Юрий Борисов. Не ровен час, нажму курок...

Опубликовано 29.02.2020
Юрий Борисов. Не ровен час, нажму курок...

Когда во имя светлого будущего умерщвляются миллионы, уродуются судьбы нескольких поколений, насильственно меняется русло жизни огромной страны и народов, ее населяющих, - ну что, казалось бы, на страшном, кровавом этом фоне искалеченная судьба одного - поэта, композитора, гитариста, исполнителя собственных песен? Но пора, пора вспомнить и о нем, украденном у нас нашей лютой системой на целых два десятилетия, замолчанном при жизни и обобранном литературными мародерами после смерти, пора все и всех назвать своими именами, воздать должное таланту и схватить вора за руку.

Юрий Борисов... Когда-то песни его слушали украдкой - с магнитофонных лент или живьем, сидя тесным хмельным кругом за скудно, наспех собранным столом где-нибудь на Малой Посадской в питерской коммуналке. Тогда нельзя было вольно петь и слушать про "холопскую пулю ниже петлиц", про "шинель с золотыми погонами", про "мятежный Кронштадт" и про тех, "кто у Зимнего выжил".

Нет, это писал не безвестный эмигрант, не бывший белый офицер, уцелевший в "сумбуре мировой заварухи", как, наверное, думалось многим. Автор жил среди нас, жил трудно и отчаянно - сидел в тюрьме, мыкался, поднадзорный и во всем заведомо виноватый, без прописки, без работы, без крыши над головой, без денег, пил бормотуху, бывало и одеколон, а еще прекрасно играл на гитаре и пел свои странные песни.

Действительно, на дворе стоял развитой социализм, по улицам расхаживала новая общность людей - советский народ, а он, безумец, выводил, вытягивал, выматывал душу:


Заунывные песни летели
В даль березовой русской тоски.
Где-то детством моим отзвенели
Петербургских гимназий звонки.
Под кипящий янтарь оркестрантов,
Под могучее наше "Ура!"
Не меня ль Государь Император
Из кадетов возвел в юнкера?...

Эти песни-стилизации, эти гимны безнадежно проигранному белому делу, навсегда ушедшей эпохе, эти вдруг ожившие, засветившие новым светом городские и жестокие романсы - что-то ведь они говорили нам, томительно тревожили душу, трогали какие-то уцелевшие, а думалось, давным-давно оборванные струны, воскрешали то, что уже, казалось, отчаялось воскреснуть, - нашу генную память о другой жизни.


...А к обедне опять ты спешишь
деловито,
Где на паперти те же старухи стоят.
В черном платье своем, что давно уже
сшито,
Пряча в черной вуали отрешенный свой
взгляд.
Вновь ладаном дохнет величье -золотое,
И рыжий бас попа бедой дрожит в тебе.
И ставишь ты на круг морщинистой рукою
Свечу за упокой, за короля бубей

Этому поэту много было дано Богом, но написал он всего около сорока стихотворений, большинство из которых положено на музыку. А мог бы... Нет, не мог. Оно всегда, когда думаешь о русских поэтах, тянет к сослагательному наклонению: вот кабы промахнулся Дантес, не поселился, бы Есенин в "Англетере", пощадила бы Рубцова его убийца... Дантесы не промахиваются


Сдается мне, что моя песня спета,
Что даль ясна, а прошлого уж нет.
Для торжества заветного обета
Давным-давно готов мой пистолет.
Не ровен час, нажму курок, и
выстрел -
Весенним громом над моей зимой.
И понесут всё то, что я не выстрадал,
Чужие души ношей золотой.
И канут в Лету новых мирозданий
Мои враги, анафему воспев,
А я замру бойцом на поле брани,
В честном бою себя не одолев.

Юрий Борисов умер от туберкулеза в больнице на Поклонной горе 17 июля 1990 года в 8 часов утра. А до этого была жизнь...

Сестра поэта, Ольга Борисова-Голубева, вспоминает:

"Борисов Юрий Аркадьевич родился 4 ноября 1944 года в городе Уссурийске Приморского края. С июля 1947 жил в Ленинграде.

Стихи стал писать в третьем классе школы. Однажды два стихотворения отослал в газету "Ленинские искры". Ответ пришел отрицательный, и Юра на время бросил писать стихи.

После школы учился в ремесленном училище на токаря-револьверщика. В это же время увлекся игрой на гитаре. Сначала это был лишь простенький аккомпанемент для песен, в то время очень популярных среди подростков. Но вскоре пришло серьезное увлечение классикой, благодаря знакомству с Ковалевым Александром Ивановичем, в прошлом, до войны, лауреатом конкурса исполнителей. Юра начал учиться игре на классической гитаре. Сперва Александр Иванович брал деньги за уроки, а так как мы жили очень бедно, то часто платить было нечем, и впоследствии Ковалев учил Юру бесплатной В эти годы мы старались не пропускать концертов знаменитых гитаристов, приезжавших в город на гастроли.

Затем Юра поступил в институт культуры на отделение композиции, которое, к сожалению, не закончил. В эти годы он стал делать переложения песен и романсов для гитары, появились первые пьесы собственного сочинения. Особенно хорошо ему давались классические произведения Эшеа Тарреги, Исаака Альбениса, Эйтора Вила-Лобоса, Людвига ван Бетховена, а также знаменитая "Чаккона" Баха в переложении для гитары Андреаса Сеговии. Учился Юра заочно.

К тому же периоду относится и его преподавательская работа в кружках при домах культуры. И хотя это не приносило почти никаких доходов, зато времени, свободного для того, чтобы заниматься любимым делом, было много.

Однажды Юрий с обострением болезни печени попал в больницу на Пионерской улице, где и познакомился с гобоистом Дмитрием Тосенко. Через Диму он узнал Валерия Агафонова, и с того времени началась их дружба. (По другим сведениям Борисов и Агафонов учились в одном ремесленном училище. - Е. Т.)

Юра с Валерой часами просиживали у нас дома на Малой Посадской над старыми нотами, неизвестно откуда появившимися у них. Впервые вся наша коммуналка услышала необыкновенное исполнение Валерой романсов и песен. Юра стал учить Валеру играть на гитаре по-настоящему, поставил ему руку, и впоследствии чудесный аккомпанемент стал неотъемлемой частью исполнительского мастерства Валерия Агафонова.

Стихи Юра писал все это время, но знакомство и дружба с Валерием заставили всерьез обратиться к авторской песне. .

Тогда же появился у нас дома и Виталий Климов, студент Высшего художественно-промышленного училища им. В. И. Мухиной. Много гитар вместе с Виталием изготовил мой брат. На одной из них долгое время играл Валерий Агафонов. Свои инструменты они показывали М. Л. Анидо, Дюмону и получили высокие отзывы об их качестве.

Так это началось".

А вот что рассказывает о поэте его друг, певец Валерий Кругликов: "В быту Борисов был не груб, но как-то неудобен. Всегда или почти всегда он вызывал у меня конфликтное состояние. Его неустроенность вызывала у меня желание избавиться от беспокойства, какая-то опасность благополучию исходила от него. А я всегда стремился к упорядоченности, к благополучию. Я не могу спокойно чувствовать себя, не имея постоянного заработка. И судьба, шкуре. Каким же мужеством надо обладать, чтобы всю жизнь жить так! Только однажды подравшись с Борисовым, от страха отлупив его, я понял, каким безобидным, каким беззащитным и слабым был этот человек. (Нуждаясь в помощи, в ответ он получал от меня, в частности, поучения вместо помощи.) И это при какой-то внутренней духовной силе, невероятной добродетельной силе, при его умной и чистой мощи - такая вдруг беспомощность, бытовая неприспособленность, неумение жить..."

И все же таланту везет. Ведь нашел же Борисов Агафонова, а Агафонов - Борисова! Так пропеть, так прочесть, так прочувствовать и излить сердцем стихи Борисова мог только Валерий Агафонов.

Говорит вдова певца, Татьяна Агафонова:

"...Валерина смерть его изменила. Он был жестоким человеком. То есть такая форма у него была. На самом деле, по сути, нет. Но форма общения с людьми была очень... безумно тяжелой. С ним трудно было долго находиться вместе. Вообще Юра для меня очень многое сделал в последние годы. У него пропала эта озлобленность. Он, оказалось, был настолько добр, настолько открыт!.. Удивительно.

У Юры исполнение особое было, был такой глубокий бас. Он вообще был очень музыкальный. Но Юру почему-то все время затирали. Обидно! Потому что все выходят петь, кому не лень, а Борисова никуда даже не включают. Мне хочется, чтобы Юру Борисова знали. Последние годы безумно хотелось, что-' бы у него был концерт и все увидели, насколько это прекрасный музыкант. Больше всего мне было обидно за его гитару. Но ничего не получилось. Человек просто не привык к эстраде. Да и больной он уже был очень. Чахотка... Он ведь был человеком, который не мог работать. Есть такие люди. Ну, не в силах он был подниматься в шесть часов утра и ехать на кирпичный, допустим, завод. Он мог только сочинять стихи и музыку, писать свои песни. Другая душа совсем. Кроме того, эта болезнь...

Они с Валерой знакомы с ремесленного училища. У них даже была общая тема - смешная. Это как они учились вместе, как их ремеслуха свела, как пытались сходить в рабочий класс, но не потом он выходил, и дружба продолжалась.

Я не представляю Юру в бархатном халате за чашечкой кофе. Этот человек ни за что бы не изменил стиль жизни. Он сам себе сотворил такую жизнь. Это уже судьба. Но ни о нем, ни о Валере я не могу сказать, что жили они несчастливо и ужасно. Жизнь их была счастливой, трудной, но счастливой. Даже у Юры Борисова, даже у Юры!.. Трагичной? Да. Но опять-таки когда человек ничего не переживает, откуда он чего возьмет? что сможет создать? А у них у обоих такая чуткость, такая восприимчивость ко всему была! Они могли понять все. Главное, что они - Юра, Валера - состоялись".

Сейчас уже все равно - для вечности, для беспристрастной оценки им написанного, - как там у Борисова складывались отношения с власть предержащими. Нетрудно, конечно, догадаться, что складывались плохо:


Мне сегодня, братцы, не до шуток,
Не до размалиновых речей...
Осудили на пятнадцать суток
Головы носителя моей...

Впрочем, несколько "борисовских" тюремных сроков, небольших, по году, по два, - не подтверждение ли это горькой истины: самый хороший, удобный поэт в России - поэт мертвый или хотя бы сидящий в тюрьме?..

И, уже смертельно больной, Борисов успел-таки подержать в руках пластинку с записью своих песен в исполнении Валерия Агафонова. Этот большой диск называется "Белая песня", и вышел он в 1989 году на Ленинградской студии грамзаписи. Его составили записи аж 1981-1984 годов.

Далее начинаются какие-то странности вокруг творческого наследия Борисова. В 1990 году (запись 1989 г.) певица Жанна Бичевская выпускает свой диск, на котором есть несколько песен из репертуара Валерия Агафонова. Странность заключается в том, что все песни Борисова снабжены на конверте и самой пластинке пометкой: "Авторы музыки и слов неизвестны".

Наверное, именно последнее обстоятельство явилось своего рода искушением для еще одного певца. "Как это неизвестны!" - видимо, возмутился он и присвоил песню. Это вам не сумочки у зазевавшихся рассеянных дамочек потрошить. Тут все на виду, на слуху, каждый день, каждый час думай, нервничай, трясись и жди, что кто-нибудь возьмет да громко так скажет по телевизору, по радио или вот в газете:украл, мерзавец, держите вора!...

Некий г-н Звездинский, выдающий себя за узника совести, за внука дворянина, полковника царской армии, расстрелянного в 38-м, за поэта, певца и композитора (может быть, так и есть, кто спорит...), украл у Юрия Борисова его "Белую песню", назвал ее "Белая вьюга", сократил, испохабил отдельные строки, напечатал в журнале "Аврора" (1991, № 3) под своей фамилией и до сих пор бесстыже поет ее, сменив прекрасный "борисовский" мотив на свой, бездарный, поет с эстрады как свою. В 1991 году студия "Метадиджитал" выпустила очередную пластинку г-на плагиатора, на которой читаем: "Белая вьюга" (муз. и сл. М. Звездинского)..."

Сознавая неловкость создавшегося положения, я, однако, уверен, что лучше бы этому господину публично повиниться в содеянном. Так по-русски, так благородно было бы с его стороны!..

До тех же пор, пока он этого не сделал, знать должны все:МИХАИЛ ЗВЕЗДИНСКИЙ - ЛИТЕРАТУРНЫЙ ВОР (ПЛАГИАТОР), ОБОКРАВШИЙ УМЕРШЕГО ПОЭТА.

Неужели он думает, что все ему сойдет с рук, проскочит под шумок очередной российской смуты? НИКОГДА!

Предлагая вниманию читателей подготовленную Валерием Кругликовым и Галиной Шкатовой подборку стихов Юрия Борисова, я не удивлюсь, если окажется, что это - первая публикация стихов поэта под его собственным именем.

ЕВГЕНИЙ ТУИНОВ, 'Юридическая газета", № 27-28, 1992

Источник: http://www.agafonov.info/Borisov.htm

БИОГРАФИЯ ЮРИЯ АРКАДЬЕВИЧА БОРИСОВА

Юрий Аркадьевич Борисов — автор стихов и песен о Гражданской войне, стилизованных под белогвардейские и повстанческие. Их фонограммы, сделанные в годы советской власти на «квартирных» аудио-студиях, в исполнении Валерия Агафонова (1941-1984) вышли в на пластинке «Белая песня» (фирма «Мелодия», 1989).

Родился в голоде Уссурийске Приморского края, где семья жила во время войны. Мать работала кассиршей, кондуктором трамвая, отец был молотобойцем. В июне 1946 года семья вернулась в Ленинград. Юрий воспитывался, в основном, в детдоме Ждановского района на Каменном острове. Учась в третьем классе этой школы, он написал свои первые стихи, причём даже отослал их в газету «Ленинские искры». По всей видимости, они были по-детски наивными, так как ответ пришел с отрицательным отзывом.

После школы с 14 лет учился в ремесленном училище на токаря-револьверщика. Гуляя вместе с друзьями по паркам Каменного острова в окрестностях здания детского дома, Юра увидел оставленный кем-то из его сверстников новенький велосипед — мечту всех послевоенных мальчишек. Потом катались и другие, но вся вина за похищение велосипеда легла на него, за что он получил два года исправительных работ в колонии для несовершеннолетних детей (г. Липецк), где его высокого ростом подростка использовали на вредном для здоровья металлургическом производстве.

К сожалению, исправительные лагеря ещё никого не исправляли, поэтому весь дальнейший путь его жизни был в ещё большей степени испорчен приобретёнными там умениями и навыками лагерных привычек. Вскоре после выхода из колонии Юра с товарищами ночью залез в винный ларёк, распивать вино стали прямо здесь же — возле ларя на скамеечке. Неожиданно подъехали стражи порядка, забрав их всех в милицию. Потом был допрос и суд, по приговору которого Борисова за кражу осудили на четыре года, опять отправив в исправительную колонию.

Освободившись, лет в 18-19 поступил в школу парикмахерского мастерства. По специальностям почти не работал — берег руки для игры на гитаре. На 7-струнной гитаре и аккордеоне играла мама, и Юрий ещё в подростковом возрасте начал играть на гитаре. В середине 60-х познакомился с гитаристом Александром Ивановичем Ковалевым, до войны тот был лауреатом многих премий и конкурсов по классической гитаре. Ковалев учил Юрия играть и тот самозабвенно занимался по 6-7 часов в день. Писал пьесы для гитары (например, «Зеленый кипарис»).

Тогда же Юрий с обострением болезни печени попал в больницу, где познакомился с другим больным, оказавшимся музыкантом ленинградского государственного театра оперы и балета имени С.М. Кирова Дмитрием Тосенко. Через Дмитрия он познакомился с Валерием Агафоновым, ставший ему лучшим другом и соавтором его произведений на много лет вперёд. Как оказалось потом, они вместе даже учились в одном ремесленном училище, хотя друг друга не знали.

Поступил на заочный факультет Московского института культуры, изучал нотную грамоту и композицию, но институт не окончил. После год или два преподавал классическую 6-струнную гитару на платных курсах для взрослых — по 2-3 часа в неделю. Преподавал поочередно в нескольких местах, в том числе в ЛДХС, в Театре народного творчества. Эта работа приносила небольшие доходы, но зато оставляла много свободного времени для занятия любимым делом. С приятелем, художником Виталием Климовым, изготавливал гитары, устроился на склад Фабрики музыкальных инструментов. Изготовили четыре инструмента, на одном из которых («Джульетта») играл Валерий Агафонов. Дружили втроем с Агафоновым и Климовым.

В 1978-1979 по печально-знаменитой статье «за тунеядство» сидел в колонии в Средней Азии, где ещё более подорвал здоровье. Позже, в колонии в Боровичах Новгородской области, где сидел за подделку больничного листа жене Любе, окончил профтехучилище №10 и 30 июня 1984 г. получил диплом столяра-мебельщика 4-го разряда. Эти навыки потом пригодились чтобы заработать на прожитьё: умение работать по дереву позволило изготавливать на продажу качественные курительные трубки.

Скорее всего всерьёз Борисов обратится к поэзии в 1967-1968 годах, по крайней мере к этому времени принято относить его Белую песню «Всё теперь против нас…». Однако, песня на стихи Борисова «Последняя осень» прозвучала уже в 1967 году в фильме «Таинственный монах» (в титрах указано: «Текст песен М.Танича»); затем для фильма «Личной безопасности не гарантирую» (1980) он написал песню «Закатилася зорька за лес...», где её исполнил В. Агафонов (в титрах об авторстве песни вообще ничего не сказано). Эти и другие песни белогвардейского цикла попали на запад, широко исполнялись и считались написанными чуть ли не русскими эмигрантами первой волны. В лагерях «законники» требовали от Борисова песен, в которых воля выглядывала как бы из-за тюремных решёток. Иногда такие стихи у Борисова появлялись, но он их писать не любил — большинство таких песен он даже и не сочинял, а просто интерпретировал.

Борисов не был «борцом с социалистической действительностью» — он ее просто инстинктивно игнорировал и жил как бы за пределами советского общества, в полнейшем отчуждении не только от официальной его стороны, но и от обычной бытовой укорененности. Не желая хоть в малом зависеть от власти, жить по её законам, — Борисов сознательно лишал себя внешних примет социального успеха. Но его бытовая асоциальность — была оборотной стороной его приобщённости к эпохе иной художественной нравственности. Он был свободен смелостью человека, которому нечего терять. Он ощущал свою отверженность, будто идущий в последнюю атаку белый офицер или советский зек на лесоповале. Поэтому и герои его романсов – это загнанные в угол люди, которым «отступать дальше некуда, сзади Японское море».

Живя в эпоху почти всеобщей общественной покорности, Борисов ностальгически тянулся к минувшей эпохе, в которой по его мнению мечты имели обыкновение сбываться, он относил золотой век человечества в прошлое. Отсюда у него и рождались стихи, полные красок, света, лучезарных образов. А вот действительность — была «угрюмой»: в разное время он работал грузчиком в магазине и на киностудии «Ленфильм», дворником, жил в подвалах и на чердаках. И это сменялось лишь отсидками за тунеядство и отсутствие прописки. Интересно, что в стихотворении, там, где автор выступает только от себя, стихи звучат оптимистически, а где звучат множественные нотки, они выражают прямо противоположное настроение.

За год до смерти Борисов перенёс инсульт и был частично парализован; 18 июля 1990 года он потерял сознание, вызвали машину скорой помощи, которая отвезла его в больницу Выборгского района на Поклонную гору, где он скончался в 20.00 вечером этого же дня. Уже смертельно больной, Борисов успел-таки подержать в руках пластинку с записью своих песен в исполнении Валерия Агафонова. Это был большой диск с названием «Белая песня», вышедший в 1989 году на Ленинградской студии грамзаписи. Поэт очень радовался тому, что его труд не забыт.

Источник: https://fantlab.ru/autor46798
Поделиться в соцсетях
Оценить

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

ЧИТАТЬ ЕЩЕ

ЧИТАТЬ РОМАН
Популярные статьи
Наши друзья
Авторы
Наверх