ЖИЗНЬ ПОЛОЖИЛ ЗА РУССКОЕ СЛОВО. К 220-летию Владимира Даля

Опубликовано 09.12.2021
ЖИЗНЬ ПОЛОЖИЛ ЗА РУССКОЕ СЛОВО. К 220-летию Владимира Даля

Начало литературной деятельности Владимира Ивановича Даля относится к 1830 году. Его первая повесть «Цыганка» была названа издателем журнала Н.А. Полевым «превосходным сочинением», но широкая публика ее не заметила. Известность Далю – казаку Луганскому (псевдоним взят по месту рождения), принесли «Русские сказки, из предания народного изустного на грамоту гражданскую переложенные, к опыту житейскому приноровленные и поговорками бродячими разукрашенные казаком Владимиром Луганским. Пяток первый» (СПб., 1832). Используя фольклорные сюжеты, Даль свободно их изменял, комбинировал, вносил черты сентиментальности в сказочную фантастику. Из-за сатирической направленности некоторых сказок (высмеивались «блюдолизы придворные», тупые чиновники) сборник был расценен III отделением как «насмешка над правительством», запрещен и изъят из продажи. Автор был арестован, но сразу же освобожден: император Николай I припомнил заслуги Даля в польской кампании и простил его. История с запрещением сказок принесла Далю известность среди литераторов. Сказки стали поводом для знакомства в 1832 году с Пушкиным, к которому он пришел со своим сборником как литератор к литератору. В 1833 году Даль встречается с Пушкиным в Оренбурге, куда поэт едет за материалами о Пугачеве. По дороге в Бердскую слободу Пушкин рассказывает Далю сказку о Георгии Храбром и волке (позже Даль ее напечатает), Даль же в ответ – сюжет «Сказки о рыбаке и рыбке». Через месяц Пушкин пришлет Далю рукопись этой сказки с надписью «Твоя от твоих! Сказочнику Казаку Луганскому – сказочник Александр Пушкин».

По свидетельству историка П.И. Бартенева, «за словарь свой Даль принялся по настоянию Пушкина». В 1837-м Даль по служебным делам оказался в Петербурге и, узнав от А.П. Башуцкого о дуэли, тотчас поспешил на Мойку, неотлучно сидел у изголовья умирающего поэта как врач и близкий друг, слышал его предсмертные слова. В память о Пушкине Далю был подарен сюртук, в котором стрелялся поэт, и его перстень-талисман с изумрудом.

В 1839 году в «Отечественных записках» появляется повесть Даля «Бедовик», где главный герой – честный и неподкупный уездный чиновник, на долю которого приходятся одни невзгоды. В Оренбургском крае Даль занимается не только службой и литературой.

С 1841 по 1849 год Даль служит в Петербурге сначала секретарем товарища министра уделов Л.А. Перовского (брата В.А. Перовского), а после того как Л.А. Перовский стал министром внутренних дел, заведует Особой канцелярией. Командировки в южные губернии дали возможность познакомиться с южными наречиями. Здесь же он столкнулся со страшными случаями ритуальных убийств, совершенных иудейскими фанатиками. По этому поводу Даль написал книгу «Разыскание о убиении евреями христианских младенцев и потреблении крови их» (1844).

В 40-е годы творчество Даля развивается в русле «натуральной школы», где одним из ведущих жанров становится физиологический очерк, ставивший своей целью показать человека как представителя определенной социальной среды, профессии, местности, соответствующим образом индивидуализировалась речь персонажей. При описательно-повествовательной композиции, почти бессюжетности очерков характерность речи, образа жизни персонажей была в центре внимания читателей. В 1842 году в альманахе А.П. Башуцкого «Наши, списанные с натуры русскими» Даль печатает очерк «Уральский казак». Большую популярность принесли Далю и другие физиологические очерки:

«Денщик» (1845), «Русский мужик» (1845), «Русак». В некрасовском альманахе «Физиология Петербурга» (1845) был напечатан очерк «Петербургский дворник», признанный одним из лучших в книге. Успеху очерков способствовали: превосходное знание им самых разнообразных сфер русской жизни, тонкая наблюдательность, яркое своеобразие речи его героев. Н.В. Гоголь называл сочинения Даля «живой и верной статистикой России».

Кроме очерков, в эти годы Даль пишет также повести и рассказы. Наиболее значительные из повестей: «Вакх Сидоров Чайкин» (1843), «Хмель, сон и явь» (1843), «Павел Алексеевич Игривый» (1847), «Жизнь человека, или Прогулка по Невскому проспекту» (1843). В них Даль также изображал «маленького человека», противопоставляя ему самодуров-помещиков, тупых блюстителей закона. В рассказах «Мертвое тело» (1857), «Двухаршинный нос» (1856), «Хлебное дельце» (1857) и других Даль продолжает тему бесправия человека из народа перед законом, перед устоями общества. В 1853 году по заказу Великого князя Константина Даль выпускает сборник «Матросские досуги» («Солдатские досуги» были напечатаны в 1843-м). Оба сборника предназначались для простого народа и пользовались большим успехом.

В это время Даль уже был управляющим удельной конторой в Нижнем Новгороде (1849–1859). Служба в столице тяготила Даля, хотя он и был правой рукой Л.А. Перовского, неохотно отпустившего его в Нижний. Хорошие отношения между ними сохранились, что видно из переписки, где Даль часто обращается к Л.А. Перовскому с просьбами помочь крестьянам Нижегородской губернии.

В 1853 году Даль представил в Академию наук свой сборник «Пословицы русского народа», включавший свыше 30 тысяч пословиц, поговорок, загадок, прибауток, народных верований. На титульном листе стоял эпиграф «Пословица несудима».


«Пословицы русского народа» были напечатаны лишь в 1861–62 после смерти императора Николая I. Помимо этой книги, Даль под псевдонимом Русопят составил сборник эротических пословиц «Русские заветные пословицы и поговорки», который по цензурным соображениям так и не был напечатан.

В течение всей своей многолетней службы Даль очень добросовестно исполнял свои обязанности, искренне любил крестьян и всегда стремился помочь им в решении отдельных вопросов. Вскоре после смерти Л.А. Перовского (1856) Даль по состоянию здоровья и из-за конфликта с новым министром подает в отставку и поселяется в 1859 году в Москве.

«Живое слово дороже мертвой буквы» – Даль любил эту пословицу и на протяжении всей жизни собирал слова, народные выражения, стремясь показать богатство живого языка, а через него раскрыть различные стороны народной жизни. Ни служба, ни занятия литературой и наукой не могли прервать его настойчивой и кропотливой работы по составлению «Толкового словаря живого великорусского языка». Полностью отдаться этому главному делу своей жизни Даль смог после выхода в отставку. Первый том словаря был издан в 1863 году Обществом любителей российской словесности, расходы по выпуску следующих томов взял на себя император Александр II, пожаловавший Далю орденскую ленту. Последний, 4-й том словаря вышел в 1866 году. Академия наук присудила Далю за словарь Ломоносовскую премию и избрала его в почетные члены, Географическое общество наградило золотой Константиновской медалью, а Дерптский университет прислал диплом и немецкую премию.

В словарь Даля вошло более 200 тысяч слов, из них 80 тысяч собрано самим Далем, они не входили раньше ни в один словарь. Впервые Даль применил расположение слов по гнездовому способу. Объясняя этот способ составления словаря, Даль писал: «При обработке словаря своего составитель его следовал такому порядку: идучи по самому полному из словарей наших, по академическому, он пополнял его своими запасами; эта же работа пополнялась еще словарями... и затем, собрав слова по гнездам, составитель пополнял и объяснял их по запискам и по крайнему своему разумению...» Эти «записки» и «разумение» Даля, большого знатока народной жизни, рассказывали о труде крестьян, их быте, народном искусстве, верованиях, мироощущении.

При объяснении значений слов Даль пользовался пословицами, поговорками, народной фразеологией.

В последние годы своей жизни Даль переиздает свои художественные произведения. В 1861 году выходит полное собрание его сочинений в восьми томах (СПб., 1861).

В своем доме на Пресне (сохранившемся) Даль мастерит ларцы, вырезает рогатые мотовила для пряжи, трудится на токарном станке. За год до смерти Даль принял Православие. До последней минуты он трудился над словарем, готовил его второе издание.

Даль вошел в историю нашей культуры прежде всего как создатель Толкового словаря живого великорусского языка, отразившего с исключительной полнотой словарный состав языка XIX века. Словарь Даля выдержал шесть изданий. Богатством материала труд Даля превышает все, что когда-нибудь у нас было сделано силами одного лица. Даль фактически совершил подвиг в науке, создав за 50 лет труда словарь, «для составления которого потребовалась бы целая академия и целое столетие» (П.И. Мельников).

Высоко оценивают деятельность Даля и ученые-фольклористы. «Пословицы русского народа» – крупнейшее собрание малых жанров народного творчества, тем более ценное, что Даль не занимался отбором пословиц, а дал объективную картину мировоззрения народа со всеми его противоречиями.

Сборник пословиц, подготовленный Далем, живет активной жизнью. Старые народные пословицы живут в произведениях писателей, повседневной речи людей как мудрость народа, как золотой фонд его творчества.

Собирательская деятельность Даля не ограничивалась словарем и сборником пословиц. Большое количество записанных им сказок было передано А.Н. Афанасьеву для его сборника «Народные русские сказки», записи песен вошли в собрание песен П.В. Киреевского, лубочные картины, собранные Далем, стали основной частью труда Д.А. Ровинского «Русские народные картинки».

В. И., Д. К.
Худ. А.Н. Генкина


Источник: http://www.rv.ru/content.php3?id=14043
Поделиться в соцсетях
Оценить

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

ЧИТАТЬ ЕЩЕ

ЧИТАТЬ РОМАН
Популярные статьи
Наши друзья
Наверх