ЧТОБЫ ИСТИНУ ЗНАЛИ ВСЕ! Что творили большевики на Тамбовщине

Опубликовано 06.06.2023
ЧТОБЫ ИСТИНУ ЗНАЛИ ВСЕ! Что творили большевики на Тамбовщине

НА ЗАСТАВКЕ: Памятник Тамбовскому Мужику — скульптурный памятник, посвященный восставшим крестьянам, принимавшим участие в Тамбовском восстании 1920-1921 годов. Расположен в г. Тамбове. По проекту архитектора Александра Филатова.

Гордиться славой своих предков
не только можно, но и нужно.
Не уважать оной есть
Постыдное малодушие.
А.С. Пушкин

Знакомая принесла мне краткие выписки из романа «Тамбовский волк» депутата Тамбовской думы Сергея Клишина. Книга была издана в 2005 году тиражом 100 экземпляров. Как сказано в предисловии: «Ни один факт расправ над людьми, описанных в книге, не придуман автором. Все они почерпнуты из архивных данных, из воспоминаний участников Белого движения, князя Н.Д. Жевахова, а также митрополита Санкт-Петербургского Иоанна (Снычёва)».

Потрясенная прочитанным, я решила соединить эти разрозненные записи в единое целое и отослать в вашу газету. Дело в том, что в Тамбове до сих пор бытует мнение: «Антонов и его сообщники – бандиты, а Тухачевский и Котовский – хвала им и честь! – избавили нашу область от этой разбойничьей шайки». Как много мы слышим вранья!.. Хотелось бы, чтобы истину знали не только 100 человек, прочитавших книгу «Тамбовский волк», но и другие, поэтому пишу вам.



Александр Степанович Антонов был выходцем из города Кирсанова Тамбовской области. С 1905 года состоял на партучете (т. е. был коммунистом) в вагоноремонтной мастерской города Тамбова. В итоге, как «ликвидатор и экспроприатор», получил 20 лет каторги. После революции 1917 года вернулся домой, встретил красивую девушку – Наталью Ивановну Катасонову из села Нижний Шибряй на реке Вороне, и, крепко полюбив ее, женился. После того как большевики зверски расправились с другом его детства священником Алексием Лукиным, настоятелем Кирсановского храма, пересмотрел свои взгляды. Отца Алексия Костров (Наум Сионович Киперман) распял на кресте. Батюшке отрубили пальцы рук, сняли скальп, отрезали уши, нос, язык, выкололи глаза, облили елеем и подожгли. Затем умертвили выстрелом в рот. Тело бросили голодным собакам. К концу 1918 года, когда у крестьян было отобрано пять миллионов пудов зерна – больше, чем во всех соседних губерниях, вместе взятых, бывший главный милиционер губернии А.С. Антонов (в это время его перевели на должность начальника Кирсановской уездной милиции) собрал боевую дружину. К Антонову со всех сторон бежали крестьяне. Очень скоро численность небольшого отряда выросла до 50 тысяч человек. Было сформировано пять полков и четыре бригады, которые являлись реальной могучей силой сопротивления. Ленин писал: «Для советской власти Антонов более опасен, чем все Юденичи, Колчаки и Деникины, вместе взятые». Крестьянское восстание приобрело невиданный размах. Используя партизанскую тактику Дениса Давыдова, Александр Степанович и его ополченцы долгое время держали большевиков в страхе.

Южный фронт красных был прорван в августе 1919 года казацким корпусом генерала Мамонтова, который вошел в Тамбов. С колокольни кладбищенской церкви Петра и Павла отец Александр расстреливал из пулемета убегавших красных. Латыши впоследствии подняли его на штыки и сбросили с колокольни, а в иконостас бросили несколько гранат. Тысячи тамбовцев встречали под колокольный звон «мамонтовцев». Через три дня казаки двинулись на Козлов (ныне – город Котовск). Там был штаб Красной армии Южного фронта, которым руководил Троцкий, бежавший в Москву. После ухода Мамонтова в Тамбове началась расправа. Большевики расстреляли в Казанском монастыре всех монахов. В эту обитель перевели ЧК. День и ночь вели допросы, пытали, расстреливали сотнями у монастырской стены, а трупы сбрасывали рядом – в большой ров, выходящий к реке Цне. На место главного губернского коммуниста был назначен Антонов-Овсеенко: коммунисты сделали этим хитрый ход, поставив однофамильца очень популярного Антонова. Этот большевик руководил взятием Зимнего дворца и был послан в Тамбов Лениным.

К весне 1920 года партизаны контролировали три уезда: Тамбовский, Борисоглебский и Кирсановский. Для подавления крестьян послали китайцев. Антоновцы всех убили из пулемета. Далее привожу примеры зверства, чинимые над жителями.
В Воронцовке большевики обманом выявили лучших людей и расстреляли их у церковной стены. Большевик Шлихтер (в Тамбове есть улица и автобусная остановка его имени) взорвали церковь в Сосновке, батюшку и четырех старых женщин забили прикладами до смерти.

В Озерках «товарищ Вера» сожгла 14 домов с людьми.

Продотряд в Иноковке под руководством большевика Гольдина закопал живьем девять крестьян руками латышей, потом они насиловали, убили еще более ста человек, жгли дома с людьми.

Сотника Дегтярева в Моршанске латыши захватили в плен, содрали кожу со спины и лица, закопали живого на Моршанском кладбище.

Большевичка Софья Розенфельд (Красная Сонька) в Новопокровке убила сотни людей, казаков и казачек. Все село сожгли. Латыши потопили всех детей в проруби, матерей насиловали по 20–30 человек и тоже топили. Сонька выжигала людям глаза сигаретой, вспарывала животы, отрезала гениталии. Бойцы командира Ивана Матюхина (друг Антонова из села Хитрова) посадили ее на кол. Кстати, когда армия Антонова, основой которой был Хитровский Матюхинский полк, взяла город Рассказово, ни один (!) большевик не был казнен. Все были разоружены и пешком отправлены в Тамбов.
Большевичка Роза Шварц (Красная зверюга) в одном из подвалов ЧК (ЧК, как известно, в переводе с еврейского – бойня скота) убила лично сотни людей: выкалывала глаза, выжигала их папиросой, загоняла иголки под ногти. По ее приказу кричавшим от боли людям заливали в горло кипящее олово, «чтобы не визжали». В Перевесинке партизаны Золотовского полка распилили ее на две части.

В Васильевке Котовский зарубил шашкой семью: девушку, изнасилованную его бандитами, и маленьких детишек – на лавке пополам. Свою жену, родившую двух мертвых детей, тоже разрубил пополам, убил родителей жены, маленькую ее сестру. Зверски расправился с акушеркой и доктором. Весь медперсонал роддома был расстрелян. Котовский – уголовник, рецидивист, морфинист, болел сифилисом. Кличка Лысый. Знал иврит. Родом из Западной Украины.

Юродивого Гришку из Рассказово, который его обличил, копытами коня ударил в грудь, конница втоптала Гришку в землю. В селе Хитрово Котовский приказал привязать к деревьям всех людей голыми на съедение комарам.

Большевики штыками рвали животы привязанным людям. Ивана Матюхина привязали к запряженным тачанкам и разорвали на части. Заложников из Верхне-Спасского свозили в концлагерь, и, если кто-то плакал или кричал, красный комиссар перерезал им горло, а кровью смазывал ободья телеги.

В селе Вязовая Почта красными командовал Иероним Уборевич (у нас в Тамбове увековечили память и этого убийцы, назвав одну из улиц в его честь). Их 14-я кавалерийская бригада была разгромлена. В селе Иноковка Кирсановского уезда восставшими руководил Токмаков. Они взяли Рымарево, станцию Токаревка, зачистили от большевиков Уваровский район.

На фото: повстанцы Объединенной Партизанской армии Тамбовской губернии

По приказу Ленина в Тамбов съехались первые коммунисты: Бухарин, Розенфельд, Луначарский, чтобы обсудить вопрос о том, как поймать Антонова. Были посланы на подавление восстания два татарских полка. Снесены были красной артиллерией и полностью сожжены села: Коптево, Хитрово, Кензари, Верхне-Спасское, Новосельцево, Перикса. В Ракше, Кривополянье и Рузовке взяли в заложники, а потом порубили шашками всех мужчин и подростков. В Маршанске по приказу Крыленко людей расстреливали у стен Троицкого собора, а также на кладбище, где люди сами себе рыли могилы. Некоторых закапывали живьем. Котовский поймал Павла Тимофеевича Эктова, начальника штаба антоновцев, взял в Павлодар его жену и дочерей, пригрозил повесить. Тот выдал ему место, где Антонов собирал командиров…

В подкрепление коммунистам Ленин направил также 28-летнего Тухачевского с войском. Заместителем его поставили Иеронима Уборевича.

К началу 1921 года очаги народного сопротивления почти везде были подавлены, за исключением Дальнего Востока, Средней Азии и Тамбовской области. Из Германии пришло две тысячи химических снарядов. При расположении партизан в лесу, когда они находились в окопах и землянках, по ним били отравляющими, удушающими снарядами. В районе Каменки, где находился Союз трудового крестьянства, стояли артиллерийский дивизион из Заволжского военного округа и батарея артиллеристов из Белгорода. В их арсенале имелось громадное количество химических снарядов и газовых баллонов с хлором. На лес, куда ушли партизаны, была направлена газовая атака. Полчаса и… жуткое зрелище! Трупы снимали с деревьев, вытаскивали из-под земли… В Горелом 21 человека расстреляли, 79 домов сожгли и разрушили, арестовали 183 заложника и этапом отправили их во 2-й Тамбовский концлагерь.

В Инжавинском районе чекисты все окрестные овраги заполнили трупами. «В Беломестной Двойне расстреляли две партии заложников. За две недели задержали 4245 заложников и 405 семей. Расстреляли 229 человек, родственников партизан. После этого сдался 2301 бандит. Расстреляно 917» (из отчета красных).

В Тамбовской губернии существовало десять концлагерей: два – Тамбовских, один – Козловский, два – Моршанских, один – Кирсановский, один – Сампурский, один – Инжавинский, два – Борисоглебских. Это более 20 тысяч заключенных. Газогенераторные фургоны работали круглосуточно, за один раз в закрытый корпус входило 30 человек. Ягода говорил: «В Тамбовской губернии уничтожена одна треть (!) мужского населения». Расстреливали в подвалах тюрем и ГПУ, в Ахлябиновской роще, в Казанском монастыре, в подвале бывшего дома адвоката Селезнева (ныне – Дворец бракосочетания). Чекист из Кирсанова Абрам – Геся Захарович Равер на Набережной расстреливал пленных целыми ночами. У хутора Журавья Вышка было уничтожено более двух тысяч человек, в селе Кинец – тысяча, у Пахотного Угла – более восьмисот, в Паревке, Карай-Пущине, Чернышовке – по 500 человек. В Иноковке подожгли дом Токмакова, жену его Котовский лично разрубил пополам, деду перерезал горло.

Уваровский чекист Покалюкин Михаил Иванович (еврей по матери) разыскал жену Антонова – Наталью – она жила в селе Нижний Шибряй с дочкой Евой, их выдал Эктов. 24 июня 1922 года в Уваровский ЧК примчался чекист и сообщил, что Антонов – у Наталии (за ее домом следили). При захвате ротмистр Еленин (Корнаухий), которому Красная Сонька отрезала часть уха, с дочерью Александра Степановича – Евой ушел за реку Ворону. Брата Антонова – Димитрия убили, беременную вторым Наталью захватил Равер, распорол ей живот ножом. Безоружный израненный Антонов зубами вцепился в горло Равера и вырвал его со всеми потрохами. Падая, из последних сил дотянулся левой рукой до руки лежащей в луже крови Натальи. Чекисты долго били сапогом по сжатой руке уже мертвого Антонова, но так и не могли оторвать ее от руки жены. Тогда они просто отрубили кисть руки Натальи. Таким и бросили на подводу тело Антонова вместе с телом Димитрия. Из Нижнего Шибряя трупы привезли для опознания в Тамбов. Голые тела братьев Антоновых выставили на посмешище – всеобщее обозрение – в здании Тамбовской ГубЧК. Насладившись представлением, большевики выбросили их на свалку крестьянских трупов – в ров у стены Казанского монастыря. После разгрома Антоновской армии Тухачевский и Антонов-Овсеенко уехали из Тамбова…

…Председатель Тамбовского губисполкома Чичканов (Шнеур) нашел свою смерть на озере Ильмень, где он «занимался любовью» со своим партнером, охранником Клоковым. Обнаруживший их в это время дед Макарыч, недолго думая, схватил ружье и застрелил обоих.

Не забыли большевики и эту «личность»: в городе также имеется и улица, и остановка Чичканова. Осенью 1925 года начальник снабжения Дальневосточного Рыбтраста Павел Эктов организовал морскую прогулку по Японскому морю для жены и трех дочерей. Внезапно разыгрался шторм. Баркас перевернуло. До берега было рукой подать, но течение унесло баркас в море. Все утонули.

Зимой 1925 года не вернулся с охоты Яков Сапфиров, бывший командир особого полка Антонова, перешедший к чекистам и участвовавший в захвате Антонова. Весной по бляхе на ремне опознали разложившийся труп. Экспертиза показала: его загрызли волки.

В конце 20-х годов на территории Тамбовского, Уваровского, Моршанского, Пичаевского и других районов действовала тайная организация Николая Григорьевича Богословского «География». Руководители этой группы – Кожаринов, Батманов, Михайлов и другие, применяли методы и тактику А.С. Антонова. Более пяти лет местному огэпэушнику Раевскому, ставленнику Менжинского, не удавалось разоблачить и уничтожить «Географию». В начале 30-х годов по всей Тамбовской земле действовали продолжатели дела Антонова: из села Паревка – братья Григорий и Степан Ишковы, из Яблоневки – Тимофей Лаптев, из Бокино – Филипп Кисляков, Василий Семилетов и многие другие. В 1937 году по приказу Сталина были расстреляны: Тухачевский, Уборевич, Антонов-Овсеенко, Ягода, Васильев (Гольдберг), Покалюкин и другие чекисты, жестоко подавившие крестьянское восстание Антонова. Надо сказать, что, напуганные силой сопротивления крестьян, власти заменили продразверстку более мягким продналогом.

24 июня 1999 года, ровно через 75 лет со дня героической гибели Александра Степановича Антонова, на месте захоронения 13 тысяч крестьян-антоновцев и их предводителя по инициативе депутата Сергея Петровича Клишина был установлен памятник, который варварски уничтожили. На следующий год С. Клишин с единомышленниками установили новый памятник. Золотом блистали слова Антонова: «Бороться аз правое дело приходится, братцы, самим только нам. Бороться честно, храбро и смело – во имя Веры, Родины и Правды». Но и его демонтировали и увезли люди, которых не смогла (или не захотела) установить милиция. И в третий раз был воздвигнут величественный памятник из редчайшего натурального камня на Набережной реки Цны у Казанского монастыря, под которым братская могила тысяч замученных и убитых. Знакомая рассказывала: «В том месте нашли неизвестные косточки, которые благоухали. А еще на улице Сергеева-Ценского экскаватор зацепил и вытащил за длинные волосы девушку, она была нетленна». Да, сколько у нас неизвестных святых…

Е. КУЗНЕЦОВА,
Тамбов


Источник: http://www.rv.ru/content.php3?id=14557
Поделиться в соцсетях
Оценить

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

ЧИТАТЬ ЕЩЕ

ЧИТАТЬ РОМАН
Популярные статьи
Наши друзья
Наверх