ПУТИ – ДОРОГИ ВО СНЕ И НАЯВУ. (Часть Третья).

Опубликовано 05.07.2017

«Круги света Нотр-Дам-де-Шартр»

Рыцарский орден Святого Михаила архангела, так и не нашёл в Мон-Сан-Мишель своего обоснования, и из-за дальности, рыцарям сложно раз в год было проезжать 360 километров, и поэтому орден оказался в столице Франции, где Белой красотой радует и монмартрское чудо – «Сакре-Кёр» и знаменитый «Нотр-Дам-де-Пари». А круг времени продолжает своё движение, даря возможность нашему воображению проникать в тайны, и мы продолжим наши пути-дороги в мечтах и наяву -- в 90 километрах к юго-западу от Парижа есть церковь Нотр-Дам, не менее загадочная , чем в самой столице и находится она в Шартре, в древнем когда то месте центральной Галлии, которую населяли кельтское племя карнуты, поклоняющие древним духам природы, иначе исповедующие друидизм. Именно на их святилище была заложена первая церковь в Карнутиуме (Шартре), созданная там, где раннее был дольмен, колодец и могильник. Раннее там жрецы Галлии даже открыли обучающий центр, где посвящали в своё искусство, и им было откровение, после которого они создали деревянную статую девы с младенцем и стали ей поклонятся, …христиан тогда гнали по всей Римской империи, но найдя это изображение из дерева в III веке стали почитать её как «Чёрную Деву», а на месте нахождения была построена церковь в честь Девы Марии. Сама древняя статуэтка, по преданию, погибла во времена французской революции, ведь тогда «просвещённые революционеры» сами себе создавали кумиров-идолов, а христианские святыни старались уничтожить. Но Веру в Господа Иисуса Христа и историческую память не смогли отнять. Через десять лет после взаимоотлучения друг друга патриарха Константинопольского Фотия и папы Римского

Николая, именно в Шартре в 876 году появляется Покров Пресвятой Девы Марии (Sancta Camisa), по преданию сей бесценный Покров передал Царствовавший в то время король Карл Лысый, внук императора Карла Великого, при освящении очередной церкви в Шартре , которое его знаменитый дед получил в подарок от византийской императрицы Ирины. Духовная битва за это святое место выражена в огне -- пожары властвуют здесь, горит первый кафедеральный собор в 1020 году, после него был возведён романский собор с огромной криптой. Он пережил пожар 1134 года, разрушивший практически весь город, а в 1145 году церковь Божественной Дамы (Нотр-Дам) вновь горит, но Святая реликвия не пострадала от огня, и с тех пор Шартр становится центром паломничества , а горожане обретают свою Небесную заступницу, вспоминая как город был спасён от викингов в 911 году, когда Покров Пресвятой Девы Марии шартрским епископом был вывешен на стенах города в надежде на Чудесную защиту, и действительно викинги отступили. В церковном предании говорится, что этот Покров был на Богоматери в момент рождения Иисуса Христа, и поэтому именно женщины приносили свои нижние рубахи, дабы возложить их на святой ларец, где и находилась реликвия, дабы получить помощь при родах, и чудеса по Вере их происходили неоднократно, что только увеличивало поток паломников в Нотр-Дам-де-Шартр. Во время пожара 10 июня 1194 года, занявшегося от удара молнии, от церкви уцелели только башни с западным фасадом и крипта.Чудесное спасение от огня священной плащаницы было сочтено знамением свыше и послужило поводом для строительства нового, ещё более грандиозного, здания. И оно было создано на средства верующих, как паломников, так и самих городских жителей, жертвующих на строительство храма независимо от социального статуса и уровня достатка. Крестьяне, не требуя платы, сами работали на каменоломнях недалеко от собора, и своими силами доставляли добытые камни к строящейся церкви. Но самим строителям необходимо было платить и, поэтому соборный капитул и епископ Шартра решили почти весь доход в течение пяти лет отдавать на оплату строительных работ. Некоторые части церкви оплачивали королевские особы – например северный портал строился на средства королей Филиппа-Августа и его сына Людовика VIII , а жена короля Франции -- Бланка Кастильская оплатила северное окно-розу и стрельчатые арки. Достаточно средств поступало от королей, священников и знати, ведь именно Вера христианская являлась основой сохранения и европейской цивилизации, и самой государственности Франции. В 1223 году здание было в основном построено, и в 1260 г. новый Нотр-Дам-де-Шартр был освящен в присутствии короля Людовика IX. Сто лет спустя была построена заалтарная часовня для хранения Покрова (Омофора) Богоматери, а протестантское движение в Европе вызвало религиозные войны и в 1568 г. город подвергся осаде гугенотов. Но Господь сохранил и город, и его кафедральный Собор, а через тридцать один год именно здесь, а не как тогда было принято в Реймсе, короновался Генрих IV , первый Бурбон на королевском троне Франции. И в последующие века духовная битва за святое место не прекращалась -- пожары, войны и исторические потрясения, всё было и всё прошло, а Шартрский собор выстоял и сохранился до наших дней, и вплоть до XX в. не просто был памятником истории, но и центром религиозного паломничества и оплотом французского католичества. Важно заметить, что религиозная ревность современному миру оставила память ещё и в виде скульптуры епископа Фульберта, который был настоятелем и одним из отцов-основателей будущего кафедрального Собора в Шартре, хотя более правильно самого древнего храма, который стоял на месте Нотр-Дам-де-Шартр. Епископ Фульберт (Х – нач. XI вв.) был учеником Герберта Аврилакского, будущего папы римского Сильвестра II .

И вот уже более чем восемь столетий Собор Божественной Дамы восхищает своим великолепием и гармонией архитектуры. «Он сложен из гранитного песчаника, каменные блоки достигают 2-3 метров в длину и 1 метра в высоту. Наружное и внутреннее убранство собора насчитывает в общей сложности около 10 000 скульптурных изображений из камня и стекла. Собор до сих пор - одна сплошная загадка, только не загаданная устно, а воплощенная в камне, витражах и выложенном на полу лабиринте в 1200 году. Выложен символичный круглый лабиринт, олицетворяющий путь верующего к Богу. При диаметре его около 13 метров дорога к центру достигает двух сотен метров». Действительно есть факты после постройки Собора оставленные потомкам, как загадки – церковный алтарь ранее находился на месте между второй и третьей колоннами хоров, точно над священным колодцем друидов, и что получается -- «До воды от пола храма тридцать семь метров в глубину, и точно на таком же расстоянии от алтаря, только в высоту, находится и верхняя точка готического свода.» Вопрос, что это значит? Разум вопрошает, а Вера живой души молчит. В угоду эстетизма и политической толерантности христианские ценности исчезают из современности, перестав дарить вечное и вдохновлять на творчески прекрасное. Остаётся наслаждаться тем, что сохранено временем … «Эти огромные круги света, эти огненные колеса, которые мечут молнии ,– одна из причин красоты Шартрского собора», – писал в свое время французский историк искусства Эмиль Маль (1862–1954).

Две мировые войны не смогли отнять ни у Франции, ни у человечества такое чудесное архитектурное творение, как Нотр-Дам-де-Шартр, и в 1979 году Собор был включён во всемирное наследие ЮНЕСКО. Таинственности у сего храма всегда хватало, к выше перечисленным, можно добавить и тайну тамплиеров, знаменитые девять рыцарей – и привезённая ими сокровищница (гематрия (gematria) из Иерусалима — древнееврейское шифрованное письмо, в котором каждой букве соответствовало свое число, чтобы слова могли быть уравнены с композицией, и фразы, эквивалентной ценности могли быть произнесены с той целью, чтобы они имели такое же значение, обладающая тайнами Творения Божественных Законов, знание чисел и управление весами и мерами, например, "золотое число" - 1,618. Пропорция 1:1,618 - "золотое сечение", или "золотая середина", считалась в эпоху Ренессанса и более позднее время идеальной для эстетического восприятия произведений искусства и архитектуры. Схожие коды-символы находятся повсюду в церкви наряду с шифро-образами на Ковчег завета Господня.

А когда попадаешь внутрь Кафедрального Собора, вот уж действительно входишь в Круги света Божественной Красоты! «Когда солнце горячо, плиты пола и поверхность столбов покрываются огненными, ультрамариновыми и цвета граната пятнами, растушеванными на зернистой поверхности камня, как от прикосновения пастели. В серую погоду вся церковь наполняется голубоватыми мерцаниями, придающими большую глубину перспективе, сводам - больше Таинственности".- написал исследователь витражей готических соборов Жан Вийет. Сегодня в XXIвеке равнодушие остаётся позади порогов Нотр-Дам-де-Шартр, торжество покоя и гармонии касается души любого пришедшего в храм, независимо от того кем он себя чувствует, для верующих католиков здесь служатся мессы, а для любопытствующих есть чем восхищаться. Россия далеко, но путешественники из России всегда близко к радости Божественной Красоты, это свидетельства современной истории – «Вымокшие и замерзшие люди искали убежища в Шартрском соборе. Приближалась полночь, храм освещался только свечами - звучала Токката и фуга до минор Баха... Представьте себе - огромный темный собор, теплое мерцание свечей и звуки органа, теряющиеся под высокими готическими сводами... Забыть такое - невозможно!» И ещё … « Собор затягивает, он как будто обладает властью над людьми, возвышает каждого входящего, придает силы его духу. Все виды искусств слились в готическом храме, чтобы продемонстрировать идущую снизу древнюю силу земли и нисходящую сверху Божественную благодать. И сегодняшние скептики и атеисты так же не остаются равнодушными к воздействию торжественной гармонии храма, как и средневековые паломники и прихожане».

Составил и прокомментировал Ю.М.М.

Используемые источники: «Шартрский собор и его тайна.» В.Гринчув; Википедия; Свидетельства очивидцев.

Последние комментарии
Загрузка...
Популярные статьи
Книга "НА ЧАШЕ ВЕСОВ"
Заказать книгу
Подробнее >>
Наши друзья
Наверх