Владимир Смоленский
поэт

Владимир Алексеевич Смоленский родился 24 июля (6 августа) 1901 года на Дону, в Луганске, в дворянской семье. В двадцати верстах от города располагалось имение его отца, где и прошло детство будущего поэта. Его отец, полковник, потомственный донской казак, служил в жандармском полицейском управлении и был расстрелян большевиками на глазах сына.

В 1919–1920 годах Владимир воевал в Добровольческой армии, с которой и эвакуировался из Крыма в 1921 году.

Жил в Тунисе, потом во Франции, где два года работал на металлургических и автомобильных заводах. Получив стипендию, окончил в Париже гимназию, учился в Сорбонне и коммерческой академии. После окончания обучения много лет работал бухгалтером.

Русский Париж познакомился с молодым поэтом Владимиром Смоленским в 1927 году, когда стали появляться его стихотворения в газете «Возрождение», а позже, в тридцатые годы, стали издаваться сборники его стихов. В эти же годы он был популярным декламатором и собирал полные залы восторженных почитателей. Сохранилось много воспоминаний о неповторимом исполнительском мастерстве читавшего свои стихи Смоленского, о его выразительном баритональном голосе. Немало сил поэт отдавал и общественной жизни русской эмиграции: Союзу молодых поэтов и писателей, Союзу русских писателей и журналистов, объединению казаков–литераторов.

В 1939 году Смоленский работал бухгалтером на часовом заводе в маленьком городке Аррас, на севере Франции, но в 1940 году вынужден был вернуться в Париж, где пережил немецкую оккупацию.

В послевоенные годы он продолжил участвовать в литературной жизни Парижа: печатался в журнале «Возрождение», в газете «Русское воскресенье», выступал на творческих вечерах, в 1947 году был одним из редакторов альманаха «Орион». В этом же альманахе, кроме стихов В. Смоленского, был напечатан его перевод со старофранцузского — первая глава поэмы «Любовь Тристана и Изольды», а в 1955 году в журнале «Возрождение» — перевод второй и третьей глав. В 30-50-е годы он успешно занимался литературной критикой: в периодике тех лет были опубликованы статьи «О критике и Поэзии», «Мистика Александра Блока», «Мысли о Клюеве» и др. Но активная творческая жизнь поэта внезапно оборвалась: у него обнаружили рак горла и после операции он лишился голоса. И всё же, страдая от мучительной болезни, продолжал писать стихи, которые вошли уже в посмертный сборник лирики Смоленского — «Стихи. 1957–1961», изданные в 1963 году усилиями его вдовы — Таисии Ивановны Смоленской. Предсмертные строки поэта — это слова искренне верующего человека, полные смирения перед неотвратимостью близкого конца. В ночь на 8 ноября 1961 года Смоленский умер и был похоронен в парижском «русском некрополе», на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

В отличие от многих поэтов Смоленский начал писать стихи, когда ему было уже более двадцати лет. Страшные воспоминания юности, ужас смерти, боль, голод, жестокость Гражданской войны и гибель старой России — темы первых двух сборников поэта, вышедших в 1931 и 1938 годах. Стихи, собранные в первых изданиях, уже содержали в себе предпосылки того религиозного подъёма, который отражён в поздних поэтических книгах. От сборника к сборнику усиливаются христианские мотивы, обретают новую глубину философские размышления поэта. С особенной остротой в последних произведениях он раскрыл свою боль от вечного выбора души между стремлением к Богу и приверженностью к земному. Поэзия Смоленского впитала в себя богатейший опыт русской религиозно-философской лирики, а глубокая философичность последнего прижизненного сборника поэта «Счастье» подняла Смоленского до уровня одного из крупнейших и выдающихся поэтов России XX века. Ему удалось стать выразителем умонастроений целого поколения русских парижан — тех, кому в юном возрасте пришлось пройти революцию и Гражданскую войну, приобрести горький опыт изгнания. И поэтому современникам Смоленского были особенно близки в его лирике соединение автобиографического начала с воплощением духовной трагедии всего поколения, религиозное осмысление конкретных исторических событий и заострение «проклятых» русских вопросов, попытка прозрения мистической сущности изображаемых явлений.

Литературное наследие Владимира Алексеевича Смоленского, начало возвращаться в Россию в конце 1980-х годов. В антологиях русской зарубежной поэзии были напечатаны подборки его стихов, появились многочисленные журнальные публикации. Переизданы его поэтические книги: первое издание – «Жизнь ушла, а лира всё звучит» — вышло в издательстве «Праминко» в 1994 году; второе, более полное, — «О гибели страны единственной…» — к столетию со дня рождения поэта в 2001 году выпустило издательство «Русский путь». Все эти публикации сделали доступным творчество Смоленского отечественному читателю. Поэт предстаёт перед нашим современником человеком страдающим, мятущимся. Поэтический голос Смоленского передает духовное состояние, знакомое многим и в наши дни — опыт преодоления «кризиса мира» через сопричастность вечным нравственным и духовным ценностям, через служение России, верность своему высшему призванию. Эти черты личности поэта не могут не вызвать уважения у современного читателя.

В фонде библиотеки Дома русского зарубежья им. А. Солженицына хранится ценная коллекция сборников поэтов русского зарубежья, принадлежавшая Владимиру Смоленскому (дар Н.А. Струве), с их автографами, посвящёнными поэту. Со многими его связывала крепкая дружба, среди них — В.А. Мамченко, Н.С.Белавина, А.А.Горская, Е.Л.Таубер, Ю.П.Трубецкой, А.С.Гингер, Л.И.Кельберин, А.Я.Браславский. и другие.

По материалам статей С. Дурасова, А.Г. Данилова, Т.А. Величковской.

Я знаю, Россия погибла

Опубликовано 07.12.2016

Я знаю, Россия погибла
И я вместе с нею погиб —
Из мрака, из злобы, изгибла
В последнюю гибель загиб.

НОЧНОЙ РАЗГОВОР

Опубликовано 07.12.2016

Переполнен озорною силой,

Щедрый на усмешку и слова,

Вспомню землю, что меня носила,

И моря, в которых штормовал.

Наверх