"ДУМАЛИ УЖЕ СЛУЖИТЬ В ПЕЩЕРЕ": КАК ВЫЖИВАЕТ ЕДИНСТВЕННЫЙ РУССКИЙ ПРИХОД В МОНГОЛИИ

Опубликовано 08.03.2024
"ДУМАЛИ УЖЕ СЛУЖИТЬ В ПЕЩЕРЕ": КАК ВЫЖИВАЕТ ЕДИНСТВЕННЫЙ РУССКИЙ ПРИХОД В МОНГОЛИИ

СВЯТО-ТРОИЦКИЙ ХРАМ В УЛАН-БАТОРЕ. ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ЦАРЬГРАДУ АВТОРОМ

Ровно 27 лет назад постановлением Священного Синода от 28 декабря 1996 года под юрисдикцию Московского Патриархата была принята Свято-Троицкая община Улан-Батора. Так в Монголии после более чем 70-летнего перерыва снова начала действовать Русская Православная Церковь. Как единственный на всю страну приход пережил кризисы последних лет, и в каком положении пребывает сейчас, рассказал настоятель Свято-Троицкого храма в Улан-Баторе иерей Антоний Гусев.

"Здесь совсем другие люди"

Царьград: Отец Антоний, из кого состоит приход? Это преимущественно местные жители или представители русской эмиграции?

Иерей Антоний Гусев: Русская община Улан-Батора малорелигиозна. Православных христиан в ней меньшинство, даже среди русских потомков белоэмигрантов или тех, кто приехал после распада СССР. Они ассимилировались: кто-то буддизм принял, кто-то шаманизмом занимается, ко Христу не сильно стремятся. Когда в 1996 году открывали наш приход, писалось прошение к Патриарху Алексию II. Так вот, удивительно, но из тех людей, которые тогда поставили под документом свою подпись, в храм никто не ходит, хотя все, слава Богу, живы.

Приход у нас многонациональный. В основном, как и в большинстве зарубежных приходов Русской Православной Церкви, прихожане — это, конечно, русскоязычные люди. Но есть также монголы, белорусы, поляки, сербы, грузины... Недавно даже американцы ходили, сейчас, правда, уже уехали из страны. Здесь всё время текучка — люди приезжают, работают, уезжают, постоянных прихожан не очень-то и много. Существует, конечно, некий костяк из постоянно проживающих в Улан-Баторе, но большая часть прихожан — это те, кто приехал сюда работать, в командировки.

НАСТОЯТЕЛЬ СВЯТО-ТРОИЦКОГО ХРАМА В УЛАН-БАТОРЕ ИЕРЕЙ АНТОНИЙ ГУСЕВ. ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ЦАРЬГРАДУ АВТОРОМ

— Вы ранее служили в России — в Оренбургской епархии. Если сравнивать с отечественной практикой, какие можете выделить особенности служения в Монголии?

— Здесь совсем другие люди. В плане священнической деятельности и духовного окормления в Монголии гораздо сложнее, чем в России. Этнические, социальные, ментальные факторы делают сплочение прихода более сложной задачей. В России на приходах всё-таки более-менее одинаковый уровень образования, единая ментальность, а в Монголии все абсолютно разные. Даже местные русские по своему менталитету сильно отличаются от соотечественников, живущих в России, к этому приходится привыкать. Очень велико социальное расслоение — от супернищих до супербогатых людей.

"Призывать монголов к Православию — тяжкий труд"

— Как в Монголии поставлена миссионерская работа с населением?

— По большому счёту, нельзя сказать, что мы активно занимаемся прозелитизмом в смысле каких-то выездных миссий или поквартирных обходов. Тем не менее каждый из нас — миссионер. Мы живём в этой среде, общаемся с местными и через это общение проповедуем. Призывать монголов к православию на самом деле — тяжкий труд. Даже тех монголов, которых крестим, мы к этому готовим продолжительное время — от полугода и дольше. И то, я думаю, этого не вполне достаточно, потому что какие-то национальные установки глубоко въедаются и формируют некое двоеверие.

ХРАМ ПРИВЕТСТВУЕТ ПРИХОЖАН НА ТРЁХ ЯЗЫКАХ - МОНГОЛЬСКОМ, АНГЛИЙСКОМ И РУССКОМ. ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ЦАРЬГРАДУ АВТОРОМ

— Духовную литературу на монгольский переводите?

— Делались переводы на монгольский некоторых брошюр Святителя Николая Сербского, а также брошюр отца Георгия Максимова по буддизму и Православию, переведены утренние и вечерние молитвенные правила. Что касается Священного Писания, то мы пользуемся переводом местного библейского общества. Это протестанты, но старые переводы у них вполне пригодны к употреблению, мы их используем в богослужениях. Масштабной же переводной работы не ведётся. Предыдущий настоятель первое время занимался этим, но без регулярного финансирования такое не осилить.

— А другие конфессии насколько активно миссионерствуют?

— Здесь сейчас распространилось много протестантских деноминаций и других сект. Протестантизм проникает в Монголию из Южной Кореи, которая, в свою очередь, перенимает его с Запада. Адвентисты седьмого дня здесь активно работают. Совершенно невероятную активность развили мормоны — вливают массу сил и средств. В каждом аймаке (районе) расположено по несколько их храмов.

— Как относится к церкви местное население? Не проявляет ли враждебности?

— Прямой агрессии со стороны монголов в отношении церкви не наблюдается — они достаточно терпимы. О чём болит душа, так это о том, что монголы не воспринимают храм как святое место. Для них это в лучшем случае красивое здание. Совершенно спокойно могут прийти, сесть на лавочку и начать распивать спиртные напитки или иными непотребствами заниматься — территория же открыта. Особенно дети шалят. Нас-то с детства воспитывали, что нет разницы, какой храм — ко всем местам поклонения Богу надо относиться с уважением. Здесь такого нет, поэтому иногда возникает недопонимание и конфликты.

ОСОБЕННОСТЬ МОНГОЛОВ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ, ЧТО ОНИ НЕ ВОСПРИНИМАЮТ ХРАМ КАК СВЯТОЕ МЕСТО. ИЗ-ЗА ЭТОГО ИНОГДА ВОЗНИКАЕТ НЕДОПОНИМАНИЕ И КОНФЛИКТЫ. ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ЦАРЬГРАДУ АВТОРОМ

"Поступлений от богослужебной деятельности едва хватает"

— Вы упомянули сложности с финансированием. На что живёт храм? Наверняка ведь пожертвований на приходе гораздо меньше, чем было бы в России?

— Прихожан немного, поэтому сам себя приход, разумеется, не способен содержать. Поступлений от богослужебной деятельности едва хватает на то, чтобы рассчитаться с хором. У нас здесь есть спортзал, мы его сдаём в аренду. Это позволяет закрывать самые насущные потребности — осуществлять, в первую очередь, коммунальные платежи, которые занимают львиную долю наших расходов. Для детей есть бесплатные секции дзюдо и самбо. В основном из русской общины ребята ходят заниматься.

"Причащаться приходилось за пределами храма"

— Как отразились на приходе кризисы последних лет — коронавирус, конфликт на Украине?

— Я приехал в мае 2019 года, в должность настоятеля вступил в июле, а уже в феврале 2020-го всё было наглухо закрыто из-за ковида — перекрывали даже дороги. Я толком и освоиться-то не успел. Коронавируса монголы очень сильно испугались. Два года храм был просто закрыт, вплоть до того, что рядом выставлялись полицейские посты перед православными праздниками. Причащаться приходилось за пределами храма.

Первое время мы проводили службы на территории посольства РФ, но, конечно, посольство — это особый объект, туда не всегда и не всех пускали. Мы там в кинозале поставили переносной престол, который по моей просьбе сделал один серб из наших прихожан, повесили икону на место, откуда бьёт проектор — оно как раз на восток обращено. И служили так. Потом собирались в помещении одного из российских предприятий.

КОРОНАВИРУС СИЛЬНО УДАРИЛ ПО ПРИХОДУ, МНОГИЕ МОНГОЛЬСКИЕ ПРИХОЖАНЕ НА ДВА ГОДА ПРОПАЛИ СОВСЕМ. ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ЦАРЬГРАДУ АВТОРОМ

"Думали уже служить в пещере"

Однажды мы даже рассматривали вариант провести службу в пещере в нацпарке "Горхи-Тэрэлж", если бы нам не разрешили служить в храме. Там буддийские монахи прятались во времена гонений. Но вскоре появилась возможность пробираться в храм. Начали потихоньку персонально приглашать прихожан. Ковид сильно ударил по приходу, многие монгольские прихожане на два года пропали совсем — настолько сильно опасались вируса.

Даже после того, как храм вновь открылся для посещения, они в него не ходили. Местные власти в те дни записывали всех приходивших, даже номера телефонов собирали. Над территорией храма запускали коптеры — проверяли, чтобы много народу здесь не собиралось. Закончилось это только 1 апреля 2022 года.

КОВИДНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ МЕСТНЫЕ ВЛАСТИ СНЯЛИ ТОЛЬКО 1 АПРЕЛЯ 2022 ГОДА. А ДО ЭТОГО ЗАПИСЫВАЛИ ВСЕХ ПРИХОДИВШИХ В ХРАМ, ДАЖЕ НОМЕРА ТЕЛЕФОНОВ СОБИРАЛИ. ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ЦАРЬГРАДУ АВТОРОМ

"Мы принимаем всех"

— А в это время уже разгорался новый кризис...

— Да. СВО отразилась на приходе весьма болезненно — начался разлад между теми, кто "за", и теми, кто "против". В том числе даже внутри семей. Часть украинских прихожан отпали, перестали ходить в храм. Кто-то после весьма и весьма продолжительных бесед остался. А осенью в храм начали приходить те, кто уехал от мобилизации.

Был, например, фотограф (сейчас уехал в Аргентину). Мы его пустили к нам жить — у него непростая ситуация была с деньгами. Он потом сказал: "Батюшка, у меня мама верующая, и я никогда раньше не понимал, зачем она кому-то ходит помогает, за кем-то ухаживает… для чего это нужно. Осуждал её за это. А теперь оказался сам в нужде, и когда мне нужна была помощь, я обратился в церковь — и мне помогли". Он тоже стал ходить в храм, молиться, обрёл Бога.

МОЩИ СВЯТЫХ, ХРАНЯЩИЕСЯ В СВЯТО-ТРОИЦКОМ ХРАМЕ В УЛАН-БАТОРЕ. ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ЦАРЬГРАДУ АВТОРОМ

Приехал также один бурят — помогал делать ремонт в баптистерии. В группах в соцсетях увидел призыв помочь. Пришёл, взялся участвовать, стал расспрашивать о нашей вере. В итоге его покрестили. Разными путями к Богу приходят. Поэтому мы стараемся никого не осуждать, принимаем всех.

Люди и так чувствуют себя брошенными. Если они увидят поддержку от православных, то могут составить положительное мнение о церкви в целом или изменить его в лучшую сторону. Многие ведь просто в плену мифов пребывают о "попах на мерседесах" и прочем. А здесь они сталкиваются с реальной Церковью и меняются.

МАКСИМ СТРЕЛКОВСКИЙ

Источник: https://tsargrad.tv/articles/dumali-uzhe-sluzhit-v-peshhere-kak-vyzhivaet-edinstvennyj-russkij-prihod-v-mongolii_935667
Поделиться в соцсетях
Оценить

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

ЧИТАТЬ ЕЩЕ

ЧИТАТЬ РОМАН
Популярные статьи
Наши друзья
Наверх