия и флот, но к ним необходимо единство (для которого нужна, в свою очередь, социальная справедливость), - ситуация, чреватая поражением для любой страны, но исторически привычная для России
А что касается Запада, то, перенимая у него технологии, нам не мешало бы различать, что в нас есть хорошего, а что – плохого, чтобы сохранить первое и избавляться от второго, не изживая себя под корень и не пытаясь изменить свою конституцию, что бесполезно и вредно. Чему мы действительно могли бы у Запада поучиться, так это его прагматизму в отношениях с соседями.
Под мечтания о переходе в лоно западной цивилизации мы проворонили жизненно необходимые (что признавалось даже русофобом Карлом Марксом) национальные предприятия Петра и Екатерины Великих, вновь закрыли себе выходы к морям и лишь один из них теперь, с неизбежными осложнениями, пробиваем заново. Мы изменили себе, делам и памяти наших предков, и за это наказаны.
3.
Со дня распада СССР политики-западники новой России демонстрировали отвращение к занятию делами СНГ, видя в нем форму не объединения, а скрытого дальнейшего разделения. Единственная возможная союзница - Беларусь всячески третировалась за недемократичность ее политического устройства, а для отношений с ней туда отправлялись лица с подмоченной репутацией. Их идеей-фикс была дружба со США: они почему-то верили в дружбу в политике. Они так волновались, так сияли счастьем при встречах с заокеанскими волками и при первых знаках благосклонности с их стороны делали им безответные стратегические подарки и громогласные заявления о том, что отношения со странами СНГ отныне для них неприоритетны.
Значит, неприоритетно то, что эти страны окружают Россию; что в них живут под национальным гнетом миллионы наших соотечественников и там работают наши системы ПВО; что политика не терпит пустоты, и там, где наше влияние исчезнет, будет другое; что китайские танки смогут появиться в тылу Сталинграда, а американские ракеты – под Харьковом; и что, наконец, вместе легче преодолевать кризисы долларовой зоны.
Все это неприоритетно; тогда неприоритетна и Россия.
Так мы получили то, что сегодня имеем, так создаем себе трудности, а потом их преодолеваем. Перед лицом надвигающихся мировых неустройств и четвертого похода Антанты мы рисковали остаться без союзников. Да и кто бы согласился иметь дело с непредсказуемыми людьми, не имеющими твердых ориентиров в собственных поступках?..
Владимир Петропавловский