Послание епископа Диомида и архиепископа Мартина с анафемой имяборческой ереси.

Опубликовано 14.06.2018

«И НА ИМЯ ЕГО БУДУТ УПОВАТЬ НАРОДЫ»
(Мф. 12, 21)


БОЖИЕЙ МИЛОСТЬЮ
епископ Анадырский и Чукотский Диомид
и архиепископ Севастопольский и Крымский Мартин
верным чадам Русской Православной Церкви в Отечестве и рассеянии сущим, благодать и милость Господа Иисуса Христа да будут с вами!

В текущем месяце исполняется 105 лет с того рокового дня, когда Всероссийский Правительствующий Синод издал «Послание Святейшего Синода всечестным братиям, во иночестве подвизающимся», в котором провозгласил новое богохульное учение об Имени Божием официальным учением Российской Православной Церкви. Указанное Послание было напечатано 18 (31) мая в Церковных Ведомостях на основании синодального Определения № 4183 от 16 (29) мая 1913 года «к сведению и руководству, как монашествующих, так и мирян».

Свое еретическое учение об Имени Божием Синод изложил в трех пунктах в конце названного Послания. Их подробный разбор на основании Священного Писания и творений отцов Церкви содержится в разделе 1. нашего «Обращения ко всем православным христианам в Отечестве и рассеянии сущим» от 12 (25) февраля 2018 года [1]. Так, пунктом 1. своего Послания, вразрез со Священным Писанием, где имеет место отождествление Божественными Пророками и Апостолами понятий «Имя Божие» и «Бог», а также вразрез с Заключением Деяний Вселенских соборов, Синод смешал нетварное Имя Божие с тварью, постановив исповедовать, что «на деле Имя Божие есть ТОЛЬКО имя, а не Сам Бог (...), название предмета, а не сам предмет», то есть постановил исповедовать Имя Божие ТОЛЬКО как тварное слово человеческое – «словесное обозначение (...) Бога». Пунктом 2. в нарушение святоотеческого учения Синод постановил исповедовать, что Имя Божие действует в молитве «не само собою, не вследствие некоей навсегда как бы заключенной в нем или к нему прикрепленной Божественной силы», то есть является обычным, самим по себе безсильным словом человеческим. И пунктом 3., отступая от учения святых отцов, Синод постановил исповедовать, что «святые таинства совершаются (...) не в силу произнесения или изображения Имени Божия», что значит вовсе не Имя Божие действует в таинствах Церкви. Всю эту имяборческую ересь и хулу на святейшее Имя Господне Всероссийский Синод объявил в Послании«верой православной, верой отеческой и апостольской» и «голосом Церкви».

Кроме того, в названном Послании Всероссийский Синод ложно учил что «святитель [Григорий Палама] нигде не называет [Божественных] энергий "Богом", а учит называть их "Божеством"», а также Синод учил что «если и признать Имя Божие Его энергией, то и тогда можно назвать его только Божеством, а не Богом, тем более не "Богом Самим"». Противопоставляя понятия «Бог» и «Божество», а также уча, что энергия (то есть действие) Бога – не Бог, Синод возродил варлаамитскую ересь, анафематствованную Православной Церковью на Поместных Константинопольских соборах XIV-го столетия.

Всероссийский Правительствующий Синод осуществлял свою деятельность по Регламенту (или Уставу Духовной коллегии) в соответствии с Манифестом от 25 января 1721 года Императора Петра I. Этим Манифестом узаконено: «Уставляем Духовную Коллегию, то есть Духовное Соборное Правительство, которое, по следующем зде Регламенте, имеет всякия Духовныя дела во Всероссийской Церкви управлять. И повелеваем всем верным подданным Нашим всякаго чина, Духовным и мирским, иметь сие за важное и сильное Правительство, и у него крайния дел Духовных управы, решения и вершения просить и судом его определенным довольствоватися, и указов его слушать во всем, под великим за противление и ослушание наказанием...» [2]. В силу этого закона о Всероссийском Правительствующем Синоде как высшем полномочном соборном органе иерархического управления Православной Российской Церкви, который Высочайше наделен был исключительным правом «крайния дел Духовных управы, решения и вершения», новое еретическое учение, будучи провозглашенным в синодальном Послании от 18 мая 1913 года, стало официальным учением об Имени Божием в Российской Империи и в Православной Российской Церкви.

В течение нескольких лет Правительствующий Синод многократно ссылался на это Послание в своих последующих Определениях. Тем самым Синод постоянно свидетельствовал, что названное Послание находится в силе и выражает официальное «церковное» учение об Имени Божием. Например, в Определении от 10-24 мая 1914 года № 4136 [3] Правительствующий Синод прямо заявил что «Синодальное послание от 18 Мая 1913 года, содержит изложение православного учения об именах Божиих». Единственное, вследствие возникшего тогда общественного возмущения состоявшейся расправой над православными афонскими иноками – исповедниками божества Имени Божия, а также вследствие объявления Германией роковой войны Российской Империи, в эти годы происходит некоторое ослабление их гонений при неизменном сохранении в силе в Российской Империи (и в Православной Российской Церкви) официального имяборческого учения, провозглашенного Посланием Всероссийского Синода.

И до тех пор, пока существовала Российская Империя, ни один правящий архиерей Православной Российской Церкви гласно не отверг еретическое синодальное Послание. Тем самым, век назад русский епископат, страха ли ради или по недомыслию, молчаливо согласился с утверждением имяборческого учения в качестве официального вероучения Православной Российской Церкви в Российской Империи. Такое крайнее богохульство не могло и не может оставаться без тяжкого возмездия от Бога, не желающего хуления Своего Имени и хотящего вразумления людей. Ибо в Священном Писании засвидетельствовано, что Господь Бог сказал: «Хулитель Имени Господня должен умереть» (Лев. 24, 16).

После февральского антимонархического бунта 1917 года и последующего упразднения Всероссийского Правительствующего Синода как высшего соборного органа иерархического управления Православной Российской Церкви действие синодального Послания от 18 мая 1913 заступающими на место Правительствующего Синода иными высшими органами церковно-иерархического управления прекращено не было, а еретическое учение об Имени Божием продолжало оставаться официальным «церковным» вероучением. Так, Поместный собор 1917-1918 годов не рассматривал по существу вопрос как надлежит исповедовать Имя Божие, а действие синодального Послания от 18 мая 1913 года в Православной Российской Церкви не отменял.

Сразу же после роспуска этого Поместного собора последовало «Постановление Святейшего Патриарха и Священного Синода Российской Церкви» от 8 (21) октября 1918 года [4], в котором стоявший на стороне имяборческой ереси патриарх Тихон (Беллавин) с иерархами-единомышленниками снова сослался на вышеуказанное синодальное Определение от 10-24 мая 1914 года № 4136. В указанном Постановлении есть такие слова: «...Ни в коем случае не отменено общее правило, по которому имябожники, как осужденные церковной властью, могут быть принимаемы в церковное общение (с разрешением, кому следует, священнослужения) лишь по отречении от имябожничества и по изъявлении своего подчинения Святой Церкви». Отнюдь не отменяя, но оставляя в силе еретическое Послание Правительствующего Синода от 18 (31) мая 1913 года, и тем, продолжая имяборческую ересь, патриарх Тихон и Священный Синод в названном Постановлении принимают решение о возобновлении прежних (довоенных) гонений на православных афонских иноков, которых впавший в имяборческую ересь Правительствующий Синод приказал с августа 1913 года именовать «имябожниками». В завершении этого Постановления указано, что такой порядок по «делу об учении имябожников» установлен вплоть решения «Священного Собора», который предполагалось собрать в будущем. После этого Постановления высшие соборные органы церковно-иерархического управления почти 100 лет никаких определений по вопросу исповедания Имени Божия не принимали и ничего в исповедании Имени Божия не меняли.

Прежняя единая Всероссийская Церковь, впав в имяборчество, а затем, участвуя в лице своей иерархии и части народа в свержении в России Царской власти помазанников Божиих, стала раскалываться на части. Образующиеся вследствие расколов новые русские юрисдикции неизбежно наследовали от своей общей предшественницы официальное имяборчество. Еретическое учение об Имени Божием стало господствующим вероучением как Московского Патриархата (МП), организованного революционной властью с помощью митрополита Сергия (Страгородского), так и Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ), первым предстоятелем которой стал митрополит Антоний (Храповицкий). Причем названные первоиерархи-имяборцы были главными зачинщиками этой ереси. Являясь прежде членами царского Правительствующего Синода, они приложили наибольшие усилия для выпуска синодального Послания от 18 мая 1913 года, сводя Всероссийскую Церковь с пути Православия.

Чадам Русской Православной Церкви нужно понимать, что богохульное синодальное Послание от 18 мая 1913 года и провозглашаемое им официальное еретическое вероучение об Имени Божием «само собой» отмениться и быть признано недействующим не может. К настоящему времени высшие органы иерархического управления образовавшихся русских имяборческих юрисдикций, считающих себя преемницами дореволюционной Православной Российской Церкви, названное синодальное Послание своими официальными постановлениями не признавали недействующим и не отменяли его вкачестве обязательного к исполнению вероучительного «руководства, как монашествующих, так и мирян». Поэтому еретическое учение об Имени Божием, провозглашенное Правительствующем Синодом в указанном Послании, до сих пор является официальным вероучением этих юрисдикций, что неизбежно делает их еретическими.

Более того, в последнее время некоторые русские юрисдикции приняли соборные постановления для подтверждения действия в них официального имяборческого учения и осуждения тех, кто отвергает имяборческое богохульство. Последние из этих постановлений были приняты в сентябре 2017 года одновременно в двух юрисдикциях, имеющих преемство от прежней РПЦЗ.

Одна из этих еретических юрисдикций возглавляется митрополитом Филаретом (Семовских) и называется «Православная Российская Церковь/Русская Православная Церковь заграницей» (ПРЦ/РПЦЗ). Её Архиерейский собор, проходивший 2 (15) – 8 (21) сентября 2017 года в Курской области, постановил что: 1) осуждение Православной Российской Церковью в период с 1913 по 1918 года православных афонских иноков и их исповедания Имени Божия было «справедливым»; 2) в отношениях с «имябожниками» нужно и впредь руководствоваться Определением Святейшего Синода от 22-25 апреля 1914 года № 3479; 3) архиепископ Мартин (Лапковский) «извергается из духовного сана» за «исповедание ереси имябожничества» и «учреждение самочинного еретического [имябожнического] сборища».

Другая имяборческая юрисдикция именуется «РПЦЗ» и возглавляется архиепископом Владимиром (Целищевым). Архиерейский собор этой юрисдикции, проходивший 4 (17) – 11 (24) сентября в Канаде в г. Мансонвиль, заслушал пространный доклад архиепископа Владимира (Целищева), озаглавленный, «По поводу имяславия (имябожия)». В нём докладчик обозначил против кого, собственно, направлен его доклад, указав, что это «Лапковский, Лебедев и проч.», а также засвидетельствовал, что «Определение Российского Святейшего Синода о запрещении сторонников имябожия (имяславия) никогда впоследствии: ни со стороны Зарубежной Церкви, ни Катакомбной Церкви в России – прямых правопреемниц и наследниц Российской Церкви, – не было отменено и до сих пор остается в силе». В итоге, «Посланием Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей» от 11 (24) сентября 2017 года современные исповедники божества Имени Божия осуждены и определены как «"имябожники", предтечи которых начали свою вредоносную деятельность уже в предреволюционное время».

Московский Патриархат так же неизменно исповедует и распространяет имяборческую ересь. В этой религиозной организации издают статьи, а также брошюры и книги, в которых провозглашена хула на Имя Господне и засвидетельствовано о действии в этой юрисдикции всех имяборческих постановлений Правительствующего Синода. В статье «Ересь имябожничества в прошлом и настоящем» священник Петр Андриевский написал: «Прежнее суждение Синода об имябожничестве как ереси, изложенное в «Послании» Синода от 18 мая 1913 года, равно как и последующие синодальные Определения 1914, 1916 годов, остаются до нынешнего дня в полной силе» [5].

По благословению патриарха этой юрисдикции изданы и переизданы следующие имяборческие книги: «Имябожнический бунт или плоды учения книги "На горах Кавказа"» (2005); «Афонская трагедия. Гордость и сатанинские замыслы» (2005)»; «Священная тайна Церкви» (2002, 2007, 2013). В последней книге митрополит Иларион (Алфеев) учит: «Будучи тварным, имя Божие не совечно Богу и не может отождествляться с нетварной энергией Божией» [6]. Но такое богохульное учение есть точное следование пункту 1. учения Правительствующего Синода об Имени Божьем в Послании от 18 мая 1913 года, что является всенародной проповедью высокопоставленным иерархом по благословению патриарха богохульной ереси, противоречащей Священному Писанию и Заключению Деяний Вселенских соборов, где святые отцы засвидетельствовали, что «Бог находится вне всякой сотворенной твари и потому имя Его не имеет ничего общего ни с чем», и что Имя Божие «не имеет ничего общего с тварями» [7]. Нетварен же и вечен только Сам Бог, или говоря языком Пророков и Апостолов – Имя Божие.

Православные не могут быть причастны имяборческой ереси, не могут быть членами имяборческих юрисдикций и не могут состоять в молитвенном общении с имяборцами в виду неправославности их веры во Имя Божие. Ибо имяборчество есть борьба со Христом, с Его спасительной Истиной и с Его Православной Церковью, которая есть «столп и утверждение истины» (1 Тим. 3, 15). Апостол Павел свидетельствует: «...Есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово. Но если бы мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема» (Гал. 1, 7-9).

Посему, имея попечение о благостоянии Русской Православной Церкви и ограждении Её чад от погибельной имяборческой ереси, моля Господа Бога да отвратит Он от горячо любимого Отечества нашего Свой великий гнев за вековую хулу на державное и зиждительное Имя Его и да подаст великие и богатые милости исповедующим нетварность, божество и всесилие Его спасительного Имени, утверждая, что Имяславие, как исповедание божества Имени Божия, есть Евангелие возрождения подлинного Православия не только в России, но и во всем христианском мире,

архиерейской властью, данной нам от Бога, ПРОВОЗГЛАШАЕМ:

– Отметающим пророческое, апостольское и отеческое исповедание Имени Божия Самим Богом, Имя Котораго не имет убо ничесоже общаго с тварями яко учат отцы Седьмаго Вселенскаго собора, но противно учащим и исповедующим яко святейшее Имя Божие суть токмо название и тварное слово человеческое – анафема!

– Безумне учащим, яко страшное и славное Имя Божие, им же заключена и запечатствована бездна, не имет в себе Божественной силы, – анафема!

– Не верующим, яко в Божественных именех, имиже человек призывает Бога, нераздельно благодатию Своею пребывает Сам Бог, но мнящих молитву токмо человеческаго ума и души действом – анафема!

– Исповедующим и учащим яко таинства церковныя совершаются не всесвятым Именем Божием – анафема!

– Отвергающим учение иже во святых отца нашего Григория Паламы, архиепископа Солунскаго, но противно учащим яко несотворенная благодать Божия не есть Сам Бог – анафема!

– Посланию Всероссийскаго Правительствующаго Синода, идеже вышереченныя ереси проповеданы и наречены гласом Церкви и верою православною, отеческою и апостольскою, иже бе издано в лето от воплощения Бога Слова тысяща девятьсот тринадцатое, месяца маия в осьмнадцатый день – анафема!

– Всем еретиком имяборцем и всем их богохульным лжецерквям, держащимся реченнаго синодальнаго послания и не отвергшимся его – анафема!

При отправлении в церквах чинопоследования Торжества Православия в неделю первую Великого поста, благословляем впредь прибавлять к положенным анафематствованиям провозглашенные ныне анафематствования имяборчеству и имяборцам.

Благословляем духовенство прочитать настоящее наше послание 14 (27) мая 2018 года во всех приходских и домовых храмах Русской Православной Церкви за Божественной литургией в День Святой Троицы – Пятидесятницы (до чтения коленопреклоненных молитв), а в общинах, где нет постоянного священника, – за ближайшей Божественной литургией после получения данного послания.

+Диомид, епископ Анадырский и Чукотский

+Мартин, архиепископ Севастопольский и Крымский


Вознесение Господне
4 (17) мая 2018 года

Примечания.

1. https://sinod-prc.livejournal.com .
2. Полное собрание законов Российской Империи. Том VI (1720-1722 гг.). 1830 г. С. 314. Закон № 3718.
3. РГИА. Ф. 796. Оп. 199. V отд. I ст. Д. 80. Ч. III. Л. 58-63.
4. Религиозно-философский журнал «Начала». № 1-4., М., 1995. С. 32-34.
5. http://www.blagogon.ru/articles/283/ .
6. Епископ Иларион (Алфеев). Священная тайна Церкви: Введение в историю и проблематику имяславских споров. Том первый. СПб.: Алетейя, 2002. С. 634 (в конце Главы IX).
7. Деяния Вселенских Соборов. Том 4. СПб.: «Воскресение», 2008. С. 636-638.

Источник: https://sinod-prc.livejournal.com/7801.html
Поделиться в соцсетях
Оценить

ПОДДЕРЖИТЕ РУССКИЙ ПРОЕКТ

Последние комментарии
Загрузка...
Популярные статьи
Наши друзья
Наверх