ROMA AETERNA (ВЕЧНЫЙ РИМ). Борис Галенин. Часть вторая (окончание)

Опубликовано 20.02.2017
ROMA AETERNA (ВЕЧНЫЙ РИМ). Борис Галенин. Часть вторая (окончание)

Победа на незримом фронте

Ересь жидовствующих, по словам И.Я. Фроянова, «была первым опытом информационно-психологической агрессии против кашей страны. Скажу больше, то была первая попытка взорвать Россию изнутри.

К счастью, в конце XV начале XVI века еретиков удалось подавить. Это произошло, в основном, благодаря усилиям архиепископа Новгородского Геннадия и, особенно, настоятеля Волоколамского монастыря Иосифа Волоцкого.

Они мобилизовали общественное мнение, подняли мощную волну протеста и недвусмысленно обличили Ивана III в попустительстве еретикам.»40.

«Ими была добыта победа на незримом фронте и, надо сказать прямо, спасена Россия.

Их подвиг можно смело уподобить подвигу Минина и Пожарского.

Жаль, что значение св. Иосифа и владыки Геннадия в русской истории до сих пор не оценено в должной мере потомством»41.

В борьбе с ересью преподобный Иосиф, отстаивая веру, указывает на возможность и даже необходимость противодействия царю, если тот отходит от Священного Писания и Священного Предания и своими действиями наносит вред православию:

«Если же некий царь царствует над людьми, но над ним самим царствуют скверные страсти и грехи: сребролюбие и гнев, лукавство и неправда, гордость и ярость, злее же всего – неверие и хула, − такой царь не Божий слуга, но дьяволов, и не царь, но мучитель…

И ты не слушай царя или князя, склоняющего тебя к нечестию или лукавству, даже если он будет мучить тебя, или угрожать смертью»42.

Этой совершенно православной позиции Св. Иосиф придерживался все то время, пока была угроза, что царь может поддаться ереси жидовствующих, которая свила себе тогда гнездо в Кремле. Когда же Великий Князь внял увещеванию преподобного, то и его отношение к монаршей персоне стало заметно более мягким.

Однако ошибочным является мнение некоторых исследователей, что якобы на втором этапе развития своего учения Иосиф Волоцкий указывал на невозможность неподчинения царю и тем более его свержения, так как помазанник Божий не способен творить Богу неугодные дела. А если творит, то бороться с ним можно только молитвой.

Достаточно прочесть вышеприведенные слова, чтобы понять, до каких пор можно считать царя Божиим слугой, со всеми вытекающими последствиями.

И судя по всему, это понимал и Высокий адресат Иосифа Санина.

Только жечь и вешать!”

«Попутно тогда удалось разрешить и еще один важный для русского общества вопрос: какие меры использовать для борьбы с ересью?

Мнения по этому поводу тогда разделились. Так, крупный духовный авторитет Нил Сорский призывал вступать с ними и диалог и увещевать исключительно словом.

Иной позиции в отношении еретиков придерживался архиепископ Геннадий, он требовал: “Только жечь и вешать!”

После долгих колебаний Иван Васильевич поддержал последнюю точку зрения.

Таким образом, впервые на Руси был осуществлен принцип, что “ересь должна подавляться не словом, а силой”.

Словом с ней мало что можно было поделать, поскольку еретики очень искусно маскировались под православных. Жизнь, на мой взгляд, доказала правоту митрополита Геннадия и преподобного Иосифа Волоцкого. Ересь тогда удалось подавить»43.

Ошибка или диверсия

Параллельно с жестокою борьбой Иосифа Волоцкого с ересью жидовствующих, на Соборах 1503 и 1504 годов происходило противоборство учений иосифлян и нестяжателей.

Иван Васильевич, а за ним некоторое время и Василий Иванович поддерживали линию нестяжателей. По указанным выше причинам.

Тем более, оба Государя искренне считали, что высвобождающиеся ресурсы были стратегически необходимы для решения теперь уже государственной задачи − построения Третьего Рима.

Им не без основания казалось, что когда отечество в опасности, актуальным становится не построение врат в царствие Божие (монастырей), а создание православной империи, то есть, по сути, неуязвимого для агрессора государственного образования, которое, объединив различные потенциалы, способствовало бы формированию мощной государственной системы с идеологической опорой на православие.

Уже в то время было очевидно, что перспективные государственные задачи и цели должны быть прямо связаны с созданием мощнейшего военного аппарата.

Но парадокс заключался в том, что предложенная нестяжателями программа согласовывалась лишь с текущими интересами государства.

Церковь действительно могла, не изменяя своей основной задаче служения Богу, передать государству колоссальные материальные ресурсы для многочисленных государственных нужд.

По существу, безболезненно мог быть решен ряд первостепенных тактических задач, но в стратегической перспективе эта первоначальная легкость обернулась бы существенными общегосударственными сложностями.

В том числе – утерей значительной части влияния церкви в обществе.

Фактически имело бы место единовременное ограбление церковного имущество, на которое так легко шла власть в дальнейшем.

Совершенно не учитывался факт, что значительную часть церковных имуществ, составляло личное состояние иноков боярских и княжеских родов, оставлявших служение царю земному для служения Царю Небесному. В том числе и имуществом, которое шло в этом случае на видимые добрые дела.

Могу подтвердить это примером, до некоторой степени личным. В Волоколамском Патерике есть рассказ о князе Андрее Голенине, принявшим постриг у Святого Иосифа, отписавшего имение на монастырь, и под именем инока Арсения, ставшего одним из ближайших сподвижников Святого Иосифа. «И рукою его был пострижен, и облечен в священный иноческий образ, и был наречен Арсением.

И многое богатство, и села свои − все вложил в монастырь отца Иосифа, а прочее многое богатство раздал слугам своим и нищим». Святой Иосиф в письме Великому Князю Василию Иоанновичу, среди десяти старцев, на кого можно оставить по смерти его монастырь, в числе первых указал трех: «Во главе этого собора большей братии стоят Кассиан Босый, Иона Голова и Арсений Голенин».

Защита церковного имущества была для Иосифа Волоцкого и его сподвижников ни самоцелью, ни чем-то новым или экзотическим. Они защищали сложившуюся до кризиса эсхатологического учения практику общежительных монастырей и «вкладно-поминальную систему» монастырского хозяйства.

«Преподобный видел в Церкви замечательный инструмент передачи народных богатств от богатых бедным, − говорит Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. − Как сказали бы сегодня экономисты, он видел в Церкви инструмент перераспределения материальных благ и считал, что именно Церковь может взять от богатых и передать бедным.

А потому всякие обвинения преподобного Иосифа в стяжательстве − это надуманные обвинения»44.

Иллюстрацией слов Патриарха служит известный факт, что тот же Иосифо-Волоцкий монастырь кормил в голодные годы тысячи крестьян из своих запасов, предотвращая голод и вымирание населения. Хорошо известно, что никакая бюрократия по оперативности не справится с подобными задачами. А вот государству, никто бы жертвовать добровольно имущество не стал. Одно дело Богу, другое – приказному дьяку.

Так что видимо на первый взгляд выгодное для государства дело оборачивалось уже в ближайшей перспективе серьезным экономическим и социальным ущербом. Что рикошетом било бы уже и по царской власти, а значит и по самой идее Третьего Рима.

Так что в истинно государственном, долгосрочном смысле программа нестяжателей переведенная из задачи личного спасения души на государственный уровень, очень напоминает замаскированную диверсию под Третий Рим.

Именно предложения нестяжателей о ликвидации монастырского землевладения, И.Я Фроянов выделяет как еще одно – третье направление информационно-идеологической войны: проталкивание экономической реформы, ослабляющей мощь государства.

И это направление также будет всегда присутствовать в невидимой и необъявленной войне протии России.

Россиецентризм против византиецентризма

И вот тут, как раз выясняются любопытные вещи.

«Учитывая генезис нестяжания, закономерным является тот факт, что в этом учении возникает эллинофильское течение. Одним из основных его источников является идеологическая деятельность Максима Грека (Михаила Триволиса), незаурядного мыслителя и духовного лидера, сыгравшего значительную роль не только в формировании русского богословия, но и в развитии учения о соотношении власти государственной и власти церковной.

Максим Грек обосновал учение византиецентризма и даже считал автокефалию русской церкви нелегальной. Разумеется, ни о каком Третьем Риме речи быть не могло. Божественной миссией России он считал освобождение греков и реставрацию Византийской империи. Русь в этой концепции исполняла роль очень важной, но все же имперской провинции, которой Богом предназначено восстановить имперский центр»45.

В рамках этого учения продуцируется нигилистическое отношение к русскому православному наследию и русской церковности. Некоторые положения этого учения нашли отражение в современных работах, которые видят в Третьем Риме не подъем, а упадок православия.

Задачу исправления негативных последствий программы нестяжателей и выработку русского национального имперского идеала и взяли на себя преподобный Иосиф (Санин) и его ученики. Будучи основателем и игуменом образцового монастыря, Иосиф не формулировал в своих посланиях ничего нового, он высказывает то, о чем говорили несколько поколений игуменов до него. Но влияние на формирование русской имперской идеологии созданного Волоцким учения нельзя переоценить.

Доктрина старца Филофея о Третьем Риме гармонично вписалась в сформировавшееся к тому времени иосифлянское учение, ставшее официальной церковной доктриной и оказывавшее явно или неявно большое влияние на все политические учения в течение столетий.

«Учение преподобного Иосифа Волоцкого, предполагающее не византиецентризм, а россиецентризм, не восстановление Византийской империи во что бы то ни стало, а развитие и укрепление царства Русского, становится подлинной задачей православных христиан.

Удивительно, но, несмотря на то, что не произошло массового высвобождения церковных материальных ресурсов в пользу государства, очень быстро Россия переориентирует свой огромный национальный потенциал на военно-политическое усиление и расширение.

Формируется поместная система, и возникает многочисленное сословие служилого дворянства с его этикой государевой службы, военной честью и особыми имперскими целями, и интересами и, что самое главное, имперским мировоззрением.

Начинается имперское присоединение земель за счет деградирующей от католизации Литвы и массового перехода в русское подданство. Исторически Литву ждет “ополячивание” и распад, который она уже никогда не преодолеет, а Россию − усиление и статус великой мировой державы»46.

Историческую правоту преподобного Иосифа и его последователей и заслугу их в созидании Третьего Рима, признает историк Русской церкви Антон Карташов: «Словом, если не диктовать древней русской истории современных нам оценок и программ, признать органически неизбежным генеральный ход ее по безошибочному инстинкту биологического самоутверждения (а не буддийского самоотрицания),

то надо нам, историкам церкви, а не какой-то "культуры вообще", пересмотреть банальное, пресное гуманистическое оправдание идеологии и поведения "заволжцев",

и признать творческую заслугу величественного опыта питания и сублимации московско-имперского идеала как созидательной формы и оболочки высочайшей в христианской (а потом и во всемирной) истории путеводной звезды − Третьего и Последнего Рима»47.

Вольно или невольно

Удивительным образом, нестяжатели, столь любимые всеми либералами, как светскими, так и церковными, вольно или невольно, но сыграли очень странную роль сразу в трех направлениях информационно-идеологической войны с Третьим Римом.

Во-первых, если не поддержка, то очень снисходительное отношение к еретикам. Исследования ряда историков позволяют высказать мнение о связи нестяжателей с развитием еретических учений конца XV − середины XVI веков.

На то, что все знаменитые еретики указанного периода были связаны с нестяжателями, как общностью идей, так и местом пребывания, справедливо указывает И.Я. Фроянов. Действительно, Матвей Башкин, старец Артемий, Феодосий Косой − жили и трудились в монастырях нестяжателей, а те из еретиков, кто не был казнен, были заключены в монастыри противников нестяжателей иосифлян. Последнее также подтверждает, хотя бы косвенно, связь еретиков с нестяжателями.

Во-вторых, рассмотренный выше вопрос о монастырском землевладении, разрешение которого «по-нестяжательски» нанесло бы существенный экономический удар по Русскому царству.

И, в-третьих, достаточно неожиданно всплывший в лице Максима Грека «греческий» вопрос.

Именно этот вопрос сыграл с нами злую шутку, а вернее − трагическую роль в остановке нашего распространения на Восток, «встречь солнца». И в конечном итоге сильно способствовал многим нашим геополитическим неудачам.

Как реализация замысла Божьего

До становления Московского царства степь для нас была источников больших и малых неприятностей. От половцев и туменов Субудая и Батыя до разношерстного войска Мамая и исключительно вредоносных крымских татар-работорговцев. Считается, что объединенными их усилиями лет за триста-четыреста Русь потеряла порядка двухсот процентов своего населения.

Не мудрено, что в русской геополитической мысли сформировалась устойчивая мыслеформа, от Пушкина и Чаадаева до Блока, что Россия – щит цивилизации Европы от кочевников Азии.

На самом деле, в еще большей мере Россия была щитом этих кочевников от цивилизации Европы. Без нее их, скорее всего, постигла бы судьба североамериканских индейцев. Ненавидеть нас, впрочем, ухитрялись по обе стороны щита.

Но с Запада все же больше.

Расширение Третьего Рима на Восток и покорение бывших земель Монгольской империи воспринимались как реализация замысла Божьего о расширении территории православия на Земле. Русская экспансия затворила степные ворота Евразии и превратила дикую окраину цивилизованного мира в становой хребет русской государственной территории.

Взятие Казанского и Астраханского царств, а перед этим венчание на царство Иоанна IV ознаменовали зрелость Русского царства, а Стоглавый собор оформил иосифлянское учение и церковный устав Третьего Рима в стройную систему.

Отличительной чертой самоощущения нового Ромейского царства был его акцентированный москвоцентричный характер. Россия видит ценность в самой себе, и только деятельность Русского царства имеет, по мнению его апологетов, эсхатологическое и метаисторическое значение.

Жизнь за Царя

Именно в этот период происходит исключительно быстрое расширение России на Восток, «встречь солнца». За полвека мы прошли от Урала до берегов Тихого океана. В походе Ивана Москвитина, первым шагнувшего в 1639 году на берега Охотского моря, принимал участие соратник Ермака 85-летний казак Иван Черкасс.

Произошло это в поистине благословенное царствование Царя Михаила Федоровича (1613-1645), первого из династии Романовых, когда «под отеческой державой Русь отдохнула наконец».

Зримым воплощением Божиего благословения русского народа, выбравшего Соборным решением Романовых на Русский престол, с клятвой вечной верности своему выбору, служит совершенно фантастическое расширение территории Московского Царства за это правление: с 5 до 12 миллионов кв. км! Примерно на 220 тыс. кв. км в год! Беспрецедентная крутизна графика прироста территории Третьего Рима.

Так же беспрецедентен рост населения России при кротком Царе Михаиле. Уменьшившееся в гибельные годы смуты почти в два раза, упав до 3 млн человек, за годы его царствования оно увеличилось более, чем вдвое достигнув цифры в 7 млн человек.

Символично, что само восшествие Михаила на Престол стало возможно только потому, что простой русский крестьянин Иван Сусанин не задумываясь отдал свою единственную земную жизнь за то, чтобы у России был Царь.

Жизнь за Царя.

История неумолимо показывает, что пока русский человек готов был ради Бога отдать свою жизнь прежде всего за Царя, а лишь потом за Отечество, пока было живо мистическое единение Царя и Народа, овеществленное жертвенным служением Ивана Сусанина, Россия стояла несокрушимо, и росла и землями, и людьми.

Икона Царства Небесного

Практически идеальной была в это царствование и симфония между русским государством и русской православною церковью. Патриархом самое сложные первые годы был Филарет ‒ в миру Федор Никитич Романов, отец Государя. Прямо икона Небесного Царствия: «Я и Отец ‒ одно».

Может быть потому и Сибирь стала русской практически во мгновение ока. К сожалению, в нашем земном падшем мире долго длиться идеал не может, как и показал пример следующего царствования. Симфония нарушилась, и результат ее нарушения как это ни странно сказался именно на русском присутствии в Сибири, точнее в Восточной Сибири, а еще точнее ‒ на Дальнем Востоке. Но именно от дел дальневосточных зависело сможет ли Сибирь сама себя прокормить.

Дело в том, что единственной проблемой массового освоения Сибири, была проблема снабжения хлебом и иными припасами растущего населения. Специфика русского освоения «планеты Сибирь», на территории которой дважды поместилась бы вся Западная Европа, заключалась в том, что оно шло северными путями.

Так главным городом – столицей – Восточной Сибири был Якутск. И хлеб в Якутске стоил 10-15 копеек за фунт, в 50-100 раз больше, чем в среднем по России. Чтобы примерно представить соотношение цен, это все равно, что сейчас, батон стоил бы от ста до двухсот долларов. И этого хлеба часто не было.

Но к середине века, казалось, вопрос с хлебом для Сибири был практически разрешен. К 1651 году усилиями Василия Пояркова и Ерофея Хабарова русская Сибирь вышла на Амур. И не просто вышла, но твердой ногой стала в этом теплом по сибирским меркам и хлебородном крае48.

Достаточно 300 человек

Первые две попытки проникнуть на Амур, − Максима Перфильева в 1639 году и Еналея Бахтеярова в 1641 − кончились неудачей. Но упорен был воевода якутский Петр Головин. И в 1643 году организован был еще один − третий поход, «письменного головы» и столбового дворянина Василия Пояркова.

Обученные предыдущим печальным опытом «государевы люди» отнеслись к делу весьма «сурьезно». Подготовка экспедиции, как и полученные ей практические и научные результаты, начисто опровергают расхожее мнение, идущее от «времен Петровых», что истинно-научное изучение Сибири началось у нас якобы, как всегда, с немцев. А именно, с данцигского уроженца Даниила Готлиба Мессершмидта, приглашенного Петром I «по найму» для изучения и описания сибирских богатств. Хотя личностью немец оказался героической и достойной всяческих почестей, и нелицемерного уважения.

Очень советую любознательным ознакомиться подробней с трудами и походами первооткрывателя Амура письменного головы и столбового дворянина Василия Пояркова49. Ни у одного Джека Лондона или Майн Рида таких приключений не сыщете.

Нас же сейчас интересует конечный результат. Вернувшись в Якутск с оставшимися в живых казаками, воевода-разведчик Василий Поярков сдал якутскому воеводе, уже не Головину, а Пушкину, подробнейший чертеж всего своего пути, а главное ‒ реке Амуру со всеми «сторонними» реками. И доложил руководству, что:

1) вся открытая им страна удобна для земледелия;

2) живущие в ней полудикие племена никому не подчинены;

3) для утверждения русской власти на Амуре достаточно 300 человек50;

4) из указанных 300 человек ‒ половина должна быть распределена гарнизонами в трех или четырех городках, а половина состоять в подвижном резерве.

Появление маньчжуров

В 1648 году открыт был новый, более западный и более короткий путь к Амуру. После предварительной разведки отправилась из Якутска вторая партия казаков из 50 человек под начальством составившего ее на свой счет купца Ярко Хабарова для подчинения Амурского края России.

«Прибыв в июне 1651 года на Амур, Ерофей Хабаров основал у устья речки Албазин городок того же имени и поплыл вниз по Амуру, останавливаясь в попутных селениях и приводя туземцев в русское подданство. К концу навигации он спустился за Сунгари и остановился на зимовку у Ачанского улуса в построенном им Ачанском городке».

До этих пор весь поход протекал исключительно мирно. Как мы помним, жители Приамурья сами просили еще у Пояркова русского покровительства и защиты от маньчжуров. Однако в Ачане произошло неладное.

«Недовольные приходом забиравших у них продовольствие казаков ачанцы решили просить помощи у маньчжуров».

Последние, только что победив Китай, пребывали в это время в эйфории от своих военных успехов, и наместник богдыхана в Манчжурии, заранее потирая руки, «отрядил 2 000 своей конницы с 8 орудиями, фузеями и петардами.

Отряд этот под начальством князя Изинея шел к Ачанскому городку три месяца.

Но при первом же столкновении с русскими 24 марта 1652 года маньчжуры были разбиты наголову и бежали».

Русских же было 150 хабаровских казаков!

«С открытием навигации Хабаров поплыл вверх по реке, построил у устья Кумары острожек и послал в Якутск доложить воеводе, что Амурский край может быть настоящей житницею для всей Сибири, но что ввиду опасности со стороны маньчжур необходимо подкрепление в 600 человек.

Дать таких сил Якутск не мог, но с теми же посланцами отправил просьбу в Москву.

Последняя командировала на Амур дворянина Зиновьева с поручением поощрить казаков, прибавить к ним команду в 150 человек, усилить их снарядами и приготовить все нужное к приходу 3000 войск, которые предполагалось двинуть туда под командою князя Лобанова-Ростовского».

В августе 1653 года Зиновьев прибыл к устью Зеи, собрал коллекцию из местных раритетов, взял с собою представителей туземных племен, а заодно с ними и Хабарова, и повез с собой в Москву. На Амуре же оставил казака Онуфрия Степанова, изъяв его из подчинения якутскому воеводе и приказав весь собиравшийся с туземцев ясак посылать прямо в Москву51.

Про остальные обещанные войска Москва как будто забыла.

Был на дворе год 1653-й. Запомните эту дату.

Наше наступление на Восток сначала замирает на четверть века, а потом резко меняет направление на Север. Россия навсегда упускает свой шанс уже в XVII веке твердо стать на берегах Печилийского залива и в ближайшие десятилетия стать гегемоном Тихого океана, почти за век до наших исторических врагов, именуемых генералом Вандамом «англосаксами».

Изменение направления вектора русской геополитики

в середине XVII века

1653 год – год начала реформ патриарха Никона, приведших к расколу русского суперэтноса. Связь между этим расколом и остановкой нашего распространения на Восток, «встречь солнца», подробно рассмотрена в книге «Цусима – знамение конца русской истории»52.

Но сами реформы Никона стали следствием изменения направления вектора русской геополитики. Это изменение сыграло важную, и в целом отрицательную роль в судьбе Русского царства – третьего и последнего воплощения вечной Римской империи.

Духовное зрение царя и патриарха затмил призрак падшего Второго Рима – Царьграда. Почему-то именно физическое обладание этим населенным пунктом на берегу Босфора было признано подтверждением выполнения Московским царством миссии Третьего Рима.

Хотя от роли цезаря Царьграда уже успели отказаться оба Ивана Васильевича, а между ними и Василий Иванович. Несмотря на то, что предложения шли с самого, так сказать, верха – от Рима первого, в прошлом языческого, а ныне папского. И в этой ипостаси значительно более опасного и вредоносного для православных, чем Рим языческий или даже Стамбул турецкий.

Да увековечит Бог царство турок во веки веков!

Чтобы не прослыть голословным, стоит привести слова известного архидиакона Павла Алеппского, высказанные им в сердцах, после того, как вступил в июне 1654 года, пересекши Днестр, на «землю казаков», только что освобожденную Богданом Хмельницким от польского ига. Восхищаясь грамотностью казаков, включая женщин и малых детей, Павел говорит:

«Число грамотных особенно увеличилось со времени появления Хмеля [Хмельницкого] (дай Бог ему долго жить!), который освободил эти страны и избавил эти миллионы безчисленных православных от ига врагов веры, проклятых ляхов.

А почему я называю их проклятыми?

Потому, что они выказали себя гнуснее в злее, чем лживые идолопоклонники, мучая своих христиан, думая этим уничтожить самое имя православных.

Да увековечит Бог царство турок во веки веков!

Ибо они берут харач53 и не входят ни в какие счеты по делам веры, будет ли она христианская или нусерийская54, еврейская или самарянская.

Но эти проклятые не довольствовались харачем и десятиной с братьев Христа, которых они держали в рабстве, а отдавали их во власть врагов Христа, жестоких евреев, как мы впоследствии об этом расскажем по достоверным данным.

Они не только препятствовали им строить храмы и удаляли священников, знающих тайны веры, но даже совершали насилия над их благочестивыми и непорочными женами и дочерьми.

Бог, видя их надменность, коварство и жестокость к их братьям христианам, послал на них своего верного служителя и раба Хмеля, который отмстил им, нанес решительный удар их кичливой гордости и их несчастием порадовал врагов их, подверг их унижению и презрению, как мы впоследствии расскажем обо всем, их касающемся»55.

Все же сильно надо было довести православных, чтобы пожелать увековечивание Османской империи! Может потому и получилось у Кемаля Ататюрка в 1920-х годах отстоять ее последние территории от Антанты.

Так что, примерно ясно, кто является фигурантом известной русской поговорки: «…хуже татарина». Добавим, «и турка».

К истории вопроса

В середине XVII века резко сменилось направление вектора русской геополитики. Восточное направление сменилось западным и южным – на Босфор. На Царьград. И начались трехвековые сбои русско-российской геополитики.

Но смена направления готовилась значительно раньше. И не нами.

Впервые идею о том, что Россия должна овладеть Константинополем, выдвинул католический Рим в 70-е годы XV века. Папские прислужники тогда пытались «найти подход» и к Ивану Васильевичу, а затем и к сыну его Василию Ивановичу.

Великого князя Иоанна Васильевича подводили к этой мысли, например, венецианцы, но весь размах дипломатических усилий Европы нам сейчас трудно представить. Вершиной их интриги стало устройство брака русского монарха с племянницей погибшего императора Константина – Софьей. По этому поводу в Риме была даже написана фреска, где князь Иоанн на коленях стоит перед Папой.

Но планам этим было суждено обломиться. Софья Фоминишна хоть и была воспитана под чутким руководством папского престола, но верность православию сохранила. Не слишком, впрочем, ее афишируя. До поры.

Однако в Пскове, едва ступив на Русскую землю, она бросилась к русским иконам и целовала их, не обращая внимания, как мрачнеют папские послы.

Царевна была последней в династии Палеологов, из тех, кто имел моральное право наследовать престол. Ее старший брат Мануил бежал к туркам и принял ислам.

Наследником императорских регалий оказался другой брат Софьи – Андрей, который только что на аукцион их не выставлял. Предлагал, судя по всему, и Иоанну Васильевичу, затем подписал договор с французским королем Карлом VIII, но, не получив ни гроша, передал престол Кастильскому королевскому дому.

Понятно, что всерьез эти сделки никто и никогда не воспринимал. При всей неприязни к русским, Европа была убеждена, что других наследников Царьграда, кроме русских государей, в природе не существует.

Но Великий князь Иоанн к уговорам был равнодушен.

Так же, как и его сын Василий.

В 1519 году посол Тевтонского ордена Дитрих Шомберг передал Великому князю предложение Папы Льва Х принять участие в коалиции против турок:

«Занеже султан турской вотчину великого князя держит».

Посол убеждал, что пора Василию Иоанновичу «за свою вотчину константинопольскую стояти ... ныне путь пригоден».

О том же говорил Великому князю известный нам Максим Грек, он же Михаил Триволис, около 13 лет учившийся в католических высших учебных заведениях Флоренции, Болоньи, Падуи, Феррары, Милана, пребывший также в двухлетнем монашеском постриге в католическом доминиканском монастыре Сан-Марко.

Сразу по приезде в Москву в 1518 году, он призывает Василия Ивановича к освобождению Константинополя от турецкого ига, говорит о необходимости объединения христиан вокруг Константинопольского патриаршего престола.

Одним словом, «...ныне путь пригоден».

Но у Василия Ивановича, насчет пути было иное мнение. Ближе сердцу его были слова инока Филофея, что два Рима пали, третий – Москва − стоит, а четвертому не бывать.

Россия твердо стала на пути Третьего Рима и с него свернуть не желала.

Мы веруем не в греков, а во Христа

Щедрость наших новых европейских друзей на обещания была вполне объяснима. Войска Сулеймана Великолепного стояли в центре Европы. Были взяты Белград и Будапешт, чудом держалась Вена. Турецкие войска вошли в Баварию. Средиземное море стало турецким озером.

Так что помощь русских войск была актуальна. Актуальной она оставалась и через полвека, когда ученый иезуит Антонио Поссевин делал царю Иоанну Василевичу предложения, от которых по мнению Антонио, тот никак не мог отказаться.

Папский легат Антонио Поссевин, приехав в Москву, был принят Государем Иваном Грозным и «представил письмо папы и дары: крест с распятием, четки с алмазами и в богатом переплете книгу о Флорентийском Соборе. […] Антоний прибыл в Москву с полною надеждою повести теперь дело и о соединении Церквей»56.

В качестве одного из аргументов папский легат пообещал царю Ивану Цаpьгpадский престол.

И что же ответил Иван Васильевич на этот лукавый соблазн?

Послушаем отрывок из диалога:

«Тогда Антоний сказал: “Светлейший государь! […] Знай же, что верховный первосвященник вовсе не нудит тебя переменять древнейшую веру греческую, которую проповедовали святые отцы и законные Соборы, напротив, убеждает тебя, чтобы ты узнал и понял ее, какою она была, и удержал лишь то, что осталось от нее целым и невредимым в твоих владениях. […]

Если ты соединишься верою с папою и всеми государями, то при содействии их не только будешь на своей пpаpодительской отчине − в Киеве, но и сделаешься импеpатоpом Цаpьгpада и всего Востока”.

Государь отвечал: “О вере я папе не писал, да и с тобою не думал говорить о ней, чтобы не причинить тебе чего неприятного, и потому, что мой долг – заправлять мирскими делами, а не духовными. […]

Впрочем, знай, что мы веруем не в греков, а во Христа57.

Что же до Восточной империи, то Господня есть земля; кому захочет Бог, тому и отдаст ее. С меня довольно и своего государства, других и больших государств во всем свете не желаю”»58.

Царь Иоанн даже «не согласился дозволить латинских церквей в России, несмотря на все просьбы Антония. А последний именем папы просил, чтобы царь не держал у себя “магистров люторских, немецких, которые не знают Пречистые Богородицы и святых Божиих, а чтобы держал правдивых священников веры римския”.

Но Антонию на это сказано было то же самое, что не раз говорили ему: в Русском государстве живут многие люди всяких вер, и живут все своим обычаем, их не стесняют, не преследуют, но только никому из них не позволяют совращать русских в свою веру.

Русские – повторим вслед за самими иностранцами, посещавшими тогда наше отечество, − только одних себя признавали истинными христианами, а всех прочих христиан, в том числе и протестантов и латинян, считали еретиками, даже не лучшими турок, и всех не только католиков, но равно и протестантов и других перекрещивали в случае принятия ими православия»59.

Миссия в Пекин Игнатия Милованова

И пока было так, Третий Рим стоял нерушимо, и даже при временных иногда неудачах на Западе, восточное направление было успешно паче всех ожиданий. Как показал генерал Вандам, к середине XVII века вся бывшая империя Чингисхана готова была пасть к русским ногам.

А она между прочим включала и Китай, и Корею.

Недаром году так в 1670, воевода Нерчинского острога тобольский сын боярский Даниил Даниилович Аршинский отправил к китайскому императору Канси дипломатическую миссию из шести человек во главе с казачьим десятником, нерчинским сыном боярским Игнатием Михайловичем Миловановым.

Задачей миссии было доведение до сведения императора «наказной памяти» Аршинского, где он предлагал Канси перейти под покровительство Русского Царя, предварительно выплатив дань. Надо полагать, со времен Александра Македонского.

А лучше того − попросту вступить в русское подданство60.

И если Москва, хотя бы не вмешивалась в процесс, глядишь, и перешел бы, и выплатил.

А куда денешься?

Китайская армия была в полном упадке, почему Китай и смогли завоевать малочисленные маньчжуры, ‒ лучшие воины обобщенной Поднебесной на тот день. Но неумолимые исторические факты показывают, что наши казаки всегда наголову били маньчжур, если на одного казака тех маньчжур приходилось не более полуроты. Соотношение примерно 1:100.

Да будет любовь и между нами

Возвращаясь к «греческому проекту» отметим, что известны также и другие многочисленные западные посольства к московским государям. Все они имели цель склонить Москву к союзу против турок, однако византийский соблазн не приносил дивидендов Ватикану. Политика московских царей длительное время была направлена на сохранение дружественных связей с Турцией.

В скобках заметим, что после гибели в 1571 году турецкого флота при Лепанто Иван Грозный даже предлагал Порте союз против ее врагов.

Его наследник царь Федор Иоаннович уже в 1584 году писал турецкому султану следующее:

«Наши прадеды (Иоанн и Баязет), деды (Василий и Солиман61) и отцы (Иоанн и Селим) назывались братьями и в любви ссылались друг с другом, да будет любовь и между нами. Россия открыта для купцов твоих без всякого завета в товарах и без пошлины.

Требуем взаимности и ничего более»62.

Борису Годунову с Запада тоже что-то обещали.

Он ограничился тем, что отправил в Вену большую партию соболей. Необходимость сделать ответный подарок, как писал один из хронографов того времени, «еще уменьшила выгоды, полученные от Бориса» для ведения войны.

На этом закончился первый этап константинопольского проекта, когда мы не помышляли о Босфоре, понимая, что не готовы к такому повороту судьбы. Здравого смысла у нас тогда было довольно.

Первым из русских, кто всерьез заразился мечтой о Царьграде, был, похоже, самозванец, небезызвестный Гришка Отрепьев. В вынужденной «эмиграции» он познакомился с иезуитами и тайно принял католицизм.

Как ввести унию в России

Наш видный церковный историк митрополит Макарий (Булгаков) приводит весьма любопытный документ, который может быть именован, как инструкция иезуитов самозванцу о том, как ввести унию в России. Одним из пунктов этой инструкции является «пожелание» достижения единообразия русского и греческого богослужения. Греческого, заметим, отнюдь не латинского.

Приведем конкретику.

«Здесь же вслед за тем окружили самозванца ревнители римской веры и составили для него инструкцию, как царствовать и как ввести унию в Россию.

Инструкция эта, ввиду прежней неудачи, постигшей первого Лжедимитрия, рекомендовала действовать во всем с крайней осмотрительностью и осторожностию, и в частности для насаждения унии в Московском государстве указывала следующие средства:

а) еретикам (т.е. протестантам) врагам унии, запретить въезд в государство; […]

д) самому государю заговаривать об унии редко и осторожно, чтоб не от него началось дело, а пусть сами русские первые предложат о некоторых неважных предметах веры, требующих преобразования, и тем проложат путь к унии;

е) издать закон, чтобы в Церкви Русской все подведено было под правила Соборов и отцов греческих, и поручить исполнение закона людям благонадежным, приверженцам унии: возникнут споры, дойдут до государя, он назначит Собор, а там с Божией помощию можно будет приступить и к унии; […]

з) намекнуть черному духовенству о льготах, белому о наградах, народу о свободе

и) учредить семинарии, для чего призвать из-за границы людей ученых, хотя светских; […]»63.

Любопытно, однако, и как-то удивительно что-то напоминает…

Во всяком случае становится яснее, кто задолго до Никона планировал провести «реформу», якобы с целью единообразия русского и греческого богослужения!

Упомянем, что самозванец действительно пытался организовать поход на Царьград, но был убит значительно раньше. А потом надолго на Руси стало не до военных авантюр.

Кстати, что опять же любопытно, распространение на восток продолжалось и в годы Смуты. Строились остроги и города. Но это к слову.

О вреде мечтательности

В царствование Алексея Михайловича совпали три условия, необходимые для того, чтобы мечта о Константинополе начала облекаться плотью: желание монарха, законность его пребывания на троне и согласие Патриарха на исполнение этого плана. Мечтания о Царьграде начали претворяться в жизнь.

Последствия показывают, что не безопасно было для Московского царства чрезмерное внимание и пиетет к грекам, находящимся под «отеческой» властью Оттоманской мусульманской империи, но за образованностью предпочитающим ездить Италию – там научат.

Начали, как и было рекомендовано выше, с того, чтобы в Церкви Русской все подведено было под правила Соборов и отцов греческих, и поручить исполнение закона людям благонадежным…

Поскольку до греков из Москвы добраться было не быстро и не просто, пришлось греческую премудрость выписывать в основном в упаковке Киево-Могилянской академии.

Греки, впрочем, тоже были. К примеру, главный книжный справщик Арсений Грек, за бурную жизнь свою побывавший и католиком, и мусульманином и, кажется униатом, а может буддистом. Надежный, проверенный кадр, одним словом.

Другие были подобны ему, от архимандритов до митрополитов и восточных патриархов, больше всего ценивших в России собольи шкурки.

Дальше – больше.

Из-за второстепенных по существу правок и реформ, ‒ безусловно не пахнувших какой-либо ересью, ‒ но грубых, зачастую безграмотных и бестактно проведенных – нанесен был страшной силы удар по самой идее Третьего Рима и произведен раскол нации64.

Вместо лежащего у наших ног Тихого океана, который Провидение, очевидно предоставляло нам как «русское озеро», почти трехвековая упертость в узость Босфора и Дарданелл.

За которой лежала еще менее проходимая узость Гибралтара. Уж ее-то от нас защищать стала бы вся Европа, забыв о текущих разногласиях, да как бы не объединившись по этому поводу с исламом. Прямо по анекдоту:

«Ну, пробьешь ты головой стену.

Что ты будешь делать в соседней камере?»

Отсюда и все наши Балканские конфликты и войны за освобождение неверных братцев славян и прочих греков. И многое другое.

Хуже того было, что значительно более формализованное западное христианство, войдя на русскую почву через духовные училища и семинарии, помимо того, что вызвало раскол в душе русского народа, но как следствие вызвало понижение уровня духовности и ново- и старообрядцев в сторону ее формализации.

Так что, недаром мечтательность относится к числу серьезных грехов.

Воеводы в этой стране люди ученые, законоведы, философы

И ведь какая страна была!

Не могу не привести еще хотя бы пару цитат из Павла Алеппского, отражающих его впечатления от встречи летом 1654 года с русской вселенной, − «по которой путешественник должен ехать четыре года вдоль и поперек».

«Московиты известны своими знаниями, мудростью, проницательностью, ловкостью, сметливостью и глубокомысленными вопросами, которые ставят в тупик ученых и заставляют их краснеть.

Да поможет Бог нашему владыке патриарху на них! и всем нам да поможет Он и да дарует разумение. Аминь. […]

Знай, что в земли казаков и московитов мы, вообще, не видали человека, пораженного уродством, телесным недостатком или слепотой, расслабленного, прокаженного или (иного) больного, а если и встречается, то это кто-нибудь из богачей, страдающий болью в ногах − подагрой.

Во все время пребывания нашего в этой стране у нас не появлялась на пальцах заусеница; а волосы у нас на голове, которые были жестки, стали очень нежными, как андарийский шелк. […]

Знай, что воеводы в этой стране люди ученые, законоведы, философы, логично рассуждающие, любят тонкие вопросы, глубокомысленные споры.

Они приобретают знания от наставников, к ним приезжающих, от патриархов и архиереев, коих они обыкновенно расспрашивают, и когда те ответят на их вопросы, подчиняются; если кто из них воспрещает им что-либо, то воздерживаются от этого, не упорствуют, но стремятся увеличить свои знания, ибо мы видели у каждого из них тысячи больших книг, кои они охотно и много читают днем и ночью.

Они не имеют пристрастия к вину и веселью. У воевод киевских мы видели целые воза книг, но что Киев в сравнении с Москвой?

Все это происходить от их любви к знанию; они знают по пядям даже нашу страну и ее историю.

Нас спрашивал этот калужский воевода, говоря: „от Адама до года воплощения Господа Христа не пять ли тысяч пятьсот лет сполна, без прибавки или убавления?

От воплощения Христа до сего года прошло 1654 года, а от Адама до сих пор прошло 7162 года; эти лишние восемь лет, которые не согласуются со счетом воплощения, откуда явились и как их объяснить?"

Никого не нашлось, кто бы смог дать ему ответ.

Мы раньше немало расспрашивали об этом предмете в Константинополе и тамошних местах, но никто не дал нам ответа, пока наконец мы не убедились из древних греческих книг, что воплощение Христа совершилось в 5508 году»65.

Что скажете, господа?

Допустить совершенно невозможно

Повторим еще раз. Все эти негативные последствия обращения русского духовного взора ко Второму Риму, служат наглядной иллюстрацией евангельских слов:

«никтóже возлóжь руку свою на рàло и зря вспять, упрàвлен есть в Царствие Божие» (Лк 9:62).

Трудно предположить, что патриарх Никон, равно как и царь Алексей Михайлович, планировали и предвидели все эти последствия своих действий.

Тем более, что оба несомненно были выдающимися православными патриотами и государственниками.

Но допустить, − что не существовало людей, просчитавших эти последствия с большою точностью, весьма заинтересованных в них, и так или иначе содействующих тому, чтобы раскол русского суперэтноса состоялся, а слишком успешное расширение территории православия на земле было остановлено, или существенно замедлено, – совершенно невозможно.

К двум парадигмам истории

Ошибки в геополитике, как и везде, совершаются сначала в духовной сфере, то есть в сфере аксиополитики. Но здесь возникает вопрос. Почему же наш исторический враг, именуемый генералом А.Е. Вандамом «англосаксами», так безошибочно строил свою игру на мировой шахматной доске?

Верным ответом представляется следующий.

Парадоксальным образом только две, взаимоисключающие парадигмы истории, или иначе, модели исторического процесса, позволяют адекватно понимать этот процесс и воздействовать на его протекание в желательном для понимающихнаправлении.

«Модели» эти: православная и обратная ей последовательно антихристианская.

Первая видит духовную основу происходящего, как бы сверху, а вторая – охватывает все материальные стороны исторического процесса и материальные возможности воздействия на него с целью извлечения максимальных материальных выгод. Выгоды эти, в свою очередь используются извлекающими для достижении сугубо идеологических целей.

И успех наших врагов в свете сказанного, показывает лишь то, что они последовательнее стоят на пути отрицания Христа, чем мы – на пути верности ему.

Созвучие судеб и имен

И здесь мы вновь должны признать заслугу Волоцкого игумена Иосифа (Санина) в том, что его непримиримость в борьбе за веру, церковь и в конечном счете за Третий Рим, смогла на полтора века остановить греческий соблазн «византиецентризма». Именно ему мы во многом обязаны взрывному росту Московского царства. Великий русский царь Иван Васильевич Грозный, открывший России путь на Восток, был, несомненно, учеником и последователем Иосифа Санина.

По странному созвучию судеб и имен, 4,5 века спустя, в совершенно иных исторических условиях, человек с очень похоже звучащим именем Иосиф Сталин, «преодолел», сломал гибельную для империи даже в облике Советского Союза, идею всемирной революции, и обосновал – построение социализма в одной стране.

И период 1937-1957 годов, до победы неотроцкистов во главе с Хрущевым, стал также десятилетиями побед Советской империи. А потом – внешне и внутриполитические авантюры, застой и распад.

Отметим удивительную схожесть форм и направлений информационно-идеологической войны против России, в любом ее обличии.

Последнее свидетельствует в пользу того, что веками эти идеологические диверсии направляются из одного духовного центра.

От Божией милости к народу

Одним из первых качеств хорошего бойца является умение держать удар. История показывает, что Вечный Рим в своем третьем воплощении был хорошим бойцом. Даже удар Раскола и последовавших волнений и мятежей не привел к новой Смуте. Более того, уже через несколько десятилетий силу Третьего Рима, уже как Российской империи, ощутит в полной мере Западная Европа, которой удавалось до этого во многом блокировать усилия Московского царства.

Именно с официального оформления имперского статуса при Петре Великом начался новый этап в истории Третьего Рима.

В начале XVIII века угроза внешней агрессии стремительно модернизирующегося Запада поставила вновь под вопрос само существование России-Ромеи, ослабленной расколом. Ответом на этот исторический вызов стало созидание военной и промышленной империи Петра Великого.

Для этого, вопреки бытующему мнению, вовсе не требовалось отрицания идеи всемирной православной империи. Наоборот, Петр опасался, что Россия повторит судьбу Греческого царства, и его деятельность являлась отрицанием отсталости и архаичности хозяйственной и военной системы, которые мешали защитить Россию как преемницу вечного Ромейского царства.

В России усилиями Петра был реализован сакрально-модернизационный проект, сущность которого состояла в том, чтобы ради выживания и успешной борьбы с Западом заимствовать его внешне-материальные достижения, но не его внутреннюю идею66.

В результате победы в Северной войне в 1721 году Петр провозгласил себя «императором и самодержцем всероссийским», а Россию – империей. Тем самым как бы фиксировался успех модернизационного имперского проекта, а Россия обретала полноту своей исторической миссии.

Это было неизбежно, поскольку величие России как Империи косвенно или напрямую подчеркивало величие Православной веры. И обеспечивало, как минимум, равенство ее носителей в сравнении с представителями римо-католичества и протестантизма, уже воспользовавшихся земными, материальными плодами научно-технической революции.

Не говоря уже о том, что исключительно за счет величия Российской Империи становилось возможным само существование Православной Церкви в странах Запада и на мусульманском Востоке.

Император Петр I не только искал технического совершенства Запада, как о том много и справедливо пишут. Он создавал те политические формы, пребывая в которых Святая Русь могла, в том числе осуществлять миссию просвещения светом Христовым многочисленных племен и народов, проживавших на ее территории и за ее пределами.

Иными словами, обеспечить земной Церкви выполнение той задачи, на которую ее подвиг Спаситель. Иногда говорят, что Российская Империя убила Святую Русь, но при этом совершенно упускают из вида тот факт, что последний защитник Вселенского Православия, хранитель веры, физически не мог, равно, как и не может, существовать в форме национального государства.

И первым критерием, по которому можно и должно оценивать успехи имперской политики, является миссионерская деятельность Русской Церкви, давшая феноменальные результаты. Имена преподобного Германа Аляскинского, митрополита Иннокентия (Вениаминова), святителя Николая Японского и многих других говорят сами за себя.

Русская имперская идея была сформирована и понята раньше, чем Россия стала de jure Российской империей, а русский царь стал называться императором. Если опустить детали, то можно сказать, что эта идея состоит из двух основных частей:

1) учения об идеальном государе и

2) учения о Римском царстве − Третьем Риме − православной империи.

Обе части в своей нераздельности образовали симфоническое сочетание государственной и религиозной властей и на протяжении всего имперского периода являлись основой государственной идеологии, несмотря на то, что претерпели определенную трансформацию в результате реформаторской деятельности Петра I.

По сути при нем произошел переход от специфически Московской формы симфонии ‒ Царь и Патриарх, к его «ромейскому» варианту ‒ Василевс и «совет» Патриархов, в нашем случае ‒ митрополитов. Именно так и было во Втором Риме, пока он твердо стоял. Для православной империи такая форма симфонии представляется оптимальной.

Вот в окружении светского и особенно атеистического государства, Патриарх для Церкви совершенно необходим.

Суть царской власти для русского человека в том, что она не есть избранная, не представляет власти народной, а нечто высшее, признаваемое над собой православным народом.

Не от народа, а от Божией милости к народу идет царское самодержавие.

Сообразно такому происхождению власти, у царя должна быть в руках действительная сила. Только такой силой царь может подавить самовольство и хищничество мелких властителей как бы они не именовались. Еще отец Иоанна Грозного, Государь Василий Иоаннович, сказал, что у русского народа три врага: «Басурмане, Латинцы и сильны люди своей земли».

И вся русская история подтверждает его правоту.

Для русского человека Русь-Россия есть весь мир. Россия − там, где мы живем, где есть Церковь, куда простирается власть Государя, даже если мы на окраине мира.

Русский человек воюет и погибает за матушку-Русь, за Царя православного и веру Христову, а не за государство.

Русский человек поступал не на государственную, а на «цареву», или «государеву» службу, и служил Государю. Православная империя в идеале – это народное тело, а не аппаратно-чиновничье.

И хотя это не всегда получалось при наших просторах и необходимости разветвленного аппарата управления, но это тот путь, на который зовет нас русская идея спасения.

Русская идея спасения

Единственным государством в мире, ставившим высшей целью своего существования служение Истине Христовой, хранение Православия, а значит и охранение Вселенной, с 1441 и до 1917 года была Православная Российская Империя. Само Крещение русского народа в 988 году Святым Равноапостольным Князем Владимиром было воспринято нами как приобщение Руси к вселенской Истине, данной Богом всему человечеству. Как переход из царства принудительного закона в Царство Свободы и Благодати.

Таков был уже первоначальный смысл русской идеи.

Когда Русь, в 1441 году, еще до окончательного падения Константинополя, осознала себя стержневым Царством истории, русская идея окончательно обрела форму спасения не только своего народа, но и спасения как можно большего числа народов. Вопрос о спасении может возникнуть при условии, что существует реальная опасность гибели.

Русская идея спасения родилась из острого ощущения смерти и ее преодоления − со Христом и во Христе. Русская идея спасения не носила, не носит и не может носить − по своей сути! − какой-либо национальной исключительности. Русская идея есть предостережение человеку о ложных путях жизнеустройства, губительных для него и мира.

Православный русский человек исходит из того, что Россия не вне его, она в нем самом, в его сердце. Только преображая, спасая себя, он может преобразить, спасти Россию, а с ней и остальной мир.

Русская Империя, получив от Ромейского царства православную веру и государственную идеологию, не нуждавшуюся в характерных для эпохи Второго Рима спорах по ее уточнению, полнее всех в мире воплотила идеал вселенского православного царства.

Тем самым Третий Рим реально стал последним не только в хронологическом порядке, но и третьей, высшей, ступенью совершенствования вселенской Империи− Вечного Рима.

Этому способствовало и то, что у русских, в отличие от греков, не было разработанной дохристианской философии, поэтому христианство стало первым всеобъемлющим мировоззрением, которое наполнило собою государственность во всех ее областях и на всех уровнях.

Русский фельдмаршал Христофор Миних с некоторым удивлением отметил: «Русское государство имеет то преимущество перед другими, что оно управляется самим Богом.

Иначе невозможно объяснить, как оно существует».

Русская идея − это идея сохранения, преображения и спасения человека. Человека, как индивидуального существа − личности, так и человека, как рода − Родины и Человечества. В конечном итоге − спасения и преображения всего мира. Именно сохранение, преображение и спасение человека, человечества и всего мира составляет триединый смысл русской идеи.

В этом сакральный смысл успешного расширения Православной Российской Империи, включавшей в себя на равных основах все новые и новые племена, и делавшей доступной для них добровольное приобщение к Православию.

Те народы Российской Империй, которые оставались до времени чужды Православию, ценили Россию и Православие. Как потому, что постепенно многим из них делалась очевидной его − Православия − истинность, так и потому, что им удобно и спокойно было жить в Православной России. Империя защищала их от врагов внешних и пресекала внутренние усобицы.

Даже в 1938 году немецкий философ Вальтер Шубарт еще мог сказать: “русские имеют самую глубокую, по сути, и всеобъемлющую национальную идею − идею спасения человечества67.

Российская православная империя – уникальное нравственно-политическое явление в истории, образец подлинно вселенского единения народов перед лицом высшей Истины.

Это явление воочию отразилось и в уникальных размерах России – невозможно было бы освоить шестую часть суши одной лишь силой.

Временное прекращение бытия Российской Империи в 1917 году было обусловлено не ее имперской формой и не русским православным самодержавием.

А иными обстоятельствами, которые трудно отнести только к внутренним факторам.

Хотя внутренние наличествовали и весьма. Дальше мы коснемся ряда из них.

В прицеле − Третий Рим

Многочисленные пророчества говорят, что Антихрист придет к своей мировой Анти-Власти, не только обольстивбольшинство человечества, но военной силой сломив оставшиеся очаги сопротивления. Последним из них будет Римское царство. Так говорит Иоанн Златоуст:

«Когда прекратится существование Римского государства, тогда он [Антихрист] придет. Потому что до тех пор, пока будут бояться этого государства, никто скоро не подчинится антихристу. Но после того как оно будет разрушено, водворится безначалие [анархия!], и он будет стремиться похитить всю − и человеческую, и божественную – власть»68.

Отвержение Великим Князем Московским Василием II Васильевичем в лето 1441-е Флорентийской унии69, прилюдное обличение им в Успенском соборе униатского митрополита Исидора как еретика и предателя, в то же лето сделали Московскую Русь в глазах русского народа преемницей миссии Вечного Римского царства.

Третьим Римом. Третьим воплощением Вечного Рима – Roma Aeterna.

И этот факт дошел до вселенского православного сознания с внушающей и сейчас уважение скоростью. Формула «Москва – Третий Рим» была впервые озвучена задолго до посланий инока Филофея «в Царствующий град Москва» Государю Всея Руси Василию Ивановичу, ‒ почти на 80 лет раньшев 1442 году сербом Пахомием Логофетом в его «Хронографе»70.

Так что, идею предъизбранности Богом Московского царства Филофей вложил в уже признанную и освященную народным и церковным сознанием форму.

Четвертому же Риму не быть!

Именно осознание русским человеком Москвы как продолжательницы дела вечного Римского православного царства – хранителя вселенной − придало Русскому государству мощь и силу не объяснимые никакими материальными факторами, а единственно – высотой и непреоборимостью его духа. Сделало Москву страшной и неодолимой для врагов православия. В мгновение ока вывело Московскую Русь из междуречья Оки и Волги к берегам Тихого океана.

Русское Царство, а за ним Российская Империя были страшны своим врагам до последних минут своего существования. Остаются страшными и сейчас.

При этом никогда не шла речь о военной угрозе со стороны России. Российская Империя принципиально отличалась от западных колониальных квази-империй. Она органически росла из своего исторического ядра, и по большей части включала в свой состав те страны и народы, которые сами того хотели.

Не прибегая к насилию, совершала свое миссионерское служение и Русская Церковь.

Смысл формулы Третьего Рима − последнего хранителя Православия, − в остром осознании грядущей всемирной катастрофы, на понимании непосильной тяжести бремени, которое Россия приняла на себя как последняя Православная держава71. Не до самопревозношения тут.

Итак, повторим, не в военной угрозе был для мирового сообщества смысл постоянной войны с Россией.

Борьба с Москвой − Московским Царством, Российской Империей, в какой-то степени с Советским Союзом и даже с нынешней РФ-ией − и является борьбой антихристианского интернационала с тем самым вечным Римским царством, − с тем Roma Aeterna, в котором воплотился Господь. С тем самым данным Им православием, и даже его остатками, по сей день не позволяющими воцариться Антихристу.

Характерно, что Святитель Ипполит Римский прозревая времена, непосредственно предшествующие водворению «человека беззакония», говорит, что накануне пришествия Антихриста последняя Римская империя распадется «на десять демократических царств»72. Возможно, этот распад совершился уже в 1991 году.

Но остается шанс, что тяжкий груз Вечного Рима продолжает нести нынешняя, наша Россия. Великороссия. И уже ее распада добивается нынче мировое сообщество73.

И если это так, то именно мы, ныне живущие, являемся последними гражданами и солдатами Вечного Рима, и именно с нас будет спрос за его судьбу на последнем суде. Не будет ни адвокатов, ни сочувствующей публики. И аргументы типа: силы были неравны или, да мы и вовсе не знали, не помнили, не ведали, во внимание приниматься не будут.

А значит, надо знать, помнить и ведать.

Надо твердо помнить и знать, что все войны против России имели и имеют конечной целью прекращение бытия России в качестве Третьего и последнего Рима, − потенциально всемирной православной империи, − Roma Aeterna − единственной силы, придающей содержание, смысл и цель земной истории.

1 См.: Тростников В.Н. Научна ли «научная картина мира»? //Новый мир, 1989. № 12; Его же: Бог в русской истории. –М.: Издательский совет Русской Православной Церкви, 2008; Галенин Б.Г. История. Ее цель и смысл. //Галенин Б.Г. Цусима – знамение конца русской истории. Скрываемые причины общеизвестных событий. Военно-историческое расследование. Том. I. – М.: Крафт+, 2009. С. 19-23; Его же: Осмысление русской истории в свете Православия как противостояние ее фальсификации. //Научный православный взгляд на ложные исторические учения. Материалы совместной конференции Русского культурно-просветительного фонда имени святого Василия Великого и Института Российской истории РАН. – М.: Русский издательский центр, 2011. С. 46-71; Копейкин Кирилл, прот., к.ф.-м.н., канд. богосл. Наука и религия на рубеже III тысячелетия: противостояние или синергия. //ЖМП. № 4, 2010. С. 72-80.

2 Аверинцев С.С. Христианская мифология. //Мифы народов мира. Энциклопедия. Второе издание. Т. 2. С. 600. Для нас важна в данном случае не совпадение приведенных дат с ныне принятыми, а сам факт введения вечности Божества «во мгновение времени».

3 Кол 2:9.

4 Авраамические религии − три монотеистические религии, происходящие из древней традиции, восходящей к патриарху Аврааму. Из них первая – иудаизм – не признается в числе мировых религий, поскольку исповедуется только одним народом (религиозно-социальной общностью), но именно она оказала решающее влияние на формирование других авраамических религий, а также всей западной (евроатлантической) цивилизации. Две другие авраамические религии – христианство и ислам – считаются мировыми религиями. Все авраамические религии в той или иной мере признают Священное Писание Ветхого Завета. Авраамические религии также называются религиями Откровения, в виду того, что ядро их учений основано на Откровении − самораскрытии Божества и возвещении Им Своей воли человеку. Основной принцип, лежащий в основе авраамических религий, – творение личным Богом мира из ничто (ех nihilo).

5 Антропный принцип − (греч. anthropos − человек) – принцип современной космологии, утверждающий, что в случае, если бы фундаментальные физические параметры вселенной отличались бы от своих наблюдаемых значений даже на небольшую величину, разумная жизнь не могла бы образоваться.

6 Нарочницкая Н.А. Россия и русские в мировой истории. – М., 2005. С. 47-48. Там же ссылки на: Graham S. The way of Martha and the way of Mary. 1915; Undiscovered Russia. 1912; Russia and the World. 1915.

7 Святейший Патриарх Тихон. Записи 1917 года. /Цит. по: Нарочницкая Н.А. Россия и русские в мировой истории. – М.: Международные отношения, 2005, с. 57.

8 Там же, с. 23.

9 Ключевский В.О. Русская история. – М.: Эксмо, 2008. С. 176.

10 Солоневич И.Л. Народная монархия. – Минск: Лучи Софии, 1998. С. 76.

11 Керсновский А.А. История Русской армии в 4 томах. Т. I. – М.: Голос, 1999. С. 9.

12 См. Волков С.В. Почему РФ – не Россия.

13 Свечинская Я.Э. Имперская идеология в российской государственно-правовой мысли. – М., 2011. С. 41.

14 Подробнее см.: Тростников В.Н. Бог в русской истории. Текст есть, например, в инете.

15 Синицына Н.В. Третий Рим. Истоки и эволюция русской средневековой концепции. - М, 1998. С. 197.

16 Имперская идеология в российской государственно-правовой мысли. С. 40.

17 Величко А.М. Идея империи и историческое призвание России. //Величко А.М. Нравственные и национальные основы права: сборник статей по философии и истории права. – СПб., 2002. С. 119-150.

18 Синицына Н.В. Указ. соч. С. 238.

19 Неклесса А.И. Что такое Россия. //Христианская цивилизация: система основных ценностей. Мировой опыт и российская ситуация. Материалы научн. семинара. Вып. 3. М.: Научный эксперт, 2007. С. 103-108.

20 Синицына Н.В. Указ. соч. С. 243.

21 Там же. С. 244.

22 Имперская идеология в российской государственно-правовой мысли. С. 42.

23 23 января 1817 года за отличия в боевых действиях против Наполеона император Александр I пожаловал Клаузевицу орден св. Георгия 4-й степени (№ 3304 по кавалерскому списку Григоровича-Степанова) и наградил его золотым оружием «За храбрость». Полковником русской армии Клаузевиц стал раньше, чем полковником армии прусской.

24 Клаузевиц Карл. О войне. М.: Госвоениздат, 1934, с. 13.

25 Подробнее см., напр., Винберг Ф.В. Крестный путь. Ч.1. Корни зла.

26 Отсюда, кстати, видно преимущество наследственной самодержавной власти для независимого национального бытия любого народа. В этом случае, “подбор кадров” высшего эшелона власти значительно затрудняется. Правда, лишь до той поры пока у самой верховной власти остаются верные люди в том самом “высшем эшелоне”.

27 Дневник Л.А. Тихомирова, май 1896 года. ГАРФ, ф. 634, оп. 1, д. 6, л. 34-35. /Цит. по Смолин М.Б. Тайны Русской Империи. – М.: Вече, 2003, с. 407.

28 Вандам А.Е. Геополитика и геостратегия. – М.: Кучково поле, 2002.

29 «И возведшее Его на высокую гору, диавол показал Ему все царства вселенной во мгновение времени». Лк 4:5. Почему-то считается, что в русском переводе этих слов делается акцент на том, что диавол показывает Христу царства мира сего очень быстро. И для этого в русском тексте Евангелия есть некоторые основания. Действительно, в церковно-славянском тексте: «… показа Ему вся царствия вселенной в часе времянне». Причем, к слову «часе» есть сноска: «черте». Что очевидно указывает на царства «очерченные временем», эсхатологическим мироконечным временем Нового Завета. Поэтому русский перевод был бы точнее, если сказать «… царства вселенной во мгновении времени». Поскольку для Господа, все земное время, все время вселенной, лишь мгновение.

30 См.: Николаевский Б.И. Русские масоны и революция. – М., 1990. С. 100. – Примечание И.Я. Фроянова.

31 Фроянов И.Я. Драма русской истории: На путях к Опричнине – М., 2007, с. 929, 935.

32 Подробнее см.: Драма русской истории.

33 Драма русской истории. С. 928.

34 Там же. С. 940-941.

35 Там же. С. 941.

36 Карташов А.В. История русской церкви. С. 511

37 Драма русской истории. С. 942.

38 Поляков Лев Владимирович (фр. Léon Poliakov, Лео́н Поляко́в; 1910-1997)) − французский историк, специалист в области Холокоста и антисемитизма. Автор четырехтомной «Истории антисемитизма». Родился в еврейской семье издателя газеты «Современное слово» Владимира Полякова. Был назван в честь Льва Толстого, который умер незадолго до его рождения. После прихода к власти большевиков состоятельная семья Полякова стала опасаться за свою безопасность и в 1920 году переехала сначала в Париж, потом – в Берлин. В 1924 году, почувствовав нарастающие антиеврейские настроения в Германии, семья Полякова возвращается в Париж. Во время войны несколько раз попадал в плен к немцам, не скрывая, что еврей, и каждый раз успешно бежал. Участвовал в движении Сопротивления. С 1946 года Поляков, имея доступ к большому числу немецких документов времён войны, начинает публиковать исследования по истории антисемитизма и Холокоста. Так что в компетенции его в определенных вопросах можно не сомневаться.

39 Драма русской истории. С. 942-943.

40 Драма русской истории. С. 943.

41 Там же. С. 929.

42 Иосиф Волоцкий. Просветитель. - М., 1993. С. 189.

43 Драма русской истории. С. 943.

44 Иосиф Волоцкий: «Не для себя – ради Церкви Христовой». /Столетие. Информационно-аналитическое издание Фонда исторической перспективы. Интернет-газета издаётся с 21 сентября 2004 года. /2 декабря 2012 года.

45 Имперская идеология в российской государственно-правовой мысли. С. 45-46.

46 Имперская идеология в российской государственно-правовой мысли. С. 47.

47 Карташев А.В. История русской церкви. С. 510

48 Наше обретение Амура приводится по его описанию в «Цусима – знамение…».

49 Утенков Д.М. Открытие Сибири.

50 Однако представьте, − трехсот тогдашних русских людей было достаточно, чтобы контролировать Амур! Качество людей.

51 Об удивительных и поражающих воображение подвигах Онуфрия Степанова см. раздел: Онуфрий Степанов – на Мукден в части первой Предъистория Книги 1 «Цусима – знамение…».

52 Галенин Б.Г. Цусима – знамение конца русской истории. Скрываемые причины общеизвестных событий. Т. I. Книга 1. Ветер с востока, или Долгий путь к Порт-Артуру. Книга 2. Порт-Артур – наш. Вечно. Не наш только временно. - М., 2009. Книга 1. Часть первая. Предъистория. Разделы 4, 5 и 6.

53 Ежегодная подать за право жизни и собственности, обязательная по закону Мохаммеда для всех покоренных мусульманами народов, не принявших ислама.

54 Нусерийскую веру исповедуют ансарии, живущие в Нусерийских горах (Джабель Hocaйрие) в Верхней Сирии. Это мусульманская секта, сущность вероучения которой недостаточно известна.

55 Путешествие Антиохийского Патриарха Макария в Россию в половине XVII века, описанное его сыном архидиаконом Павлом Алеппским. /Пер. с арабского Г. Муркоса. Выпуск второй (От Днестра до Москвы). – М., 1897. С. 2-3.

56 Макарий (Булгаков), митр. История Русской церкви. – М., 1996. Кн. 4. Т. 8. С. 189.

57 По некоторым источникам Государь сказал: «Греки нам не Евангелие. У нас не греческая, а русская вера». То же говорил греческим иерархам Арсений Суханов уже в 1650 году: «Мы веру приняли от Бога, а не от вас и крещение приняли изначала от Св. Апостола Андрея, а не от вас». /Макарий (Булгаков), митр. История Русской церкви. – М., 1996.. Кн. 6. Т. 11. С. 353.

58 Макарий (Булгаков), митр. История Русской церкви. – М., 1996. Кн. 4. Т. 8. С. 190-191.

59 Макарий (Булгаков), митр. История Русской церкви. – М., 1996. Кн. 4. Т. 8. С. 199.

60 Дацышен В.Г. Русско-китайская война 1900 г. часть II. Поход на Пекин. – СПб., 1999, с. 13-14; Русско-китайские отношения в XVII веке. Материалы и документы. Т. 1. 1608-1683. М., 1969, с. 270-271.

61 Сулейман Великолепный.

62 Захаров Н.А. Наше стремление к Босфору и Дарданеллам и противодействие ему западноевропейских держав. - Петроград, 1916.

63 Макарий (Булгаков), митр. История Русской церкви. – М., 1996. Кн. 6. Т. 10. С. 93.

64 Зеньковский С.А. Русское Старообрядчество. – Минск: Белорусский экзархат, 2007. Особенно см. главу Раскол.

65 Путешествие Антиохийского Патриарха Макария в Россию в половине XVII века, описанное его сыном архидиаконом Павлом Алеппским. Выпуск второй. С. 119, 129, 136-137.

66 В течение столетий основные усилия в процессе российской модернизации совершались не ради вхождения в западную по своей генеалогии цивилизацию модерна, но ради сохранения, воспроизведения и упрочения империи. //Гавров С.Н. Модернизация во имя империи. Социокультурные аспекты модернизационных процессов в России. - М.: Едиториал УРСС, 2004 С. 6; Россия вестернизируется при Петре, … но не приближается к Западной цивилизации, а остается тем, чем была почти тысячу лет, принадлежа к совершенно другой цивилизации, византийской. Вестернизация проходит не для вхождения в Запад, а наоборот, это способ обособиться от Запада. //Бибихин В.В. Введение в философию права. - М., 2005. С. 175; Дамирчиев Эмин Исахан оглы. Империя как политический феномен: теоретико-методологические аспекты исследования.

67 Шубарт В. Европа и душа Востока. М., 2000, с. 194. Действительно, даже русский коммунизм был для русского народа материалистическим воплощением этой вечной русской идеи.

68 Св. Иоанн Златоуст. Четвертая беседа на 2-е Послание Св. Апостола Павла Фессалоникийцам.

69 Унии, принятой всеми восточными патриархами и византийским императором.

70 История Русской Православной Старообрядческой Церкви. Краткий очерк. – М., 2007. С. 2.

71 Асмус Валентин, протоиерей. Принципы богословского подхода к истории. //Историч. вестник. № 9-10. 2000. C. 174.

72 Святитель Ипполит Римский. Толкование на книгу пророка Даниила. Слово об антихристе. /Цит. по: Карпец В.И. Русь, которая правила миром, или Русь Мiровеева. – М., 2005. С. 282-283.

73 В одном из своих трудов Юрий Воробьевский приводит слова Святителя Филарета (Дроздова) о планах декабристов: «Вспомните, что в отчете Следственной Комиссии по происшествию 14 декабря 1825 года было упомянуто, что тогда хотели разделить Россию на семь республик. Сие ведет к заключению, что прилежная подземная работа выходит наружу…». Святителю Филарету вторят слова Ивана Ильина: «Им нужна Россия расчлененная, по наивному “свободолюбию” согласнаяна расчленение и воображающая, что ее благо в распадении… Но единая Россия им не нужна». Современным гражданам РФ полезно иметь в виду, что под единой Россией Иван Ильин понимает Россию в ее естественных границах, то есть, по крайней мере, в границах Советского Союза.

Поделиться в соцсетях
Оценить

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

ЧИТАТЬ ЕЩЕ

ЧИТАТЬ РОМАН
Популярные статьи
Наши друзья
Авторы
Евгений Шевцов
Севастополь
Станислав Воробьев
Санкт-Петербург
Юрий Кравцов
пос. Суземка, Брянская обл.
Наверх