О профессионализме. Кто такой профессиональный художник?

Опубликовано 23.01.2018
О профессионализме. Кто такой профессиональный художник?
Алексей Корин. Больной художник. 1892. Холст, масло. Фрагмент. Государственная Третьяковская галерея
Полагаю, здесь следует выделить ряд признаков, условно разделю их на основные: формальные и реальные, а так же дополнительные и факультативные, по которым следует судить о художнике с точки зрения его профессионализма.
Формальный – наличие соответствующего профессионального образования. Причем, сложилась, на мой взгляд, вполне справедливая практика под профессиональным художественным образованием понимать законченное высшее и, с некоторой натяжкой – среднее профессиональное образование, ориентированное на практическое владение выпускником мастерством живописи, художественной графики, скульптуры. Поэтому в эту категорию не могут входить, например, дизайнеры, искусствоведы, а по уровню образования ошибкой будет назвать профессионалами лиц, ограничившихся обучением в школе искусств, лицее или профессионально-техническом училище по специальностям, сопряженным с творческой деятельностью, например «исполнитель художественно-оформительских работ». Данная формулировка значится в частности и в моём дипломе об окончании строительного ПТУ, и её не следует рассматривать случайной, но она прямо вытекает из специфики производственного обучения, количества часов, посвящённых собственно живописи, которое несоизмеримо ниже даже с курсом живописи и рисунка в детской художественной школе. Неверно, в нашем случае, вкладывать в понятие «художник» слишком размытое значение. Художник это тот, кто пишет картины, а не обучен исполнять мозаичное панно, витраж, лепнину, или объявление о конкурсе художественной самодеятельности в сельском клубе.
Следует обратить внимание, что для каждого вида профессиональной деятельности есть некий минимальный порог. Так, например, для плотника, уровень профессионального мастерства по диплому начинается и заканчивается уровнем ПТУ. Среднее юридическое образование даёт возможность стать помощником адвоката, но не адвокатом. Выпускник медицинского колледжа вправе рассчитывать на должность медбрата, зубного техника, фельдшера. Да, он получил медицинское, и, что важно отметить, профессиональное образование, но он не является врачом, не только по должности, но и по существу не называется таковым. Извольте закончить медицинский ВУЗ.
«Планка» художника, как мне представляется, тоже достаточно высока. Профессиональный художник, это тот, кто закончил «репинку», институт им. Сурикова.., тот кто имеет в дипломе о высшем образовании слово «художник» и специальность по станковой или монументальной живописи, графике, скульптуре и т.п. Квалификации ССУЗов, как то «художник-педагог, -оформитель, -модельер…» претендуют на право объявлять своего обладателя профессиональным художников весьма спорно, хотя, на мой взгляд, не без оснований. Всё же задача этих специалистов уметь преподавать живопись, написать афишу, разработать дизайн костюма, соответственно, а что сверх того, уровнем квалификации не охватывается. И хотя в указанных специальностях присутствует слово «художник», но «государь» не тоже самое, что «милостивый государь».., их отличие от собственно живописцев, графиков или скульпторов столь же разительно, как между зубным врачом и врачом-стоматологом.
Данный, формальный критерий и позволяет в самой общей форме определить профессионализм художника. Например, когда заказчик ищет исполнителя художественных работ, то, чтобы сузить поиск до круга наиболее искусных мастеров (ибо профессионал по диплому априори искуснее самоучки, пока не доказано обратное) он может воспользоваться именно этим критерием, а затем продолжить отбор уже более скрупулезно. Или: у приемной комиссии нет времени детально изучать реальный уровень профессионализма кандидатов на участие в конкурсе и тогда кидается «клич» среди профессионалов по диплому.
Как видим формальный признак имеет свою логику и практическую обоснованность, однако не безусловен. Наличие диплома не гарантирует высокое владение мастерством художника, а самообразование, подкрепленное природным таланом, иногда дает поразительные образцы высокого художественного мастерства.
В связи с этим, на передний план в определении профессионализма художника выходит реальный уровень его мастерства. Однако и здесь есть ряд сложностей.
В значительной степени оценка профессионализма художника по его работам субъективна, поэтому не следует придавать определяющее значение такими оценочными категориями как манера, раскрытие замысла и тому подобным аспектам, которые в большей степени связаны не столько с категорией профессионализма, сколько с творческой составляющей произведений искусства. И хотя творческому подходу в работе художника должно предшествовать овладение ремеслом, однако некоторые творческие элементы могут присутствовать и в произведениях непрофессионалов. В свою очередь, профессионально исполненная живопись может иметь весьма скромную творческую составляющую или не иметь ее вовсе.
Отмечу, между прочим, своего рода лукавство, нередко встречающееся среди представителей всевозможных «измов», живописцев получивших классическое художественное образование в престижных ВУЗах и ушедших в авангардные течения якобы добровольно. Может и так, впрочем, едва ли кто по зову души разменяет золото на серебро, тем паче на медь, едва ли художник, способный создать образцы высокого классического искусства, выберет примитивизм, кубизм, или техники граффити и инсталляции. Понятно, что выпускников института им. И.Е. Репина научили рисовать горшки и лепить живую натуру карандашом и краской по всем правилам классического искусства. Но вот только покинув стены alma mater, пойти дальше академических постановок, создавать самостоятельные, творческие произведения искусства в классических технике и манере, они не редко оказываются не способными.
В любом случае объективным критерием реального профессионализма того или иного художника должна выступать преимущественно техника исполнения. Творческие аспекты могут учитываться, но в качестве факультативных и весьма субъективных признаков.
Что следует понимать под профессиональной техникой? Это уровень, удовлетворяющий программу среднего профессионального художественного образования. Однако и здесь есть одна, как минимум, сложность: технические навыки сложно, или почти невозможно определить в авангардных течениях. Поэтому здесь, на мой взгляд, следует руководствоваться либо формальным фактором (наличием соответствующего диплома), либо реальным владением художником техникой живописи и графики по тем работам, которые выполнены им в реалистической манере. Если же художник ни когда не упражнялся в овладении натурой, то его уже, априори, нельзя оценивать с точки зрения профессионализма, в противном случае определение профессионала и профессиональной живописи растворится в абстракциях, окончательно лишится объективности и вообще потеряет смысл.
Помимо приведенных выше признаков профессионального художника можно выделить дополнительный: профессиональная художественная деятельность, когда занятие живописью является его профессией, основным родом занятий, художник может получать доход от нее, ведет активную выставочную деятельность. К факультативному признаку профессионала следует отнести членство в профессиональном союзе художников, в первую очередь – Союзе художников России, как наиболее авторитетном объединении художников. Такое членство служит пусть не безусловным, но все же подтверждением профессионализма художника и даже претендует на полноценный формальный признак как в дополнение к диплому так и вместо него. Разумеется данный критерий тем более справедлив если речь идёт о наличии соответствующего почётного звания и членства в Российской академии художеств.
И так, в идеале, профессиональный художник это человек, владеющий мастерством живописи, или графики на уровне высшего образования, подтвержденным соответствующим дипломом, членством в профессиональном союзе художников, и ведущий активную работу по созданию и культивированию произведений изобразительного искусства.
Общую же формулу определения профессионализма художника вижу таковой: при конкуренции признаков профессионализма де-юре и де-факто приоритетным должен быть реальный уровень мастерства художника.
А. Миронов. 2010 г.
Поделиться в соцсетях
Оценить

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

ЧИТАТЬ ЕЩЕ

ЧИТАТЬ РОМАН
Популярные статьи
Наши друзья
Авторы
Марина Хомякова
Севастополь
Роман Котов
Санкт-Петербург
Владимир Хомяков
г. Сасово, Рязанская обл.
Наверх