Заметки о воспитании воинов. Педагогическая проза. Часть 2.

Опубликовано 26.01.2019
Заметки о воспитании воинов. Педагогическая проза. Часть 2.

Полевой выход (на озере)

Уже на летних каникулах, мы решили провести свой небольшой слет, вернее полевой выход. Мини-лагерь на три дня с Пятницы по Воскресенье. Часть ехала утром в Пятницу, часть после работы – к вечеру того же дня. Собрались полным составом и выбрались в прямом смысле в лес, по Приозерскому направлению. Место было красивое и со своей историей – здесь до нас работали скауты-разведчики во главе с А.С., нашим другом. Тоже проводили лагеря, ходили в походы, вели работу с молодежью. Так что шли мы на уже разведанное место.

Особенность похода с детьми в лес в том, что надо рассчитывать все, что можно рассчитать и готовить заранее все, что можно подготовить (в частности – мы заранее сварили макароны, и повезли их в термосе, чтобы на месте только разогреть). Мы несли на себе все – палатки, еду, вещи, и конечно нагружены были порядочно. Дети не спецназ, и бегать по лесу в полной выкладке не могут. Поэтому больше пришлось грузить на самих себя, благо были мы в полном составе. Отправлялись в несколько этапов – Никита и Сергей Николаевич с ребятами в первой группе, я с дружинником Ваней, во второй, Вова нагнал нас, что называется уже в дороге (встретились в электричке), Кирилл Олегович и А.М. прибыли с основной группой.

В походе

Добравшись на место (основная выдвинулась вперед для обустройства лагеря), потопали в лес, где наконец, отдохнули. А.М. встречал нас в ночи и вел к лагерю в обход старой тропы – лес сильно изменился (были повалены многие деревья), поэтому пришлось нам поплутать в темноте. Ребята, приехавшие раньше разбили палатки на берегу прекрасного лесного озера, приготовили ужин, а мы, прибыв в ночи, устроились на ночлег.

На следующее утро провели с ребятами зарядку (выручило то, чему нас учили на сборах), помолились, позавтракали. Потом проводили занятия – Никита показывал работу с нагайкой (успешно залепив Петру оплеуху, впрочем, без особых последствий), Кирилл Олегович – стендовую стрельбу из пневматического пистолета, а после обеда совместно помолившись, установили Крест на месте где располагался скаутский лагерь наших друзей из РОВСа. Было небольшое занятие по ориентированию на местности (его проводил Вова), было торжественное вручение погон одному из ребят, словом мы использовали время как могли. Оборудование для занятий каждый принес свое, часть снаряжения подарил нам бывалый походник и велосипедист Серега (старообрядец-единоверец), что-то собрали буквально с миру по нитке. Так и работали.

Крест на озере

Вечером, уложив молодежь спать (бодрствовали только дежурные, по очереди), сели у костра и пели русские народные, казачьи и солдатские песни. Каждый говорил то, что у него лежало на душе… Помню, как ещё у Креста Кирилл рассказал притчу о птицах и Царе, о том, что по вере нашей Господь даст просимое. Говорили о том, чего ждем – о служении, о Святой Руси. А ночью у костра вскипятив походный котелок, пили чай, и пели, пели… «Выйду ночью в поле с конем», «Взвейтесь соколы орлами», «Любо братцы, любо», ещё что-то чего теперь уже не помню. Кстати, пока мы разжигали костер и готовили чай, рядом на озере рыбак на лодочке – мужик лет сорока, расставлял сети. И потом уже в ночи, пришел на наш костер, угостил пойманной рыбой, сказав – «Хорошо поете». Сварили уху – Кирилл показал мастерство, капнул в ушицу немного водки, добавил специй, картошки, ужин вышел на славу. Так под звездами на берегу карельского озера и закончился этот день.

Рано утром собрались в обратный путь и выдвинулись на службу. Километрах в четырех-пяти, недалеко от станции, располагался храм в честь святого Георгия Победоносца. Правда, вымотавшись от дороги по скалам и карельскому бурелому, на службе смогли стоять не все. Ребята по одному отваливались и выходили на воздух отдохнуть – там лежали наши вещи, в итоге к концу Литургии почти все дружинники спали на рюкзаках практически на паперти храма. Но думаю, греха здесь не было – Господь, видя старание и желание сердца, воздает каждому по заслугам. Тем более что святой Георгий был для нас образцом для подражания, мы, помня об этом не разбрасывали копейки, относились с уважением к георгиевским лентам, и праздновали дни памяти этого великого святого.

У храма святого Георгия

После службы начали движение на станцию, откуда в полном составе и вернулись в город. Благо наш клуб располагался недалеко от Балтийского вокзала, и мы прямиком с электрички прибыли на базу. Оттуда уже разъезжались по домам.

Крестный ход в честь Цесаревича Алексия (Нижняя дача, Петергоф)

Летом занятий в клубе не было – в городе оставались не многие, большая часть дружинников разъехались кто на дачу, кто в летние лагеря. Свой полноценный многодневный лагерь в ту пору мы провести не могли, не имея достаточных для этого ресурсов. К тому же почти все были заняты на работе. Но, тем не менее, отдельные вещи проходили и летом. И одним из главных дел был Крестный ход в честь дня рождения Цесаревича Алексия – нашего небесного покровителя.

Стартовал Крестный ход из Царского села и шел сорок километров до Нижней дачи близ Петергофа, где 12 августа 1904 года родился Цесаревич Алексий. По пути была остановка примерно по середине – ночевка в клубе при храме, служба, Литургия, общение со священником-монархистом (заметно было, что он сознательно называл Царскую Семью великомучениками, а не страстотерпцами). Словом, много всего полезного и духовного. Именно тогда в этом Крестном ходу было для меня лично подтверждение, какое-то даже укрепление в том, что Царь грядет. Но тогда мы были малым составом – пара дружинников, да мы – я и Сергей Николаевич. Был ещё наш общий друг оператор и режиссер Сергий, снимавший крестный ход на видео. Но это отдельная история.

Очень контрастно показало себя на этом ходе казачество – настоящее, занимающееся делом (ребята из одного военно-патриотического клуба) и ряженное – переодетое в форму Императорского конвоя. Конечно и среди любителей красивых одежд, попадаются толковые не безразличные к тому, что происходит вокруг, люди, но основную работу делают не они. Мы же на ту пору носили «форму номер восемь» – «что нашли то и носим» - китель, переделанный из советского, свои брюки и пилотку летом, а зимой – папаху или кубанку. Ну и полевую форму б/у – собранную из подарков курсантов Академии имени А.Ф. Можайского. Впрочем, главное было не в форме, а в содержании.

Судьбы. Олег.

Вспоминаю мальчишку, который пришел к нам в начале нового учебного года. Мы работали на выставке, рассказывали про наш клуб «Верность», кто-то интересовался, кто-то проходил мимо, в итоге несколько человек пришли к нам. Среди новеньких выделялся шустрый парнишка, быстрый как горючая смесь в химической реторте в школьном классе… Но одновременно с этим – отзывчивый, восприимчивый, всем искренне интересующийся. Как и в целом с ребятами, с Олегом было по-разному – трудно и нелегко, весело и радостно, одновременно. Главное что в нем не было безразличия к тому, что мы делаем, они искренне заинтересовался всем, поверил как верили и мы в нашу грядущую Россию, стал частью нас. Помню как потом, уже позже, когда закончилась дружина «Верность», Олег подарил мне иконку Царя Николая, открытку с дарственной надписью и самодельную тарелочку с голубем, вложив в это часть своей души…

Раскрылся по настоящему Олег в Рязани. Зимой 11-12 года, прямо под Рождество мы поехали в десантную часть на военно-спортивные сборы. Это были незабываемые дни – неделя, проведенная вместе в казарме, с такими же ребятами из военно-патриотических клубов со всей России. Было много веселого там, в этой поездке (об этом подробней расскажу позже). Были и конфликты. Словом все то, что бывает, когда встречаются молодые парни из разных мест и варятся в одном армейском «котле». Олега запомнили там даже солдаты – настолько он выделялся своей живостью и мальчишеской непосредственностью… Но все-таки несмотря на непоседливость и быстроту, выделялся он с хорошей стороны, и работал на равнее со всеми. Выдержал марш-бросок по мокрому превратившемуся в кашу снегу… Выстоял долгую ночную рождественскую службу в Соборе. Хотя был одним из младших. Надо же было случиться так, что именно он в итоге попал служить в десантную часть, только уже не в Рязани, а во Пскове.

Десантники

Время пролетело быстро. Трудно поверить что те, кого я помню совсем ещё мальчишками, сегодня – взрослые люди. Разные, с разными судьбами. Несколько человек стало военными, двое женились, одного рукоположили в дьяконы. Конечно, хочется пожелать им всем счастья, поскорей найти в жизни свой истинный путь, раскрыть свои таланты. Ведь в каждом из нас есть искорка таланта заложенного Богом. Она горит как огонек в ночи, призывно мерцает звездочкой в темном ночном небе или блестит серебром на запорошенном снегом погоне… Но это сейчас. А пока вернемся в 2011 год.

Новый учебный год. Занятия на улице.

Осенью мы стали проводить выездные занятия на улице, пока позволяла погода. Занимались в парке у Александро-Невской Лавры, недалеко от семинарии. Пару раз проводили занятия в нашем районе и, пользуясь случаем, совместили прогулку по историческим местам Семеновского плаца с занятиями спортом на свежем воздухе.

Каждый раз, отправляясь куда-то, мы старались максимально наполнять день с разных сторон, используя каждую, казалось бы мелочь. Путешествуя по городу, мы отрабатывали передвижение строем, не раз с пением строевых песен, почитая историческое прошлое – отдавали честь памятникам, и конечно встречавшимся военным, словом делали что могли. Рассказывали дружинникам о тех местах, где бывали, старались развиваться с разных сторон. Не забывали и о культуре, об истории.

Могила А.В. Суворова.

Одним из мероприятий осени стало наше посещение могилы нашего русского архистратига – генералиссимуса Александра Васильевича Суворова, почитаемого в народе праведным воином. Возложив цветы к его могиле, мы отдали честь старым суворовским знаменам, не раз приводившим христолюбивое воинство к победам. Удивительно как скромно и в то же время величественно смотрится могила великого русского полководца, столь много сделавшего для нашего народа и непосредственно – для защиты монархии. Ведь он был настоящим «слугой Царю, отцом солдатам» и до сих пор не превзойден никем из мировых полководцев. Тем более ценен завет Суворова всем нам – «Потомство мое прошу брать пример: всякое дело начинать с благословением Божьим; до издыхания быть верным Государю и Отечеству; избегать роскоши, праздности, корыстолюбия и искать славы чрез истину и добродетель».

Поездка на форт Алексеевский (Красная горка)

Одним из выездных мероприятий осени стало посещение форта «Красная горка» (первоначальное название форта было в честь Цесаревича Алексея). Там мы посмотрели сам форт и его вооружение, прослушали экскурсию, а потом, пользуясь случаем, побегали и поиграли на свежем воздухе. Здесь же вручили погоны очередному дружиннику, пообщались, словом с пользой провели время.

Вручение погон дружиннику

Крестный ход в день именин Цесаревича Алексия. Десантники

В дружине «Верность» мы особенно праздновали дни, связанные с памятью Цесаревича Алексия, в частности – его именины, день святителя Алексия Московского. И так получилось, что как раз осенью к нам в гости приехали десантники из РВВДКУ, курсанты 3 курса. Познакомились мы ещё в 2010 году на одном из мероприятий межвузовской ассоциации «Покров» – они приехали на научно-практическую конференцию со своим преподавателем Мариной Юрьевной. А мы в ту пору ходили по разным городским мероприятиям, с целью выбить грант или найти поддержку нашему начинанию (кстати, так и не нашли). Но нет худа без добра – мы познакомились, а после и подружились с православными курсантами из Рязанского Высшего Воздушно-Десантного Командного Училища имени генерала армии Василия Филипповича Маргелова (именно так, и никак иначе писали ребята в анкетах!). Знакомство оказалось судьбоносным – они несколько раз приезжали к нам, мы зимой отправились к ним (но об этом позже).

А 16 октября мы собрались все вместе – наша дружина и курсанты из Рязани, и полным составом отправились в Петергоф. Прибыли как раз к началу Крестного хода, десантникам доверили нести большую икону Цесаревича Алексия, нашим ребятам – иконы поменьше, и с пением молитв, отправились по осенней дороге к месту, где родился святой отрок, так и не ставший правителем России… Поездка запомнилась всем – как нам, так и курсантам, и закончилась на светлой ноте. Не обошлось и без чудес. Ехали мы туда на двух машинах (часть дружинников ехали со мной, часть с Никитой). Естественно я был одет по форме, а документы на машину и права машинально оставил в «гражданке». В итоге уже в Петергофе понял что еду обратно без каких-либо документов кроме погон. Но с Божьей помощью все закончилось благополучно, вечером мы вернулись в клуб а десантники отправились в Рязань.

Посещение детского дома

В конце осени, ближе к зиме по просьбе отца Алексия мы отправились в детский дом, в нашем районе. Пообщались с воспитателями и ребятами, посмотрели на то как живут они, и как могли, рассказали о себе. Да собственно и не рассказывали – просто они посмотрели на нас, а мы на них. Наши воспитанники не были идеальными, и порой поведение их оставляло желать лучшего, забавней всего было как у этих ещё вчера абсолютно «штатских» мальчишек появлялись порой не самые лучшие армейские замашки. Но, сколько было сил, мы боролись за честь родного погона, за право быть воинами Христовыми. Как могли, несли свой Крест, стараясь плечом поддержать идущего рядом…

Для внешнего мира, смотревшего на нас со стороны, мы были какими-то кадетами, вникать в то кто мы, как и на что живем, хотели не многие. Но для тех, кто хотел общения, мы всегда были открыты. Для чего я пишу об этом так подробно? Надеюсь, кому-то наш опыт окажется полезным. Многие вещи не описать в виде формализованных инструкций учебника по педагогике. Но можно постараться передать их в виде уже прожитого опыта. Самое главное во всем этом – мы не играли, мы жили тем, что делали, и с Божьей помощью шли вперед, развивались, надеюсь, для будущего. Стержнем всей нашей деятельности была готовность пожертвовать своими силами, временем, трудами – и только благодаря этому удавалось чего-то добиться. Так как об этом сказал великий святой наших времен – преподобный Гавриил (Ургебадзе): «Без жертвы ради Господа и ближнего ничего в духовной жизни не получится. Без жертвы не научишься любить».

Пояс Пресвятой Богородицы

Осенью 2011 года произошло запомнившееся многим важное духовное событие – прибытие Пояса Пресвятой Богородицы с Афона на нашу землю. Конечно, захотели побывать у такой великой святыни и мы. Естественно, желающих поклониться Поясу Пречистой Божьей Матери было много, и поток людей шел непрерывно – день и ночь, все дни пребывания святыни в городе. Стоять с ребятами ночь было не реально, поэтому попробовали прийти днем, в Воскресенье – сразу же после Литургии, благо от нашего храма до Новодевичьего монастыря относительно недалеко (пара километров). Народу было действительно много, очередь начиналась далеко за поворотом улицы, и в нашей ситуации смысла вставать в нее просто не было. Попробовали договориться, чтобы нас пропустили, благо было письмо от настоятеля собора к игуменье монастыря, принимавшего святыню, но… попросту говоря, нас завернули.

Впрочем, не обошлось без утешения. Все то время, что мы пробыли там, в толпе народа, пока молились, ждали, стояли, легло на сердце благодатью и радостью. И надо же было так случиться, что уже после того как Пояс проследовал по России дальше, мы увидели статью в газете с фотографией где наши ребята стоят под стенами Новодевичьего монастыря – на пути к святыне…

К Поясу Пресвятой Богородицы

День Героев (день святого Георгия)

На день Героев 26 ноября/9 декабря – день Великомученика Георгия Победоносца мы отправились в Петропавловскую крепость. Поход получился особым. С музеем Петропавловской крепости нас связывали хорошие рабочие отношения – историки приглашали нас на свои мероприятия, а мы как-то позже помогли им, когда у них был переезд части фондов (материалов раскопок) из одного помещения в другое. Тем более что их как и нас волновали вопросы той трагедии, которая произошла в годы революционных потрясений. Но обо всем по порядку.

По традиции в день Святого Георгия – день Георгиевских кавалеров, в России чествовали героев, награжденных офицерским Орденом Святого Георгия или солдатским Георгиевским крестом. В этот день мы молились об упокоении всех Российских Императоров, начиная с Екатерины II бывших кавалерами Ордена Святого Георгия. Мы выставили у гробов наших Государей почетный караул, звучали молитвы, горели свечи, словом – панихида прошла так, как должно.

В Петропавловском соборе

Почетный караул на Дворцовой площади

Значимым делом были наши почетные караулы в самом центре города – на Дворцовой площади. По инициативе одного знакомого священника там проходили молебны о возрождении России, место было выбрано не случайно – у Александрийского столпа, рядом с тем местом, где жили и служили Богу многие наши Императоры.

Площадь – огромная и красивая, была малолюдной в те моменты, когда мы выставляли почетный караул, на нас не смотрели сотни глаз как на парадах и смотрах, но мы чувствовали, что делаем нужное дело, и ребята понимали это. Участники молебнов несли к подножию колонны красные и белые гвоздики – как напоминание о той трагедии разделения, что произошла сто лет назад, а мы стояли рядом – так как кто-то до нас, и даст Бог – после нас.

Однажды наш караул выпал на 25 декабря – и было много символичного в этом дне. Этот караул даже попал на экраны ТВ (к сожалению, тот сюжет телеканала «Спас» трудно найти теперь), там брали интервью у нашего Гриши, и не плохо показали то, как все происходило. Мы едва успели закончить мероприятие, как на площади появилось оцепление ОМОНа. Здоровые бойцы в сером камуфляже с улыбкой смотрели на наших ребят, мы – несколько с опасением на них (оцепление сжималось). Впрочем, мы не унывали и выходили с площади с песней «Фуражка», которую пели особенно старательно. Проходя мимо здания Главного штаба, отдали честь военному патрулю, но самое интересное, как оказалось, предстояло впереди.

Почетный караул на Дворцовой площади

Когда мы вышли на Невский и повернули в сторону метро, навстречу нам двигались огромные толпы – люди встречали «деда мороза», а мы шли с хоругвью в колонну по одному, друг за другом, наперекор всему. Стало наглядно видно то, о чем, говорил в клубе «Верность» его первый духовник о. Сергий за пару лет до этого. Батюшка объяснял нам, что выбирая праздновать заранее «новый год» (по чужому для нас календарю) или дождаться конца Поста и встречать рождающегося Христа, это тоже самое, что делать выбор кого ждать в своей жизни – Христа или антихриста. Особенно заметно это стало на Невском проспекте, идя в противоход толпе, детям с красными рожками, стайкам девушек, несущимся вперед с телефонами в руках, безумству чужого не нашего праздника… Обойдя через канал Грибоедова (Екатерининский) стоявшее в сторону метро оцепление, мы вновь вернулись на Невский.

Символично, что уже у Казанского Собора мы встретили старого солдата лет сорока в черном берете, без ног сидящего на паперти… Я подал команду «Взвод – смирно!» и мы прошли, печатая шаг, отдавая честь воину. Он с серьезным видом вытянулся и так же протянул здоровую ладонь к берету, провожая взглядом наш строй.

Впереди нас ждала Рязань, но об этом в третьей части.

Р.К.

Поделиться в соцсетях
Оценить

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

ЧИТАТЬ ЕЩЕ

ЧИТАТЬ РОМАН
Популярные статьи
Наши друзья
Наверх