Крым – наш?

Опубликовано 23.10.2016
Крым – наш?

Послушайте: мне кажется, что у меня что-то с головой!

На днях попытался отправить и снять деньги с карточки в Крыму. И вот что случилось.

В целом, работа банковской системы в Крыму напоминает китайскую подделку под известный бренд. Вроде бы все то же самое и работает, но не покидает ощущение, что что-то не так. В Крыму можно оплачивать услуги через интернет, но существующий интернет-банкинг работает настолько криво, что в критических ситуациях на него полагаться нельзя. В Крыму нет проблем с покупкой чего-то в заморских интернет-магазинах, но, чтобы это делать, надо обладать минимальным набором технических знаний.

С банкоматами в Крыму складывается любопытная ситуация. В местах, где бывают в основном местные (например, в спальных районах Симферополя) большинство банкоматов принадлежат РНКБ. В туристических местах, куда ни плюнь, везде Генбанк, который работает с международными платежными системами. Так что как минимум российские туристы, чьи карточки принимаются, не испытывают проблем с оплатой на полуострове.

VISA и MasterCard до сих пор придерживаются политики санкций относительно Крыма и банков, которые тут работают. Работают ПОКА.

В обход санкций в области банкинга и вообще дефицита нормальных банков для населения стали электронные платежные системы вроде QIWI и "Яндекс.Денег". Первые были особенно хороши тем, что брали минимальную или вообще нулевую (зависело от суммы) комиссию за пополнение через собственную сеть терминалов. Но осенью 2015 года из Крыма стремительно исчезло большинство терминалов QIWI. Это можно связать с двумя факторами. Первый – сокращение сети QIWI по всей России. Сеть сократилась на 25% в рамках борьбы Центробанка с неучтенным наличным оборотом. Но с учетом того, что за несколько дней сменило владельцев значительно больше, чем четверть QIWI-терминалов, речь идет скорее о том, что подобный бизнес, наверняка достаточно доходный, заинтересовал кого-то другого на полуострове, а QIWI там просто было некому отстоять.

Из-за опасения санкций ни один серьезный российский банк в Крым так и не зашел – чем вызвал полное недоумение у не особо экономически подкованной части населения. В данный момент лицензиями на работу на полуострове обладают 18 кредитных организаций. Собственно, нормальный банковский кредит на полуострове получить невозможно, зато столбы пестреют объявлениями от сомнительных кредитных организаций.

С работой украинских банков в Крыму все давно известно – банки ушли, многие местные лишились сбережений и кредитов тоже.

Поскольку роуминга в Крыму нет, любая авторизация в интернет-сервисах (банкинге в том числе) при помощи SMS на украинский номер недоступна. Авторизация при помощи звонка возможна, если настроить переадресацию. Например, через сервисы IP-телефонии или через Roamer. Так что, если вы направитесь в Крым с украинской банковской картой, привязанной к украинскому номеру, не надейтесь, что сможете, например, оплатить себе обратный билет или совершить другие платежи с карты через SMS-авторизацию. Такой услуги, как переадресация SMS-сообщений, для вас, фактически, не существует.

В Крыму в 2016 году работают следующие платежные системы: Mastercard, Visa, ПРО100, МИР. Многие полагают, что Visa в Крыму не работает. Это не так. Visa долго не хотела работать, но после того как Mastercard заявил, что будет работать в Крыму, Visa была вынуждена вписываться в новые условия, чтобы не терять рынок. Однако у крымских предпринимателей осталось недоверия к Vise, так что карты Mastercard выглядят предпочтительней для поездки в Крым, во всяком случае, в этом 2016 году.Платежная система Мир только начала приходить в Крым весной 2016 года, так что пока рано говорить о ее полноценной работе в Крыму.

А что же наш родной Сбербанк? Что ж он, потупив глазки до долу, нервно курит на обочине нашей государственной, народной жизни?

Дело в том, что Сбербанк - это не российский банк. Поэтому он отказывается работать в Крыму. Председатель правления Сбербанка Герман Греф на годовом общем собрании акционеров заявил, что банк не намерен работать в Крыму из-за санкций. «Пока такие планы непозволительны с точки зрения санкций. Мы пока не будем работать в этом регионе»,— приводит ТАСС слова господина Грефа.

Ну а чтобы у вас не было иллюзий: Сбербанк уже давно не государственный, они просто паразитируют на представлении граждан о"Сбере». Хотя, Сбербанк сегодня — это кровеносная система российской экономики, треть ее банковской системы. Банк дает работу и источник дохода каждой 150-й российской семье. На долю лидера российского банковского сектора по общему объему активов приходится 28,7% совокупных банковских активов (по состоянию на 1 января 2016 года). Банк является основным кредитором российской экономики и занимает крупнейшую долю на рынке вкладов. На его долю приходится 46% вкладов населения, 38,7% кредитов физическим лицам и 32,2% кредитов юридическим лицам. Сбербанк сегодня — это 14 территориальных банков и более 16 тысяч отделений по всей стране, в 83 субъектах Российской Федерации, расположенных на территории 11 часовых поясов. Только в России у Сбербанка более 110 миллионов клиентов — больше половины населения страны, а за рубежом услугами Сбербанка пользуются около 11 миллионов человек. "Основным акционером и учредителем Сбербанка России является Центральный банк Российской Федерации, который владеет 50% уставного капитала плюс одна голосующая акция. Другими акционерами Банка являются международные и российские инвесторы."

Так, что Сбербанк - это не несокрушимый государственный банк, как раньше, а просто банк, который вертит задом в угоду Западу. Спасибо бывшему украинскому премьеру Арсению Яценюку – прояснил, почему в российском Крыму не появилось ни одного отделения Сбербанка. Оказывается, «Укравтодор» и днепропетровское КБ «Южное» задолжали структуре Германа Грефа полмиллиарда долларов. В общем, ради того, чтобы украинские партнёры этот должок не зажали, Сбербанк и не решился зайти в Крым. Да, только эти самые партнёры кинули Грефа – должок не вернуть теперь, как, впрочем, и доброе имя. Мало того, что должок не вернули, так Сбербанк ещё и под санкции США угодил, в расширенный чёрный список российских компаний. Вот ведь незадача! А ведь как Герман Греф старался не поссориться с заокеанскими буржуинами, чего только не говорил и не делал!

«Вы бы лучше про хорошее что-нибудь написали, – пенял Греф журналистам, освещавшим 27-е пленарное заседание казахского совета иностранных инвесторов летом прошлого года. – А то скоро придётся слёзы утирать из-за неоправданных надежд. Донбасс нашим не будет, неужели непонятно? Он (президент России) аккуратно сливает ситуацию!»

И ведь что характерно: Донбасс с тех пор так и не «слили», а вот отделений Сбербанка в Крыму так и не появилось. Кто же тогда «аккуратно сливал ситуацию»? Президент? Или всё-таки Греф?

… Помнится, на казахском курорте Боровое, где проходил инвестиционный форум, Греф отличился ещё одним примечательным высказыванием: «Меня западные коллеги упрекают в том, что практичность похерил и в политику влез. Оно мне надо? Они мне говорят: кто тебя потом на пенсии в Европе примет? Иди, скажут, со своими «ватниками» век доживай!»

В общем, не удалось отмолчаться, пришлось Грефу чётко артикулировать, да так, чтобы услышали и за океаном: Сбербанк не планирует осуществлять какую-либо деятельность в Крыму, поскольку с точки зрения международного финансового сектора Крымский полуостров – территория Украины. Это глава Сбербанка изрёк в интервью немецкой радиостанции WDR5 в августе этого года. Но ведь что примечательно: одновременно Греф, как недавно выяснилось, ходатайствовал перед крымским премьером Сергеем Аксёновым о поддержке «дружественного» ему холдинга «КиПиАй», пожелавшего разработать стратегию развития воссоединившегося с Россией полуострова. И нашим, как говорится, и вашим. Точнёхонько по методичкам нынешних укрофашистов. Потихоньку, чтобы за океаном не просекли.

Но, как посетовал член экспертно-консультативного совета при главе Республики Крым Игорь Рябов, «столько денег, сколько Греф попросил за стратегию, у Крыма нет». В общем, не задалось с Тавридой наладить дела ни у Сбербанка, ни лично у Грефа. До последнего времени эксперты не могли внятно ответить на вопрос, что удерживает Сбербанк от освоения Крыма. Кроме, само собой, неких «моральных установок» самого Грефа, опасающегося заокеанского гнева.

Наконец, прояснилось – когда Киев отказался оплачивать долги государственных «Укравтодора» и КБ «Южное» перед «Сбербанком» – на 507 млн долларов. И это мы скорее всего ещё не всё знаем: помнится, к концу позапрошлого года корпоративный долг украинских предприятий перед четырьмя российскими банками, в том числе и Сбербанком, составлял 20 млрд долларов. В день, когда эти данные огласили публично, акции Сбербанка рухнули на 4%. А теперь, когда правители киевской хунты наотрез отказались платить по долгам и перспектива их возвращения для Германа Грефа, получающего в Сбербанке 13,5 млн долларов в год, свелась к обидной конструкции из трёх пальцев, уже, кажется, больше нет смысла продолжать считать Крым украинским.

Интересно, захотят ли другие российские банки, за время с присоединения Крыма к России вполне освоившиеся на древней земле Тавриды, потесниться ради лебезящего перед Киевом конкурента, так и не вернувшего своих денег?

Думается, что вопросы Грефу касательно его позиции по Крыму должна задавать не только широкая общественность, но и правоохранительные органы. Но я так и не услышал опровержения из уст Грефа, что фразу «Сбербанк придёт в Крым только тогда, когда Крым вернётся на Украину» ему приписали и он ничего такого не говорил. И не могу себе представить, чтобы глава госкорпорации мог ляпнуть такое и остаться на своём посту!

Сбербанк обязан был зайти в Крым и сломать блокаду, не пытаясь втихаря изобретать сложные схемы, чтобы никто не узнал, – как зашли в Крым российские авиаперевозчики, наплевав на все санкции. Авиаперевозчики сломали блокаду, и банки должны были сломать. И если цена всему этому – какие-то недополученные Грефом полмиллиарда, то, я считаю, своё слово должны сказать правоохранительные органы.

…Мне часто СМИ говорят о войне против России. А на войне – кто не друг, тот – враг. И не бывает на войне половинчатых решений – всё ради Победы,- так нас учит наша История и наши родители. И если Грефу важнее капиталы и звездатые иностранные задницы, чтобы вылизывать их, - то мне дороже тёплые объятья крымских соотечественников, как и холодный чай (если есть в кране вода) на столе моих братьев и сестёр в Луганске и Донецке.

Поэтому, случись такое, что довелось бы встретить Председателя Правительства РФ, обязательно спросил бы: так Крым – наш? А люди тамошние – чьи? Так какого же хрена они живут кое – как?

Николай Бутузкин

Поделиться в соцсетях
Оценить

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

ЧИТАТЬ ЕЩЕ

ЧИТАТЬ РОМАН
Популярные статьи
Наши друзья
Авторы
Николай Зиновьев
станица Кореновская, Краснодарский край
Павел Рыков
г.Оренбург
Наверх