Господа офицеры – спасти Императора

Опубликовано 25.06.2018

Где вы, где вы – гусары, корнеты?
Где вы где, господин капитан?
За Отечество, за погоны,

Бой последний ещё не дан

Голубые береты

Многие из нас с детства помнят советские фильмы о Гражданской войне и революции. Было их множество, ярких и не очень, сильных и слабых, красивых и фальшивых одновременно. Никакой историчностью они в принципе не отличались («Новые приключения неуловимых» в этом плане вообще шедевр – весь сюжет вымышлен от начала и до конца). Тем не менее, именно они вкупе с тем, что говорили об этом страшном периоде нашей истории в школах и в вузах, составили картинку мира у миллионов людей.

И сколько не рассказывай советскому человеку о сути произошедшего в 1917-1922 гг., о красном терроре, о десятках миллионов жертв (нигде не учтенных и более того – тщательно забытых и вычеркнутых из истории), все возвращается на круги своя. Анка с Данкой, «бурнаши мост подожгли», «ураааа» … и дальше звучит в голове песня про пионеров, которые что-то там, в усталых копытах… летят, сквозь века, одним словом. Тем более что образы и символы значат часто больше, чем цифры и факты, да и воспринимаются намного зримей, сильней. И советский зритель, как и зритель вообще, естественно полюбил «наших хороших» героев в противовес «не нашим плохим». Вопреки исторической правде. Часто вопреки истории своей собственной семьи. Благодаря красивой и по своему заманчивой картинке. Благодаря старательно сконструированной лжи, подменившей собой правду.

Так уж устроен современный мир, что документальные фильмы смотрят единицы. Читают историков и того меньше. Экшен, боевик, исторический блокбастер привлекают многих. К чему бы это я, спросит читатель? Да к тому, что хочется рассказать о фильме который из нынешней почти сплошной «дьяволиады» в кино выбивается. Кстати, оригинальное название «приключений неуловимых» – «приключение красных дьяволят» (под этим названием повесть впервые в 1920е годы экранизировали), и это не выдумка, а исторический факт. Но вернемся к фильму, о котором хочется поговорить сегодня.

Это кинолента режиссера Олега Фомина – «Господа офицеры: спасти Императора», снятая в 2008 году. Фильм конечно не идеальный (ляпов в нем, как и в большинстве исторических российских фильмов, хватает), но искренний. Это исторический экшен с погонями и перестрелками, боями и приключениями, романтикой и трагедией. И есть в нем одна главная и ценная на наш взгляд черта. Он показывает, пусть и глазами современного режиссера, сценариста и актеров, тот образ русского офицера из прошлого, который так нужен сегодня. Это не очередной «Саша Белый», Хабенский с Пореченковым, маячащие везде и всюду, а настоящий герой пусть и осовремененный, но правдивый. Такой, каким и были многие тысячи русских воинов сто лет назад. Один из тех, чьи могилы заброшены и забыты, а часто и сознательно уничтожены, чья память оболгана, чей подвиг долгие годы вычеркивался из памяти народной. Один из тех, кто отдал свою жизнь за Царя и Россию сто лет назад. Кто верил в ее победу и неминуемое Воскресение. Таков главный герой фильма - Давыдов, которого сыграл сам режиссер.

Главная идея фильма «Господа офицеры» – как и следует из его названия, это попытка группы офицеров спасти Государя Императора. И хоть эта попытка не увенчалась успехом, она ценна сама по себе – в свете всего происходившего и происходяшего. Каждый из героев кино жертвует собой, каждый по своему делает все что может, и все – ради одной цели: спасти Того, кому когда то присягали на верность. Конечно, в жизни все было не столь идеально красиво, и ни одна из реальных попыток спасти Царскую Семью (а они были!) не была столь эпичной, но… на то и кино что бы создавать яркие образы. Тем более что героев в Белом движении хватало! Достаточно вспомнить основанные на реальных фактах книги о Гражданской войне – такие как «Дроздовцы в огне» Антона Туркула, или «Честь» Георгия Ишевского. Впрочем, вернемся к фильму Олега Фомина.

«Господа офицеры» как бы напоминают всем нам, что есть что-то большее, чем личная жизнь, карьера, дети, дела, успех и богатство, связи, интересы и достижения. Что есть те вечные ценности, ради которых надо жить и за которые можно умереть. Это своего рода «Жизнь за Царя» только не в 1612 году, а в 1918м. Тот самый подвиг, который так ценен был сто лет назад и которого так не хватает нашему «обществу потребления» сейчас.

В финале фильма сказано, что в народной памяти сохранилась надежда на то, что Царская Семья была спасена. И в этом особая заслуга авторов фильма. Конечно, все мы знаем, что Святые Царственные Мученики были жестоко убиты, и как говорят историки – ритуально, с целью уничтожения Православной Монархии и установления на планете власти злых сил. Но само подсознательное желание народа, что бы кто-то из Царской Семьи выжил и оставил Наследника, вполне очевидно, это хотел сказать, и сказал автор фильма!

Украшает картину и некоторая идеализация образов главных героев. Реальные комиссары 1918 года были, как правило, намного страшней, чем «товарищ Бетикс» (он не лишен и некоторого благородства при всей своей жестокости), реальные офицеры – часто прозаичней, чем Давыдов, Васнецов или Любавин. Реальные предводители банд «зеленых» - намного грубее, чем изящный и по-своему обаятельный Красовский. Но практически все они похожи на тех людей, что жили сто лет назад, здесь авторы уместно смягчили многие места (сцены пыток в черезвычайке обычный современный зритель просто не выдержал бы, да и картина отправилась бы на полку как фильм «Чекист» Рогожкина в свое время). Красные в кино вовсе не исчадия ада (особенно симпатичен матрос-балтиец Панкратов), белые – не ангелы (об этом рассказывает история Васнецова), но вместе они создают достойную картину. Это интересный фильм для современной молодежи, к сожалению, мало что об истории России знающей.

«Господа офицеры» – легенда, красиво поданная на экране, и она тем и ценна, что в чем-то идеализирует жизнь, приближая её к народному эпосу, к сказке. От этого так ненавидят подобные фильмы те, кто от очевидного обмана «красных дьяволят» не хочет уйти. Ведь мы по прежнему живем в обществе победивших красных, где открывают памятники палачам и поливают грязью память их противников (история с травлей памяти адмирала Колчака на слуху). И даже сериал «Крылья Империи» сняли с показа по ТВ без объяснения причин. Тем ценнее история о ещё не сказавших свое слово белых!

Подводя итоги обзора, хочется сказать – конечно, это далеко не идеальное кино, и снято оно не в Российской Империи, а в РФ, в нем хватает и мелких недостатков, вызванных в т.ч. традиционным уже «качеством» историков-консультантов и стандартными для российского кино сменами сюжетных ходов. Но есть в этом фильме и то, что дает надежду на светлое будущее, несмотря на всю нашу Русскую трагедию ХХ века. Надежду на торжество справедливости и победу правды над ложью, чести и достоинства над пошлостью и предательством, победу жизни над смертью. Это – слова из финальной песни, написанной специально для из кинофильма:

Наших имён не запомнит Россия,
Наши следы заметелят снега,
Годы последние, пороховые,
Грянет салютом пуля врага.

Нас не накроют флагом военным,
Не прозвенит над нами салют,
Разве что в небе вечном, нетленном
Ангелы Божьи нас отпоют.

Нет, не закроет холмик могильный
Наши надежды и наши сердца.
Господи Славный, Боже Всесильный,
Дай за Тобою пройти до конца.

Поделиться в соцсетях
Оценить

ПОДДЕРЖИТЕ РУССКИЙ ПРОЕКТ

Последние комментарии
Загрузка...
Популярные статьи
Наши друзья
Наверх