КРУГЛЫЙ СТОЛ БАТЮШКИ-ЦАРЯ И ЕГО РЫЦАРИ. Часть вторая.

Опубликовано 27.03.2019
КРУГЛЫЙ СТОЛ БАТЮШКИ-ЦАРЯ И ЕГО РЫЦАРИ. Часть вторая.


Причины этого непонятного и неожиданного решения «Бича Божьего» Приск излагает в своей «Готской истории» в следующих выражениях:

«Когда Аттила узнал, что после смерти Феодосия («Каллиграфа» - В.А.) на престол восточного Римского царства возведен Маркиан, и когда он извещен был о том, как поступили с Онорией (Гонорией – В.А.), то отправил посланников к царю западных Римлян, требуя, чтоб не было оказано никакого притеснения Онории, потому что она сговорена за него; что он отмстит за нее, если она не получит престола. К восточным Римлянам он писал о присылке к нему определенной дани. Посланники его возвратились без успеха. Западные Римляне отвечали, что Онория не могла быть выдана за него, быв уже замужем за другим, что престол ей не следует, потому что верховная власть у Римлян принадлежит мужескому, а не женскому полу» (Приск).

В соответствии с истинно римскими традициями, все было так лишь формально, «де юре». В действительности же, «де факто», все было совсем не так. Что наверняка еще больше разозлило прямолинейного и прямодушного гуннского варвара, не любившего подобных римских экивоков. Естественно, засевшее в западно-римской Равенне, словно клубок гадюк среди болот, злокозненное августейшее семейство ни за что не согласилось бы признать законным обручение Гонории с Аттилой, римлянки императорских кровей – с непросвещенным варваром! Вспомним, каких усилий стоило гораздо позже Крестителю Руси - киевскому князю Владимиру Святославичу – добиться руки «ромейской» царевны Анны... Чтобы избежать международного скандала, Гонории наспех выбрали мужа и выдали ее за него, не спрашивая согласия невесты. Хотя она давно уже достигла совершеннолетия, была в трезвом уме и полной памяти не в меньшей степени, чем другие члены римской императорской фамилии… И как было Аттиле поверить, что только его суженая Гонория не имеет прав на римский императорский престол! В то время как ее мать Галла Плацидия правила Западным Римом несколько десятилетий! А в Восточном Риме только что взошла на императорский престол Пульхерия, далеко не сразу втащившая на него за собой своего свежеиспеченного супруга Маркиана? Повелителю кочевников Аттиле, с детства привычному к непритязательным, но целесообразным и понятным свычаям-обычаям (или, по-ученому - традициям), подобные увертки, отговорки и словесные уловки представлялись только тем, чем они, собственно, и были. Ловкими ухищрениями коварных римских казуистов, лишь разжигавшими в грозном гунне боевой задор.

«Восточный император (Маркиан – В.А.) объявил, что он не обязан платить назначенной Феодосием дани; что если Аттила будет оставаться в покое, то он пришлет ему дары, но если будет грозить войною, то он выведет силу, которая не уступит его силе. Аттила после того был в нерешимости, не зная, на которую из двух (римских – В.А.) держав напасть. Наконец он рассудил за благо обратиться к упорнейшей войне, — выступить против запада: там он должен был биться не только с Италийцами (западными римлянами – В.А.), но и с Готфами (готами – В.А.) и Франками; с Италийцами, дабы получить Онорию вместе с богатством ее, а с Готфами в угождение Гезериху (союзному Аттиле царю вандалов Гейзериху, Гензериху или Гизериху – В.А.)». (Приск).

Перед нами, уважаемый читатель, выплывает наконец из тьмы времен грозное имя человека, достаточно богатого и могущественного, чтобы сделать необъяснимое объяснимым. И тем самым отвести от Аттилы упрек, бросаемый ему тем или иным историком. Гунн-де принял слишком близко к сердцу проблему Гонории, принял оказавшееся для него роковым решение, руководствуясь чувствами, а не разумом. Ослепленный сознанием своего превосходства, и, будучи владыкой миллионов подданных, он повел себя не умнее забияки-поединщика на рыцарском турнире, опустившего, ради прекрасной дамы, забрало, пришпорившего боевого скакуна и не прислушивающегося более к голосу рассудка…

Царь вандалов Гейзерих (сами вандалы звали его Гейзарикс) пользовался за «Круглым столом» Аттилы лишь правом совещательного голоса, будучи, так сказать, «членом-корреспондентом». Но в то же время он был самым видным из современников гуннского царя. И, пожалуй, единственным государственным деятелем V в. п. Р.Х., сравнимым по значению с Аттилой. На юге Римской империи вандала Гензериха, сильнейшего военно-политического противника все более шаткой императорской власти, боялись не меньше, чем гунна Аттилы – на севере. Поэтому давайте, уважаемый читатель, уделим Гизериху немного внимания – чтобы, поверьте, узнать о царе вандалов немало любопытного и неожиданного.

Вандалы (по Плинию Старшему – вандилии) были (при всем уважении к памяти «нашего университета» М.В. Ломоносова и других, маститых и не столь маститых, сторонников идентичности вандалов-венделов с венедами-венетами-винидами - предполагаемыми предками славян, а то и просто славянами), наряду с варинами, харинами, готами, бургундами народом восточно-германским. На ранней стадии своей истории вандалы представляли собой родственную группу племен с собственными вождями. Среди вандальских племен в хрониках разных лет упоминаются асдинги (астинги, астринги), силинги (давшие название Силезии) и лакринги.

Восточно-римский историк Прокопий Кесарийский, живший VI в., в годы правления василевса-автократора «ромеев» Флавия Юстиниана I Великого (строителя константинопольской Святой Софии, законодателя и собирателя римских земель, причисленного православной церковью к лику святых) лично общавшийся по службе с разными варварами, не делая особого различия между вандалами и готами, относя их к единой группе готских племен, писал в своем труде «Война с вандалами»:

«В прежнее время готских племен было много, и много их и теперь, но самыми большими и значительными из них были готы, вандалы, визиготы и гепиды, прежде называвшиеся сарматами, и меланхлены. Некоторые авторы называли их гетами. Все эти народы, как было сказано, отличаются друг от друга только именами, но во всем же остальном они сходны. Все они белы телом, имеют русые волосы, рослые и хороши на вид; у них одни и те же законы и исповедуют они одну и ту же веру. Все они ариане и говорят на одном языке, так называемом готском; и, как мне кажется, в древности они были одного племени, но впоследствии стали называться по-разному: по именам тех, кто были их вождями» (Прокопий).

Цельных памятников вандальского языка до нас не дошло; известно довольно много собственных имен и начало одной вандальской молитвы (froja armes -«Господи, помилуй»). По мнению современных ученых, язык вандалов представлял собой самостоятельную ветвь восточной или готской отрасли германских наречий. Для сравнения: «Господь» по-готски: «Фрауйя» (frauja), по-вандальски: «Фройя» (froja). Froja armes - «Господи, помилуй» по-вандальски, Frauja armai - «Господи, помилуй» по-готски.

В ходе постоянных столкновений с другими восточно-германскими народами, вандалы, переправившись через Янтарное море, как и иные мигрирующие с Севера варвары, к примеру, те же готы и бургунды, проделавшие этот путь до и после вандалов, ненадолго задержались в бассейне Вистулы (нынешней Вислы). Откуда направили свой путь дальше на юг, после чего, в конце концов, значительная часть вандальского народа попала под власть гуннской державы. «Гуннское иго», судя по всему, было для вандалов не слишком тяжелым. Тем не менее, вандалы, не желавшие переносить его, сумели вырваться из-под ярма и в начале V в. откочевать дальше на запад. Там вандалы вступили в вооруженное соприкосновение с западными римлянами под предводительством «магистра милитум» Флавия Стилихона. Последний был, как нам известно, наполовину соплеменником вандалов, что не помешало ему «рубать, как капусту» своих сородичей по отцу. Усмиренные Стилихоном и «посаженные на землю» в римских пределах вандалы, новоиспеченные «союзники римского народа», некоторое время вели себя тихо. Отдыхая от странствий, проедая императорское жалованье, и став фактором всемирно-исторического значения лишь с выходом на арену упомянутого выше Гизериха, пришедшего к власти в 428 г., т.е. всего за пару лет до воцарения над гуннами Аттилы. «Последний римлянин» Аэций (чуть не уничтоживший гуннов в битве на Каталаунских полях в 451 г. и подло убитый неблагодарным западно-римским августом Валентинианом III), Гейзерих и Аттила были не только современниками, но и людьми одного поколения! Вандалы, подобно готам, гуннам и другим «варварам», выделили из своей среды особо знатный, царский род, из которого на протяжении многих поколений выходили их правители – род Асдингов (Астингов, Астрингов). Хотя существовал и другой царский род - Силинги, признаваемый частью вандалов, даже именовавшихся по своим царям. Во всяком случае, когда вандалы в 409 г. вторглись в Испанию (формально все еще римскую), их возглавляли два царя. Один повелевал «просто» вандалами (традиционно относимыми к асдингам), а другой – вандалами-силингами. Из этого логично заключить, что один царь вандалов был из рода Асдингов, другой – из рода Силингов. Но довольно об этом…

Первые известные нам вандальские цари – Рав (Раус) и Рапт (Раптус) – правили примерно в 170 г. п. Р.Х. Возможно, один из них был Асдингом, а другой – Силингом. Или же они оба были Астингами и правили совместно, как Бледа и Аттила – у гуннов. Ничего, кроме имен, нам не известно ни о них, ни об их преемниках. Первый вандальский царь, представляющий для нас определенный интерес – Годегизель (Годигизил или Годигисл). Его имя в переводе значит «Бич Божий». Любопытно, что именно так звучало по-готски, и, надо думать, по-ванадальски, и прозвище гуннского царя Аттилы! Годегизель, умерший в 406 г., правил вандалами в период их Великого переселения.

Со своей законной супругой Годегизель породил сына по имени Гундарих (Гундерих), унаследовавшего от отца власть над вандальским народом и сохранявшим ее до 428 г. При желании можно истолковать содержащуюся в его имени частичку «гун-» как имеющую какое-то отношение к гуннам. К 428 г. не оставалось уже никаких сомнений в том, что в преемники ему годится только бесшабашный Гейзерих. Человек, зарекомендовавший себя как удачливый военачальник. Родной сын (или же единокровный брат) Гундариха (т.е. сын Годегизеля), охромевший (как впоследствии - Тимур), после падения с коня. Это не позволило бы ему претендовать на царскую власть, скажем, в сасанидской Персии (царь которой не мог иметь телесных недостатков), но в глазах вандалов не имело значения. Был у Гейзериха лишь один (но существенный) недостаток, с точки зрения (неписаного) вандальского закона о преемстве власти (называть который «законом о престолонаследии» было бы с нашей стороны слишком опрометчиво). Он был зачат и рожден своим царственным отцом не от супруги, а от (надо думать, не уродливой) наложницы. От пригожей молодой рабыни, по всей видимости, иранских (вероятнее всего – аланских) или тюркских кровей, время от времени делившей ложе с Годегизелем в период временной оседлости вандалов на территории Паннонии.

Но, как это порой случается в истории монарших родов, жизнь царских сыновей «темного» происхождения складывается гораздо интересней, чем у «законных наследников», приводя первых к куда большему величию. Сказанное в полной мере относится к Гизериху, царившему над вандалами (а впоследствии - и аланами) с 428 по 478 г. Наполовину германцу (т.е. европейцу), наполовину – отпрыску лихих среднеазиатских кочевников, в-общем, «евразийцу» (в духе, если не Л.Н. Гумилева, то А.Г. Дугина). «Человеку, обладавшего неслыханной предприимчивостью, железной решимостью, и, при этом, совершенно неразборчивому в средствах достижения своих целей. В-общем, такому же самодержавному властителю и властолюбцу, как Аттила» (Вильгельм Капелле).

Этому властолюбивому вандалу-евразийцу было суждено пережить, вместе со всем своим народом, тяжелые времена. Пережить гуннское иго, переселение страдающих от голода вандалов через Паннонию, подальше от гуннских «баскаков», «к последнему морю». Он не обратился вспять ни разу, пока не дошел до пределов римской (уже только по названию) Испании. Наткнувшись, наконец, на море, преграждавшее ему дальнейший путь на запад и на юг. Но Гезерих и тут не растерялся. Оставив в Испании воспоминание о вандалах в виде названия занятой ими области Вандалузии (со временем превратившегося в «Андалузию»), предприимчивый евразиец договорился с не симпатизировавшими «своим» (равеннским) императорам «свободными римскими гражданами» берберского происхождения (маврусиями – соплеменниками Зеркона, шута Бледы, а потом - Аттилы). Получив в свое распоряжение – ни много, ни мало – 400 кораблей, Гизерих в мае 429 г. переправил на них (вероятно, сразу из нескольких южно-испанских портов) свой народ (как-никак, 80 000 человек обоего пола) и присоединившуюся к вандалам часть аланов из Европы в римскую (все еще не только по названию) Африку. Версия, по которой переправа вандалов осуществлялась лишь из римского порта Юлия Традукта (нынешней Тарифы, самой южной точки Испании), представляется маловероятной. Такое количество пассажиров, с учетом пропускной способности тогдашних портов и тоннажа тогдашних кораблей, могло быть перевезено в столь краткий срок лишь в случае их распределения по нескольким портам. Именно так в свое время Гай Юлий Цезарь, а за ним – Клавдий и другие римские императоры действовали при вторжении в Британию, а нормандский герцог Вильгельм Завоеватель – в Англию.

Выйдя в море, Гейзерих проявил похвальную осмотрительность. Он не направил ход своих кораблей к ближайшей североафриканской гавани. Ибо прекрасно понимал, что его воинство, обремененное женщинами, детьми и стариками, не осилит долгого пути через пустыню и полупустыню. Пути, в конце которого истощенные голодом, палящей жарой и трудностями перехода остатки вандальского «народа-войска» могут без труда быть перехвачены и перебиты римскими войсками, расквартированными в Тунете (нынешнем Тунисе). Поэтому 400 перегруженных мигрантами вандальских кораблей поплыли на всех парусах, под руководством нескольких сотен мавров-лоцманов, на восток, к порту Ад Септем Фратрес (лат. «У Семи Братьев», греч. Гептадельфия, современная Сеута) - самой западной точке римской дорожной системы в Северной Африке. Т. о., они прошли морским путем мимо почти непроходимых по суше Рифских (просьба не путать с Рифейскими, или Рипейскими, т.е. Уральскими!) гор. И взору истомившихся вандилиев открылась богатая римская Африка, обороняемая полководцем Бонифацием (соперником и ненавистником патриция Аэция. главнокомандующего войсками и фактически регента всей Западной Римской империи), которому приходилось одновременно отражать вторжение племен берберов. И подчиненная вандалами, прошедшими расстояние от Тингиса до Карфагена, т.е. около 2 000 римских миль, всего за год, после 13 месяцев военных походов и битв. Вандалы овладели всеми крупными и мелкими городами, кроме столицы - Карфагена и Цирты, главного города Нумидии.

В июне 430 г. мигрантам с Севера сопротивлялся только древний, сильно укрепленный Иппон (Гиппон) Регий. Место пребывания нашего старого знакомого - Блаженного Августина, епископа Иппонийского. Еще живого к началу осады города вандалами и приложившегося к роду отцов своих 8 августа того же столь несчастного для римлян года. Отступивший в Иппон Бонифаций оборонял город от вандалов и аланов Гейзериха до июля 431 г. Согласно книге «О блаженном Августине» архиепископа Питирима (Нечаева), Гонорат, епископ Тиавы, спрашивал Блаженного Августина, «не лучше ли священнослужителям бежать и не быть свидетелями тех страшных сцен, которые, конечно, следует ожидать. Блаженный Августин ответил, что во время опасности, грозящей всем, пастырь не имеет права оставлять свое стадо: "Как бы мало народу ни оставалось, наше служение ему так необходимо, что нельзя его оставлять" (письмо 228). Он не оставил свою паству и умер 76 лет (в 430 г.) в Гиппоне, осажденном вандалами. В последней молитве своей он просил пощадить город, а если это неугодно Богу, то даровать людям мужество и силу это бедствие перенести» (Архиепископ Питирим).

В последней главе жития Августина («Небольшого извода книг, трактатов и писем святого Августина») - Indiculus Librorum. Tractatorum Et Epistolarum Sancti Augustini, написанного его другом и учеником Поссидием Каламским, присутствовавшим при кончине блаженного, сказано: «Произволением Божиим бесчисленная рать, вооруженная всевозможным оружием, опытная в военном искусстве, под предводительством наших злейших врагов, вандалов и аланов… морским путем вторглась в Африку… Они свирепствовали, проявляя все виды жестокости и зверства, опустошая все, что только можно, грабежами, убийствами, различными видами пыток, пожаром и бесчисленными иными несказанными страданиями. Они не щадили ни пола, ни возраста, ни даже священников и церковнослужителей или церковной утвари» (Поссидий).

Поссидий (причисленный, как и его учитель Августин, к лику святых), был очевидцем вандальского нашествия. Его неопровержимые свидетельства дополняются данными «Истории разорения (буквально: гонения – В.А.) Африканской провинции», вышедшей из-под пера другого духовного писателя и христианского святого – Виктора, епископа африканского города Вита, современника Августина и Поссидия. Труд Виктора Витенского также пестрит леденящими кровь примерами жестокости вандалов, подвергавших поистине дьявольским пыткам, прежде всего христианских (православных, как и сам Виктор) священников, монахов и монахинь. Ибо вандалы – ариане, как и большинство германцев – испытывали особую ненависть к североафриканским «рассадникам» адептов православной (кафолической, ортодоксальной) ветви христианства. Непримиримо враждебной его арианской ветви. И даже посмертно перелицевавшей Константина I Великого, первого христианского императора, из арианина, в православного.

Считается, что Гензерих, якобы перешел из православной веры в арианство. Т.е. принял ересь, зародившуюся в восточной части Римской империи и распространившуюся оттуда усилиями восточно-римских миссионеров, в т.ч. «апостола готов» Вульфилы (Ульфиласа), среди восточных германцев. И потому свирепствовал с обычной для вероотступников, сознательной, целенаправленной жестокостью. Что было наиболее заметным и существенным отличием «хромого евразийца» от Аттилы, с которым так охотно сравнивают «Зинзириха-ригу». Аттила был в религиозном плане так же нейтрален, как, впоследствии – Чингис-хан, Хубилай-хан, Бабур, Акбар и многие другие повелители великих азиатских государств. Прекрасно понимавшие (в отличие от мусульманского фанатика-суннита Тамерлана), что религиозное многообразие столь же естественно для империи, как и многоязычие населяющих ее многочисленных народов.

Впрочем, практикуемые при царе вандалов и аланов Гезерихе и наиболее ярко живописуемые Виктором Витенским зверства были направлены, прежде всего, на то, чтобы пытками вынудить священнослужителей (а также состоятельных мирян) выдать захватчикам спрятанные сокровища. И в этом плане вандалы и аланы Гизериха вели себя не иначе, чем, скажем, средневековые морские разбойники. Которые уж точно были не еретиками-арианами, а «правоверными» христианами - «добрыми» католиками, англиканами, лютеранами, кальвинистами или православными. Или как, скажем, запорожские козаки, без зазрения совести «шарпавшие» берега «Натолии», если верить «Тарасу Бульбе» Н.В. Гоголя или «Морской истории казаков» А. Б. Широкорада. Они требовали золота, и их невезучим жертвам, золота не имевшим, приходилось мучиться под пытками часами, если вандалы и аланы им не верили.

Гизириху удалось одержать верх над римлянами, поскольку известная нам равеннская императрица-мать Галла Плацидия опасалась своего одаренного военачальника Бонифация, действовавшего против вандалов в Африке, больше чем самих вандалов. Что, если Бонифаций, победив варваров, не дай Бог, вздумает провозгласить себя императором? Плацидия постоянно стравливала своих лучших полководцев (в частности - главнокомандующего войсками Западной империи «магистра милитум» Аэция и Бонифация) друг с другом. Дело для нее закончилось плачевно. После долгой осады (и смерти Блаженного Августина) был взят вандалами и аланами Иппон Регий, покинутый войсками Бонифация и ставший первой северо-африканской резиденцией Гейзериха. Бонифаций, «доведенный до отчаяния придворными интригами» (Менхен-Хельфен), был вызван Галлой Плацидией в Италию. Где и погиб в борьбе с Аэцием (как нак уже известно). Около 432 года в Северной Африке высадилось восточно-римское войско под командованием полководца готского (или аланского) происхождения Флавия Ардавура Аспара. Аспар и Гейзерих в ходе затянувшихся военных действий как бы соревновались в деле опустошения житницы Западного Рима, но, избегали решающего сражения. К 435 г. вандалы и аланы покорили большую часть римской Северной Африки. По мирному договору, заключенному в феврале 435 г. в Иппоне Регии, римляне предоставили вандалам и аланам статус «федератов» («федератами» именовались варварские племена, жившие на границах Римской империи и предоставлявшие ей военную помощь в обмен на продовольствие или другие дары). Поскольку текст римско-вандальского договора до нас не дошел, можно предположить, что Гейзерих, со своей стороны, обязался поставлять снабжать Италию зерновым хлебом и оливковым маслом, а также защищать границы Африки (формально - все еще римской) от все сильнее беспокоивших ее берберов. Как, собственно, и подобало федерату. Однако мир тот был непродолжительным. 19 октября 439 г. Гейзерих с налету овладев Карфагеном, захватил пребывавшие еще под римской властью области Проконсульской Африки (Север современных Туниса и Ливии) и Бизацены (нынешний Южный Тунис).

Впрочем, Иордан рисует нам еще более мрачную картину: царь вандалов Гизерих «был (…) ПРИЗВАН В АФРИКУ БОНИФАЦИЕМ (выделено нами – В.А.), который, будучи обижен императором (западной части Римской «мировой» державы - В.А.) Валентинианом, не мог иначе, как [подобным] злом, отомстить (Западной Римской - В.А.) империи. Он (Бонифаций – В.А.) склонил их своими упрашиваниями и перебросил через переправу в теснине, которая называется Гадитанским проливом (современный Гибралтар - В.А.); он отделяет Африку от Испаний едва семью милями и выводит устье Тирренского моря в бушующий океан.

Гизерих был весьма известен в Риме в связи с поражением, которое он нанес римлянам; был он невысокого роста и хромой из-за падения с лошади, скрытный, немногоречивый, презиравший роскошь, бурный в гневе, жадный до богатства, крайне дальновидный, когда надо было возмутить племена, готовый сеять семена раздора и возбуждать ненависть. Такой-то человек вошел, приглашенный, как мы сказали, УГОВОРАМИ БОНИФАЦИЯ, (выделено нами – В.А.) в империю в Африке» («Гетика»).

Завладев в Карфагене римскими кораблями, предназначенными для перевозки зерна, вандалы и аланы Гейзериха превратили их (не без активной помощи местных умельцев-кораблестроителей и мореходов, разумеется) в военный флот и принялись опустошать средиземноморское побережье Римской «мировой» империи, захватывать морские острова, чинить помехи судоходству, господствуя над всеми морскими коммуникациями западного и центрального Средиземномиорья. В 440—441 гг. вандальский флот систематически грабил побережье Сицилии и южной Италии. Контингент западно-римских войск и восточно-римский флот, призванный августом Запада Валентинианом III на помощь, смогли воспрепятствовать немедленному захвату Сицилии вандальскими пиратами. Но после ухода восточно-римского флота в 442 г. Гейзерих все-таки Сицилию и вынудил западно-римское имперское правительство заключить с ним новый договор. По этому договору вандалы Гейзериха освобождались от статуса римских «федератов» и признавались совершенно независимыми - первыми из всех германских «варваров». Договор подтверждал также расширение границ африканского царства Гейзериха, включавшего теперь и часть Триполитании (Северо-Запад современной Ливии), за счет стремительно, словно Бальзакова шагреневая кожа, сокращавшихся римских владений в Африке. За Западной Римской империей остались только часть Мавретании, Нумидийская область с центром в Цирте и Восточная Триполитания. Сицилия также осталась во власти Западного Рима (увы, ненадолго).

Так что теперь вандалы, вместо римлян, могли с полным правом говорить о Средиземном море «наше море»...

До Гейзериха подобного успеха за всю римскую историю удалось добиться лишь одному предводителю пиратов. А именно - Сексту Помпею, сыну римского триумвира Гнея Помпея Великого, зятя, тестя, союзника, а затем и врага Гая Юлия Цезаря. Опираясь на пиратский флот, Сексту удалось поставить Рим на Тибре, оплот Октавиана Августа, на грань голодной смерти, захватывая, одну за другой, флотилии, груженные египетским и африканским зерном, необходимым для прокорма жителей «столицы обитаемого мира». Памятуя об этом, Западному Риму было лучше не трогать Гейзериха. Ведь тот теперь, завладев африканским флотом, мог в любой момент остановить морской транспорт зерна в Италию, как Секст Помпей во время оно. Регентша-мать Галла Плацидия, да и «последний римлянин» Аэций это прекрасно понимали. И потому Западный Рим не представлял опасности для Гизириха, его богатства и его народа, завладевшего львиной долей земельных угодьий римской Африки (в отличие от других варваров – скажем, готов, отчуждавших у римских землевладельцев в свою пользу лишь 1/3 сельскохозяйственных угодий). Засевшего в бывших поместьях-латифундиях богатых римлян, предаваясь охоте и приятному ничегонеделанию. Развратившему вандалов и аланов настолько, что не прошло и 100 лет, как они были уничтожены морским десантом «военного магистра» Флавия Велизария - искусного полководца восточно-римского василевса Юстининана I Великого. Мудрого законодателя, возжелавшего восстановить в прежних границах всю Римскую империю и начавшего «собирать имперские земли» с Африки. Но пока что до этого было еще далеко. Римская угроза казалась сыну Гундариха несущественной. А вот вестготов Гизерих воспринимал как вполне реальную угрозу (хотя, возможно, и преувеличивал ее степень и масштабы). В конце концов, вестготы, в ходе своего переселения, дошли, через Галлию, до Южной Испании – оттуда до вандало-аланской Африки было рукой подать. О чем наглядно свидетельствовал «прыжок» туда через море из Испании воинственной мигрантской рати самого хромого евразийца.

В описываемое время никто не мог предложить Аттиле больших богатств и лучшей оплаты военных услуг, чем Гейзерих. Ведь вандальский и аланский царь ограбил целую часть света (а таковых жителям античной Экумены было известно три – Европа, Азия и Африка) и буквально «ощипал», с помощью команд своих пиратских кораблей, все Восточное Средиземноморье. И, если Аттила действительно колебался, если он действительно не знал, чем заняться в первую очередь – примерно наказать не в меру дерзкого императора Второго Рима Маркиана или же отправиться в Западный Рим за своей нареченной Гонорией, то вполне можно представить себе и такую версию событий. Снабженная в должном количестве золотом посольская миссия, отправленная Гейзерихом из Карфагена к Аттиле в Паннонию, могла склонить чашу весов в пользу хромого евразийца. Побудив гуннского царя к началу военного похода на Западный Рим.

При этом следует учитывать следующее. Изо всех варварских царей, князей и герцогов, с которыми обменивался планами и мыслями Аттила, Гейзерих испытывал наименьшее благоговение перед римлянами или, говоря точнее, слабыми отблесками былой римской славы. Аттила, не скрывавший своего пренебрежения к Восточному Риму, много лет поддерживал с Римом Западным вполне приемлемые для обеих сторон отношения. Стремясь (подобно прочим варварским вождям, включая разграбившего Ветхий Рим Алариха, Рикимера, Одоакра и др.) получать от западного императорского двора римские чины и звания, развивать связи с равеннскими придворными кругами. Гензерих же, в отличие от «Бича Божьего», вполне осознанно и, более того, с ненавистью отвергал все римское, с чем он столкнулся в проникнутой римской культурой Северной Африке. Жертвой его неистовства пала не только римская православная африканская церковь, прославленная именами Тертуллиана Карфагенского и Августина Иппонийского (с другой стороны, рядом со знаменитым прежде всего своими цирками и банями римским Карфагеном колченогий евразиец, по ряду свидетельств, основал собственный, новый город, с христианскими церквами и училищами в качестве главных достопримечательностей; все местное население по требованию Гейзериха должно было креститься - правда, в арианскую, но все же христианскую веру, что позволяет считать этого германского царя можно своего рода «первым крестоносцем»), но и вся римская система управления, начиная с земельного кадастра. Все римское сознательно, целенаправленно уничтожалось, превращалось в полную противоположность прежним, заведенным римлянами порядкам. Были полностью изменены установленные римлянами имущественные отношения. Римлянам было в принципе запрещено владеть недвижимостью и т.д. Гейзерих ни в чем не признавал римского превосходства. И, хотя вандалы в Африке при нем, да и впоследствии порой, из политических соображений, чеканили монеты с именами римских императоров - например, Валентиниана или Анастасия, преемник Гундериха не испытывал к «вечному» Риму никакого уважения. И уж тем более нисколько не боялся Рима. Несмотря на то, что Римская империя, пусть и расколотая надвое, обремененная грузом бесчисленных проблем, все еще обладала в целом достаточно внушительной военной силой.

В то же время, следует заметить, что (в отличие от известной картины К.П. Брюллова «Нашествие Гензериха на Рим», на которой царь вандалов изображен типичным бородатым варваром) на сохранившихся монетах, отчеканенных в захваченном колченогим евразийцем римском Карфагене, Гейзарикс выглядит вполне «цивилизованно», по-римски, гладко выбритым, подстриженным и завитым, в венце-диадеме античного типа, словом - настоящим «августейшим императором»...

Более чем возможно, что Гизерих в решающие месяцы гуннских военных сборов в поход на римлян и все еще продолжавшихся колебаний «Бича Божьего», так или иначе, влиял на Аттилу. «На протяжении всей своей жизни Гейзерих был, как нам представляется, в гораздо большей степени хитроумным мастером ведения переговоров, чем военачальником», писал Э.Ф. Готье, лично исследовавший следы пребывания вандалов в Северной Африке. А Капелле утверждал, как бы дополняя мнение Готье: «Не считая гуннского царя Аттилы, Гейзерих был самым хитрым и притом смелым политиком своего времени, не брезговавшим никакими средствами… Что касается его самого, Гейзерих вообще не имел каких бы то ни было принципов, или, возможно, имел лишь один единственный, находящийся за пределами морали, принцип утверждения либо расширения своей власти путем подчинения или сдерживания всех своих врагов и путем приобретения друзей и союзников везде, где только мог их найти».

В «Гетике» же о царе вандалов сказано: «Поняв, что помыслы Аттилы обращены на разорение мира, Гизерих (…) всяческими дарами толкает его на войну…».

Спровоцированный хромоногим и коварным сыном Гундариха (или Годегизеля) поход гуннского царя на Ветхий Рим давал вандальскому народу уникальный шанс на успех. Освобождая его от необходимости опять садиться на корабли и отплывать из своей новой, плодородной и богатой, африканской родины, чтобы воевать где-то за морем, на Сицилии, в Бруттии или Лукании, как Секст Помпей до или норманны Роберта Гвискара - после Гейзериха. Гизерих достаточно хорошо изучил к тому времени Аттилу, чтобы понять, что сможет купить себе благоволение фортуны сравнительно задешево. Пожертвовав всего лишь парочкой судов, нагруженных награбленным в Испании и Африке у римлян золотом. Тем более, что царь Аттила ведь и без того был твердо намерен начать войну с Римом. Он только никак не мог решить, с каким именно. Ведь он, Аттила, был один. А Рима (Римов?) было два. Один – на Западе, другой – на Востоке.

Здесь конец и Господу нашему слава!

Вольфганг Викторович Акунов


ПРИМЕЧАНИЕ

В качестве иллюстрации мы поместили в заголовке изображение монеты африканского царя вандалов и аланов Гейзериха - «рыцаря Круглого Стола» Аттилы-Батюшки.

Поделиться в соцсетях
Оценить

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

ЧИТАТЬ ЕЩЕ

ЧИТАТЬ РОМАН
Популярные статьи
Наши друзья
Наверх