ЗАГУБЛЕННАЯ СУДЬБА

Опубликовано 13.04.2017
ЗАГУБЛЕННАЯ СУДЬБА

Весной 1920 года панская Польша в очередной раз решила прибрать к рукам ставшие самостийными Бе­лоруссию и Украину. Одновременно из Крыма в степи Таврии - вотчину Нестора Махно - выступила армия Врангеля. Начались боевые действия, получившие на­звание Третьего похода Антанты.

Войска советского Западного фронта во главе с Ту­хачевским погнали поляков на запад. На каждодневном докладе маршалу Пилсудскому о военных делах дежур­ный генерал польского генштаба в смятении повторял: «Какой марш, какой марш!..»

Двадцатый год стал апогеем и переломом мировой революции. Сокрушение буржуазной Польши и соеди­нение российского сырьевого и германского промыш­ленного социализма (а в Германии тоже зрела рево­люция) определило бы судьбу Европы, и на острие этой атаки был молодой и способный Тухачевский.

Однако в виду предместий Варшавы наступательные возможности его фронта, оторвавшегося от тылов, ис­сякли; требовалась помощь соседей. Но у командования Юго-Западным фронтом имелись свои виды на победу. Член Военного Совета фронта Сталин не передал Туха­чевскому свою ударную силу - Первую конную армию.

Амбиции и стратегические просчеты советских ко­мандующих, не захотевших сконцентрировать удары и решивших наступать по расходящимся направлени­ям, привели к поражению. Рожденная в степях, Первая Конная увязла в кровопролитных боях на тесных улоч­ках Львова. Войска Западного фронта были разбиты, десятки тысяч человек попали в плен, где подверглись жестокому обращению и по большей части погибли.

В отличие от расстрелянных в Катыни польских жандармов, получавших боевой опыт, звания и награ­ды в кровавых набегах и расправах над населением украинско-белорусских приграничных местечек, они прочно забыты: советской власти не хотелось вспоми­нать о поражении, а для сегодняшней - красноармей­цы, погибшие в боях за мировую коммуну, не пред­ставляют интереса.

За такие дела можно было устроить обвинение в из­мене и срыве мировой революции, что впоследствии стали вешать на Троцкого. Но Сталин отделался уко­ризной Ленина: «Ну, батенька, кто же через Львов на Варшаву ходит!..» - и снятием с должности.

В 1923 году, выступая перед военными, Тухачевский сравнил поведение генерала Ренненкампфа в 1914 году, ставшее причиной гибели в Августовских лесах двух армейских корпусов генерала Самсонова, с пове­дением Сталина подо Львовом. Надо было знать харак­тер Сталина, чтобы предвидеть последствия такой кри­тики, но надо было знать и самолюбие Тухачевского. Так или иначе, Сталин дважды сыграл роковую роль в его судьбе, не дав сначала стать великим полководцем, а потом уничтожив физически.

Владимир Петропавловский

Поделиться в соцсетях
Оценить

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

ЧИТАТЬ ЕЩЕ

ЧИТАТЬ РОМАН
Популярные статьи
Наши друзья
Наверх