Преподобный Силуан Афонский

Работая над своими произведениями, я часто слушаю творения святых отцов, одним из которых является преподобный Силуан Афонский. Этот подвижник благочестия и духовный писатель настолько полюбился мне и моей супруге, что слушали его неоднократно, и всякий раз находили его сочинения более похожими на духовную поэзию, нежели прозу. Это что-то особенное, от главы к главе всё об одном: плаче духовном, притом неутомительно, немудрено, молитвенно, поистине не от ума, но от Духа Святого: «Скучает душа моя о Господе, и слезно ищу Его. Как мне Тебя не искать? Ты прежде взыскал меня, и дал мне насладиться Духом Твоим Святым, и душа моя возлюбила Тебя...». Не пересказать слова преподобного, как не пересказать своими словами Пушкина.

Существуют воспоминания о старце его ученика иеромонаха (впоследствии схиархимандрита) Сафрония (Сахарова), изложенные в книге «Старец Силуан». В ней, в числе прочего, есть некоторые сведения о внешности святого. В частности, о. Сафроний пишет: «Сильный торс, крепкая шея... Рабочие руки, сильные, с большими ладонями и крупными пальцами... Красивый, округлый умеренный лоб, чуть больший длины носа... Глаза темные, небольшие; взгляд спокойный, мягкий, по временам проницательно-пристальный; часто усталый от многого бдения и слез... Его [Силуана] несколько раз фотографировали, но всегда он выходил неудачно. Крепкие, мужественные черты его лица выходили сухими, жесткими, грубыми, тогда как в жизни он производил впечатление, скорее, приятное своим мирным и благодушным лицом, которое от малого сна и многого поста и умиления часто бывало бледным, мягким, совсем не суровым».

Задумав писать портрет преподобного, я конечно же обратился к Интернет-ресурсам с целью найти фотографии старца. Таковых нашлось несколько, причём как и следовало ожидать невысокого качества, но, что особенно вызывало затруднение, на всех он казался каким-то разным, иногда до непохожести.

И хотя, работая над портретом, я старался соотносить его со всеми обнаруженными фотографиями, например, форма носа в полуобороте даёт о нём более полное представление на фотографии в анфас, я выбрал две основные: первую (для написания лица) и последнюю (для фигуры и положения рук) из представленных по порядку.

Вот подлинно человек и целый мир не достоин его. И словно нет самого мира, но только человек Божий и Царствие Божие внутри его есть. Мне захотелось максимально отразить ещё одни слова из книги о. Сафрония: «Долгие годы титанической борьбы со страстями прошли. Духом в то время был он подлинно велик», а композицию портрета выполнить по иконописному типу. С этой целью я развернул фигуру старца прямо, облагообразил форму куколя по образцу великой схимы и складки одежд, которые смешались с фоном, дабы ничего не отвлекало внимания зрителя от лица святого.

Впрочем, не могу сказать, что мне удалось создать образ небожителя. Портрет – не икона. Не видя святого воочию и будучи привязанным к «неудачным» фото, я рисковал потерять внешнее сходство с оригиналом, поэтому старался не слишком удаляться от документального материала, сосредоточившись на передачи внутренней собранности и строгости к себе преподобного, отстранённость от мира...

А.Н. Миронов. 2018 г.

Опубликовано 10.07.2018
Поделиться в соцсетях
Оценить
Комментарии для сайта Cackle
Наверх