Умеют ли читать ваши дети?

Опубликовано 27.07.2018

Прочитала книгу Норико Араи «Искусственный интеллект и дети, которые не понимают, что написано в учебнике».

AI vs. 教科書が読めない子どもたち

Книга эта в Японии бестселлер, в книжных на самом видном месте стоит, в журналах интервью с автором публикуют. Автор книги Норико Араи выступала с лекцией и на TED.

Автор – математик. Вместе со своей командой она поставила задачу: их питомец-компьютер должен «поступить» в Токийский университет - вуз, в который в Японии поступают абитуриенты только с самыми высокими баллами. Результат - «питомец» достиг уровня, необходимого для поступления в довольно приличные японские вузы, но экзамены в Токийский университет НЕ выдержал.

Чтобы понять, где на данный момент предел возможностям искусственного интеллекта, автор книги предлагает поиграть с SIRI (наверное, и так уже все, кто интересуется, «поиграли»). Попросите его назвать итальянские рестораны в округе. Назовет. Попросите назвать рестораны КРОМЕ ИТАЛЬЯНСКИХ – назовет ОПЯТЬ ТЕ ЖЕ ИТАЛЬЯНСКИЕ. (Я попробовала спросить по-японски - ответы получились именно такими, уж не знаю, как на других языках). Как бы там ни было, SIRI вашу речь в полном смысле этого слова НЕ ПОНИМАЕТ. Компьютер – это по сути калькулятор, вот он и обрабатывает данные с помощью доступных ему средств: статистики, вероятности и пр. Именно это НЕПОНИМАНИЕ и стало основной причиной, почему «питомец» Норико Араи не поступил в Токийский университет.

Книга Норико Араи пользуется популярностью не потому, что народ с таким уж интересом следит за успехами «питомца», нет. Во второй части книги автор пишет о НЫНЕШНЕМ ПОКОЛЕНИИ ДЕТЕЙ, у которых, оказывается, те же проблемы, что и у искусственного интеллекта: ОНИ НЕ ПОНИМАЮТ СМЫСЛ (прочитанного, услышанного, изученного и т.д.) – именно эта часть книги и взволновала общественность.

Т.е. зазубрить – это мы можем. Задолбить решения до автоматизма – при определенном упорстве, можем. Но чуть шаг в сторону от зазубренного – все, поплыли. Потому что запомнить-то запомнили, да толком не поняли. Потому что текст прочитали только по верхам и сути не поняли (как тут не впомнить стишок про то, что «Люди читают ...опой». Немножко не о том стишок, но... вспомнился!)

Автор и ее команда провели тесты среди японских школьников (по возрасту - аналог наших 7-10 классов). Результаты вышли плачевные. По некоторым заданиям процент правильных ответов был такой же, как если бы дети тыкали пальцем в варианты ответов просто наугад. При этом, чтобы исключить несерьезные ответы, автор и ее команда проверяли все тесты вручную, принимая во внимание в том числе и пометки, оставленные детьми на полях.

В качестве примера приведу одно задание из этого теста. Пришлось выбрать то, в котором больше математики, потому что те задания, которые завязаны на языке, недостаточно перевести: нужно найти аналогичные языковые (а иногда и культурные) явления в русском, а я за это не возьмусь. В выступлении автора в TED есть «нематематический» пример, если интересно – посмотрите. Итак, пример задания.

Средний рост учеников 8-го класса – 163.5 см. Всего в 8-ом классе – 100 человек. Выберите правильное утверждение, основываясь на этой информации:

  1. Среди 8-классников 50 человек ростом ниже 163.5 см, и 50 человек – выше 163.5 см.
  2. Суммарный рост 8-классников 163.5 см×100 человек = 16,350 см.
  3. Если 8-классников поделить на группы по росту: «130-140 см», «140-150 см» и.т.д, то окажется, что больше всего учеников ростом «160-170 см».


Формулу для расчетов среднего арифметического вам назовет практически любой. Тем не менее, при ответах на этот вопрос ошибок было много, что говорит о том, что считать-то люди считают, а смысла своих подсчетов – не понимают. Чем вам не ИИ, у которого та же «проблема»?

「新井紀子 テスト 画像」の画像検索結果

Ну, и что? Зубрилки были во все времена, зачем автор все это пишет? Дело в том, что раньше и работы «для зубрилок» было достаточно. Сейчас же времена меняются. Там, где достаточно вызубрить определенный объем информации, и где существуют четкие-ясные правила – компьютер справится лучше человека. И чем больше в вашей работе таких элементов – тем скорее вас сократят и заменят компьютером. Будущее это не за горами, автор утверждает, что оно наступит уже через 10-20 лет. И куда пойдут сокращенные кадры? Нет, если всем раздадут базовый доход, тогда ладно. А если нет?

При этом работа, которая для искусственного интеллекта сложновата, есть и еще долгое время останется. В таких отраслях люди будут очень даже востребованы, да только справятся ли с такой работой наши дети, если все, что у них есть – это слабенькая (по сравнению с компьютерами) память? А вот если дети действительно способны понимать написанное (изученное и пр.), то без работы они не останутся. Думаю, примеры того, что сложно компьютеризировать, вы и сами сообразите, пост и так уже слишком длинный.

А как вы? Вы за своих детей спокойны? А за себя?

Источник: https://yaponskiebudni1.livejournal.com/109295.html?utm_source=newsletter&utm_medium=email&utm_campaign=27_07_weekly&media
Поделиться в соцсетях
Оценить

ПОДДЕРЖИТЕ РУССКИЙ ПРОЕКТ

Последние комментарии
Загрузка...
Популярные статьи
Наши друзья
Наверх