УЧИТЕЛЬ В ЦАРСКОЙ РОССИИ. Разоблачаем большевистскую пропаганду.

Опубликовано 09.10.2017

Ленин говорил: «Народный учитель у нас должен быть поставлен на такую высоту, на которой он никогда не стоял, не стоит и не может стоять в буржуазном обществе. Это — истина, не требующая доказательств».

Очевидно, Владимир Ильич был уверен, что в царской России учитель беден и унижен.

Предлагаю ознакомиться с кое-какой информацией по России (к 1913 году)

Во-первых, нагрузка учителя считалась уроками, а не «часами», как сейчас, что вводит в заблуждение обывателей. Эти так наз. современные «часы нагрузки учителя» не имеют ничего общего с астрономическим часом (60 мин.)

Во-вторых, нормативная нагрузка учителя гимназии (т.е. по-нашему, средней школы) составляла 12 уроков в неделю. Дополнительно разрешалось взять ещё до 6 уроков, т.е.18 часов – это была максимальная урочная нагрузка.

ЧАСТЬ 2.

Ещё при Александре I повысился социальный статус учителей, так как учительские должности в законодательном порядке были соотнесены с чинами Табели о рангах.

Например:

— в XIV классе (коллежский регистратор состоял учитель рисования уездного училища;

— в XII классе (губернский секретарь) — учителя уездного училища, учитель рисования гимназии;

— в X классе (коллежский секретарь) — учителя языков («младшие») гимназии;

— в IX классе (титулярный советник) — учителя наук («старшие») гимназии, смотрители уездных училищ;

— в VII классе (надворный советник) — директор гимназии.

Чин XIV класса в статской службе давал личное дворянство, чин VIII класса (коллежский асессор) — потомственное дворянство, со всеми соответствующими правами и привилегиями.

Замечание: факт биографии Ленина – он был потомственным дворянином благодаря отцу, который дослужился до должности директора народных училищ в Симбирской губернии (инспектировал начальные школы), награждён орденами Святых Анны, Владимира, Станислава, поэтому имел чин IV класса (действительный статский советник), что соответствовало генерал-майору, и получил потомственное дворянство.

Вспомните хотя бы одного современного инспектора сельских начальных школ с тремя государственными наградами, пусть даже гипотетически сравнимого с генералом!.

ЧАСТЬ 3.

В 1909 г. Министерство народного просвещения внесло в Государственную думу законопроект «Об улучшении материального положения служащих в средних общеобразовательных учебных заведениях и окружных инспекторов».

«Едва ли можно сомневаться в том, — говорилось в проекте, — что учительский труд принадлежит, наряду с немногими другими профессиями, к числу наиболее утомительных, тяжелых и истощающих; поэтому и для привлечения к педагогической деятельности желательных лиц необходимо не только дать преподавателям вознаграждение, обеспечивающее им безбедное существование, но и вселить в них уверенность, что, по мере прохождения службы, материальное благосостояние их будет увеличиваться…»

С 1912 г. после принятия закона учителя наук и языков с высшим образованием получали годовой оклад в первые пять лет службы 900 руб., размер пятилетней прибавки равнялся 400 руб., так что преподаватель со стажем 20 лет получал 2500 руб. в год.

Учителя приготовительных классов и учителя наук и языков без высшего образования начинали с годового оклада 750 руб., размер пятилетней прибавки равнялся 200 руб., так что преподаватель с 20-летним стажем получал 1550 руб. в год.

Дополнительные уроки (свыше 12-ти в неделю) у первых оплачивались по 75 руб. в год, у вторых по 60 руб. Наконец, классное наставничество стало оплачиваться в размере 600 руб. в год.

Кроме того существовала система частных уроков (репетиторство), занимались этим в основном студенты.

Но если нанимали учителя, то оплата была достаточно высокой. Например, у Чехов в рассказе «Учитель словесности» Никитин получал за один частный урок 5 рублей — месячный заработок домашней прислуги.

ЧАСТЬ 4.

В средней школе существовали и некоторые другие виды выплат. Так, при закрытии учебного заведения учителям должны были не только предоставить другую работу, но и выплатить годовой оклад.

В случае смерти невыплаченное жалование отдавалось семье покойного. При поступлении на службу выплачивались подъемные в размере 1/3 годового оклада плюс прогонные (оплата проезда к месту будущей службы).

Пенсионное обеспечение:

у преподавателей с высшим образованием годовой пенсионный оклад равнялся 1800 руб., у преподавателей без высшего образования — 1100 руб.

По Уставу 1828 г.: «Директор, Инспектор, и учители Гимназий, а равно и штатные Смотрители и учители уездных училищ, при увольнении от мест, награждаются за 20 лет беспорочной службы половинными, а за 25 лет полными, против получаемаго ими оклада, пенсиями… За служение свыше 25 лет определяется еще соразмерная прибавка к пенсии…

Полный оклад пенсии выплачивался после 25 лет службы, при этом можно было продолжать службу и получать жалование в полном размере, а за каждые 5 лет работы после основного стажа пенсия увеличивалась на 20%; дети пенсионера бесплатно обучались в любом среднем учебном заведении системы Министерства народного просвещения.

ЧАСТЬ 5.

Теперь месячная зарплата:

— учителя (без стажа) старших классов в женских и мужских гимназиях получали 90-100 рублей в месяц (нормативная нагрузка 12 уроков в неделю);

— учителя (с высшим образованием и стажем 20 лет) старших классов в женских и мужских гимназиях получали 270 рублей в месяц (нормативная нагрузка 12 уроков в неделю);

— учитель с высшим образованием и 20-летним стажем работы, проводивший 6 дополнительных уроков (сверх нормативных 12-ти) и исполнявший должность классного наставника, – 295 руб. в месяц.

ЧАСТЬ 6.

Месячное жалованье / зарплаты в Российской Империи к 1914 году были следующие:

— прислуга от 3 до 10 руб. + жильё и питание;

— рабочие провинциальных заводов, деревенских мануфактур, а также чернорабочие, грузчики (за 60 и более часов в неделю) — от 8 до 15 рублей в месяц;

— рабочие на металлургических заводах Москвы и Петербурга — от 25 до 35 рублей;

— младшие чины государственных служащих, простые служащие почты, помощники аптекарей, санитары, библиотекари — 20 рублей в месяц;

— врач земской больницы — 80 рублей, у фельдшеров — 35 рублей, заведующий больницей — 125 рублей в месяц;

— начальники почтовых, железнодорожных, пароходных станций в крупных городах — от 150 до 300 рублей;

— штабс-капитан — от 93 до 123 рублей, капитан — от 135 до 145 рублей, подполковник от 185 до 200 рублей в месяц;

— полковник Царской армии — 320 рублей в месяц, генерал в должности командира дивизии имел оклад 500 рублей, а генерал в должности командира корпуса – 725 рублей в месяц.

— депутаты Государственной Думы — 350 рублей;

— губернаторы — около одной тысячи рублей,

— министры и высшие чиновники, члены Государственного Совета – 1.500 рублей в месяц.

ЧАСТЬ 7.

Таким образом, учитель с высшим образованием со стажем 20 лет, общей нагрузкой 18 уроков (12 часов нормативной нагрузки на ставку + 6 дополнительных уроков в неделю) и классным наставничеством получал зарплату 295 руб. в месяц, что было в 14 раз больше средней зарплаты рабочего, 92% к окладу полковника, 84% к окладу Депутата Госдумы, 60% к окладу генерала Царской армии и совпадало с окладами начальников железнодорожных и пароходных станций в крупных городах.

Даже начинающий учитель без высшего образования, не исполняя должности классного наставника и не ведя дополнительных уроков, получал за свои 12 уроков в неделю зарплату в 3 раза выше, чем среднестатистический рабочий, который работал 60 часов и более.

Обычная стоимость съёмной квартиры для семьи со средним доходом (т.е. порядка 80 рублей) была примерно 15 рублей в месяц.

Учитель гимназии (т.е. средней школы) мог позволить себе снимать квартиру улучшенного качества за сумму около 25 рублей и содержать прислугу (женская – 3-7 рублей, мужская – 5-10 рублей).

Например, читаем у Чехов в рассказе «Учитель словесности»: «Никитин жил в квартире из восьми комнат, которую он нанимал за триста рублей в год, вместе со своим товарищем, учителем географии и истории Ипполитом Ипполитычем».

Последние комментарии
Загрузка...
Популярные статьи
Книга "НА ЧАШЕ ВЕСОВ"
Заказать книгу
Подробнее >>
Наши друзья
Наверх