ROMA AETERNA (ВЕЧНЫЙ РИМ). Борис Галенин. Часть первая.

Опубликовано 17.02.2017
ROMA AETERNA (ВЕЧНЫЙ РИМ). Борис Галенин. Часть первая.

Пространство, время и смысл истории

Если посмотреть на труды даже признанных авторов, то легко увидеть, что взгляды их на исторический процесс, и тем более на многие знаковые события этого процесса, иной раз диаметрально противоположны. Да и сами наборы таких «знаковых» событий у разных авторов различаются иной раз кардинально, равно как и сами модели исторического процесса.

Отлично друг от друга осмысливают исторический путь человечества такие историософы, геополитики и этнологи, как, например, Николай Данилевский, Арнольд Тойнби, Освальд Шпенглер, Карл Ясперс или Лев Гумилев.

Так есть ли все же «объективное» содержание у истории? Имеет ли она цель и смысл или представляет собою так или иначе соединенную цепочку в значительной степени произвольно выбранных фактов?

Да и может вообще-то быть такая наука история. Ведь прошлое не может быть предметом научного изучения, поскольку егоуже нет, а изучать ученый способен только то, что находится перед ним сейчас.

На самом деле, как мы постараемся сейчас показать читателю, научный взгляд на историю возможен, если вопреки устоявшимся представлениям мы посмотрим на историю с православной точки зрения. Но предварительно нам придется коснуться такого вопроса, как так называемое «научное мировоззрение»1.

О понятии «науки»

Уточним вначале само значение понятия «наука».

Около полутора столетий назад был не без изящества совершен некий идеологический трюк, а точнее, идеологическая диверсия, прежде всего направленная против христианского мировоззрения, в рамках которого и зародилась в XVI-XVII веках европейская наука, как отрасль «естественного богословия».

Суть этой диверсии заключается в том, что под вывеской здания науки обосновались, два совершенно разных предприятия. Одно из них – «наука-исследование» − собственно наука, определяемая как деятельность по получению и систематизации истинного, − в смысле объективного, и достоверного, − знания об окружающей нас объективной реальности.

Другое – это «наука-мировоззрение», оно же «научное мировоззрение», оно же «научная картина мира».

Подавляющее большинство грамотных и не очень обитателей нашей планеты искренне верят до сих пор, что преподаваемая им в школах, вузах и средствами массовой информации «научная картина мира» есть прямой результат «науки-исследования».

Последнее является очевидной неправдой, и давно разоблаченной неправдой.

Современная наука в своих самых важных и результативных отраслях, однозначно показывает, что в основе мироздания лежит не пресловутая материя, в какой бы то ни было форме, а некая информация, некие тексты, а говоря короче – Слово.

Самые точные и позитивные науки пришли к тому, с чего начинается Евангелие от Иоанна: «Въначале было Слово…» (Ин. 1:1). В древних Евангелиях по законам церковно-славянской грамматики Въначале писалось в одно слово, где между в и нвставлено ять. Это значит, что слово Въначале не являлось наречием, обозначающим признак времени. Напротив: оно обозначает отсутствие времени, еще не созданного Творцом Вселенной. Следовательно, Слово было и до начала времени и начала Вселенной. «И вся Тем быша», все создано Им. Сегодня физики описывают момент создания Вселенной словами: «из Ничего – во Время».

Что же касается так называемой «научной картины мира», то это псевдо-научная концепция, в основе которой лежат три философских постулата, обычно именуемые: редукционизм, эволюционизм и рационализм.

Редукционизм настаивает на том, что низшие, простые формы бытия более реальны, чем высшие его формы, которые есть комбинации низших форм, как в детском конструкторе. Возник он из ньютоновской физики, в которой Вселенная состоит из «материальных точек», взаимодействующих по законам, имеющим четкое математическое выражение и не допускающим никакого волюнтаризма типа стохастичности.

Бога-Творца, физико-математической апологией которого была ньютонова космография, идеологи, разумеется, отбросили, а за физику ухватились – не оторвать до сих пор. А ведь и правда – все просто и наглядно.

Эволюционизм – по сути – необходимая оборотная сторона редукционизма, утверждающая, что сложные формы бытия естественным образом получаются из простых, якобы под действием незыблемых законов природы. Основой эволюционизма первоначально послужила космогоническая теория Лапласа о самопроизвольном зарождении Солнечной системы из первичной газовой туманности под действием неких физических законов. Теория чисто умозрительная, не подтвержденная даже расчетами, не говоря уж про эксперименты.

Это не помешало шустрым идеологам немедленно преобразовать ее во всеобщий закон автоматического превращения простого в сложное, распространив в том числе на живую материю. Чего сам Лаплас в здравом уме и твердой памяти и не думал делать.

Рационализм − убежденность во всемогуществе человеческого разума. Наиболее полным воплощением этого разума являются математика и логика. Рационализм был с кровью вырван из программы создания универсального алгоритма вычисления истины разрабатываемой Лейбницем, что, кстати сказать, Готфриду Вильгельму не удалось.

А вот учение Лейбница о монадах − невидимых метафизических частицах, представляющих восходящую последовательность неделимых духовных единиц, несущих в себе некую информацию и весьма родственных пси-функциям современной физики, идеологи конечно отвергли. Оставив в качестве догмы идею возможности чисто логического познания мира.

Насколько же материал сегодняшней науки-исследования соответствует науке-мировоззрению? Оценим это на примере самых важных и результативных отраслей: физики, биологии и математики.

Что же открылось этим наукам в конце XX − начале XXI века?

Физика

Физике открылась ложность редукционизма. Ньютоновская концепция материи оказалась неверна. Принцип неопределенности Гейзенберга отменил само понятие частицы как объекта, локализованного в пространстве и имеющего определенную скорость.

Идеальное оказалось реальнее материального. Это не плод каких-то косвенных соображений. На этот счет имеется теорема Джона фон Неймана, математически доказывающая, что классической модели Вселенной, адекватно описывающей ее экспериментально установленные свойства, существовать не может.

А в квантовой физике центральным понятием служит не частица, а пси-функция, которая принципиально не может быть зафиксирована никаким прибором, то есть является невещественной данностью, ноуменом. Это такое волновое информационное поле, которым определяется вероятность состояния квантовых объектов – частиц, атомов.

Но жизнь Вселенной, согласно современным физическим воззрениям, есть именно жизнь пси-функций, а не наблюдаемых.

И это еще не все. Из квантовой теории с несомненностью вытекает и то, что целое реальнее своих частей: пси-функциясистемы всегда адекватнее описывает ее свойства, чем совокупность пси-функций, относящихся к ее частям, взятым по отдельности.

Чем обширнее фрагмент Вселенной, тем истиннее его пси-функция.

Значит, для приближения к познанию нужно идти не вниз, как на этом настаивают редукционисты, а, наоборот, вверх; надо не разлагать систему на составные элементы, а изучать ее как часть более обширной системы − в пределе всего сущего.

Само возникновение Вселенной современная физика трактует как квантовый скачок, произошедший согласно информации, которая заключалась в пси-функции Вселенной или фоковской универсальной пси-функции, по имени академика Владимира Александровича Фока. Образование Вселенной, как мы помним, описывается физиками как «из Ничего – во Время», что практически совпадает с процессом, описанным в первой главе Бытия и первых строках Евангелия от Иоанна.

Биология

Биологии открылась ложность эволюционизма. Главной опорой эволюционистов служила, конечно, теория естественного отбора, то есть дарвинизм. Но на фоне сегодняшних данных биологической науки он выглядит просто-таки неприлично, и является вопиющим безобразием его присутствие в школьных программах.

После того как Уотсон и Крик в 1953 году открыли механизм синтеза белков на рибосомах под управлением нуклеиновых кислот, учение о естественном отборе стало более несуразным, чем утверждение, будто земля плоская и стоит на трех китах.

Это великое открытие, положившее конец донаучному периоду существования биологии, показало, что жизнь совсем не то, что мы про нее думали.

Оказалось, что она не химическая лаборатория, а издательство, где идет непрерывное распечатывание и редактирование текстов, их перевод с одного языка на другой и рассылка по разным инстанциям.

То есть как и в создание Вселенной – в начале всего Слово.

Этот новый взгляд окончательно уничтожает дарвиновскую теорию.

Математика

Осталось сказать несколько слов о рационализме.

Его абсурдность разоблачила математика − наука, на которой он пытался утвердиться.

В 1931 году австриец Курт Гедель сконструировал истинное арифметическое высказывание, которое нельзя ни доказать, ни опровергнуть, то есть нельзя вывести дедуктивным путем из аксиом арифметики ни само это высказывание, ни его отрицание.

Тем самым было разрушено восходящее к Лейбницу и Декарту мнение, будто множество выводимых формул совпадает с множеством истинных формул.

Чтобы установить, насколько велико различие между истинностью и выводимостью потребовался многолетний труд математиков всего мира. Все формулы математики были разбиты на классы, возрастающие по сложности, причем каждый следующий класс включал предыдущий плюс новые формулы.

Результат оказался шокирующим: множество выводимых формул целиком содержится в нулевом классе. А вот множествоистинных формул не помещается даже в тот предельный класс, который получается при стремлении показателя сложности к бесконечности.

Как подытожил выдающийся математик Юрий Манин: «Выводимость находится на нижней ступеньке бесконечной лестницы, а истинность располагается где-то над всей лестницей».

Сказанное означает, что расстояние от выводимости до истинности настолько громадно, что ролью строгой логики в деле познания можно просто пренебречь. Практически она нужна лишь для придания полученному совершенно иным способомрезультату общепонятной и убедительной формы.

Недаром математики говорят: сначала я понял, что эта теорема верна, а потом начал думать, как бы ее доказать. Заметим в скобках, что подобное чувство знакомо любому творческому человеку, хоть раз в жизни получившему нетривиальный результат.

Интуиция творчества

На что же опираются математики в своем творчестве, природу которого объяснить, как правило, не могут?

Ответ на этот вопрос подсказывается замечательной теоремой, доказанной в конце 70-х годов американцами Парисом и Харрингтоном. Из нее следует, что даже относительно простые арифметические истины невозможно установить, не прибегая к понятию актуальной бесконечности.

Что это такое? Это категория уже внеарифметическая. В арифметике есть, конечно, бесконечность, но потенциальная − возможность к любому числу прибавить единицу. Актуальная бесконечность − это бесконечность, существующая как реальный объект сразу всеми своими элементами. Простейший пример, множество целых положительных, иначе натуральных, чисел на числовой оси.

Ясно, что в материальном мире актуальная бесконечность пребывать не может. Но в том дополнительном пространстве, где парит наша мысль, она существует, и не только существует, но, как удостоверяет нас теорема Париса-Харрингтона, является необходимым источником творчества.

Для историка, например, аналогом актуальной бесконечности служит взгляд на историю, воспринимаемую как единое целое, единую данность. В этом случае истинность того или иного существенного события истории настолько самоочевидна, что ее не поколебать никакими якобы материалистическими соображениями. Из целого нельзя безнаказанно вынуть часть.

Что лежит в основе мироздания?

Из данных, содержащихся в новейшем научном материале можно сделать очевидно позитивные для христианского мировоззрения выводы.

Положительным утверждением квантовой физики является тезис, что наивысшая реальность бытия есть универсальная пси-функция, управляющая всей Вселенной как единой и целостной системой.

Положительное утверждение молекулярной биологии состоит в тезисе, что жизнь всякого отдельного существа организуется текстом ДНК, представляющим фрагмент какого-то бесконечно мудрого Слова, обладающего полнотой.

Положительным утверждением математической логики служит тезис, что для математического творчества самой ценной идеей является вне-математическая идея актуальной бесконечности, к которой человек приобщается не путем освоения ее своим сознанием, а путем мистического с ней соединения.

Обобщая приведенные утверждения можно сказать, что в основу мироздания в целом, и жизни, как важнейшей части его, заложена предначальная информация об их структуре, и «вмонтирована» возможность творческого постижения этой информации человеком.

Христианство, и прежде всего Православие объективно ложится в основу подлинно научной картины мира. А сама подлинная наука-исследование возвращается на свое законное место «естественного богословия», которое она поспешила покинуть несколько столетий назад.

Значение ложно-научной картины мира в истории новейшего времени

Как видим, истинная наука – наука-исследование полностью опровергла в своих выводах пресловутую «научную картину мира», «науку-мировоззрение», что не мешает последней с подкупающей наглостью тиражироваться не только в печатных и электронных средствах массовой информации, но и до сих пор является основой, по крайней мере, школьного обучения.

И, несомненно, именно в этой навязываемой человечеству псевдонаучной, в полном смысле мракобесной, картине, окружающей нас действительности, находится одна из главных причин тех бед и кризисов, которые обрушились на нашу многострадальную родину, и все человечество за последние сто лет. И которые имеют место обрушиться и в ближайшем будущем, если не будут сделаны кардинальные выводы из уроков давнего и недавнего прошлого.

Действительно, в сфере, к примеру, политической мысли редукционизм является теоретической опорой «демократии», которую еще Константин Петрович Победоносцев назвал «великой ложью нашего времени». На практике демократия сводилась всегда к недолгому господству удобно зомбируемой «охлократии», плавно перетекая во власть тираническую − классического или демократического толка.

Эволюционизм воплотился в теорию прогрессивного общественного развития, став теоретическим обеспечением всех революций.

Наконец, ядовитые плоды рационализма в максимальной степени испытала на себе Россия.

Русский народ в значительной части своего образованного общества имел несчастье поверить, что «учение Маркса всесильно, потому что оно верно», пленившись ясностью и простотой теории, в чем проявился типичный рационализммышления этого общества.

И хотя сами марксисты всех толков «повсюду, где устно, где письменно» утверждали, что критерий истины – практика, социалистический эксперимент, не опробованный предварительно ни на собаках, ни на лягушках, был проведен над русскими людьми, уничтожив самую интеллектуальную и пассионарную их часть.

Таковы реальные плоды ложной «научной картины мира».

Православный взгляд на события русской и всемирной истории

В качестве очевидного следствия вышеизложенных фактов и положений, мы автоматически получили доказательство несостоятельности, как марксистской, так и либерально буржуазной парадигмы исторического процесса, основанных на том самом «научном мировоззрении».

Рассмотрим кратко парадигму православную и покажем на примерах, какие возможности для решения, казалось бы неразрешимых вопросов отечественной и даже мировой истории она дает. И какие возможности эта парадигма дает в противостоянии фальсификации и искажению, как русской, так и мировой истории.

В начале несколько слов о различных понятиях исторического времени.

О времени циклическом и линейном

Понятие цели и смысла, или хотя бы просто направленности исторического процесса чуждо подавляющему большинству прошедших свою историческую жизнь народов и цивилизаций. Для языческих цивилизаций характерно вообще циклическое время, хорошо знакомое и нам по 60-ти и 12-летним циклам розовых собак и огненных кабанов.

Линейное время псевдонаучных моделей исторического процесса, как марксистская и генетически близкая ей либерально-буржуазная, является по сути, бессмысленным временем искусственно распрямленного цикла, ведущего из никуда плохо известного и плохо понятого прошлого в дурную бесконечность весьма гипотетического, но якобы богатого материальными благами будущего. Либеральная модель добавляет к этому еще так называемые права человека, позволяющие удачливому индивидууму достойно пользоваться означенными благами.

Чем закончилась в 1991 году реализация первой из этих моделей на одной шестой земной суши известно и в дальнейших комментариях не нуждается.

Что касается второй, расцветшей махровым цветом с того же самого достопамятного года, как единственно приемлемая и политкорректная для будущего глобализованного человечества, то ее духовная суть и смысл исчерпывающе характеризуются словами Константина Леонтьева:

«…Не ужасно ли и не обидно ли было бы думать, что Моисей входил на Синай,

что эллины строили свои изящные Акрополи, римляне вели свои Пунические войны,

что гениальный красавец Александр [Македонский] в пернатом своем шлеме переходил Граник и бился под Арбеллами,

что апостолы проповедовали, мученики страдали, поэты пели, живописцы писали, и рыцари блистали на турнирах

для того только, чтобы французский, немецкий или русский буржуа в безобразной и комической своей одеждеблагодушествовал бы «индивидуально» и «коллективно» на развалинах всего этого прошлого величия?..

Стыдно было бы за человечество, если бы этот подлый идеал всеобщей пользы, мелочного труда и позорной прозы восторжествовал бы навеки!..»

А что же потом?

Обратите внимание: перечисленные циклические и линейные схемы исторического процесса практически ничего не говорят о посмертной участи человека. И уж во всяком случае, не говорят о ней ничего хорошего. Душу даже самого хорошего человека, праведника, ожидали Аид и Шеол − греческий и ветхозаветный варианты Ада, или Колесо превращений − знаменитая Сансáра, для избавления от ужасов которой и был создан буддизм со своей нирваной, то есть обычной немудрящей смертью.

Куда было бедной душе деваться? А ведь если все кончается здесь и сейчас, или, хуже того, за гробом ждут одни неприятности, то жизнь действительно на редкость нелепа и бессмысленна. Недаром Достоевский сказал:

«Без высшей идеи не может существовать ни человек, ни нация. А высшая идея на земле лишь одна и именно − идея о бессмертии души человеческой, ибо все остальные “высшие” идеи жизни, которыми может быть жив человек, лишь из нее одной вытекают».

Вот почему свершившееся две тысячи лет назад воплощение второго лица Святой Троицы Бога Слова в совершенного человека Иисуса Христа, произвело такое впечатление на уставшее ждать и надеяться человечество, что с момента Его рождения само время стало отсчитываться в разные стороны: до и после Рождества Христова.

Здесь и сейчас

В отличие от языческих верований, в основе которых лежит миф, повествующий о том, “что никогда не было, но всегда есть” − по замечанию неоплатоника IV века Саллюстия, Христианство жестко связало себя с конкретным моментом мировой истории и постаралось всячески донести этот факт до сознания потомков.

Вслушаемся в торжественные слова «Римского мартирология»:

«В лето от сотворения мира 5199,

от потопа 2957, от рождения Авраама 2015, от Моисея и исхода израильтян из Египта 1510, от коронования царя Давида 1032,

в 65 седмицу пророчества Даниила,

в 194 олимпиаду, в лето 752 от основания города Рима, в лето 42 правления Августа Октавия, когда по всей земле был мир,

Иисус Христос, Вечный Бог и Сын Вечного Отца…вочеловечился от Девы Марии»2.

Саму вечность Бога и Христа слова эти с тяжеловатой выразительностью связывают с целым набором четких хронологических идентификаций. Воплотившийся в Христе Логос − не низший или меньший бог, но «вся полнота Божества»3. Воплощение Бога не допускает никаких аватар, перевоплощений и вечных возвращений.

Отсюда значение, которое имеет для Христианства история, необратимость исторического времени, ценность исторического мгновения, даты, к которой прикреплено воплощение надвременного. Священный историзм, присущий еще вере Ветхого Завета, находит свое высшее выражение в Христианстве. То, что с точки зрения Христианства, дает времени смысл, внутреннее бытие и цель, входит в мир в конкретный момент времени, − как Бог вошел в мир, − и из этого моментавхождения структурно организует время: до Рождества Христова, после Рождества Христова.

Для христианского сознания циклическое время древних выпрямляется, превращается в прямую линию, «стрелу», устремленную в будущее. Отныне история приобретает смысл, в ней появляется цель, начало, центр и конец. Начало − Сотворение мира, центр − пришествие Христа, конец − Второе пришествие, Страшный Суд, Спасение, Жизнь Вечная.

Стрела эта не устремлена в дурную бесконечность физического времени. Время христианской истории эсхатологично, мироконечно. Устремлено ко Второму пришествию Господа. Причем внутренняя структура самой «христианской» стрелы времени циклична, и состоит как из годового пасхального цикла, так и более локальных циклов церковного круга. Что никоим образом не сближает ее с циклами восточного времени.

Таким образом, только в Христианстве [Православии] – время из бессмысленного языческого цикла и не менее бессмысленной «дурно-бесконечной» прямой позитивизма, становится направленным мироконечным (эсхатологическим) отрезком. Отрезком, состоящим в свою очередь из циклических времен богослужебного круга.

Именно поэтому время Нового Завета обладает истинным высшим совершенством, и ему реально «несть конца» в любое из его мгновений. Поскольку временные циклы богослужебного круга, отражающие земное, «времянное» воплощение Господа, напрямую соединены с Его вечностью, вернее даже «предвечностью», как «предвечного» Бога.

Центр истории

В новой концепции времени вся история строится вокруг одной личности, являющейся ее центром, − вокруг Иисуса Христа, воплощенного предвечного Слова, которым все сотворено «и без Него ничтоже бысть, еже бысть». (Ио. 1:3).

Христианство вообще единственная религия, в которой Вселенная находится «в Боге», а не Бог во Вселенной. Трансцендентная же цель истории, − «восстановить все во Христе», ибо: «Ему надлежит царствовать» (1 Кор 15:25).

Ведь если царствует Господь, вместе с Ним царствуют благочестие, вера, верность, благополучие и свобода, − блага по своей сути духовные, а не материальные! Если же Он не царствует, воцаряются неверие, неверность, предательство, упадок, гибель, рабство во всех формах, господство Зла. И об этом также предупреждает Священное Писание:

«Ибо народ и царства, которые не захотят служить Тебе, погибнут, и такие народы совершенно истребятся» (Ис. 60:12).

Позитивный смысл истории

Позитивный смысл истории заключается в создании вселенского порядка в соответствии с учением Христа, Его искупительным делом. Иными словами, − в устроении на земле империи, царства, которое «состояло бы в гармонии с Небесами», охватывало бы всех христиан и длилось бы до скончания времен.

Понятно также, что силы мирового зла, ни на мгновение времени не оставят в покое эту империю, это царство и его подданных. Поскольку главной нематериальной движущей силой мировой истории, было, есть и будет продвижение человеческими сообществами своей системы ценностей, духовное овладение миром на основе своей картины мироздания.

Поэтому суть исторического процесса и определяет борьба вселенского православного царства, вселенской империи, «вселенского града» − удерживающего − с апостасийным «мировым сообществом», в той или иной его форме.

Таким образом, христианское понимание истории, в согласии с реальными фактами исторического процесса, говорит нам, что:

у истории есть начальный центр − Воплощение, Крест, Воскресение, Троица;

у истории есть расцвет − вселенское христианское царство, империя, «вселенский град», удерживающий, − противостоящий мировому злу, по мнению Св. Отцов – Римское царство;

и, наконец, у истории будет предел, она придет к своему конечному центру тогда, когда «будет взят от среды удерживающий», когда число избранных станет полным, по окончанию великого отступления (2 Фес 2:3). Такова в кратких словах православная концепция всемирной истории.

Сходство и различие

Следует отметить, что в признании факта, что мир, вселенная сотворены из ничего, единодушны все три авраамических религии4: иудаизм, христианство и ислам. Единодушны они и в том, что мир сотворен для человека, о чем свидетельствует, в частности, так называемый антропный принцип5.

Признают они и необратимость, и линейность исторического времени.

Но вот смысл человеческой истории понимается ими разно.

И если в основных направлениях ислама есть определенное сходство с историческими ожиданиями христианства, например, в том, что там тоже ждут Второго Пришествия судии мира, Пророка Исы (Иисуса), (да будет благословенно имя Его), который и должен принести правду и суд на падшую землю, то взгляд христианства и иудаизма вполне различен.

Причем, даже эстетически, христианская концепция истории превосходит талмудическую, что отметил еще Владимир Соловьев в «Русской идее», иллюстрируя на примере судьбы еврейского народа, весьма актуальную и для нас сегодняшних мысль, что народ, к несчастью своему, может не понять своего исторического призвания:

«Если в философии истории вообще есть твердо установленные истины, то таковой следует считать то положение, что конечное призвание еврейского народа, истинный смысл его существования существенно связаны с мессианской идеей, то есть с идеей христианской.

Однако не похоже на то, чтобы общественное мнение и национальное чувство евреев было особенно благорасположено к христианству.

Я не хочу обращаться с избитыми упреками к этому единственному в своем роде и таинственному народу, который, в конце концов, ведь есть народ пророков и апостолов, народ Иисуса Христа и Пресвятой Девы. Этот народ еще жив, и, по словам Нового Завета, его ожидает полное возрождение и обновление:

"Весь Израиль спасется" (Рим. XI, 26)…

Я хотел только напомнить тот замечательный исторический факт, что народ, предназначенный даровать миру христианство, выполнил эту миссию лишь против воли своей, что в громадном большинстве своем и в течение восемнадцати веков он упорно отметает божественную идею, которую он носил в лоне своем, и которая была истинным смыслом его существования.

Посему не может уже считаться дозволенным теперь говорить, что общественное мнение нации всегда право и что народ никогда не может заблуждаться в своем истинном призвании или отвергать его.

Но, быть может, этот приведенный мною исторический факт сам представляет лишь религиозный предрассудок, и роковая связь, предполагаемая между судьбами израильского народа и христианством, − лишь субъективная фантазия?

Я могу привести, однако, чрезвычайно простое доказательство, ярко освещающее реальный и объективный характер приведенного нами факта.

Если взять нашу христианскую Библию, собрание книг, начинающееся книгой Бытия и кончающееся Апокалипсисом, и разобрать ее помимо каких бы то ни было религиозных убеждений, как простой исторический и литературный памятник, то мы принуждены будем признать, что перед нами произведение законченное и гармоничное:

создание неба и земли и падение человечества в лице первого Адама − в начале,

восстановление человечества в лице второго Адама, или Христа, − в центре,

и в конце − апокалиптический апофеоз, создание неба нового и земли новой "в них же правда живет", откровение преображенного и прославленного мира, Нового Иерусалима, нисходящего с небес, скинии, где Бог с людьми обитает. (Апок. XXI).

Конец произведения связан здесь с началом, создание мира физического и история человечества объяснены и оправданы откровением мира духовного, представляющего совершенное единение человечества с Богом.

Дело завершено, круг замкнулся, и даже с чисто эстетической точки зрения ощущается удовлетворение.

Посмотрим теперь, как заканчивается Библия евреев.

Последняя книга этой Библии есть "Дибрэ-га-ямим", книга Паралипоменон, и вот заключение последней главы этой книги:

"Так говорит Кир, царь Персидский:

Все царства земли дал мне Ягве, Бог небесный; и

Он повелел мне построить ему дом в Иерусалиме, что в Иудее.

Кто есть из вас − из всего народа Его?

Да будет Ягве, Бог его, с ним и пусть он туда идет!"

Между этим заключением и заключением христианской Библии, между словами Христа во славе Его:

"Я Альфа и Омега, начало и конец;

я даю жаждущему от источника воды живой даром;

победивший унаследует все, и

Я буду его Богом и он будет Мне сыном",

между этими словами и словами царя персидского,

между этим домом, который надлежит воздвигнуть во Иерусалиме иудейском,

и жилищем Бога и с Ним людей в новом Иерусалиме, сходящем с небес,

контраст воистину поразительный.

С точки зрения евреев, отвергающих великую универсальную развязку своей национальной истории, открытую в Новом Завете, пришлось бы признать,

что сотворение неба и земли,

призвание, возложенное на патриархов,

миссия Моисея,

чудеса Исхода,

откровение на Синае,

подвиги и гимны Давида,

мудрость Соломона,

вдохновение пророков –

что все эти чудеса и вся эта святая слава

привели в конце концов

лишь к манифесту языческого царя,

повелевающего горстке евреев построить второй Иерусалимский храм,

тот храм, бедность которого по сравнению с великолепием первого

вызвала слезы у старцев Иудеи

и который впоследствии был расширен и украшен идумейцем Иродом

лишь для того, чтобы быть окончательно разрушенным солдатами Тита.

Итак, не субъективный предрассудок христианина, а памятник национальной мысли самих евреев ясно доказывает, что вне христианства историческое дело Израиля потерпело крушение и что, следовательно, народ может при случае не понять своего призвания».

Да не постигнет нас та же судьба…

Пока удерживающий

По мнению Отцов Церкви, Вселенским христианским царством, удерживающим силы всемирного зла и призванным хранить Христову Истину, является православная Римская империя. После падения Первого Рима, судьба удерживающего перешла ко Второму Риму − хранителю православной веры − Византии, а с 1441 года к последнему православному царству − Третьему Риму − Москве − Руси − России.

Четвертому же не быть.

В России, в отличие от Европы, духовное, а не материальное и не денежное, содержание жизни было всегда определяющим. И это осталось русской особенностью навсегда.

Россия оставалась Третьим Римом даже тогда, когда внешний абрис ее, скажем в результате реформ Петра Алексеевича, становился похож на контуры Первого Рима, Рима чисто государственной идеи.

У русского народа с обретением Православия сформировалось сознание о себе, как о народе, удерживающем Вселенную, и это сознание не вполне угасло даже сейчас, при утрате Православия большинством народа.

Еще в первой половине XIX века на пути всемирного отступления и мировой революции железной преградой стояла православная самодержавная Россия. Лучшие русские умы, как Тютчев, Константин Леонтьев, Достоевский и многие иные, провидчески говорили, что от исхода вселенской борьбы между этими силами зависит вся религиозная и политическая будущность человечества.

Знающий и любящий Святую Русь англичанин Стивен Граэм незадолго до революции отметил, что даже в начале XX векарусское христианство − Православие − было сосредоточено на идее Царства Божия и абсолютного совершенства в нем.

Особенно это относилось к русскому «простому народу, который считал нашу смертную жизнь не подлинной жизнью, и материальную силу − не действительною силой»6.

Случилось так, что быстро материализирующийся и дехристианизирующийся европеец к концу столетия стал неспособендаже на то самопожертвование, которое требовала от него революция, и революционный энтузиазм все больше стал перемещаться в Россию, паразитируя иногда на русском максимализме в его неприятии любого зла.

Внутренний враг добавился к врагу внешнему.

Направлялись все эти силы из одного духовного центра.

По словам Святого Патриарха Тихона, сказанным в том самом 1917 году:

«…Таинственная, но страшная по своим действиям сила ополчилась на Крест Господа Иисуса Христа. Всемирная могущественная антихристианская организация активно стремится опутать весь мир и устремляется на Православную Русь»7.

И все же, до самой революции 1917 года Российская Империя, Россия, со всеми своими несовершенствами и грехами, истинными и мнимыми − эта Россия самим своим нежеланием отречься от заложенного в основу ее государственного и вселенского бытия смысла охранителя Веры и мироздания, все еще была «удерживающим».

«Удерживающий» − это тот, кто не отступает от истины, когда весь мир уже от нее отрекся8.

Но и до настоящего времени в русских людях, иногда помимо их произволения, сохранились черты, препятствующие приходу Антихриста в мир.

Таким образом, даже остатки разгромленного и утратившего единое самосознание русского народа являются покаудерживающим фактором по отношению к мировому злу, и уж, во всяком случае, препоной на пути его, сильно ему мешающей, а потому подлежащей уничтожению всеми возможными способами.

Чем и определяется дальнейшая судьба русского народа. Наша судьба. Если в последние свои дни не вернемся к православию. Это даст нам шанс на восстановление прежнего имперского могущества России.

Недаром еще в августе достопамятного 1991 года главный американский «спец» по России, известный русофоб Збигнев Бжезинский сказал:

«После падения коммунизма у «демократии» остался один враг − Православная Церковь».

Следовательно, только в свете православия можно верно оценить и понять русскую историю, ее взлеты и падения. Это же знание поможет нам понять смысл и значения русской военной истории, как непрерывной войны мирового сообщества с последним Римским царством.

С последним удерживающим.

Иными словами − смысл мировой истории последних веков заключается в непрекращающейся войне «мира сего» с Россией.

Цель этой войны − уничтожение данной страны и ее народа и предотвращение любых попыток и тенденций к их реставрации.

Главным оружием этой войны «мира сего» с Россией служила и служит духовно-нравственная диверсия, или, иными словами, идеологическая, информационно-психологическая, так сказать, холодная война.

Война, готовая в любую удобную для наших врагов минуту, перейти в горячую.

Мы видим, что уже в самой общей православной парадигме мировой истории стержневое, осевое место занимает Римское царство, Римская империя. Вернее − «Три-Римская» империя. Четвертой же не быть.

С точки зрения простой выживаемости

Особенностью России почти на всем ее историческом пути была огромность ее территории, при крайне неблагоприятных погодно-климатических условиях. Совокупность этих факторов даже с точки зрения простой выживаемости требовало жесткой централизации управления в сочетании с «мобилизационной» экономикой.

Таким образом, даже в рассуждении просто здравого смысла, Россия «обречена» была быть империей. Об империи Рюриковичей говорили даже Маркс и Энгельс, характеризуя Киевскую державу Владимира и Ярослава.

Первый опыт «федерализации» закончился для Руси татарским погромом и двухсотлетним игом. Для Европы Русь до середины XV века превратилась в «черную дыру».

«Город Москва в половине XV века лежал вблизи трех окраин княжества:

на севере верстах в 80 начиналось княжество Тверское, самое враждебное Москве из русских княжеств;

на юге верстах во 100 по берегу средней Оки шла сторожевая линия против самого беспокойного врага — татар;

на западе верстах во 100 с чем-нибудь за Можайском в Смоленской области стояла Литва, самый опасный из врагов Москвы.

С северной, западной и южной стороны неприятельским полкам достаточно было немногих переходов, чтобы дойти до Москвы.

Собираясь изучать историю Москвы с половины XV века, запомним хорошенько это неудобство ее внешнего положения в то время»9.

Приблизительно в четыреста раз

Но верность наших предков, позволила маленькому Московскому княжеству перехватить в 1441 году выпавший из рук Второго Рима факел вселенского православия, взяв на себя ответственность за духовные судьбы мира. За удержание всемирного зла.

Результат не замедлил, настало чудо Русской истории.

«Если этот процесс преодоления материи − духом, организацией, государственными дарованиями, боеспособностью и прочим свести в самый краткий обзор, то этот обзор будет иметь такой вид:

Ядро русской государственности к концу пятнадцатого столетия имело около двух миллионов населения и около пятидесяти тысяч квадратных километров территории.

Оно было расположено в самом глухом углу тогдашнего мира, было изолировано от всех культурных центров, но открыто всем нашествиям с севера (шведы), с запада (Польша), с востока и юга (татары и турки). Эти нашествия систематически, в среднем приблизительно раз в пятьдесят лет, сжигали на своем пути все, в том числе и столицу.

Оно не имело никаких сырьевых ресурсов, кроме леса и мехов, даже и хлеба своего не хватало. Оно владело истоками рек,которые никуда не вели, не имело доступа ни к одному морю, если не считать Белого, и по всем геополитическим предпосылкам не имело никаких шансов сохранить свое государственное бытие.

В течение приблизительно четырехсот лет это “ядро” расширило свою территорию приблизительно в четыреста раз − от 50 000 до 20 000 000 квадратных километров.

В течение этих четырехсот-пятисот лет ‒ это ядро вело необычайные по своей длительности и напряженности войны и за свое государственное бытие и за личное бытие его граждан.

Наши основные войны − со Швецией, Польшей, татарами и турками − длились веками, это были войны на измор. Или войны на выносливость.

Все эти войны кончились переходом всех наших противников на самые задворки современного человечества.

И, если в 1480 году население Царства Московского составляло около шести процентов населения Австрии, Англии, Германии, Испании, Италии и Франции, вместе взятых, то перед Первой мировой войной Российская Империя имела около 190 миллионов населения, из них около 130 миллионов русского, против 260 миллионов населения, перечисленных шести великих держав Европы − вместе взятых.

Без революции 1917 года население Российской Империи превышало бы население этих держав.

Государственная организация Великого Княжества Московского, Царства Московского и Империи Российской всегдапревышала организацию всех своих конкурентов, противников и врагов − иначе ни Великое Княжество, ни Царство, ни Империя не смогли бы выдержать этой борьбы не на жизнь, а на смерть.

Все наши неудачи и провалы наступали именно тогда, когда нашу организационную систему мы подменяли чьей-либо иной; неудачи и провалы выправлялись тогда, когда мы снова возвращались к нашей организации.

Точкой, в которой концентрировались и кристаллизировались все организационные данные русского народа и русской государственности, была русская монархия»10.

К словам Солоневича стоит добавить, что свое расширение территории в сто (!) раз Московское государство осуществило за столетие: к концу царствования Ивана Грозного территория Русского царства составляла более 5 миллионов квадратных километров.

А увеличение площади русского «ядра» в пятьдесят раз заняло как раз пятьдесят лет правления сына и внука Василия Темного Ивана Васильевича и Василия Ивановича.

Думаю, вам интересно будет узнать «скорость» расширения территории нашей родины начиная, скажем, с 1547 года, с года венчания Царя Ивана на царство. Скорость эта такова.

С 1547 года и до 1917 (строго говоря до 1914) территория России увеличивалась в среднем на 146 кв. км в сутки, или на 53 000 кв. км. в год. И так все 370 лет. Понятно, что график этого роста в реале имел разную крутизну. Но средние приведенные цифры неотменимы.

Мы все ‒ русские люди, русский народ переживаем сейчас радостные дни ‒ дни возвращения России Крыма. Так вот, для наглядности. Площадь Крыма составляет 27 000 кв. км. следовательно, пока Россией правили ее цари и императоры,средний ежегодный прирост территории составлял «два Крыма».

Понятно, что к примеру Сибирь, или Туркестан ‒ это не Крым по климатическим условиям. Но цифры впечатляют. И эти цифры в частности подтверждают в очередной раз, что воевали наши предки исключительно успешно. Иначе ни о каком росте территорий и речи бы не шло.

Так что, немудрено, что, когда раскрывшая от изумления глаза Европа внезапно обнаружила на своей восточной границе вместо черной дыры возникшее ниоткуда Московское государство уже тогда равное по территории половине этой Европы, то восторга у ренессансного европейца это не вызвало. Тем более останавливаться на достигнутом новая держава явно не собиралась.

В тумане войны

Уже Иван III твердо и однозначно обозначил, что все временно отторгнутые от России за последние триста лет территории, он считает своими, временно опять же оккупированными. А на Востоке лежала бесхозная, и в целом знакомая нам бывшая империя Чингисхана.

Но тут уже вставал вопрос перед московскими государями: определить оптимальный путь расширения территории православия на земле. Именно так воспринимали свою внешнеполитическую задачу московские великие князья, русские цари и императоры.

Понятно, что наши враги приложили все усилия, когда не удалось решить вопрос существования православного царства военной силой, чтобы помешать нам найти оптимальное решение этой задачи. И следует объективно признать, что, как будет видно из дальнейшего, в ряде случаев это им удалось.

Прежде, чем к этому дальнейшему перейти, сделаем важное замечание.

Поскольку нам придется зачастую направлять внимание на явные и особенно скрытые причины наших поражений, то иногда может показаться, что наши цари и князья только и делали, что допускали промахи и ошибки. Ошибки и промахи, которые мы бы теперь, − лет четыреста, триста, двести или хотя бы сто лет спустя, потратив некоторое количество дней, месяцев и лет, а иногда и десятилетий, на анализ той или иной конкретной исторической ситуации, − ни за что бы не допустили.

Для того чтобы не показаться себе слишком умными, следует учесть, что те решения, на обдумывания которых у нас есть дни, месяцы и годы, нашим князьям и царям приходилось принимать в режиме реального времени. Вдобавок на основе той информации, которой могли на этот момент располагать.

Теоретически, любому лидеру, политическому или военному, − а наши государи часто объединяли в себе эти функции, − просто жизненно необходимо владеть достоверной и полной информацией о том, что творится в стране и мире, для принятия взвешенного решения.

Однако это практически невозможно. Даже при наличии современных средств связи. У информации есть неприятное свойство запаздывать. Мало того, у нее же есть еще более неприятное свойство искажаться на этапах обработки и продвижения по инстанциям. Это искажение может быть невольным, но может быть и вполне намеренным.

Кроме того, поскольку всю информацию первому лицу сообщить физически невозможно, то на предпоследнем этапе своего прохождения она оказывается в полной власти тех, кто имеет право и возможность решать, какие именно материалы необходимы и достаточны первому лицу.

Поэтому глава государства, как правило, вынужден принимать решение, судьбоносное для страны и часто для него самого, не располагая ни полной, ни достоверной информацией.

Находясь, как сказал бы Клаузевиц, в «тумане войны».

А чтобы верно оценить деятельность наших великих князей, царей и императоров, надо оценивать ее по «интегралу» русской истории. Вот тогда мы, возможно, поймем, что значили для России ее монархи. Смотрите сами.

Три великих устоя

«Сорок князей, царей и императоров в тысячу лет создали Россию. В их череде были правители слабые и неудачные, были искусные и гениальные. Недостатки одних на протяжении веков выравнивались деяниями других.

Все вместе создали нашу Родину, ее мощь и красоту, ее культуру и величие − и мы, Русские, навсегда останемся их неоплатными должниками.

В своем исполинском тысячелетнем деле созидатели России опирались на три великих устоя − духовную мощь Православной Церкви, творческий гений Русского Народа и доблесть Русской Армии.

Будучи помазанником Божиим,

проникнутый сознанием святости самодержавного строя –

русский царь Богу одному отдавал отчет о своих действиях,

управлял вверенной ему Богом страной по совести – через посредство лучших ее людей

и не вверял судьбы ее

бессмысленной толпе, никогда не знающей, чего хочет,

и вожакам толпы, слишком хорошо знающим, чего хотят.

В троичности Вера, Царь, Отечество недаром понятие, выражающее идею Родины, поставлено не на первом, а только на третьем месте.

Для Русского Народа оно является лишь результатом первых двух, своего рода производной их.

Понятие Россия, неосмысленное предварительно понятием Вера, неоплодотворенное понятием Царь, является для него чуждым, абстрактным, лишенным внутреннего содержания и смысла.

И далеко не случайность, что когда при советском владычестве не стало ни Веры, ни Царя, − то само собой отпало и понятие Россия, уступив место сочетанию административных инициалов»11.

Не восстановлено имя и понятие России до сих пор12.

Похоже, что вне триады Вера, Царь, Отечество, устойчиво существовать Россия не может.

Вечный Рим и Святая Русь

После того, как Русь в середине XV века осознала себя последним православным царством – хранителем вселенной, наступил этап формирования государственной идеологии православного царства, государственного мироощущения. В это время формулируются два учения, играющие большую роль для дальнейшего развития русской государственности.

Первым из указанных учений является концепция Святой Руси.

Вторым – концепция, сформулированная в афоризме инока Филофея, «Москва − Третий Рим».

Последнее учение, отметим, вполне вписывалось в рамки широко распространенной в Средние века концепции странствующей империи, Вечного Рима − Roma Aeterna. «Согласно этой концепции центр истинного вероучения может перемещаться между различными государственными образованиями.

Так или иначе, но все литературные произведения XVI-XVII веков были написаны под влиянием учения инока Филофея.

Важно … что Россия [в этом учении] − объективно империя, русский царь − единственный в мире православный император, Вселенская апостольская церковь осталась только в России, а в обязанности царя-императора входит соблюдение чистоты православия как единственной возможности спастись»13.

Почему-то иногда считают, что концепции Святой Руси и Третьего Рима кардинально отличаются своими содержательными характеристиками, целями, задачами и методами государственного развития.

Действительно, в рамках первой Россия должна решать вселенскую, метафизическую задачу спасения душ человеческих. Эта задача − общегосударственная, поэтому основная цель деятельности главы государства − царя − не что иное, как спасение душ подданных.

Концепция Третьего Рима в качестве общегосударственной задачи подразумевает в том числе созидание православной империи, которая сможет, пусть даже и силой, сдержать и внутригосударственные ереси, ведущие к расколу общества, и прямые военные вторжения других государств, имеющих цель уничтожения последнего оплота православия − Руси.

Очевидно, что обе эти концепции взаимодополняющие.

Первая – Святая Русь составляет, говоря словами геополитики – ядро православной русской имперской цивилизации.

А сама империя составляет защитную оболочку этого ядра14.

Дилемма: Святая Русь или воплощение Вечного Рима − Рим Третий, разрешилась практически сама собой в связи с возникшим в конце XV века кризисом эсхатологического измерения святорусского учения. Конец света в очередной раз не наступил в 1492 году от Рождества Христова, а от сотворения мира году 7 000.

И этот факт, что по исполнении «семи тысяч лет от сотворения мира» ничего существенного не произошло, свидетельствовал о том, что мир будет существовать еще тысячу лет.

Значит и задача охраны православного царства встала всерьез и надолго. Обстановка в мире спокойствием не баловала. Вслед за падением Византии в Европе возникла реформация, а за ней контрреформация. Появилось униатство, а Московское царство проникла так называемая «ересь жидовствующих», о которой вскоре пойдет речь.

Давление на православный мир многократно возросло, и сдержать его могла уже только жесткая властная сила империи, ее военная мощь и державная доблесть. Развитие учения о Третьем Римском царстве из вопроса теории становится вопросом государственной необходимости, вопросом как сейчас сказали бы – геополитического выживания.

«Россия сталкивается с еще одним гораздо более жестким выбором: либо уйти как цивилизационно-культурный тип, завершив эпоху православия; либо военной силой защитить свою веру и обеспечить православию и, соответственно, государству устойчивый геополитический рост с прямой перспективой на дальнейшую имперскую экспансию.

Разумеется, выбор был сделан в пользу последнего варианта. “Историческая перспектива, которую увидел и создал автор, делала русское царство звеном в длительной и длящейся цепи земных царств. Определить место его в этой цепи стало делом... Филофея Псковского”15.

Филофей фактически дифференцирует историю человечества на два периода: до воплощения Слова Бога и после его воплощения − и рассматривает второй период, который, в свою очередь, тоже делится на части, ограниченные ключевыми словами: “два Рима пали, третий стоит, а четвертому не быть”.

Здесь важно правильно понять смысл слова “пали”. Сначала Филофей констатирует гибель всех христианских государств (не только греческого от турок)»16. Очевидно, Филофей различает политическое и религиозное содержание слова «пали».

Первый период развития христианства характеризовался относительным единством в рамках по крайней мере формально единой Римской империи. Этот период, по мнению Филофея, закончился в 800 году созданием Карлом Великим при поддержке римского первосвященника альтернативной Священной Римской империи. Само образование этой первой квази-империи Филофей справедливо связывает с отпадением Запада от единства Церкви, что было зафиксировано принятием догмата о filioque. Между прочим, по прямому настоянию новоявленного императора.

В этом Филофей видит падение первого Рима, гибель не физическую, но духовную.

И это действительно так. «Римская церковь выделилась в самостоятельную религиозную общину. Вместо единой Церкви и единой Империи образуется Римская церковь наряду со Вселенской (1054) и Священная Римская Империя германской нации наряду с Византийской [Ромейской] православной империей.

Стоит ли приводить примеры того, что практика “альтернативных образований” была далека от духа Церкви и имперской идеи?

Властолюбие вместо добротолюбия, индивидуализм вместо общечеловеческого начала не могут создать ничего устойчивого и прочного, не говоря уже о Вселенской Империи.

Как результат удивительных по своему цинизму развратов и политических интриг, западная религиозность вскоре покрывается трещинами, разлагающими ее некогда цельное тело.

Прошло едва ли 400 лет, и уже протестантизм, как реакция на римские идеи и их естественное следствие, разделил западный мир на две половины: католиков и протестантов.

Еще через некоторое время и сам протестантизм утратил признаки единого и целостного учения, раздробившись на тысячи сект и общин, не приемлющих друг друга в вопросах вероисповедания и толкования Священного Писания.

Священная Римская Империя [германской нации], формально просуществовавшая до XIX века, никогда не была единым политическим телом, включая в свой состав сотни суверенных королевств, княжеств, герцогств.

Трудно даже дать четкое юридическое определение этому политическому образованию, в котором присутствуют и признаки федерации, и конфедерации»17.

Интуиция Филофея была верной.

Второй период христианской истории заканчивается падением Второго Рима, которое также рассматривается в вероисповедной сфере, а именно − как предательство православной веры, присоединение к латинству на Флорентийском соборе 1439 году.

Политическая гибель Византийской империи в 1453 году рассматривается как наказание Божие за вероотступничество.

Соответственно, с 1439 года начался третий, последний, этап христианской истории, который Филофей связываете судьбой России.

«Скажем несколько слов о нынешнем православном царстве пресветлейшего и высокостолнейшего государя нашего, который является единственным христианским царем во всей поднебесной и браздодержателем святых Божьих престолов святой вселенской апостольской церкви,

которая − вместо римской и константинопольской − находится в богоспасаемом граде Москве (во имя) святого и славного Успения Пречистой Богородицы и которая светится паче солнца, единственная во вселенной.

Так знай же христолюбец и боголюбец, что все христианские царства окончили свое существование и сошлись в едином царстве нашего государя; по пророческим книгам, это есть Ромейское царство. Ибо два Рима пали, третий стоит, а четвертому не быть»18.

Слова Филофея ясно говорят, что Русь – третье Ромейское царство, вовсе не является преемницей Византии в обычном земном смысле преемства как государственного образования.

Напротив.

Формула Третьего Рима явилась своею рода опровержением Византин, «отряхиванием праха»...

Русское царство мыслилось новой общностью, местом сосредоточения «остатка», центром притяжения «верных», которые хранят истину в заливаемом водами нового потопа мире. На протяжении длительного периода российской истории подобные умонастроения питали энергию России, являясь подспудной, движущей силой ее внутренней и внешней экспансии.

Пик этой энергетики пришелся на XVI-XVII века.

Предельность и то напряжение, которые присутствовали в таком понимании миссии России, предопределили в дальнейшем разноликие претензии и на универсальную роль, и на глобальное присутствие19.

Таким образом, речь идет не об историческом наследовании Русью византийской территории или иных земных ее атрибутов, а о Московском царстве, как воплощении метаисторического Ромейского царства, явившегося миру вместе с первым пришествием Спасителя.

Значение такого царства утратил Первый Рим «не сохранив конфессиональной чистоты; Византийское царство перестало быть ее политическим гарантом; теперь оно перешло к России, что служит залогом продолжения земной истории человечества»20.

«Погибшие христианские царства “снидошася” в Россию (как вместилище нерушимого Ромейского царства) и продолжают в ней свое надъисторическое существование.

Когда Филофей говорит, что “царствие нашего государя” суть Ромейское царство, то им “руководит убеждение в сопричастности Руси и Русской православной церкви древнему христианскому наследию эпохи Воплощения Слова и первых восьми веков, когда в соборный период существовало истинное «соединение» церквей”21.

Таким образом, обнаруживается, как объединяются в единую государственную идеологию первоначальная идея идеального правителя земли Русской с имперской идеей Ромейского царства, пришедшей из Рима через Византию [Ромею] и в дальнейшем окончательно сформировавшейся в имперскую русскую идею»22.

О методах информационно-идеологической войны против России

В 1453 году над стенами Цареграда взвилось зеленое знамя пророка. Многие в Европе вздохнули облегченно: с Восточной схизмой было покончено.

И тут, словно феникс из пепла пред глазами изумленного мира, на еще недавно «татарском» востоке Европы, возникла могучая держава – Московская Русь. Принявшая на себя духовные инсигнии Третьего Рима. Государство, разорвавшее цепи иноземного ига и показавшее в русско-литовских войнах свою несокрушимость.

Это никем не предусмотренное явление Русско-Ромейского царства вызвало законное негодование просвещенной Европы. И еще до того, как мировое сообщество стало вести против восточного православного государства войны обычные, − против нас было применено оружие информационно-идеологическое. Началась информационная война против России, ведущаяся с разной степени интенсивностью по наши дни.

Лишить возможности сопротивляться

Поскольку речь у нас часто заходит о войне, как наиболее типичном для нашей многострадальной истории состоянии, имеет смысл дать несколько определений, что такое война вообще, и информационная в частности. В самом общем виде, понятие войны сформулировал известный германский военный мыслитель и русский солдат, герой Бородина, кавалер ордена Св. Георгия IV степени и золотого оружия «За храбрость»23, Карл Филипп Готфрид фон Клаузевиц:

Война − это акт насилия, имеющий целью заставить противника выполнить нашу волю24. Следовательно, цель войны − навязать свою волю противнику, лишить его возможности сопротивляться.

Информация и политика

Опираясь на это классическое определение Клаузевица, отметим, что война против любого государства совершенно не обязательно должна носить характер активных боевых действий с участием армии и флота. Такой войне всегда предшествует сбор информации, например, о том, как можно нарушить взаимодействие государственных учреждений, как могут быть ослаблены промышленность и сельское хозяйство предполагаемого объекта будущей агрессии.

Неоценимым для врагов государства является знание, каким образом поставить правительство этого государства в затруднительное положение.

Каких союзников навязать для ослабления монолитной военной мощи страны, и какими обязательствами связать ее с ними. Обязательствами по виду абсолютно естественными, безобидными и взаимовыгодными, пагубность которых для страны довольно быстро вскрывается только при начале военных действий.

Такую форму ведения военных действий можно было бы назвать войной политической. Политическая война обычно требует для своего воплощения большего времени, чем все остальные формы ведения войны.

Формы воздействия неявные

К неявной форме военных действий против данной страны, протекающих в мирное время, можно отнести различные формы давления или влияния на правительство страны, вынуждающие его к принятию под тем или иным предлогом решений, ослабляющих боеготовность вооруженных сил и страны в целом.

Например, не выделять средства на разведку и контрразведку, на строительство флота и перевооружение армии, на развитие фундаментальной науки и образования.

При этом влияние или давление на государственных деятелей любого ранга с целью склонить их к принятию решения, вредоносного для страны, но желательного или угодного какой-либо партии, религиозной организации или иному человеческому сообществу внутри страны или вне нее, совершенно необязательно может и должно проводиться в прямой форме.

Чаще всего, особенно в истории России, бывало так, что в разных сферах государственной деятельности принимались по тем или иным причинам и поводам нормативные акты, внешне совершенно не связанные между собой и, взятые в отдельности, не представлявшие для страны какой-либо реальной угрозы.

Но все вместе они создавали условия, при которых принятие все того же решения оказывалось единственно правильным и возможным при всей его вредоносности для страны. Фактически русское правительство ставилось перед необходимостью выбирать из всех зол меньшее. Тем не менее, выбираемое им зло оставалось злом и ни чем иным для страны.

Не самым значительным, но известным и ярким примером такого зла является решение о мобилизации русских вооруженных сил в июле 1914 года25.

Отдел кадров во всемирном масштабе

Понятно, что при наличии такой «заинтересованной» организации − религиозной, партийной или иной − в ее состав в обязательном порядке должно входить «учреждение», занимающееся «подбором и расстановкой кадров» в руководстве страны, против которой ведется война тайная или явная26.

Говоря попросту − отдел кадров. Кадров, сейчас обычно именуемых «агентами влияния». Отдел кадров этот имеет сетевую структуру, поскольку очевидно, что эта организация должна иметь возможность оказывать сходное влияние на правительство не одной, а нескольких стран. На все фигуры разыгрываемой ею шахматной партии. Желательно − во всемирном масштабе.

Утрата мировоззрения или коррекция его

Но это все действия или величины, говоря языком математическим, 2-го порядка малости. В основе же всего лежит духовно-нравственная диверсия, или, иными словами, «идеологическая война». Более полно – «информационно-идеологическая война».

Задача этой формы войны лишить общество, или, по крайней мере, его правящий класс, той идеологии, которая делает народ монолитным и четко распознающим как сами группы враждебные данному народу, так и долгосрочные планы этих групп.

Утрата правящим классом такого мировоззрения или коррекция его позволяет, как вербовать из его представителей «агентов влияния», так и превращать их в объекты внешнего манипулирования, даже не ставя их об этом в известность.

Идеологией, мировоззрением и мироощущением, создавшим Российскую Империю и делавшим ее непобедимой, пока Империя была верна ему, было Православие.

Поэтому враждебной для Православной страны можно считать любую идеологию, которая не признает Православие основным фактором, определяющим внешнюю и внутреннюю политику. Идеологию, которая ставит неправославные взгляды если и не выше Православия, то уж, во всяком случае, никак не ниже.

Православие вопреки внедренному бытующему мнению − отнюдь не субъективная вера, «одна из многих», а, по словам современного мыслителя, область точного знания об истинном устройстве мира − небесного и земного − и о смысле мировых событий. Не владея этим знанием невозможно не только смысл войн и революций постичь, но даже сводку ежедневных новостей толком понять. Потому-то сейчас русского человека, лишенного защиты Православия обманет не только сатана, − любого диктора с телевидения хватит.

«Наша единственная сила в Православии, и, утрачивая Его, мы становимся… презреннейшими из людей, ничтожнее всех ничтожностей Европы.

Удивительно: каждый, кого видишь из Православных: мужик, купец, священник или хоть наш брат, “образованный”,несокрушим перед всеми “Европами”. Но, как только нет веры, − непременно оказывается слепым, ничтожнейшим,всемирным холуем»27.

Вполне своевременные слова. Лев Тихомиров знал, о чем говорил.

Основные направления информационно-идеологической войны

Рассмотрим теперь подробнее направления в этой, начавшейся на закате XV века и продолжающейся сейчас, войне против нашей страны. Если отбросить частности, можно выделить из них два, на вид различных:

а) «ересь жидовствующих» – материализация сознания (материализм различных видов; замена небесных целей земными);

б) «греческий соблазн» − смена направления духовно-геополитического взгляда, влекущее изменение направления вектора геополитики (ошибки военно-политического плана).

На самом деле, обе эти линии идеологической войны тесно переплетены между собой, и судя по последствиям, направлялись из одного центра (источника).

Рассмотрим вначале первое направление информационно-идеологической войны.

Ведь что такое «ересь жидовствующих» в существе своем?

Переориентация русского (православного) человека от небесного к земному, его материализация.

Цель – убрать (спустить, опустить) его из «3-х мерного» пространства духовного видения и ведения, на двухмерную земную шахматную доску, о которой говорит генерал-разведчик А.Е. Вандам в своих очень актуальных в наши дни трудах28.

А уж на ней мастера геополитических гамбитов с тысячелетним стажем легко смогут поставить на место новичков.

Оторвать наш взгляд от вечности и свести «во мгновение времени», то есть в обычный пространственно-временной континуум. А все царства «во мгновении времени», то есть в обычном физико-историческом времени, как однозначно указывает Евангелие, − во власти князя мира сего29.

Поэтому единственный вариант победной русской политики – отражение нападений врага через «духовное измерение», которое выводит нас с двумерной шахматной доски земной геополитики.

Второе направление информационно-идеологической войны, обозначенное здесь как «греческий соблазн» − завоевание, или вернее отвоевание Царьграда и всей Восточной империи, представляется на первый взгляд вполне православным. И лично у меня вызывает до сих пор симпатию. Более того, есть очень почтенные пророчества, что до конца земной истории, нам все же придется Царьград взять.

Однако, будучи несвоевременным и неподготовленным, «царьградское направление» также лишало Третий Рим свободы, оборачивая его державную голову назад, вспять, к рухнувшему в земное тление Второму Риму.

Тем самым, было игнорировано евангельское предупреждение: «никтóже возлóжь руку свою на рàло и зря вспять, упрàвлен есть в Царствие Божие» (Лк 9:62).

То есть, обернувшийся назад не направлен в Царство Небесное, поскольку теряет верный путь. По-русски евангельский стих переведен почему-то справкой для жандармского отделения: «… озирающийся назад не благонадежен для Царствия Божия».

В конечном итоге и это становится верным, но именно в результате того, что оборачивающийся назад теряет верное направление движения, и отныне путь его направлен куда угодно, но не в Царство Божие.

А значит, и при этом «благочестивом варианте» русская политика и геополитика теряло «небесное направление», тем самым выпадая из 3-мерного измерения духа на ту же двумерную шахматную доску земной политики, где и совершала неизбежные для нее здесь ошибки.

Механизм идеологической войны

Механизм идеологической войны был во всех случаях один и тот же.

Как показал наш выдающийся историк профессор И.Я. Фроянов, врагами Третьего Рима использовался метод «обволакивания власти»: «план западных инспираторов ереси предусматривал использование в своих целях различных представителейсветской и духовной власти.

Позднее подобная практика будет называться обволакиванием власти30, тогда как суть оставалась прежней: руками своих, сознающих и не сознающих дело агентов решать поставленную задачу …

Тем самым отрабатывался прием, который потом станет нередко применяться подпольными силами в борьбе против неугодных политических систем: властью системы уничтожать саму систему. […]

С тех пор и до нынешнего времени в методах борьбы Запада с Россией мало что изменилось. Упомянутые способы её ведения оставались в принципе неизменными. Они лишь совершенствовались, не меняя своей сути. В зависимости от конкретных исторических условий применялся тот или иной способ, причём либо в отдельности, либо, если требовали того обстоятельства, в различных комбинациях»31.

И.Я. Фроянов указывает также еще на одно – третье направление информационной войны: проталкивание экономической реформы, ослабляющей мощь государства.

В конце XV – начале XVI века, таковой реформой, например, была предлагаемая «нестяжателями» ликвидация монастырского землевладения32.

Такова вкратце теория. Посмотрим, как ложатся в нее известные нам факты.

Иосиф Санин на защите Третьего Рима

«Обозревая религиозно-политическую историю Руси конца XV − середины XVI века, исследователь обнаруживает ряд явлений, не утративших своей актуальности до сего дня.

Эти явления характеризуют отношение Запада к России, вскрывают цели, преследуемые Западом в связи с Россией. То, что происходило тогда и происходит сейчас, вполне укладывается в известную формулу “Натиск на Восток”, реализуемую по-разному в зависимости от конкретных исторических обстоятельств. На протяжении же указанного времени события разворачивались следующим образом. […]

Россия превращалась во вселенское средоточие истинного христианства − православия. Врат православной веры поняли это еще раньше русских интеллектуалов.

Запад и сосредоточенные там антиправославные силы были очень встревожены появлением Русского единого государства, но взять Россию посредством военной силы не могли и потому навязали ей более изощренную форму войны − идеологическую войну, забросив сначала в Новгород, а затем и в Москву семена “ереси жидовствующих”. То была спланированная акция, положившая начало организованному еретическому движению. […]

Доверчивость русских людей, их неискушенность в религиозных вопросах способствовали распространению ереси, которая быстро превратилась в серьезную угрозу основам православной веры и церкви, а в ближайшей перспективе − Самодержавству, фундамент которого Иван III только что заложил»33.

Началось все с того, что «в 1471 году в Новгород по приглашению новгородцев прибыл на княжение литовский или, точнее, литовско-русский князь Михаил Олелькович. В его свите находился некий Схария. Вслед за Схарией приехали в Новгород и его единомышленники (Моисей Хануш, Иосиф Шмойло и пр.)

Вот эти люди и посеяли в Новгороде еретическое учение, которое и в летописях, и и исторической литературе получило название «ереси жидовствующих».

Впервые это определение, кстати, дал Иосиф Волоцкий…

Эта ересь уже через несколько лет стала серьезной угрозой для всего российского государства»34.

Что характерно, до сих пор нет единого мнения, что скрывалось тогда под ересью жидовствующих. Сам Фроянов считает, что ближе всего к истине подошел профессор А.А. Карташев, обозначив ее как «вольномыслие под еврейским соусом».

«Приверженцы ереси отдавали предпочтение Ветхому Завету перед Новым Заветом, отвергали Святую Троицу, не верили в божественную природу Господа нашею Иисуса Христа, смеялись над поклонением иконам, мощам и другим святыням, ополчились на монастыри и церковнослужителей.

Словом, что была критика самих основ Православия с оттенком иудаизма»35.

Сверхцелью ереси было разрушение основ русского государства.

Духовно-политическая обстановка на Руси осложнялась и тем, что одновременно с «ересью жидовствующих» возник конфликт между двумя наиболее влиятельными русскими духовными школами. В частности, по вопросу монастырского землевладения.

Одну из них, называемой по его имени иосифлянами возглавил настоятель знаменитого Волоцкого монастыря Иосиф (Санин), а другую отшельник с берегов реки Соры Нил (Майков). Конфликт этот вошел в историю как спор между иосифлянами и нестяжателями, к которым причисляли себя ученики Нила Сорского.

При поверхностном рассмотрении проблемы некоторые исследователи сущность спора видят либо в столкновении «обмирщенного» и «духовного» православия, либо в расстановке акцентов на внешнюю и внутреннюю жизнь, либо в борьбе отрешенных мистиков и властолюбивых прагматиков, либо вообще в экономическом конфликте.

Необходимо помнить, что речь идет о двух православных святых, поэтому борьбы и спора в современном политическом их понимании между ними не было и быть не могло.

«Они даже литературно боролись "единым фронтом" против отравы ересью жидовствующих. В своем полемическом против ереси труде, в "Просветителе", преподобный Иосиф не стесняется текстуально использовать одно из писаний преподобного Нила, видя в нем единомышленника...

Да и литературная борьба за монастырские имущества заострилась уже после смерти преподобного Нила между учениками обоих преподобных»36.

Но это между святыми. В остальном же было налицо противостояние двух духовных школ, каждая из которых имела свое представление о дальнейших путях развития русского православного государства.

Дополнительный интерес этому противостоянию придает факт, что принципиально удаляющиеся от мира последователи Нила Сорского, да и он сам приняли участие в очевидно политическом действе, что показывает первоначальную заинтересованность государственной власти в победе нестяжателей. Понятно, что эта победа позволила бы оперативно пополнить великокняжескую казну за счет приватизируемых церковных фондов.

Обволакивание власти

И вот здесь, вновь возвращаясь к «ереси жидовствующих» мы увидим, «что ересь уже успела пустить глубокие корни в Московских верхах. Сам великий князь Иван III сочувствовал еретикам. Он даже перевел в Москву из Новгорода двух основных проповедников ереси, и, как сказали бы сегодня, назначил их на ответственные посты в центральном идеологическом аппарате: протопопа Алексея сделал протопопом Успенскою собора главного тогда, митрополичьего храма Кремля, а Дениса − протопопом другого кремлевского собора − Архангельского.

При этом для великого князя отнюдь не составляли секрета идейные шатания этих протопопов»37.

Стоит добавить, что еретиком стал и тогдашний московский митрополит Зосима. Неудивительно, что «в среде высшей кремлевской бюрократии уже образовалось целое еретическое сообщество.

В это сообщество входили: посольский дьяк (министр иностранных дел) Федор Курицын, невестка Царя Елена Волошанка, видные представители московской бюрократии – дьяки Истома, Сверчок и другие, – а также князь Ряполовский – видный политический деятель того времени, и князья отец и сын Патрикеевы.

Эта группа еретиков вынашивала планы захвата власти, для чего они собирались посадить на [Царский] Престол Дмитрия – сына Елены Волошанки и покойного Ивана Молодого.

То был момент, который мог стать переломным для всей дальнейшей исторической судьбы России. Не случайно весьма осведомленный в некоторых исторических тонкостях современный историк Лев Поляков38 в своем фундаментальном труде "История антисемитизма" пишет: “В течение длительного времени было похоже, что благосклонность Ивана III распространилась на партию Елены и Дмитрия”.

А дальше Поляков ставит очень характерный вопрос: “На каких путях в таком случае могли оказаться судьбы Святой Руси?”»39.

Как видим, обволакивание власти было налицо и дошло до своего апогея.

Происходила первая зарегистрированная в истории Русского царства попытка «властью системы уничтожать саму систему». Но в тот раз попытка не удалась. Отношение Ивана III к еретикам удалось переменить. Они были изгнаны из Кремля и подвергнуты соответствующему тяжести преступления наказанию.

Окончание следует

Поделиться в соцсетях
Оценить

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

ЧИТАТЬ ЕЩЕ

ЧИТАТЬ РОМАН
Популярные статьи
Наши друзья
Наверх