ЖИТЬ ИЛИ НЕ ЖИТЬ …

Опубликовано 13.04.2017
ЖИТЬ ИЛИ НЕ ЖИТЬ …

«Мне как лингвисту интереснее, когда язык развивается без каких- то указаний со стороны власти, потому что язык всегда мудрее, он отражает волю народа в целом. Язык – это такая сумма мнений всех. Иногда, правда.не очень устраивающая образованных людей».

Максим Кронгауз. Директор института лингвистики РГГУ, заведующий кафедрой русского языка.

Вопрос культурного и национального выживания в современном мирестоит наиболее остро, особенно для малых народов. И основа основ в этом вопросе есть сохранение своего национального языка – или восстановление, если он утрачен, но память о лингвистической самоиндетефикации ещё жива. Для восстановления важно, прежде всего, осознание «металингве» (некого таинственного пространства за словом). Необходимо не только говорить на языке предков, но и думать на нём, возвращаясь к лингвистической корневой системе.

Прапредки современных казаков, населявшие территорию от Днепра до Сырдарьи, именовали себя саки (скифы – по гречески). Границы земли саков проходили на западе с родственными им сколотами, на востоке с согдами, на юге с персами и хеттами, северные же пределы упирались в земли славян и финно-угров. Все эти перечисленные народы, за исключением северных соседей, принадлежали к единому ираноязычному миру, который сохранил фарси своим классическим литературным и разговорным языком, даже после прихода арабов и тюркских народов. Земли саков были завоёваны родственными сарматами, потом уже чуждыми по культуре ост-готами, гуннами (хунну), и наконец, хазарами и кипчаками (половцами). Всё это естественно сказалось на языке самих саков (цивилизация. которых уже уходила в небытие), часть которых к тому времени активно смешивалась в греческих колониях Причерноморья (в Меотии и Тавриде) с самими элиннами, приняв от них православное христианство. Греческий географ Страбон отмечал, что ещё при жизни Христа Спасителя в Закавказье жил воинственный народ коссахи (с произношением звука «кх» мы ещё не раз будем встречаться). Пассионарная потенция заставила увеличивающуюся семью танаитов-метисов (эллинистических скифов) расселяться по руслам великих рек – Днепра (Борисфена) и Дона (Танаиса), при этом сохраняя национальные качества обоих своих предков – и кочевников , и мореходов.

Но вернёмся к лингвистической корневой системе изначального народа-метиса, впоследствии называемого коссаками (бродниками у славян,и брадас у персов). Тюрско-иранское (туранское) наречие, главенствующее в ту пору у танаитов, проникало в язык приграничных славян, и в свою очередь обагащаясь славянизмами. Отсюда появление в речи у соседних славян слова «аз» -- я, ставшее для них родным (ныне используемое в церковно-славынской письменности), а у тюрков и финно-угров «ман» -- я, мне, моё.

Первое имя атамана ( «ата» - отец, «ман» -я) донских казаков, сохранившееся в летописях – Сарыазман. И по преданию, так себя именовали наши предки в ХVI веке. Слово «сар» (глава) превратилось в «царь», увековечившись в понятийном смысле – глава народа, а так же в наименованиях городов – Саратов, Сарапул, древней крепости Саркел, а так же Царьград, Царицын. А слова «майдан» и «зан» ( жена,у уральских казаков зана) понятны и украинцу, и русскому , и таджику (потомку согдов). Слово «чекмень» -- казачья верхняя одежда, осталась в лексиконе тех же таджиков и тюрков.

Древняя лингвистическая корневая система, открытая для дальнейшего развития, может дать живые плоды для общения.При этом разработки а языковых напластовываниях не мешают, а помогают дальнейшим исследованиям в восстановления гутара, балачки и уральского,и терского говоров. Нам необходимо вспомнить и привести в пример слова, которые являлись бы не просто созвучными казачьим, но и совпадающими с ними по смыслу. Например, пайда по-осетински польза(осетины наследники сарматско-аланской культуры), а на уральском говоре – прибыль; на осетинском – талмац, значит – перевод, а по уральски (да и по старорусски) толмачить – переводить. Ну а осетинские слова – дон (вода) и иннае (другой) наверное, вообще не требуют объяснений. Или жить – цэрын, то есть быть главой, главным. Особо можно отметить слово мард, что значит на фарси – муж, человек, которое дало название целому народу – мордва (финно-угорского происхождения, и не понимающие откуда взялось им это имя). А у славян появилось ругательное «морда» от неприязни к кочевникам тюрко-иранских народов южных степей, отвечающих гордо на вопрос «Кто они?», – «марды»…

Проследим за историей (биографией) народа и языка вкратце.

В 862 году по свидетельству византийских хроник, крещение то равноапостольного святого Кирилла получили последние из казаков, ведомые пленными в Хазарию. Этногенез коссаков совпал с образованием госсударственности у восточных славян. В 965-966 годах произошёл разгром Хазарского каганата князем Святославом, и привод в Киев воинов из народов ясов и косогов. Христианские народы аланы-осетины и казаки приведены в столицу великого князя, как достойные воины, несущие свою культуру и язык в нехристианский, ещё тогда, Киев. 1023-24 года борьба за власть на Руси. Князь Таманьтарханский (Тьмутараканский) Мстислав приводит с собой в своих войсках коссаков и алан, перед этим дав им поселиться в Таврии (Крыму) и на Тамани, и вместе с ними в составе своей дружины одерживает победу при Листвене над князем Ярославом Мудрым без притензии на Киевский престол. Близкое сожительство народов даёт взаимопроникновение языков у славян, аланов и коссаков … и вступает в период особой активности к приходу монголо-татар. В ХIII веке в Джучи-улусе (Золотой Орде) образовывается Подонско-Сарайская православная епархия, где, благодаря церковно-славянскому служению литургии, окончательно закрепляются славянизмы в христианских общинах казаков. В Золотой Орде на всей территории её владений утверждается единственный государственный язык – тюркский, который было необходимо знать всем подвластным народам. О двух родных языках у казаков – татарском (тюркском) и славянском напишет в своих записках генерал екатерининского времени немец А.Ригельман. Карательные походы при Петре Первом не трогали самобытности казаков, а геноцид устроенный большевистской властью ЭСЭСЭРИИ почти уничтожил неповторимость казачьей культуры и языка.

Но пассионарные крупицы нашего народа, сохраняющие в вере Православной память своих предков, их наследие в культуре и языке, потрудятся ради своих детей. Пусть они осознают богатство своего родного языка, не умаляя при этом и то. Что дано нам в историчкском пересечении путей с другими народами России – в обретении всей мировой культуры …

ИСТОЧНИКИ: Русско-осетинский словарь; Мокшин Н. «Мордва, эрзя, мокша. История этноса и этнонима»; ПСРЛ. – т.2. Ипатьевская летопись. – СПб. 1908. Стлб. 35 – 56. ; Воронежско-Борисоглебская епархия. Подонье в первые века христианства. ; Ригельман А.И. «История или повествование о донских казаках». – М.Университетская типография. 1846. с.34.

Верхнеуральский казак Милекесов Ю.М.​ лето 2010 год.

Поделиться в соцсетях
Оценить

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

ЧИТАТЬ ЕЩЕ

ЧИТАТЬ РОМАН
Популярные статьи
Наши друзья
Наверх