"Дорогие товарищи" – размышления о фильме. Р. А. Котов

Опубликовано 07.12.2020
"Дорогие товарищи" – размышления о фильме.  Р. А. Котов

Дорогие товарищи – фильм Андрея Кончаловского посвященный Новочеркасскому расстрелу 1962 года. Кино на мой взгляд – среднее (чисто с художественной стороны), но раз уж оно вызвало такие острые дискуссии, поговорить о нем всё-таки стоит.

Сначала скажу о сильных, на мой взгляд, сторонах фильма. Во-первых это одно то, что режиссер поднял такую серьезную тему, в нашем глубоко советском обществе. Да-да, вы не ослышались – советском обществе. Несмотря на то, что с момента краха коммунистической системы прошло уже 30 лет, в умах многих наших сограждан мало что в отношении к этому периоду нашей истории изменилось. Скорее даже изменилось, но в обратную сторону – при живом СССР никто по Брежневу и застою не ностальгировал.

В этом плане кино нужное, так как открывает для многих неизвестную или вовсе малоизвестную, страницу. Так уж повелось, что книги по истории, мемуары, серьезные исследования у нас изучают единицы, а большинство традиционно судит о прошлом по художественным фильмам. С этой точки зрения кино полезное. Ведь о том, что происходило в начале далеких теперь уже 60-х годов ХХ века, мало кто помнит.

Ещё одной сильной стороной фильма является погружение в эпоху – тут можно назвать удачным ход с черно-белой пленкой, получилось такое несколько состаренное кино. Достаточно неплохо переданы типичные для того времени проблемы, отношение к людям, действия властей – всё это не выдумано и показано близко к тому, как было на самом деле. Неплохо передан мир главной героини – чиновницы Новочеркасского горкома. Да и сама она в целом похожа на человека той эпохи, тут уж обвинить Юлию Высоцкую не в чем, сыграла она свою роль на крепкую четверку.

А вот, что является слабым, на мой взгляд, так это отсутствие в происходящем подлинной драмы. Ну не почувствовал я её взирая на приближенные к документальным кадры расстрела. Это далеко не «Список Шиндлера» и не «Завещание Ленина» по Шаламову, да и не «Собачье сердце» (кстати, тоже черно-белое) в котором буквально физически ощущаешь мороз на улице, видишь как в живую строй топающих по лужам красноармейцев, переживаешь вместе с героями события на экране, как в жизни. Здесь же, откровенно говоря, есть только отдельные моменты – когда главная героиня ищет дочь, когда падает на безымянную на могилу кладбище, когда молится и просит у Бога, чтобы дочь нашлась живой и невредимой. Но общего ощущения драмы я лично не почувствовал, как-то блекло выглядела трагедия, по сути – взглядом со стороны, из окна номенклатурной машины Волга, как уже было замечено. Не осталось у меня после просмотра картины тех чувств, что вызывали другие фильмы о исторических трагедиях.

Кстати, об эпизоде, где героиня молится. Снято это вполне достойно, и далеко не плохо. Вот только претензию у меня как у зрителя вызывает не место, где она молится (санузел), а то, что сантехника на вид, вполне современная с гибкой подводкой. Вроде бы мелочь, но на фото (одном из опубликованных в связи с фильмом) в глаза бросается.

Ещё один существенный минус – пошлость, вернее даже обыденность, с которой показана бытовая сторона жизни в «хрущевке». Главная героиня на унитазе и её дочка выходящая голой из душа – не увидел я в этом уважения режиссера к зрителю, да и вообще к человеческому телу, быту, жизни, скорее наоборот. Есть множество вполне классических картин, где обнаженное человеческое тело не выглядит пошлым, наоборот – оно почти как скульптура, красивая и эстетичная. Здесь же, режиссер без всякой на то надобности по сюжету, вводит в картину элемент бытовой пошлятины, банальной голой бабы. Если это дань моде и расчет на молодого зрителя – то откровенно глупо (молодой зритель и порно скачать может, к сожалению тут проблем нет). Если банальность – то к чему она? Если тонкий намек на что-то там философское или просто дань европейской моде, то по-русски это называется «напугали ежа голой ж…» и не смотрится.

Словом, не скажу что фильм мне сильно понравился. Но не потому, что тема не нужна, или неправильно идейно подана. Нет. И дед-казак неплох и вполне органичен в картине, и человечный капитан КГБ, и циничный генерал отдающий приказы… Вопрос не в этом. Мы всё больше скатываемся в самое худшее – в оправдание зла, в привычное советское молчание (или когда надо – дружное осуждение), в историческое небытие. Поэтому на фоне постоянного навязывания темы СССР-2, пора бы уже хоть немного исторические темы рассматривать более пристально и внимательно. Ведь мифы про «кровавое Воскресенье» (где из первые выстрелы прозвучали из толпы) у нас живучи, а вот не мифические, а конкретные Тбилисский расстрел 1956 года, Новочеркасский расстрел 1962, восстание замполита Саблина на БПК «Сторожевом» в 1975 году, и многое другое по прежнему неизвестны широкому читателю и зрителю.

Ведь о СССР, как и в целом об истории у нас по прежнему судят по фильмам. И здесь советских пропагандистов типа Эзентшейна с его псевдо-документальным «штурмом Зимнего» в фильме «Октябрь» пока никто не переплюнул. Ведь большинство по прежнему воспринимает это художественное кино как документальную съемку. А до этого картине «Дорогие товарищи» мягко говоря далеко…

Поделиться в соцсетях
Оценить

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

ЧИТАТЬ ЕЩЕ

ЧИТАТЬ РОМАН
Популярные статьи
Наши друзья
Наверх