ВОИНСКИЙ ПОДВИГ СКУПЫМ ЯЗЫКОМ ДОКУМЕНТОВ

Опубликовано 20.10.2017
ВОИНСКИЙ ПОДВИГ СКУПЫМ ЯЗЫКОМ ДОКУМЕНТОВ

Читаю Книгу Памяти Каменского района Ростовской области:

Савичев Михаил Николаевич, 1911 г.р. Пропал б/в в январе 1942 года при защите Донбасса.

Савичев Никита Николаевич, 1913 г.р. Погиб в апреле 1945 при штурме Берлина.

Два родных брата Савичевых из хутора Вишневецкий погибли на войне, Великой Отечественной.

Вспоминаю о своей подруге Савичевой Полине. Она Никитична. Это её отец погиб при штурме Берлина.

МИХАИЛ

Сведений о военном пути Михаила Николаевича не много. Известно, что служил в разведке, что приводил «языков», а очередной раз в Луганской области у села Дьяково пошёл, чтобы добыть сведения, и не вернулся.

Сведений о военном пути мало, потому что воевал он не долго, полгода всего. Хотя, как на это посмотреть. Полгода – это больше ста восьмидесяти дней отступления под пулями и взрывами, под дождями, ветрами и морозами, в неизвестности, когда этим мукам придёт конец. Это долго, это страшно долго. Они трудно отступали, оставляли врагу родные хутора, но не оставляли надежды вернуться и вернуть всё.

Тяжела, мокра шинель,

Дождь работал добрый.

Крыша - небо, хата - ель,

Корни жмут под ребра.

До чего земля большая,

Величайшая земля.

И была б она чужая,

Чья-нибудь, а то - своя.

Шли худые, шли босые

В неизвестные края.

Что там, где она, Россия,

По какой рубеж своя!

До войны Михаил женился. Его жена Пелагея Егоровна родила двух дочерей. Работал Михаил кузнецом.

НИКИТА

Брат Михаила Савичев Никита Николаевич гвардии старший сержант, командир орудия 120мм миномётной батареи 185 гвардейского стрелкового ордена Богдана Хмельницкого 2 степени полка 60 гвардейской стрелковой Павлоградской Краснознамённой дивизии 1913г.р. член ВКПб, ранен 25.04.45г в грудь. Умер в госпитале от ран на следующий день 26.04.45 за две недели до великой Победы. Похоронен на северо-западной окраине посёлка Бисдорф в 8 км от Берлина, могила №1. Его хоронил, а позже рассказал об этом жене Никиты Анне, боевой товарищ Леонид Попилуха.

Савичев Н.Н. награждён медалью «За отвагу», орденом «Красной звезды» и орденом «Отечественной войны» 2 степени (посмертно).

В Красной Армии с 8 июля 1941 года.

Принимал участие в боевых действиях с 1 августа 1941г.

Получил ранения: 26 сентября 1941года (тяжёлое),

9 января 1943 года.

Награждён – медалью «За отвагу» - 4 декабря 1943года,

орденом «Красная звезда» - 15 февраля 1945 года,

орденом «Отечественная война» 2 степени - 30 апреля 1945 года (посмертно).

Из Наградного листа к ордену «Красной звезды».

Во время прорыва обороны противника на Висловском плацдарме 14.01.1945г. при ведении огня в составе взвода уничтожил одну миномётную роту 81мм и одну пулемётную точку с прислугой трёх солдат противника.

Гвардии старший сержант Савичев удостоин правительственной награды ордена «Красная звезда».

Командир 185 гвардии стрелкового полка гвардии подполковник Мылов. 15 февраля 1945г.

Из наградного листа к ордену «Отечественной войны» 2 степени.

Тов. Савичев в боях с немецкими захватчиками в городе Берлине проявил исключительную храбрость: своим орудием уничтожил две огневые точки противника и около 20 немецких солдат. При выполнении боевой задачи орудие подверглось сильному обстрелу, где и был убит тов. Савичев.

Тов. Савичев Никита Николаевич посмертно достоин правительственной награды – ордена «Отечественной войны» 2 степени.

Командир 185 гвардии стрелкового полка гвардии подполковник Мылов. 30.04.45г.

Никиту призвали на войну 8 июля 1941 года. А в октябре его жена Анна родила дочь и нарекла Пелагеей. Правда, звали девочку все Полиной. Фотографию беременной жены Никита проносил у сердца всю войну с июля 41-го до самой смерти - до апреля 45-го. Жена стала сзади мужа, спрятала живот. Чтобы фотография сохранилась, Никита укрепил, проклеил её газетой. Похоже, это было уже в Германии, потому что газета немецкая.

Фотография, которую Никита Савичев проносил у сердца всю войну

Эту фотографию с описанием места захоронения Никиты Николаевича Савичева прислала его жене Анне Кузьминичне немка – жительница Бисдорфа. Эта немка ухаживала за могилой Никиты, переписывалась с Анной, но потом связь оборвалась. Хоронили военных обычно недалеко от места, где они погибали. А после войны все одиночные и братские захоронения вскрывали и переносили в Трептов и в Тиргартен. К 1948 году эти работы были окончены, все одиночные или небольшие братские захоронения были перенесены в огромные общие пантеоны, расположенные в большиих парках Берлина, ставшие последним приютом для погибших там советских воинов. Скорее всего, поэтому и связь с немкой оборвалась. Она больше не ухаживала за могилой Никиты Савичева. Тиргартен далеко на западе Берлина. А Бисдорф расположен на юго-востоке на берегу реки Шпрее, на другом берегу совсем недалеко к югу расположен Трептов-парк. В нём похоронено более 7000 наших погибших воинов. В их числе и Савичев Никита Николаевич. Не довелось Никите Савичеву показать жене и дочери свою медаль «За отвагу», покрасоваться в ней.

СЕМЬЯ

У Михаила и Никиты Савичевых было ещё три брата:

Фёдор Николаевич, 1916 года рождения. Его призвали в 41-м. Он был артиллеристом, прошёл всю войну и возвратился с наградами, слава Богу, живой. Жил в станице Гундоровская. Работал бухгалтером в угольном тресте. Жить бы да радоваться. Но заболел и в 1965 году умер.

Андрей Николаевич Савичев, 1910 года рождения, сапожник. Призвали на фронт. Служил в пехотных войсках. Был серьёзно ранен. Но, несмотря на ранение, прошёл всю войну до победного конца. Благополучно прожил до 88 лет.

Николай Николаевич Савичев 1924 года рождения. Он был самый младший. До войны учился на ветфельдшера. Но в 1940 году внезапно умер. Как говорили тогда - от солнечного удара.

Братья Савичевы Михаил, Никита, Фёдор, Андрей, Николай

Братья Савичевы родом из х. Вишневецкий Каменского района. У их отца - казака Савичева Николая Родионовича было много земли, её давали ведь на каждого сына, было большое хозяйство: лошади, коровы, свиньи, овцы, птица разная. Все работали, сеяли и выращивали хлеб. Родители с детства приучали сыновей к труду. Кроме общей, каждодневной работы они дали сыновьям профессии, причём - разные. Михаил был кузнецом, Никита хлеборобом, Фёдор бухгалтером, Андрей сапожником, Николай ветеринаром.

В 1932 году Николая Родионовича Савичева раскулачили. Всё хозяйство и провиант забрали, а хозяина отправили на север на долгие 7 лет. Двух его сыновей Фёдора и Николая исключили из школы, как детей раскулаченного. Николай Родионович попал в ГУЛаг и строил Беломорско-Балтийский канал, соединяющий Белое море с Онежским озером и имеющий выход в Балтийское море и к Волго-Балтийскому водному пути. Это творение рук человеческих построено полностью заключёнными. Каждый подневольный строитель назывался «заключённый каналоармеец», сокращённо «з/к», откуда и пошло жаргонное слово «зэк». Заключённые умирали от голода, холода и непосильного труда. За три года их умерло более 12 тысяч. А Савичев Н.Р. одюжил, остался жив и вернулся домой в 1937 году, но не в свой хутор, а рядом в станицу Гундоровская. Работал в шахте. Когда началась война, и немцы заняли хутор, Николай Родионович возвратился в свой дом в хуторе Вишневецком, в надежде, что его из дома больше никто не выгонит. Но, куда там… Как только ушли немцы, его снова забрали и отправили в Магнитогорск на, так называемый, трудовой фронт. Магнитогорск называли, да и сейчас называют стальным сердцем России. Уж так там много железной руды и других полезных ископаемых, что каждый третий танк и каждый второй снаряд был сделан из магнитогорской стали и брони. К этому стальному сердцу прикоснулся своей жизнью и донской казак Савичев Николай Родионович. И снова выжил, и вернулся в родные края, чтобы умереть и быть похороненным в родимой земле.

Иду хуторским шляхом и вспоминаю, как рассказывала Нина Михайловна Щурова (Савичева). Она 1932 года и помнит войну хорошо: «Когда пришли немцы в наш хутор, было очень страшно. Нас выгнали из нашего большого дома, в нём расположились немцы, а мы ночевали в подвале. Тряпок на лари с картошкой набросали и на них спали. Немцы ловили и резали свиней, кур. Нас, правда, не трогали. Но однажды у них пропала собака. Они вывели всех нас: бабушку Проню, её невесток (в войну все мы жили вместе), нас – детвору - во двор, выстроили в шеренгу, навели на нас автоматы и сказали – не найдётся собака – всех вас расстреляем. Дети начали плакать. Но тут на счастье, нагулявшись, из-за угла выбежала, виляя хвостом, собака. И нас отпустили.

Когда Красная Армия перешла в наступление, немцы оставили хутор, и за Донцом укрылись в лесу, откуда их никак не могли выкурить. Целый месяц шли бои в наших краях, пока не обошли фашистов с флангов: от Бородиновки с одной стороны и Большого Лога с другой, зажали и уничтожили».

Иду хуторским шляхом и думаю - какая странная жизнь. Это как же так получилось? Савичева Николая Родионовича советская власть гнобила в ГУЛаге, и не единожды, а его четверо сыновей в годы войны защищали эту власть, двое заплатили за неё даже собственными жизнями. Хотя хорошо понимаю, что власть здесь не причём. Они умирали за свою землю, за вишняки, которых так много на их родине в любимом хуторе Вишневецкий.

Мать-земля родная наша,

В дни беды и в дни побед

Нет тебя светлей и краше,

И желанней сердцу нет.

Помышляя о солдатской

Непредсказанной судьбе,

Даже лечь в могиле братской

Лучше, кажется, в тебе.

А всего милей до дому,

До тебя дойти живому,

Заявиться в те края:

- Здравствуй, родина моя!

Воин твой, слуга народа,

С честью может доложить:

Воевал четыре года,

Воротился из похода

И теперь желает жить.

Он исполнил долг во славу

Боевых твоих знамен.

Кто еще имеет право

Так любить тебя, как он!

Дочь Никиты Николаевича и Анны Кузьминичны Савичевых Полина вышла замуж за Воротилина Николая Георгиевича и родила трёх дочерей.

Семья Воротилиных.

Дочь Никиты Николаевича Савичева Полина и сын Георгия Пантелеевича Воротилина Николай с дочерьми Еленой, Ларисой и Мариной.

Отец Николая Георгиевича и дедушка этих трёх девочек Воротилин Георгий Пантелеевич 1911 года рождения, тоже участник Великой Отечественной войны.

Рядовой, сапёр первой инженерной роты 181 – го отдельного мотоинженерного Днестровского батальона.

Из наградного листа к медали «За отвагу»:

Выполняя задания по разведке маршрутов, Воротилин Г.П. всегда с успехом находит места для объездов разрушенных мостов и бродов через реки. С первых дней наступления 2 Украинского фронта Воротилин Г.П. участвовал в восьми разведках и всегда успешно выполнял поставленную перед ним боевую задачу.

Рядовой Воротилин Г.П. достойный образец бойца Красной Армии – инициативный и знающий исполнитель всех боевых заданий командования, достоин правительственной награды – медали «За отвагу».

Командир батальона Перехвальский. 7 сентября 1944 года.

Из Положения медали «За отвагу»: … награждались за личное мужество и отвагу в боях с врагами Советского Союза в условиях, сопряжённых с риском для жизни.

У дочерей Николая и Пелагеи Воротилиных два родных деда, и оба награждены медалями. И не какими-нибудь, а «За отвагу». Как там в известном произведении Тёркин говорил:

-Нет, ребята, я не гордый.

Не загадывая вдаль,

Так скажу: зачем мне орден?

Я согласен на медаль.

На медаль. И то не к спеху.

Вот закончили б войну,

Вот бы в отпуск я приехал

На родную сторону.

Буду ль жив еще? - Едва ли.

Тут воюй, а не гадай.

Но скажу насчет медали:

Мне ее тогда подай.

И сидел бы я, ребята,

Там как раз, друзья мои,

Где мальцом под лавку прятал

Ноги босые свои.

И шутил бы я со всеми,

И была б меж них одна...

И медаль на это время

Мне, друзья, вот так нужна!

Ждет девчонка, хоть не мучай,

Слова, взгляда твоего...

- Но, позволь, на этот случай

Орден тоже ничего?

- Нет, ребята. Что там орден.

Не загадывая вдаль,

Я ж сказал, что я не гордый,

Я согласен на медаль.

Не довелось Никите Савичеву показать жене и дочери свою медаль «За отвагу», покрасоваться в ней. А у Георгия Воротилина это получилось. Только приехал домой он не в отпуск, - по контузии. А в разрушенном хуторе Дериглазовка столько было дел и так мало мужчин, что не мог он, инвалид Великой Отечественной войны сидеть дома, и пошёл работать, да не куда-нибудь, а в колхозную кузню, кузнецом.

Трептов-парк – место захоронения Никиты Николаевича Савичева

Иду шляхом и вспоминаю слова Ларисы, младшенькой внучки Никиты Савичева и Георгия Воротилина: «Самая большая моя мечта – поехать в Берлин, найти деревню Бисдорф, где был убит мой дедушка Никита, разыскать его могилу, высыпать на неё горсточку родной донецкой земли и поклониться ему низко-низко».

Нина Дернович (г.Молодогвардейск, ЛНР)

Поделиться в соцсетях
Оценить

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

ЧИТАТЬ ЕЩЕ

ЧИТАТЬ РОМАН
Популярные статьи
Наши друзья
Наверх