Взрыв в метро Санкт-Петербурга: что известно о произошедшем. 3 ВИДЕО

Опубликовано 03.04.2017
Взрыв в метро Санкт-Петербурга: что известно о произошедшем. 3 ВИДЕО

На синей ветке метро Санкт-Петербурга произошел взрыв. Погибли 11 человек, 47 пассажиров получили ранения. В городе объявлен трехдневный траур. Владимир Путин назвал теракт приоритетной версией произошедшего. Политологи прогнозируют завинчивание гаек в качестве реакции властей.

Взрыв в петербургском метро произошел на перегоне между станциями «Технологический институт» и «Сенная площадь» около 14:40, рассказали РБК в Национальном антитеррористическом комитете (НАК). ​По данным спецслужб, речь идет о неустановленном взрывном устройстве.

В течение часа после взрыва городские власти закрыли все городские станции метрополитена. Взрывное устройство «было оставлено» в вагоне под сиденьем, сообщил «Интерфакс» со ссылкой на источник. Мощность бомбы составила до 500 г в тротиловом эквиваленте, в качестве поражающего элемента использовались шарики из подшипника, рассказал собеседник РБК в правоохранительных органах. По его словам, спецслужбы изучают «экстремистский след». Позднее в Национальном антитеррористическом комитете сообщили, что еще одна бомба была обнаружена на «Площади Восстания». Устройство, которое обезвредили саперы, было замаскировано под огнетушитель, его мощность составляла 1 кг в тротиловом эквиваленте.


Владимиру Путину доложили о произошедшем, рассказал РБК пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. Президент в момент взрыва работал в Стрельне, пояснил он. Путин приехал в Санкт-Петербург и утром 3 апреля выступил на ежегодном медиафоруме Общероссийского народного фронта. «Я уже разговаривал с руководителями специальных служб, с директором ФСБ. Правоохранительные органы и специальные службы работают, сделают все, для того чтобы выявить причины случившегося, дать полную оценку тому, что произошло», — заявил глава государства на встрече с белорусским президентом Александром Лукашенко. «Естественно, мы всегда рассматриваем все варианты — и бытовые, и криминальные, прежде всего проявления террористического характера», — подчеркнул Путин.



Уголовное дело по ст. 205 УК (террористический акт) в связи со взрывом завел Следственный комитет. По словам официального представителя ведомства Светланы Петренко, в Санкт-Петербург командированы сотрудники Главного управления по расследованию особо важных дел. Собеседник РБК, близкий к руководству СКР, указал, что дело заведено еще и по ст. 223.1 УК (незаконный оборот взрывчатк​и). По данным «Интерфакса», предполагаемый террорист попал в объектив камер видеонаблюдения.



Теракт в Петербурге отчасти напоминает «теракты, которые были в Москве в 2010 году на станциях метро «Лубянка» и «Парк Культуры», отметил в разговоре с РБК глава думского комитета по безопасности Василий Пискарев. По его словам, по характеру разрушений вагонов можно сделать вывод, что взорвалось «безоболочное устройство».


Свидетельства очевидцев

Житель Санкт-Петербурга Арслан Курбанов рассказал РБК, что его коллега оказался на одной из станций метро, куда прибыл взорванный поезд. По его словам, он отправил ему фотографию и сообщение: «На перегоне был взрыв, парень оставил портфель, открыл дверь и перешел в другой вагон. Только один вагон».

«Я спускалась по эскалатору на «Сенную», когда услышала глухой хлопок. Спустилась на станцию, и в ее конце было видно сильное задымление», — отметила в разговоре с РБК Мария Боброва. «Я вышла из вагона на станции «Технологический институт», увидела дым и людей в крови, бегущих на меня. Пассажиры бежали, некоторые не понимали, что случилось», — сообщила РБК Валерия Шикова.

«В 14:34 примерно начался запах гари в нашем вагоне. Наш поезд подъехал к станции, уже когда был взрыв. Машинист успокоил пассажиров и открыл двери», — сообщила РБК очевидец Мария Кузенко.

Взрыв раздался «из-под пола», рассказала радиостанции «Говорит Москва» одна из очевидцев: «Выбило люк напротив двери. Повалил дым, пыль, и был очень сильный запах гари. Мы доехали до станции «Технологический институт», и все вышли из вагона».

Уязвимый объект

«Ни одно метро — ни московское, ни петербургское, ни парижское — не обладает техническими средствами, чтобы предупредить теракт. Тем более что набор технических средств у нас сильно ограничен: это рамки металлоискателей, выборочные проверки полицейских и частных охранных предприятий и тревожные кнопки. Весь этот набор — он больше для показательности. Нам говорят, что вроде как здесь безопасно, хотя на самом деле это не так. Это миллиарды, выброшенные на ветер», — убежден вице-президент ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа» Алексей Филатов.

«Любая инфраструктура имеет уязвимые элементы с точки зрения безопасности. В метро мы можем назвать огромное количество объектов, которые технически обезопасить нельзя», — прокомментировал РБК бывший начальник Центра общественных связей (ЦОС) ФСБ Александр Михайлов. По его словам, рамки металлоискателей и магнитные детекторы в общественных местах не могут решить своих задач: «В часы пик при большом количестве народа это невозможно отследить. Когда толпа идет, она вся звенит». Кроме того, пронести взрывное устройство можно на объект, где никакого технического оснащения для безопасности не предусмотрено, например в автобус или троллейбус, указал Михайлов. Поэтому, по его словам, антитеррористические меры должны концентрироваться не на безопасности объектов, а на оперативной работе.

«Но и здесь мы сталкиваемся с огромным количеством мертвых зон, когда потенциальные террористы не находятся в поле зрения правоохранительных органов, потому что не связаны со структурами, которые находятся под их контролем», — сказал Михайлов. Поскольку Россия имеет дело с большим количеством угроз, «исходить приходится из очень широкого спектра предположений, кто мог осуществить такой акт, от психопата-одиночки до группировок, связанных с запрещенным в России «Исламским государством», рассуждает бывший глава ЦОС ФСБ.

Как рассказал РБК Филатов, одной из таких мертвых зон является «методика визуального выявления преступников», которая активно используется, например, в Израиле. «У нас этой системы нет, но мы пытаемся ее копировать и доверяем эту работу людям неподготовленным. Конечно, никакой обычный полицейский не может угадать по глазам или по походке, идет ли человек на преступление. Чаще всего возможность выборочной проверки приводит к тому, что полицейские выдергивают людей кавказской национальности из толпы, чтобы поиздеваться, но никак не противостоять террористическим проявлениям, — отметил ветеран «Альфы». — Надо работать на более дальних подступах: там, где террористы тренируются, где они приобретают взрывные устройства, на съемных квартирах, где они готовятся стать шахидами. А если у человека уже есть взрывное устройство и он ищет место большого скопления людей, он его без труда найдет».

Источник: http://www.rbc.ru/society/03/04/2017/58e2384a9a7947f3f0173629
Поделиться в соцсетях
Оценить

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

ЧИТАТЬ ЕЩЕ

ЧИТАТЬ РОМАН
Популярные статьи
Наши друзья
Наверх