Смоленское кладбище и духовная покровительница Северной столицы – святая Ксения Петербургская.

Опубликовано 22.10.2017
Смоленское кладбище и духовная покровительница Северной столицы – святая Ксения Петербургская.
На Васильевском острове находится одна из известнейших российских православных святынь – часовня святой Блаженной Ксении Петербургской, которая является традиционным местом паломничества для многих христиан.

Место, о котором я хочу рассказать сегодня в рамках тематической недели #словопетербургу, известно не только большинству петербуржцев, но и многим жителям других регионов России. Несмотря на то, что это место далеко не туристическое, поток людей сюда не иссякает в любое время года. Итак, добро пожаловать на одно из старейших кладбищ Санкт-Петербурга – Смоленское на Васильевском острове, где находится одна из известнейших российских православных святынь – знаменитая часовня святой Блаженной Ксении Петербургской, которая со дня своего основания является традиционным местом паломничества для многих христиан.

Первое мое знакомство со Смоленским кладбищем произошло еще в 2005 году, когда я его посетил вместе с другом Алексеем ren_ar. Нам хотелось увидеть старинные надгробия и памятники XVII-XIX веков, прикоснуться к частичке истории становления Санкт-Петербурга.


P1240465.jpg


На кладбище захоронены многие выдающиеся деятели русской науки и искусства. Здесь находилась первая могила Тараса Шевченко (1814-1861), затем он был перенесён в Украину в Канев. Здесь в 1921 году похоронен Александр Блок, в честь него на кладбище названа Блоковская дорожка. На кладбище также обрели покой: академик Бекетов Н.Н. (1827-1911); адмирал, строитель известных броненосцев Попов А.А. (1821-1898); географ и путешественник Семёнов Тян-Шанский П.П. (1827-1914); поэт Сологуб Ф.К. (1863-1927); Яковлева А.Р. (1758-1828), няня А.С. Пушкина и многие другие известные люди.

Гуляя по, заросшим травой, кладбищенским тропкам, мы удивлялись и возмущались сильному запустению исторической части кладбища, а также широкому уничтожению старинных могил, чтобы освободить место для новых захоронений. Даже спустя 12 лет, на кладбище, в пожухшей траве, все также можно найти множество людских костей, а порой и детских черепов.


02. Смоленское кладбище. Архивное фото автора. 2006 г.

foto-(153).jpg


Выйдя на станции метро "Приморская", мы прошли мимо НИИ Арктики и Антарктики по ул. Беринга до западного входа на Смоленское кладбище. От входа до Смоленской церкви идет центральная аллея, однако мы решили с нее свернуть, чтобы осмотреть остатки старинных надгробий и крестов, расположенных, по большей части, в северной части кладбища.

Как и прежде, нас встретило сильное запустение. Большинство каменных надгробий, еще не разрушенных до конца временем, были скрыты в высокой густой сорной траве. Тут и там торчали обломки, некогда красивых памятников, фамильных склепов… Ржавые и покосившиеся кресты слепо смотрели, стертыми от времени, безымянными табличками. На остатках некоторых древних надгробий XVIII–XIX веков еще кое-где проглядывались цифры рождения и смерти и наполовину стертые эпитафии.


03.

foto-(159).jpg


Через кладбище протекает мелководная река Смоленка, впадающая в Финский залив. С каждым годом она вместе с грунтовыми водами все больше и больше подмывает неукрепленные берега старинного кладбища, забирая с собой на дно безымянные кресты и надгробия. Вода в реке относительно прозрачная и через нее хорошо видно находящиеся на дне каменные и металлические кресты, а кое-где видны и человеческие кости…

За 8 лет с моего последнего визита на Смоленское кладбище в 2009 году, новые захоронения, варварским способом, активно наступающие на уже "занятые" места, практически наполовину стерли историческую часть кладбища с лица земли. Я так и не смог найти несколько красивых остатков памятников, памятных мне с 2005 года… Уничтожить уцелевшие старинные надгробия в центральной части кладбища пока мешает относительная их сохранность, но, как говорится, не известно, что будет завтра…


04.

foto-(163).jpg


По словам моего давнего друга, настоятеля старейшего в городе действующего храма в честь Святых Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы протоиерея Олега Скобля: "Земля на кладбище государственная, а Церковь лишь арендует землю под храмами, поэтому они никак не могут повлиять на разрушение старинных могил под новые захоронения…"

На кладбище стояла нереальная тишина, не пели птицы, не шумела листва, и каждый наш шаг отдавался громким звуком ломающихся под ногами веточек и шелестом травы. С грустными мыслями от увиденного, мы вышли на центральную Петроградскую аллею. Вдоль нее, вплотную, также расположены многочисленные старинные могилы, из надгробий которых росли деревья, которые за много лет, из, когда-то случайно занесенного ветром семечка, выросли до огромных размеров…


05. Сколько лет этой безымянной могилке?

P1240458.jpg


Так мы дошли до красивого небесно-голубого храма Смоленской иконы Божией Матери и повернули направо к, скрывающейся в зелени деревьев, часовне Ксении Блаженной.


06.

P1240478.jpg


Перед ней расположена еще одна современная часовенка, возведенная в 2001 году. Табличка на ней гласит следующее: "На сем месте находился главный престол храма во Имя Святой Живоначальной Троицы, построенного по проекту архитектора В.Т. Кульченкова и освященного в 1831 г. В 1932 г. храм был разобран на кирпич по распоряжению богоборческой власти".


07.

P1240482.jpg


Вскоре мы подошли к часовне Ксении Блаженной – одной из самых знаковых православных святынь Санкт-Петербурга. Возведенная в 1902 году, по проекту архитектора А. А. Всеславина, часовня над могилой Ксении Петербургской стала местом, куда уже более ста лет стекаются паломники со всей России.


08. Часовня Ксении Блаженной.

P1240488.jpg


Часовня спроектирована в псевдорусском стиле. Фасад по карнизу украшен полукруглыми кокошниками, арки на фасаде и на пристройке – мозаичными ликами Христа и Ксении Петербургской, а окна – витражными иконами. Завершает здание крыша в форме шатра, увенчанная золоченой главкой с крестом. Главным украшением внутри часовни является мраморный иконостас с мозаичным распятием и надгробие.


09.

P1240503.jpg


В 1940 году часовня была закрыта властями, а через семь лет вновь открыта для прихожан. В 1960 году ее снова закрыли, и только в 1983 году часовня была окончательно возвращена Русской Православной Церкви. После реставрации, в августе 1987 года она была вновь освящена и открыта для посещения.

Ксения Блаженная – одна из самых почитаемых в народе православных святых (канонизирована в 1988 году). Со времени ее упокоения и по сей день приходят к ней на могилу люди, с просьбами об исполнении своих желаний или в поисках заступничества перед Богом. Этому не смогли помешать даже советские власти, использовавшие часовню то под склад, то как сапожную или художественную мастерскую – люди все равно приходили к часовне и оставляли записки со своими чаяниями.


10. Молитва к святой Ксении Петербургской.

angel3.jpg


Внутрь мы, к сожалению, попасть не смогли, так как было уже позднее время и часовня была закрыта. Слева от входа, под ликом святой Ксении, на стене расположена мраморная доска, надпись на которой гласит:

"Во имя отца и Сына и Святого Духа. В сей часовне погребена раба Божия Блаженная Ксения Григорьева жена певчего Андрея Федоровича. Оставшись после мужа 26 лет, странствовала 45 лет. Звалась во вдовстве именем мужа: Андрей Федорович. Всего жития ея было на земле 71 год. В 1794-1796 году принимала участие в построении Смоленской церкви, тайно по ночам таская на своих плечах кирпичи для строящейся церкви". "Кто меня знал, да помянет мою душу для спасения свой души. Аминь".


11.

P1240501.jpg


Так как поток людей к часовне не иссякает с утра до вечера в любую погоду, под табличкой соорудили небольшую чугунную оградку и импровизированный подсвечник с защитой от дождя и ветра, где каждый желающий может поставить свечку, написать записку или положить цветы. Уже никто не вспомнит, откуда повелась традиция оставлять записки с просьбой о помощи или с благодарностью, но идут годы, а народ по-прежнему пишет и пишет, веря, что Ксения обязательно поможет…

В советское время ее полуразвалившаяся часовня была обнесена дощатым забором, и было установлено постоянное дежурство, чтобы не допускать к ней никого, а за хождение в церковь выгоняли с работы и из институтов. Но, несмотря на такие меры, народ постоянно приходил к Ксеньюшке и оставлял ей записки с изложением своих бед и просьб. Записки эти перебрасывали через забор, втыкали в щели между досок, а все доски забора были испещрены словами мольбы и благодарности за оказанную помощь.


12. Записочки с просьбами.

P1240490.jpg


Ее особый дар состоял в устройстве семейной жизни многих людей. Так, однажды, придя к семье Голубевых, блаженная Ксения объявила 17-летней девушке: "Ты тут кофе варишь, а муж твой жену хоронит на Охте. Беги скорее туда!" Смущенная девица не знала, что и ответить на столь странные слова, но блаженная Ксения буквально палкой заставила ее отправиться на Охтинское кладбище Санкт-Петербурга. Там хоронил свою молодую жену, скончавшуюся при родах, один доктор, безутешно рыдавший и наконец лишившийся чувств. Голубевы, как могли, пытались утешить его. Так состоялось их знакомство. Через некоторое время оно продолжилось, а год спустя доктор сделал дочери Голубевой предложение, и брак их оказался в высшей степени счастливым. Такие случаи помощи блаженной Ксении в устроении семьи бесчисленны – она поистине стала созидателем человеческих судеб.

Могила блаженной Ксении вот уже более 200 лет является источником исцелений, действенной помощью в трудных обстоятельствах, разрешением неразрешимых проблем. Так, одному человеку, страдавшему винопитием, явилась блаженная Ксения и грозно сказала: "Брось пить! Слезы матери и жены твоей затопили могилу мою". Надо ли говорить, что этот человек больше не притрагивался к бутылке?

Даже такой серьезный недуг, как эпилепсия, по силам великой Божьей угоднице. Известен случай. Дарья Тарасовна Куличкова из Петербурга измучилась со своей старшей дочерью, больной эпилепсией. Куда только ни возила ее, к каким только средствам ни прибегала. Без толку. Рассказали ей добрые люди про Ксению. Поехала на Смоленское кладбище вместе с дочкой. Сняли невдалеке квартиру и ходили добросовестно, как на работу, к часовне блаженной неделю – каждый день. Молебен заказывали, сами своими словами молились. Помогло. Вот уже три года нет у дочки приступов.


13.

P1240473.jpg


Император Александр III, в бытность свою наследником, заболел тифом в тяжелой форме. Царица Мария Федоровна очень встревожилась болезнью супруга. Один из камердинеров, увидев ее в коридоре, рассказал ей, как блаженная Ксения помогает болящим, дал ей песок с заветной могилки и добавил, что сам был исцелен от болезни по молитве праведницы. Великая княгиня положила песок под подушку болящего, и в ту же ночь она, сидя у изголовья, имела видение блаженной Ксении, которая сказала ей, что больной выздоровеет и в их семье родится дочь. Ее следует назвать Ксенией. Предсказание блаженной исполнилось в точности.

На сайте Смоленского прихода, объединяющего храм во имя Смоленской иконы Божией Матери на Смоленском кладбище, часовню святой блаженной Ксении Петербургской и храм Воскресения Христова, есть специальный раздел "Сборник современных свидетельств о чудесах по молитвам святой блаженной Ксении Петербургской", где люди со всех уголков России рассказывают о том, как им помогла святая Ксения. Прочитать свидетельства вы можете по следующей ссылке.


14.

P1240474.jpg


Кем же была святая покровительница Санкт-Петербурга при жизни?

Святая Ксения (по отчеству Григорьевна) была женой полковника Андрея Федоровича Петрова, служившего придворным певчим. Двадцати шести лет Ксения овдовела и, казалось, лишилась ума от горя. Она раздала свое имущество бедным, оделась в одежды покойного мужа и, как бы забыв свое имя, называла себя именем своего покойного мужа — Андреем Федоровичем.

Эти странности не были связаны с потерей рассудка, а лишь означали полное презрение к земным благам и человеческому мнению, ставящему эти блага в центр бытия. Так Ксения Петербургская взяла на себя тяжелый подвиг юродства Христа ради.

Земные скоропреходящие блага перестали иметь для нее какую-либо цену. У Ксении был дом, но она передала его одной знакомой с условием давать в нем приют беднякам. Сама же, не имея пристанища, Ксения скиталась среди бедняков Петербурга, а по ночам уходила в поле, где проводила время в горячей молитве. Когда на Смоленском кладбище начали строить церковь, Ксения после наступления темноты тайно носила кирпичи наверх постройки, чем помогала каменщикам возводить стены храма.


15. Надгробия семьи петербургского купца 1-й гильдии И. И. Антонова.

P1240513.jpg


Некоторые из родных Ксении хотели устроить ее у себя и снабдить всем необходимым для жизни, но блаженная отвечала им: "Мне ничего не надо." Она была рада своей нищете и, приходя куда-нибудь, порой замечала: "Вся я тут." Когда одежда ее покойного мужа истлела, Ксения оделась в самую бедную одежду, а на ноги одела рваную обувь без чулок. Теплого платья она не носила, а заставляла свое тело страдать от стужи.

Чувствуя величие духа блаженной Ксении, петербургские жители любили ее, потому что она презрела земное ради Царства Небесного. Если Ксения входила в чей-либо дом, это считалось хорошим признаком. Матери радовались, если она поцелует ребенка. Извозчики просили у блаженной позволения немного провезти ее, так как после этого выручка была обеспечена на целый день. Торговцы на базарах старались дать ей калач или какую-нибудь еду. И если блаженная Ксения брала что-либо из предложенного, то весь товар продавца быстро раскупался.


16.

P1240515.jpg


У Ксении был дар прозорливости. Накануне Рождества 1762-го года она ходила по Петербургу и говорила: "Пеките блины, завтра вся Россия будет печь блины." На другой день императрица Елизавета Петровна скоропостижно скончалась. За несколько дней до убиения царственного юноши Иоанна VI (Антоновича, праправнука царя Алексея Михайловича), который в младенчестве был провозглашен русским императором, блаженная плакала и повторяла: "Кровь, кровь, кровь." Через несколько дней после неудачного заговора Мировича юный Иоанн был убит.

Блаженная Ксения скончалась в конце 18-го века, но предание не сохранило ни года, ни дня ее кончины. Ее погре​**и на Смоленском кладбище, где она помогала строить церковь, после чего, в скором времени, началось паломничество на ее могилу…

Справа от часовни находится могилка с красивым старинным надгробием в форме небольшой часовенки. Надпись сообщает, что здесь покоится 10-ти летняя отроковица Шурочка Микрулева.


17.

P1240494.jpg


Осмотрев памятник, мы направились к храму Смоленской иконы Божией Матери, где немного поприсутствовали на вечерней службе. В храме было очень много людей, поэтому стоять пришлось практически у самых дверей.

В 1758 году на Смоленском кладбище была заложена деревянная Смоленская церковь. Она была построена за два года и освящена 30 сентября 1760 года. А в 1786—1790 годах по проекту архитектора А. А. Иванова в стиле раннего русского классицизма была построена каменная Смоленская церковь. 1 октября 1790 года был освящён главный алтарь во имя Смоленской иконы Божией Матери.


18. Храм Смоленской иконы Божией Матери.

P1240518.jpg


Архитектура храма представляет собой прямоугольное в плане здание с двухъярусной колокольней, покрашенное в голубой цвет. С западной стороны к церкви примыкает трапезная. Над входом возвышается колокольня, увенчанная серым шпилем. В обоих ярусах колокольни располагаются звонницы. Стена второго яруса декорирована коринфскими пилястрами. Каждая грань яруса завершена треугольным фронтоном. У церкви имеется три входа — один передний и два боковых. Каждый из входов украшен портиком. Храм увенчан низким куполом серого цвета, расположенном на низком барабане с арочными окнами по образцу византийского стиля. Купол завершает фонарь, увенчанный луковичной главкой с крестом.

С начала 1920-х годов церковь находилась у обновленцев. А в 1938 году в нее передали Казанскую икону Божией Матери, происходившую из Казанского собора, а через два года Смоленская церковь была закрыта. Казанскую икону Божией Матери передали в Князь-Владимирский собор, где она пребывала 60 лет (в 2001 году возвращена в Казанский собор). Внутреннее убранство храма было уничтожено.


19.

P1240511.jpg


В 1947 году церковь возвращена приходу и 8 марта того же года торжественно освящена настоятелем Николо-Богоявленского собора протоиереем Павлом Тарасовым. В центральном приделе был установлен иконостас, доставленный из закрытого в 1938 г. храма Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове.

Возле храма находится памятный камень, который гласит, что на этом месте находилось первоначальное захоронение великого поэта Украины Тараса Шевченко. А чуть поодаль расположено одно из красивейших надгробий семьи петербургского купца 1-й гильдии И. И. Антонова.


20.

P1240510.jpg


Шевченко скончался в Петербурге в день своего рождения, 26 февраля 1861 года. Слуга, закрепленный за академиком Императорской академии художеств, услышал его последнюю волю: "До Канева..." – и сердце поэта остановилось. Но в Канев его тело перевезли не сразу. Несмотря на то, что Тарас Шевченко отбыл положенные 10 лет ссылки, он так и не был реабилитирован и продолжал считаться политическим преступником, за которым велось наблюдение. Поэтому на захоронение неблагонадежного Шевченко в Украине требовалось официальное разрешение властей. Друзья решили похоронить его в Петербурге, а после оформления разрешения определиться с постоянным местом захоронения.

Похоронили Тараса Шевченко на Смоленском православном кладбище, вблизи собора. На отпевание пришли Достоевский, Лесков, Салтыков-Щедрин, Тургенев, Некрасов, представители украинской, польской и греческой общин Петербурга. Академик Шевченко лежал в соответствующем его сану дорогом деревянном гробу, который перед захоронением поместили в металлический ящик, чтобы земля не повредила ни тело, ни дерево, потому что со временем прах Шевченко предстояло вернуть в Украину. Герцен поместил в "Колоколе" проникновенный некролог. Смерть Шевченко в России восприняли как большую потерю для литературы и освободительного движения.

От Смоленской церкви мы направились к восточному входу на кладбище со стороны улицы Камская, где находятся Святые ворота, построенные по проекту архитектора Л. Руска в 1807-1809 годах и полуразрушенная церковь Воскресения Христова. На стене ворот висит мраморная памятная мемориальная доска, на которой высечена надпись, что на Смоленском кладбище была похоронена знаменитая няня Пушкина Арина Родионовна.


21.

P1240534.jpg


Арина Родионовна Яковлева, родилась 10 апреля 1758 года в деревне Суйда (ныне – село Воскресенское), а точнее - в полуверсте от Суйды, в деревне Лампово Копорского уезда Петербургской губернии. Мать ее, Лукерья Кириллова, и отец, Родион Яковлев, были крепостными, имели семерых детей. Арина было ее домашнее имя, а подлинное – Ирина или Иринья. Как крепостная крестьянка няня фамилии не имела. В документах (ревизские сказки, метрические церковные книги и т.д.) она названа по отцу - Родионовой, а в быту - Родионовной. Родионовной ее именовали уже под старость, как это делается иногда в деревнях. Сам Пушкин ни единого раза не назвал ее по имени, а в письмах писал "няня". Известно, что с её слов Пушкин записал семь сказок. Именно от неё он услышал впервые и про избушку на курьих ножках, и сказку о мёртвой царевне и семи богатырях. В литературе она именуется чаще как Арина Родионовна, без фамилии, либо, реже, под фамилией Яковлева.

Скончалась Арина Родионовна семидесяти лет от роду, в конце июля 1828 года, в Петербурге, в доме Ольги Павлищевой (Пушкиной). На похоронах не присутствовали ни Пушкин, ни его сестра. Хоронил няню муж Ольги Николай Павлищев. Родных в Петербурге у Арины Родионовны не было, господа о могиле няни тоже не заботились. Безымянная могила очень скоро затерялась. Только в 1940 году, в результате кропотливых поисков в архивах, удалось установить, что отпевали няню во Владимирской церкви. В метрической книге этой церкви нашли запись от 31 июля 1828 года № 73: "5-го класса чиновника Сергея Пушкина крепостная женщина Ирина Родионова 76 старостию иерей Алексей Нарбеков". Также выяснилось, что погребена она была на Смоленском кладбище, хотя саму могилу так и не нашли. Долго существовавшая версия, о том, что няню похоронили на Большеохтинском кладбище, была отвергнута.

В Интернете, на различных форумах, любознательные люди устраивают целые конференции, посвященные поиску могилки няни. Для питерцев поиск этого захоронения, наверное, сродни поиску Янтарной Комнаты в родном Калининграде. Нет, да проскочит сообщение, что кто-то видел еле приметный камушек с полустертой надписью "Арина Родионовна" на границе кладбища…

Возле Святых ворот располагается старинная Воскресенская церковь, построенная по проекту архитектора В. А. Демяновского в, совсем нехарактерном для того времени, стиле нарышкинского барокко. Проект был утверждён и церковь была заложена 16 июня 1901 года. 2 мая 1904 года был освящён главный престол во имя Воскресения Христова. Его украшал золочёный резной барочный иконостас с мозаичными образами по эскизам художника В. М. Васнецова.


22. Воскресенская церковь, начало реставрации. Архивное фото автора. 2009 г.

P1240530.jpg


Церковь представляет собой неоштукатуренное здание из красного кирпича, его венчали три купола. Три придела внутри разделены глухими перегородками и по сути являются изолированными церквями. Углы фасада украшены по горизонтали белыми полосками, окна украшены лепниной в русском стиле.

10 августа 1921 года в Воскресенской церкви отпевали поэта Александра Блока. В январе 1930 года Воскресенская церковь была закрыта и переделана под общежитие. Церковные ценности и внутреннее убранство были уничтожены, купола сбиты. В 1977 году там была обустроена насосная станция. В ходе работ были сломаны своды в подвале и сделаны металлические конструкции. В 1989 году работы были остановлены. В 1991 году церковь возвращена Санкт-Петербургской епархии в самых настоящих руинах. Кстати, на северной стене храма гранит и кирпич испещрен выбоинами от пуль. Есть мнение, что на этом месте, в смутные годы Революции, расстреливали священников по указанию богоборческой власти, а тела скидывали в безымянные братские могилы на территории Смоленского кладбища…


23.

P1240536.jpg


К сожалению, мокрая погода не позволила подольше и детальнее осмотреть это старинное кладбище… Мы были вынуждены отправиться в обратный путь… Но, в будущем, при посещении славного града Петербург, я обязательно приду к часовне Блаженной Ксении Петербургской в очередной раз.


24.

P1240461.jpg


Источник: https://blacktroll.livejournal.com/200318.html?utm_source=newsletter&utm_medium=email&utm_campaign=weekend_10_21&media
Поделиться в соцсетях
Оценить

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

ЧИТАТЬ ЕЩЕ

ЧИТАТЬ РОМАН
Популярные статьи
Наши друзья
Авторы
Олег Кашицин
г. Антрацит, ЛНР
Николай Зиновьев
станица Кореновская, Краснодарский край
Наверх