О защите церковного единства

Опубликовано 13.11.2018
О защите церковного единства

События, разворачивающиеся на Украине, несомненно, отзываются острой болью в сердце каждого православного христианина. К непрекращающейся войне добавилось неканоническое притязание на автокефалию, что является огромной угрозой всему православному единству. И это для православного мира является катастрофой, которую, к сожалению, многие не осознают до конца. Религиозное единство долгое время было той нитью, что связывала политически раздробленную Русь в единое конфессиональное поле. Ни в 13, ни в 17 веке не существовало национальности украинец, житель Малороссии осознавал себя частью единой православной Руси, как и житель Рязанщины или Полоцкой земли. Даже активное, насильственное окатоличевание Галиции и Волыни, начиная с XIV века, не смогло сломить верность православию Галицкой Руси. Ко всему прочему, раздробление религиозного единства нарушало и структуру городского управления. Произошла дискриминация членов корпораций (цехов) по религиозному признаку, когда большим преимуществом обладали католики. Так, в престольный праздник, члены одной корпорации, православные, шли на богослужение вместе с католиками, но, при этом, дожидаться своих сочленов одного цеха - католиков обязаны были на улице, ибо считались «схизматиками». Даже само назначение православного священника на приход должно было пройти процедуру одобрения городского магистрата. Запрещено было также православным священникам появляться на улице в облачении, равно как и провожать в последний путь на кладбище тело умершего христианина, лишь только как частное лицо, следуя за гробом. Подобные ужасы описаны даже в художественной литературе. Вспомним «Тараса Бульбу» фрагмент речи старого казака: «Такая пора теперь завелась, что уже церкви святые теперь не наши… Если жиду вперед не заплатишь, то и обедни нельзя править».

Со временем, у православных в Галиции, где положение православных христиан было более чем тяжелое, не осталось ни одного храма. Но уничтожить православие польское, а затем и австрийское правительства не смогли. Как и первые христиане, православные собирались для Богослужения в частных домах. И даже в таких тяжелейших условиях, горожане Львова добились дозволения создать православную общину у императора Иосифа II. Долгое время у общины не было своего храма, пока в 1887 году при содействии русского консула, не было получено разрешение на строительство православного храма во имя Святого великомученика Георгия Победоносца. И сегодня это единственный канонический храм во Львове Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Не смогли сломить волю к православному единству с Россией акциями геноцида, энтоцида и религиоцида, предпринятыми австрийскими властями в ходе Первой мировой войны. Более ста двадцати тысяч галичан и жителей Буковины, Лемковщины, Подкарпатской Руси стали жертвами террора, учиненного Австро – Венгерскими властями. Среди жертв концлагерей Талергофа и Терезина было множество православных священником, и среди них те, кто перешел из униатства, как, например, священномученик Максим Горлицкий (Сандович). Он, неоднократно подвергавшийся гонениям со стороны Австро – Венгерских властей, будучи несколько раз арестованным только лишь за принадлежность к православной вере, в конечном итоге был расстрелян без суда, на глазах беременной жены и отца, во дворе тюрьмы Талергофа.

Ни к тому ли готовит президент Порошенко православных христиан, официально заявляя, что «Российской православной церкви на Украине нечего делать»? Слова Порошенко о том, чтобы приверженцы православия отправлялись в Россию, означают, что президент Украины рассматривает жителей страны не иначе как подножный корм для себя, украинских элит и зарубежных хозяев страны. Возможен ли вариант новых гонений на православную церковь, в масштабах всей Украины? Во многом ответ на этот вопрос будет зависеть от результатов встречи Порошенко 13 ноября с архиереями УПЦ МП, позиции Синода УПЦ МП и позиции правительства России. Да, по конституции РФ Церковь отделена от государства, но в настоящий момент именно позиция правительства РФ может восстановить статус-кво на Украине. Позиция России вообще может в принципе изменить политическую ситуацию на Украине, без особого для себя ущерба. Что мешает проводить нашей церкви такую же агрессивную идеологическую политику в религиозном вопросе? Например, заявить или хотя бы напомнить о своих возможных претензиях на главенствующее место по чести среди поместных Церквей?

У нас есть все на это права. Наша Церковь получила автокефалию фактически после капитулятивного Ферраро – Флорентийского Собора 1438 -1439 гг., избрав на Архиерейском Соборе своего первоиерарха митрополита Иону. Нашу автокефалию признали практически все поместные Церкви (в отличие, кстати, от сегодняшней «автокефалии» на Украине) еще в 15 – 16 веке. Но только при Святом государе Феодоре Иоанновиче, в 1598 году Церковь получит патриаршество и пятое место чести среди старейших поместных церквей. Но любопытна одна деталь. В определении Второго Вселенского собора сказано, что «Константинопольский епископ да имеет преимущество чести по Римском епископе, потому что город оный есть новый Рим».

Правило постановило, чтобы Константинопольский епископ имел преимущества чести, "тожде самое и мы постановляем о преимуществах святейшия церкви Константинополя, нового Рима. Ибо престолу ветхого Рима Отцы прилично дали преимущества: поелику то был царствующий град. Следуя тому же побуждению и сто пятьдесят боголюбезнейшие епископы предоставили равные преимущества святейшему престолу нового Рима, праведно рассудив, да град, получивший честь быти градом царя и синклита и имеющий равные преимущества с ветхим царственным Римом, и в церковных делах возвеличен будет подобно тому, и будет вторый по нем".

Таким образом, «градом царя» после крушения Византийской Империи стала Москва. Государь Иван Третий, женившись на племяннице последнего императора Византии Константина XI стал полноправным политическим и церковным наследником византийских императоров. И дело даже не только в принятии нового герба и титула, а в том, что в истории самой Византии было множество примеров того, когда императорами Византии становились люди не порфирородные, а женившиеся на дочерях, вдовах императоров. Так, военачальник Маврикий стал императором, женившись на дочери Тиберия II, а император Никифор Фока в 963 году получил титул, женившись на вдове императора Романа II. Безусловно, Москва став царским городом, уже тогда имела права на своего патриарха, как минимум равного по чести патриарху Константинопольскому.

Интересно также определение Второго Вселенского Собора относительно окормления епископами Поместных Церквей паствы: «Областные епископы да не простирают своея власти на Церкви, за пределами своея области, и да не смешивают Церквей; но, по правилам, Александрийский епископ да управляет Церквами токмо Египетскими; епископы восточные да начальствуют токмо на востоке, с сохранением преимуществ Антиохийской Церкви, правилами Никейскими признанных; также епископы области Асийской да начальствуют токмо в Асии; епископы Понтийские да имеют в своем ведении дела токмо Понтийской области; Фракийские токмо Фракии. Не быв приглашены, епископы да не преходят за пределы своея области для рукоположения, или какого-либо другаго Церковнаго распоряжения». Надо ли говорить, что действия патриарха Варфоломея неканоничны, беззаконны и попадают под осуждение всего христианского мира. В иные времена за поддержание ереси могли и с кафедры прогнать и бичевать и предать анафеме.

Ради церковного единства и защиты православных святынь правительству совместно с Церковью необходимо выработать стратегию дальнейшего поведения в вопросе о ложной автокефалии. Ни в коем случае нельзя капитулировать перед поползновениями Константинопольского Патриархата и Порошенко в отношении нашей канонической территории, потому что, в противном случае кровь мучеников за веру в Галиции и на Волыне ляжет на нас, - тех, кто послушно повиновался воле узурпаторов власти и пособников нацизма. Примирившись с ними, мы станем по одну сторону с убийцами Талергофа и Терезина, потому что только война оставляет шансы нацистам удержаться у власти. Даже если эта война со своим собственным народом…

Дмитрий Лучкин

Поделиться в соцсетях
Оценить

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

ЧИТАТЬ ЕЩЕ

ЧИТАТЬ РОМАН
Популярные статьи
Наши друзья
Наверх