Великопостные концерты. Традиция XIX века или государственное преступление?

Опубликовано 29.03.2017
Великопостные концерты. Традиция XIX века или государственное преступление?

19 марта в Крестопоклонное воскресенье более 500 человек собрались в конференц-зале духовно-просветительского центра Екатеринбургской епархии, чтобы культурно отдохнуть от Великопостного подвига или, как выразились авторы епархиального сайта, «поддержать духовные силы верующих на пути Великого поста». Епархиальные массовики-затейники решили порадовать себя и прихожан Великопостным концертом «Спаси, Господи, люди Твоя!», в котором приняли участие более 20 воскресных школ и православных учебных заведений Екатеринбургской епархии.

Это не первый концерт в Епархии в нынешний Великий Пост. Чуть ранее на православном телеканале «Союз» появился сюжет, рассказывающий о другом концерте в день памяти 40-ка мучеников Севатийских. Банальный детский музыкальный утренник, проводимый кстати уже третий год и непременно во дни Великого Поста, преподнесен авторами сюжета, как

«уникальное явление русской музыкальной культуры, не имеющее аналогов в мире и возникшее ещё в XIX веке в Санкт-Петербурге. Якобы именно там впервые, в дни Святой Четыредесятницы публике были представлены образцы высокого искусства из мировой сокровищницы инструментальной симфонической и хоровой музыки, а в столице Среднего Урала традицию решили продолжить».

Руководитель детского хора Евгения Оханова в том же сюжете рассказала другую версию идеи постных концертов. По её словам, в музыкальном коллективе просто решили, что готовиться Великим Постом к Пасхе — этого мало, хочется большего, и поэтому решили петь.

Попробуем разрешить это противоречие.

Раз уж православные медиаторы «Союза» обратились к Великопостным традициям XIX века, то мы в свою очередь дерзнем им напомнить Определение Святейшего Синода от 3-22 марта 1899 года за № 947, по вопросу о недозволении публичных представлений, в которых допускается исполнение православных церковных песнопений и молитв:

В текущем году, в одном из губернских городов, состоялось публичное представление посредством аппарата «Микрограф», по программе, отпечатанной, с разрешения местной полиции, в губернской типографии, при чем были воспроизведены колокольные звоны, духовное песнопение и чтение, а затем еврейские кантаты и светские пение и музыка. Затем устроитель сего представления обратился с просьбою к духовному начальству о разрешении ему, по той же программе, исполнить означенное представление в одной из столичных аудиторий 24-го числа марта. Обсудив это ходатайство и вышеуказанную программу, Святейший Синод нашел: 1) что предназначенное просителем на 24-е марта представление, по своему характеру, должно быть отнесено к числу публичных концертов, давать которые, в силу 156 статьи устава о предупреждении и пресечении преступлений, 24-го марта, накануне Благовещения, воспрещается; 2) что в указанной программе, отпечатанной с дозволения Екатеринославской полиции, вопреки 157 статье того же Устава, допущено смешение светской музыки с духовною и 3) что такого рода представление, как видно из приложенной программы, происходившее уже в одном из провинциальных городов, может быть повторяемо и в других местностях, а между тем оно, по составу своей программы, может производить соблазн в народе и оскорблять религиозное чувство благочестивых христиан. По сим основаниям, Святейший Синод определил: 1) вышеизложенное ходатайство оставить без последствий, 2) предписать епархиальным преосвященным иметь наблюдение за тем, чтобы означенные публичные представления, заключающие в своих программах исполнение православных церковных песнопений и молитв, согласно 158 статье того же Устава, не были допускаемы.

// Церковное ведомости. № 14. 3 апреля, 1899. С. 84-85.

Фраза «накануне Благовещения, воспрещается», как нам кажется, говорит сама за себя. Ведь Благовещение зачастую выпадает на Великий Пост.

А уж смешение светского с духовным вообще являлось в XIX веке государственным преступлением!

Из «Устава о предупреждении и пресечении преступлений»:

статья 157. В духовных публичных концертах исполняется одна духовная музыка, а в светских все другие; посему смешение светской музыки с духовною не допускается.

статья 158. В духовных публичных концертах, исполнение которых на театрах воспрещается, не дозволяется петь псалмы и молитвы, в Православном богослужении употребляемые, а только других вероисповеданий, но и те отнюдь не в русском переводе.

Устав о предупреждении и пресечении преступлений. СПб., 1876. С. 32

Относительно Великопостных увеселений было и другое Синодальное постановление:

…23 февраля (1917 года — ред.), в день начала уличных беспорядков в Петрограде, высший орган церковной власти рассмотрел множество дел (в первую очередь, бракоразводных) и вступил в конфликт с Министерством внутренних дел, которое санкционировало показ фильмов патриотического содержания на первой и четвертой седмице Великого поста.

Синод решил, что, даже «и не будучи сопровождаемы музыкой и другими какими-либо развлечениями», демонстрация фильмов все-таки будет иметь «характер общественных забав», поэтому решение МВД не только не согласуется с законом, «но и противоречит общему желанию… верующих русских людей».

из монографии историка Павла Рогозного «Церковная революция 1917 года» («Лики России», Санкт-Петербург, 2008).

Выводы о православности канала «Союз», вещающего откровенную ложь касательно Великопостных русских традиций пусть каждый делает сам.

А мы вернемся к концерту на Крестопоклонной неделе:

По информации сайта Екатеринбургской епархии, концерт открыл клирик Иоанно-Предтеченского архиерейского подворья иерей Владимир Пинчук. В своей речи он напомнил собравшимся о смысле поста, о том, как правильно рассчитать свои силы и получить достойные результаты.

В Отделе религиозного образования и катехизации Екатеринбургской епархии рассказали, что, так как концерт состоялся на Крестопоклонной неделе, то он начался со стихиры «Радуйся, Живоносный Кресте» в исполнении ансамбля «Лествица» студии Уральской государственной консерватории им. М.П.Мусоргского и продолжился стихотворением Сергея Бехтеева «У Креста», а на протяжении всего концерта к теме Креста Господня выступающие обращались еще не раз.

В программе прозвучало много духовных произведений, исполненных хорами воскресных школ. Также дети пели песни о приходе весны, о красоте природы, о детском восприятии мира, переживаниях и радостях, о подвиге, доброте и милосердии. А юные музыканты сыграли для сверстников и их родителей несколько известных произведений классической музыки: в зале звучали скрипка, гитара, фортепиано и домра.

Были исполнены произведения, посвященные судьбам России ХХ века, новомученикам и исповедникам Церкви Русской: святому Патриарху Тихону и Аркадию Боровскому – священномученику Екатеринбургской епархии.

По окончании концерта с напутственным словом к зрителям и участникам обратился председатель Отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской епархии иерей Андрей Щукин.

«Хорошо, что в этом году Великопостный концерт пришелся на середину Великого поста. Он стал утешением для верующих в эти непростое время, когда в душе каждого невидимо, как росток из семени, взращивается Царство Небесное», – сказал отец Андрей.

«Отрадно было чувствовать заботу и поддержку со стороны организаторов концерта с момента первого телефонного звонка по поводу выступления нашего хора и до последней секунды пребывания гостей в здании! Польза же – как для учеников, так и для учителей просто неизмерима! Мы получили потрясающий стимул для работы, ориентиры и просто бесценный опыт», — поделилась впечатлениями Надежда Константиновна Швалева, руководитель хора воскресной школы храма во имя святого Страстотерпца царя Николая в поселке Арти.

Источник: https://vseeresi.com/2017/03/25/2017-%D0%B3%D0%BE%D0%B4-%D0%B2%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%86%D0%B5%D1%80%D1%82%D1%8B-%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D1%86%D0%B8/
Поделиться в соцсетях
Оценить

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

ЧИТАТЬ ЕЩЕ

ЧИТАТЬ РОМАН
Популярные статьи
Наши друзья
Наверх