"Кино, война и немцы". Роман Котов.

Опубликовано 17.11.2018

Все мы (или почти все) выросли на кино. Вернее так – мы росли, а нашу жизнь сопровождали книги и фильмы. В моем детстве это в основном были фильмы про войну, и было их не мало. Интерес к истории, осознание каких-то более серьезных проблем, поиск ответов на вопросы, образность – все это было частью получено через фильмы. Вопросы были в кино, ответы – чаще в книгах, но, несомненно, кино наложило свой отпечаток на восприятие многих исторических событий, сформировало отношение к войне. В молодости в основном приходилось смотреть фильмы советско-российского производства. Были среди них настоящие шедевры, как «Баллада о солдате» Чухрая или «Восхождение» Шепитько, были просто хорошие фильмы, много о той эпохе и ее людях, по разному говорившие (как, например, фильм «Отряд» или фильм о штрафниках «Гу-га»). Были фильмы и совсем далекие от реалий войны, но добрые и красивые – такие как «В бой идут одни старики», «Женя, женечка и катюшка», «Отец солдата».

Принадлежа к поколению, представители которого в детском садике «шариковой ручкой рисовали танки», а в школе по телевизору смотрели войну в прямом эфире из Грозного, поневоле приходилось задумываться. Но что со временем стало заметно – мы как будто все ещё воюем в той войне, живем, мысленно деля мир на «наших» и «немцев», словно и не было потом мира, не было тех же восточных немцев из ГДР, не было, в конце концов, падения Берлинской стены, вывода российских войск из Германии, эмиграции русских немцев из Казахстана, и многого другого. Годы прошли, правда о той трагедии, которую скрывали фильмы, открылась, а кино осталось прежним. Вернее так – кино изменилось, а иллюзия осталась, только поменяв форму. Приукрашенный героизм сменила густо смазанная черной краской подлость, идеалистичную наивность и чистоту – разврат и натурализм, но правды от этого не стало больше. И захотелось посмотреть, как об этой войне говорят в кино сами немцы.

Смотря фильмы о войне снятые немецкими режиссерами (лучшие из них – такие как «Сталинград» 1993 года), поневоле замечаешь разницу. Немцы переосмыслили войну, жизнь заставила их это сделать. И не только поражение Германии, но и понимание пагубности нацизма и коммунизма, той ямы, в которую они завели мир. В лучших немецких фильмах нет такого восхваления войны, нет ее романтизации. С другой стороны нет в них и чрезмерного самобичевания и самоунижения, чего через край в последних картинах «мэтров» российского кино. И очевидно, что в немецком фильме «Сталинград» русские показаны куда как более достойно, чем в бондарчуковском «Сталинграде». Особенно запомнился фильм «Наши матери, наши отцы», почему-то запрещенный к показу в РФ, хотя никакой реабилитации нацизма в нем не наблюдается вовсе.

Немецкие фильмы о войне интересны тем, что в них показан путь тогдашних немцев – от бравады начала войны, под влиянием пропаганды и надежд на скорую легкую победу, до убийственной реальности мировой бойни. Шаг за шагом герои кино (а с ними и зритель) сталкиваются с войной, очень далекой от сказок. Война как горе, война как трагедия, не бравурная и не показная, быстро расставляет все по своим местам. Человек в ней меняется, и немецкие режиссеры (как тот же Кадельбах, автор фильма «Наших матери, наших отцы») это хорошо показывают. Идеализм уходит, на смену ему приходит реальность. Об этом много написал писатель-фронтовик Виктор Астафьев, но фильмов по его книгам мы не увидели. И хотя советской власти нет уже давно, вопросы остались…

Есть две крайности во всем этом. Одна – войну напрочь забыть, как часть нашей истории, безусловно, важную. Другая – не вынести из нее уроки, сосредоточиться на восхвалении самих себя и забыть все остальное – что привело к этой войне, и все что было после нее. Забыть кто, как и какой ценой добывал победу, и как после войны советская власть многих русских солдат «наградила». История не абстрактна – она показывает взаимосвязь происходящего. Нельзя не понимая прошлого, правильно понять день настоящий, и фильмы о войне по идее должны быть попыткой осмыслить это прошлое (а не только собрать на нем кассовый сбор). Но в современных российских фильмах осмысления нет в принципе – есть набор штампов, есть желание получить «Оскар», есть откровенные американизмы, есть вольные фантазии авторов, словом все что угодно – но нет ни вопросов, ни ответов. Исключения редки и, к сожалению, не столь раскручены (как например, честный и от этого во многом трагичный сериал «Курсанты» Кавуна).

Ещё раз хочется задать вопрос. Победа была, но какой ценой? Как использовала эту победу советская власть в дальнейшем? Почему рассыпалась страна всего спустя 45 лет после Победы и кому она досталась? Где мысли об этом, в каком кино? На ум приходит разве что основательно позабытый фильм «Сочинение ко дню Победы» (1998г.) в гротескной форме о многом все же говорящий...

Об этом хорошо сказано в дневниках покойного комбрига Алексея Мозгового (http://ruskline.ru/analitika/2016/06/20/dnevnik_kombriga).

«Патриотизм – последнее прибежище негодяев. Это как раз наш случай! Я не вижу настоящего патриотизма. На Украине он какой-то вымученный, искусственная конструкция, в которую всех заставили поверить. В России – наигранный и карнавальный. Говорят о павших в Великой Отечественной, но не видят живых русских, которые находятся в беде. Если бы в России решали русский вопрос, в нее ехали бы не миллионы китайцев, а русские из Средней Азии и Прибалтики. Пустые деревни бы ожили, а так стоят, как теперь у нас, разоренные. …

Посмотрев на майские празднования, вдруг сообразил: нам разрешают только дешевый патриотизм. Ходи с портретом своего деда и думай, что ты бессмертный! А есть патриотизм, за который придется дорого заплатить. И многие у нас, как Беднов и Ищенко, уже заплатили, отстаивая интересы народа.

Да, на это решится не каждый. Но хуже другое, что люди уже не чувствуют разницу между дешевым и дорогим. Покупают вещи – видят. А когда им подсовывают дешевое шоу вместо патриотизма – не замечают! Не замечают, как эта власть прикрывается памятью наших дедов и отцов – пытаясь за миллионами рук с портретами героев скрыть несправедливость и убожество того, что она «построила».

Что бы сказали нам деды, если бы увидели, как их внуки молотят друг друга в бессмысленной войне? Когда бы взглянули на свое разграбленное и разделенное отечество, за единство которого они отдали жизнь?

В этих войнах не выигрывают, в них проигрывают все, кроме тех, кто их организовал».

P.S. Короткометражка "Гость"

Поделиться в соцсетях
Оценить

ПОДДЕРЖИТЕ РУССКИЙ ПРОЕКТ

Последние комментарии
Загрузка...
Популярные статьи
Наши друзья
Наверх